Деяния 18,1 — 19,7

Нечестной наживе, для которой сатана представил удобный случай, помешало благовествование в Филиппах; в Фессалонике — нападки иудейской ревности, в Афинах — ожесточение и нравственное безразличие к познанию, что льстило человеческому тщеславию. Благовествование продолжает свой путь, одерживая победу над одним и уступая влиянию другого; и, после того, как ученым афинянином было раскрыто все, насколько позволяло их положение, покинув их и найдя среди роскоши и развращенных обычаев богатого города Коринфа множество народа, вводит их в собрание. Таковы пути Божьи и действия его преданных слуг, ведомых Святым Духом. Позволим себе заметить, что эта сила, которая ищет язычников, никогда не теряет из вида благоволение Бога к его избранному народу — благоволение, искавшее их с тех пор, как они отвергли его. В Фессалонике Павел дважды получает помощь из Филипп; в Коринфе же, где господствовали деньги и торговля, он не принимает эту помощь, но спокойно трудится с двумя соотечественниками, занятыми тем же ремеслом, что и он. Он снова начинает с иудеев, которые богохульствуют и показывают враждебность по отношению к его учению. Апостол следует своим путем со смелостью и решительностью человека, истинно ведомого Богом, следует спокойно и рассудительно, чтобы не отклониться в сторону. Он отрясает свои одежды в знак очищения от их крови и объявляет, что сейчас он обращается к язычникам, согласно Ис. 49, приняв это пророчество как веление Бога. В Коринфе Бог имеет «множество народа». Поэтому, чтобы разрушить планы и смягчить злобу иудеев, всегда «ревностно» относящихся к той религии, которая затмила их значение, какой бы ни была благодать, даруемая им, он, Павел, использует безразличное неверие Галлиона. После долгих трудов Павел вновь отправляется в путь. Его друзья — иудеи, Прискилла и Акила, уходят с ним. Он также связан обетом. Вражда иудеев не умаляет его привязанности к его народу — прежде всего его преданности к проповеди благовествования — в признании всего, что принадлежит им в благодати пред Богом. Он даже подчиняется иудейским обрядам. Возможно, что на него оказала влияние привычка, происходящая не от Духа, но согласно Духу, и у него и в мыслях не было отвергать то, что Бог в терпеливой благодати даровал людям. Он обращается к иудеям в Ефесе. Они склонны к тому, чтобы послушать его, но он желает отметить праздник в Иерусалиме. В этом он со своими празднествами и обетами все еще иудей. Очевидно, Дух изложил нам эти обстоятельства, чтобы дать истинную и законченную картину отношений, существующих между этими двумя системами, — как степень свободы от влияния одной, так и власть, установленную другой. Первая часто лишь проявляется в определенной степени, там, где сила, направленная на осуществление этой свободы, чрезвычайно велика. Свобода, снисходящая до предрассудков и привычек, не равнозначна подчинению этим предрассудкам в одной и той же личности. По нашей немощи эти две вещи смешиваются, но в действительности они противопоставлены друг другу. Почитать то, что почитает Бог, даже если система потеряла реальную силу и ценность и если мы призваны действовать в связи с системой, когда она не представляет собой ничего, кроме суеверия и слабости, — это совершенно отличается от того, чтобы отдаться в рабство суеверию и слабости. Первое является воздействием Духа, последнее — воздействием плоти. Увы! В нас одно часто смешивается с другим. Милосердие становится слабостью, придавая свидетельству неуверенность. Павел отправляется в путешествие, он идет в Иерусалим, приветствует собрание, идет в Антиохию и вновь посещает первые образованные им собрания, объединяя, таким образом, всю свою работу, совершенную в Антиохии и Иерусалиме. Насколько его прежние привычки оказывают на него влияние в его действиях, я предоставлю судить читателю. Он был иудеем. Святой Дух позволил нам увидеть, что Павел был, насколько это возможно, далек от презрения к древнему народу Божьему, для которого божественная благодать никогда не изменится. Это чувство было, без сомнения, верно. Это проявляется везде, где он переходит границы Духа и духовности. Тут мы имеем