Деяния 21

После этого Павлу пришлось защищаться и поразительным образом исполнить предсказание Господа. Подвергнутый суду злобой иудеев, преданный их ненавистью в руки язычников, он превращает все это в свидетельство. Цари и правители услышат благовествование, но любовь во многих охладеет. Таково в общих чертах его положение, однако были подробности, относящиеся лично в нему. Мы можем здесь заметить главную особенность этой книги, на которую обращают мало внимания, а именно: развитие вражды иудеев, осуществляющих свое заключительное отвержение. Именно этим и заканчиваются Деяния. Вражда иудеев к появлению собрания, занявшего свое место и уничтожившего разницу между ними и язычниками, приведенного в небеса в совершенной высшей благодати в противоположность закону, который, будучи универсальным в своем направлении, был дан особому народу (благодать которого грешник использовал верой), — эта вражда, присутствующая на каждом шагу в действиях апостола, хотя он действовал со всевозможной осмотрительностью, во всей своей силе пробуждается в Иерусалиме, ее естественном средоточии, и проявляется в виде жестокости и нападок язычников, чтобы стереть Павла с лица земли. Это делает положение апостола весьма серьезным по отношению к язычникам в Иерусалиме — городе тем более ревнивом к своей религиозной значимости, потому что под римской зависимостью они фактически потеряли его, усвоив дух мятежа против власти, сломившей их религию. После истории христианства, рассмотренной в связи с иудаизмом (по отношению к обетованиям и их исполнению в Мессии), мы находим Павла в трех различных положениях. Сначала — снисходящего до примирения, чтобы принять во внимание то, что по-прежнему присутствовало в Иерусалиме, и повсюду обращающегося к иудеям в их синагогах, как к имеющим первоочередное право услышать евангелие. В этом отношении он никогда не терпит неудачу и ясно и исторически описывает эти принципы в послании Римлянам. Далее мы видим его в полной свободе истины благодати и намерений Божьих в его особом деле, до которого снизошел в благодати. Это изложено в послании к Ефесянам. В обоих случаях он действует под руководством Святого Духа, исполняя Божью волю. После этого, в-третьих, мы видим его в столкновении с враждебностью узаконенного иудаизма, слуг которого он постоянно встречал и в самое средоточие которых он, наконец, ринулся, идя в Иерусалим, в той части его истории, которую мы сейчас рассматриваем. Как много было от Бога и как много явилось следствием его собственных поступков — предмет для обсуждения в этом повествовании. Вне всякого сомнения, во всем этом ради собрания была рука Божья и что Бог вел своего возлюбленного слугу ради его же блага. Нам остается только выяснить, как далеко зашли воля и разум Павла как орудия, которые Бог использует для достижения результатов, предназначенных им для собрания, для его слуги и для иудеев. Эти мысли представляют глубочайший интерес и требуют простого исследования того, что Бог представил нам, чтобы наставить нас в этом вопросе истории, данной нам самим Святым Духом. Первое, что поражает нас в начале этой истории, — это то, что Святой Дух велит ему не идти в Иерусалим (глава 21,4). Это слово, очевидно, значимо. Павел почувствовал себя связанным: в его собственном разуме было что-то, что принуждало его чувство, которое вело его в том направлении, но Дух в своем определенном и видимом свидетельстве запретил ему идти. Апостол намеревался идти в Рим. Он проповедовал евангелие всякому созданию. В этом плане для него не существовало ничего от «я», что не соответствовало благодати (Рим. 1,13-15). Тем не менее Бог не позволил ему идти туда. Он должен был написать послание к ним, не увидевшись с ними. Метрополией христианства являются небеса, Рим и Иерусалим не увидят Павла кроме как в скорби и готовности при возможности благовествовать им. То место в Деян. 19,21, которое переводится «в духе» означает лишь дух Павла. Он намеревался идти по собственному желанию, говоря: «Побывав там, я должен видеть и Рим». После этого он взял на себя ответственность за жертвоприношение святых в Ахаии и Македонии. Он желал доказать свою любовь к бедным своего народа (Гал. 2,10). Все это было хорошо. Я не знаю, подходило ли это назначение апостолу. Это было, несомненно, иудейское чувство, которое особо ценило бедноту Иерусалима и сам Иерусалим. Иудей лучше будет бедняком в Иерусалиме, чем богатым среди язычников. Без сомнения, бедные христиане были там со времени их обращения, но таково было происхождение этой системы. (Ср. Неем. 11,2 и Деян. 24,17). Все это относилось к связи с иудаизмом (Рим. 15,25-28). Павел любил нацию, к которой он принадлежал по плоти и которая была народом, возлюбленным Богом, и более того, его народом, хотя и отвергнутым на время, остаток которого через христианство должен теперь войти в царство Бога. Эта преданность им Павла (у которой была своя правильная и глубоко привлекающая сторона, но которой, с другой стороны, пришлось иметь дело