Деяния 15

Рассказ об этом содержится в главе 15. Из Иерусалима, где все еще происходит в соответствии с законом, приходят некие люди, и в центре и отправной точке работы в Антиохии они стремятся навязать эти требования язычникам. То была воля Божья, уладившая это дело при помощи совещания в Иерусалиме, чтобы таким образом укрепить единство, каковы бы ни были иудейские предрассудки, а не апостольский авторитет Павла или же только действие в Антиохии Его духа, что, возможно, разделило бы собрание. В этом отношении замечательны средства Божьи, показывающие нам путь, в котором Он хранит высочайшую заботу о собрании в благодати. Читая послание Галатам, мы видим, что в действительности вопрос касался христианства, затрагивая самую основу, глубочайшие источники благодати, прав Божьих, греховного положения человека, — те принципы, на которых основывается вся система извечных отношений человека с Богом. Если кто-то был обрезан, то он находился под властью закона, он отказывался от благодати, он отказывался от Христа. Тем не менее, апостол Павел, исполненный веры, силы, пылающий страстью, обязан идти в Иерусалим, куда он не хочет идти, для того, чтобы привести все в порядок. Павел трудился в Антиохии, но работа в том городе была не его делом. Он не был апостолом в Антиохии, каковым он был в Иконии, в Листре, после этого в Македонии и Греции. Он вышел из Антиохии, из недр собрания, уже здесь образованного. Для собрания вопрос был решен независимо от апостольской власти Павла. Апостол должен уступать перед Богом и его путями. Павел спорит с людьми из Иудеи, но к соглашению они не приходят. Определено послать некоторых из собрания в Иерусалим, но с ними Павла и Варнаву, так глубоко заинтересовавшихся в этом вопросе. Кроме того, Павлу было откровение, что он должен идти. Бог направляет его шаги. Тем не менее, иногда хорошо быть обязанным подчиниться, хотя это всегда правильно и исполнено духовной силы. Решение вопроса было перенесено в Иерусалим. То, что подчинение язычников закону должно было встретить в Иерусалиме сопротивление, было весьма значительным. И еще более значительным было то, что они должны были решить не делать этого. Здесь в предопределении того, что это решение исходит из Иерусалима, мы видим мудрость Божью. Не будь здесь фанатизма, этот вопрос не был бы таким неизбежным, но увы! Следует творить благо, несмотря на всю слабость и все традиции людей. Решение, принятое в Антиохии, вероятно, отличалось бы от решения, принятого в Иерусалиме. Иудейское собрание не приняло бы истину, апостольский авторитет двенадцати не поддержал бы ее. Направление в Иерусалиме и направление в Антиохии было бы различным. Началась бы ( по крайней мере, внешне) продолжительная война, с одной стороны, авторитета первоначального и апостольского собрания, а с другой; силы и свободы Духа в Павле, как представителя этой силы и свободы. Иудейское стремление человеческой природы всегда готово отказаться от высочайшей силы Духа и вернуться на пути и помыслы плоти. Это стремление, взлелеянное традициями древнейшей веры, уже достаточно наделило скорбью и трудностями того, кто особенно трудился среди язычников в согласии со Святым Духом, без той помощи, которую бы он имел, идя по пути апостолов и собрания в Иерусалиме. После долгих споров в Иерусалиме, которым была дана полная свобода, Петр, взяв на себя инициативу, рассказывает случай, произошедший с Корнилием. После этого Павел и Варнава провозглашают чудесное явление Бога силой Святого Духа, которое произошло среди язычников. Затем Иаков подводит итог решению собрания, с которым согласны все, что язычники не обязаны быть обрезанными или же подчиниться закону, но только воздерживаться от крови, от удавленины, от идоложертвенного мяса, от блуда. Будет полезно рассмотреть и условия этого постановления. Оно направлено на то, чтобы учить не тому, что есть, собственно, добро или зло, но тому, что подходило представленному случаю. Это было неправильно перед Богом, но «необходимо» во избежание определенных вещей. Это могло бы быть действительно злом. Но сейчас это так не выглядело. От более определенных обстоятельств, к которым язычники были привычны, и это было правильно, они должны были отречься для того, чтобы собрание могло действовать, как и следовало, в мире пред Богом. Другим требованиям закона их не следовало подчинять. У Моисея были те, кто проповедовал его. Этого было достаточно без принуждения язычников подчиниться его закону, когда они присоединились не к иудеям, а к Господу. Следовательно, это постановление осуждает не сущность запрещенных вещей, но их уместность в данный момент — так как язычники действительно привыкли не исполнять все эти требования. Следует заметить, что это были вещи, запрещенные не только законом. Это было то, что противостояло порядку, установленному Богом как творцом, или же запрету, данному Ною, когда ему было велено не есть мясо с кровью. Женщина должна была быть связана с мужчиной таинством брака, и это было великим благом. Жизнь принадлежала Богу. Всякое соединение с идолами было