только факты. Возможно, у него были какие-то личные соображения, обоснованные тем положением, в котором он находился. Можно оказаться в обстоятельствах, противоречащих свободе или Духу, которые, тем не менее, когда мы в них находимся, предъявляют нам определенные требования или же оказывают влияние, которое непременно ослабляет в душе силу этой свободы. Возможно, мы поступаем неправильно, поставив себя в эти условия, но когда мы в них находимся, мы испытываем их влияние, они предъявляют нам свои требования. Человек, призванный служить Богу, удалившись от отчего дома, ходит в свободе Духа. Когда он приходит в отчий дом, с отцом его не происходит перемена: права его отца восстанавливаются — где же его свобода? Или человек, обладающий более высоким духовным восприятием, оказывается среди друзей, которые духовно ниже его; ему почти невозможно сохранить свои духовные суждения. Однако как бы там ни было, он добровольно установил связь, с одной стороны, с собой, обладающим свободой и благодатью, с другой стороны, с христианами Иерусалима, остающимися на уровне их прежних предрассудков и требующих терпения и снисхождения того, кто был сосудом и свидетелем свободы Духа Божьего. Это, в дополнение к деятельности в Ефесе, образует круг активных действий апостола по благовествованию, чтобы показать нам в нем отношения Духа с людьми. Со стиха 24 главы 18 по стих 7 главы 19 мы находим краткое изложение успеха, достигнутого учением Христа, и сопутствующей ему силы. Аполлос знал только крещение Иоанна; и, честный сердцем, он публично признал и проповедовал то, что ему было известно. То была вера возрожденной души. Акила и Прискилла полностью разъясняют ему истины благовествования и учение умершего и прославленного Христа. В Коринфе он становится влиятельным учителем евангелия, проповедуя о Господе среди иудеев, поддерживая таким образом веру в учениках. Сила Святого Духа проявляется в нем без вмешательства апостола или двенадцати. Он действует, так сказать, независимо; Дух действует в нем независимо. Интересно пронаблюдать эти различные проявления силы и свободы Святого Духа и помнить, что Господь превыше всего, и то, что если Он замечательным образом действует в Павле, то Он действует также в любом, в ком Он захочет. С другой стороны, в том, что следует за этим, мы находим развитие божественного откровения в единстве с апостольской властью Павла, отчетливо выраженной благодаря способности Святого Духа передаваться людям. Уверовали двенадцать человек, но они были крещены только крещением Иоанна. Крещение Иоанна требовало покаяния, но никоим образом не выходило за рамки иудаизма, хотя это открывало перспективу чего-то совершенно нового, в соответствии с верховной властью Божьей и вследствие прихода Христа. Это было крещение в покаяние человека на земле, а не в смерть и воскресение Христа. Сейчас христианство (так как грех человека полностью проявил себя) основывается на смерти и воскресении, во-первых, Христа, а затем на нашей смерти и воскресении с ним для того, чтобы поместить нас в нем и с ним перед Богом в безгрешной жизни, в жизни его жизни, омытой его кровью от всех наших грехов. В действительности крещение Иоанна учило здесь, на земле, только принятию Христа, христианство же учит действительности и действенности смерти и воскресения отвергнутого Христа, и в результате этого — принятию Святого Духа, Утешителя, сошедшего с небес на землю. Эти двенадцать человек (хотя Иоанн объявил, что крещение Святым Духом есть следствие вмешательства Христа) не знали, есть ли еще Святой Дух {Буквально: есть ли Святой Дух. Выражение, соответствующее Иоан. 7, является поразительным свидетельством важности присутствия на земле Святого Духа. Названо «Святым Духом», хотя мы все знаем, что Он был всегда. Но то, что названо Святым Духом, то есть его присутствие здесь на земле — этого не было никогда} (слабое доказательство, что они не вошли в дом Бога, в котором пребывал Он). Павел объясняет им это, и они крестятся во имя Иисуса. Павел, пользуясь своими апостольскими возможностями, возлагает на них свои руки, и они получают Святого Духа. Они говорят языками и они пророчествуют.