Деяния 17

Мы не должны обойти молчанием силу, которая охватила целые семьи и подчинила их христианской вере. Однако мы видим это лишь в вопросе введения в собрание язычников {Однако в случае с Лидой и Сароном мы видим то, что наиболее аналогично в связи с народом. Они слышали о чуде, сотворенным в отношении Енея; и город, и окрестности обратились к Господу. Сарон это район, расположенный вдоль побережья}. Но Корнилий, Лидия, стражник в Филиппах — все являются свидетелями этой силы. В последнем случае то была сила, примененная врагом в отношении страстей язычников, которая вызвала преследование апостолов; в Фессалонике мы снова находим древнюю и извечную вражду иудеев. Тем не менее, множество иудеев и эллинов принимают благовествование. После мятежа, также происшедшего и здесь, апостолы уходят в Верию. Здесь иудеи более благомысленные; все, что они слышат, они рассматривают как слово Божье. Благодаря этому уверовало великое их множество. Тем не менее, иудеи Фессалоники, «ревностно» относящиеся к успеху, достигнутому благовествованию, идут в Верию. Павел покидает город и отправляется в Афины. Сила и Тимофей на время остаются в Верии, Павел же является особым объектом иудейских преследований. В Афинах, посещая синагогу и видя этот город, Павел возмутился духом при виде всеобщего идолопоклонства в этом праздном городе, и он ежедневно публично спорит с их философами; будучи последовательным в этих беседах, он свидетельствует в этой интеллектуальной столице истинного Бога. Он посылает весточку Силе и Тимофею, чтобы они присоединились к нему. С таким народом, как афиняне, — таково впечатление от интеллектуального развития без Бога — ему пришлось спуститься на низшую ступень лестницы истины. Он объясняет единство Бога, Творца, и отношение человека к нему, провозглашая также то, что Иисус будет судить мир, чему Бог явил доказательство, воскресив его из мертвых. За исключением осуждения мира, данного в качестве обетов, свидетельствующих о возвращении Христа, мы могли бы подумать, что это Петр обращается к иудеям. Мы не должны воображать себе, что историк рассказывает обо всем, что сказал Павел. Описана лишь его защита, а не проповедь. Святой Дух дает нам то, что характеризует манеру, в которой апостол отнесся к обстоятельствам тех, к кому обращался. Все, что оставалось в памяти его первых слушателей, — это то, что он проповедовал Иисуса и его воскресение. Это проявляется как раз в том, что некоторые поняли воскресение и Иисуса как Бога. Это, разумеется, и есть основа христианства, которое опирается на Иисуса и его воскресение, но только основа. Я сказал, что это напоминает нам проповедование Петра. Я имею в виду уровень его учения о Христе. И в то же время, мы заметили уместность применения фактов к тем людям, к которым он обращался. Петр проповедует отвергнутого Христа, вознесенного на небеса, готового вернуться, если иудеи раскаются, и который своим приходом установит все то, о чем говорили пророки. Здесь осуждение мира — утверждение истины для плотского разума — представлено образованным людям и людям любознательным, и ничто иное не может заинтересовать их склонные к философии умы, нежели простое и убедительное свидетельство нелепости их идолопоклонства, как раз в соответствии с тем, что признает плотское сознание их собственных поэтов.