преступлением против власти истинного Бога. Пусть Моисей обучает их собственным законам, но эти вещи были противны разумному познанию истинного Бога. Следовательно, это не было новым законом, навязанным христианам, и не подстраивалось под иудейские предрассудки. Это имело не тот вид законности, подобный духовному таинству, обязательному самому по себе. Это выражение христианского понимания условий истинных отношений человека с Богом в сфере естества, установленных добротой Божьей, через вождей в Иерусалиме невежественным христианам, освобождая их от закона и просвещая их относительно их отношений между Богом и человеком, и того, что правильно для человека, — в тех вещах, в которых они, подобно идолопоклонникам-язычникам, были несведущи. Я говорю: обратились к христианскому пониманию; следовательно, здесь ничто не противоречит употреблению в пищу того, что было продано на бойнях, потому что я признаю Бога, давшего это, а не идола. Но если какое-либо действие включает в себя общение с идолом, даже относительно совести другого, то это вызывало гнев у Бога; и я грешу против него или моего соседа. Я не знаю, удавлено ли это животное или нет, но если люди действуют таким образом, чтобы показать, что им все равно, принадлежит ли эта жизнь Богу или нет, то я грешу. Я не осквернен этим, но мне не хватает христианского понимания прав Бога как Творца. Что касается блуда, то воздержание от блуда входит в категорию христианской чистоты, кроме того, противоречит порядку создателя, таким образом, это непосредственный вопрос о добре или зле, а не только прав Божьих, открытых нашему пониманию. Это более важно как общий принцип, а не подробности его. В общем, были установлены такие принципы: чистота брака согласно первоначальному установлению Божьему; жизнь принадлежит Богу; и единство Бога — как единственного истинного Бога. То же самое является истинным в отношении основания, положенного собранием в основе своего постановления. «Ибо угодно Святому Духу». Святой Дух проявил себя в случае с Корнилием и при обращении язычников, чему дали оценку Петр, Павел и Варнава. Но с другой стороны, апостолы вместилище власти Христа, те, кому было доверено управление собранием, основанным в связи с истиной иудейской веры. Они представляли власть Христа, вознесшегося на небеса, даже тогда, в тех случаях, когда показал свою силу и волю Святой Дух. Власть была проявлена в связи с тем, что в определенном смысле явилось продолжением иудаизма, расширенного новым откровением, центр которого был в Иерусалиме, признающем Мессию, вознесенного Иисуса, отвергнутого людьми. Христос вверил им власть, необходимую для руководства собранием. Они также были отмечены в день пятидесятницы, чтобы исполнить это. Дух благодати и мудрости истинно показан в образе их действий. Они полностью одобряют Павла и Варнаву и посылают с ними выдающихся людей в собрании в Иерусалиме, которые не могут быть заподозрены в принесении ответа в поддержку их собственных притязаний, как это могло бы быть в случае с Павлом и Варнавой. Апостолы и пресвитеры собираются на совещание, но вся паства действует с ними в согласии. Таким образом, Иерусалим решил, что для язычников закон не обязателен. Они же, искренние в своем желании следовать с Христом, чрезвычайно радуются своей свободе от такого ярма. Иуда и Сила, будучи проповедниками, призывают и поддерживают их, и после этого они с миром отпускаются. Но Сила, воодушевленный Святым Духом, думает остаться на свой страх и риск. Он предпочитает Иерусалиму работу среди язычников. Иуда возвращается оттуда в Иерусалим. Работа в Антиохии благодаря Павлу, Варнаве и другим продолжается. В Антиохии мы снова видим полную свободу Святого Духа. Павел предлагает Варнаве пойти навестить собрания, уже образованные при их помощи в Малой Асии. Варнава соглашается, но намеревается взять с собой Иоанна, который перед тем оставил их. Павел хочет взять с собой того, кто не отступил от дела и из-за своего дома не сошел с пути странника ради дела, Варнава же настаивает на своем, и эти два ценных слуги Божьи расстаются. Варнава берет Марка и отправляется на Кипр. Итак, Марк был его родственником, а Кипр — его родиной. Павел берет Силу, предпочитавшего дело Иерусалиму, а не Иерусалим — работе. Судя по его семени, мы можем убедится, что Сила был грек. Как прекрасно обнаружить, что после этого Павел говорит с Варнавой с чистой любовью и желает, чтобы Марк пришел к нему, найдя его полезным для служения. Более того, Павел привлечен братьями к благодати Божьей в своей работе. Звание, данное апостолами Павлу и Варнаве, показывает разницу между апостольской властью, установленной Христом в человеке, и той властью, что была установлена властью Святого Духа — посланного самим Христом, без сомнения, в сущности направляемой Святым Духом, и их миссией, подтвержденной его властью. У Павла и Варнавы среди апостолов нет звания, кроме их работы, — «человеки, предавшие души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа». Они являются теми, чем сделал их Святой Дух. Апостолы же — это те самые двенадцать.