с плотью) привела его в средоточие иудаизма. Он был посланником небесной благодати, которая выявляла учение собрания, составленного из иудеев и язычников, объединенных без разграничения в одно тело Христово, уничтожая, таким образом, иудаизм. Но любовь к нации привела его, я повторяю, в само средоточие враждебного иудаизма — иудаизма, озлобленного этим духовным единством. Тем не менее рука Божья, несомненно, была в этом. Павел самостоятельно избрал свое место. Орудие Божьего откровения, он проповедует цель высшей благодати Божьей во всей ее силе и во всей ее полноте. Вино не разбавлено, оно вытекает такое же чистое, каким он его получил. И он замечательным образом ходил на высоте откровения, ему порученного. Более того, Павел — человек особенный. Он должен был пройти испытания и проявить себя, причем в тех испытаниях, которым подверг нас Бог. Там, где наша плоть нашла свое удовольствие, в области, где она себя удовлетворила, там у Павла она находит свою скорбь. Кроме того, если Бог посчитал нужным испытать своего слугу и явиться ему, то Он стоял рядом с ним и хранил его даже от искушения, и обратил это в свидетельство, и освятил душу своего возлюбленного и верного слуги. Проявление в нем того, что не соответствовало Духу и высоте его призвания, осуществилось в любви на благо его и благо собрания. Счастлив тот, кто может так верно идти и в такой степени благодарно сохранять свое положение на стезе благодати! Тем не менее, единственным образцом этого является Христос. Я не вижу никого, кто бы (в своей жизни) так сильно напоминал его в его общественной жизни, как Павел. Чем больше мы будем вникать в поведение апостола, тем больше мы увидим это средство. Только Христос являл образец совершенства в повиновении; в его любимом слуге пребывала плоть. Вероятно, Павел был первым, кто признал, что это совершенство может быть приписано только Иисусу. Я верю, что это путешествие Павла направляла рука Божья, что в своей высшей мудрости Бог пожелал, чтобы его ученик предпринял это путешествие и имел в нем благо; я верю также, что причиной, послужившей тому, что он отправился в это путешествие, согласно высшей мудрости, явилась его человеческая любовь к людям, родным ему по плоти; что он не был отправлен в это путешествие Святым Духом, действующим в собрании от лица Христа. Говоря с человеческой точки зрения, это было чувство дружелюбия, но это не явилось властью Святого Духа, основанного на смерти и воскресении Христа. Это было верно в живом Христе. Христос, чтобы умереть, дошел в этом до конца; Он пришел с этой целью. Само по себе чувство Павла было неплохим, но как источник действия оно не поднялось на высоту дела Духа, который от лица Христа отправил его из Иерусалима к язычникам для того, чтобы показать собрание как его тело, объединенное с ним на небесах. Так, иудеи слушали его до тех пор, пока он не подошел к этому слову, а затем закричали и подняли мятеж, явившийся причиной заключения Павла в темницу {Следует отметить то обстоятельство, что ему следовало пойти к язычникам по призыву Христа, к чему мы можем добавить то, что это, в то же время сопровождалось заявлением: «…выйди скорее из Иерусалима, потому что здесь не примут твоего свидетельства о Мне»; таким образом, то, что провозглашало его свидетельство, было бесполезным в Иерусалиме и явилось причиной того, что его схватили. Судя по слову Христа и тому, что он сам это показал, его апостольское служение происходило не там, а в другом месте}. Он пострадал за истину, но там, где доступа этой истине, согласно самому свидетельству Христа, не было:»… не примут твоего свидетельства о Мне». Тем не менее, было необходимо, чтобы иудеи проявили свою ненависть к евангелию и дали последнее доказательство закоренелой вражды против путей Божьих в благодати. В то же время, какими бы ни были последующие труды апостола (если таковые и были и Святой Дух не упоминал о них), Павел в своем собственном доме видит иудеев и принимает всех, кто к нему приходит; но страница истории Духа здесь закрывается. Эта история закончена. Апостольское служение по отношению к язычникам в связи с описанием собрания завершено. Рим является темницей апостола истины, кому эта истины была доверена. Иерусалим отвергает его, Рим заключает его в темницу и предает его смерти, как то было сделано по отношению к Иисусу, с которым у славного апостола, согласно его желанию в Фил. 3, возникло вынужденное сходство также и в этом, так как его единственной целью был Христос и подчинение ему. Оно было дано ему, чтобы обрести это подчинение в своем служении, так как оно было так сильно в его душе и сердце, с необходимой разницей между служениям, которое должно было трости надломленной не переломить и не возвысить своего голоса, и тем, что в свидетельстве должно было вынести приговор язычникам. Служение двенадцати апостолов по отношению к язычникам, вышедших из Иерусалима (Матф. 28) никогда не осуществилось, насколько об этом свидетельствует Святой Дух {В Марк. 16,20 есть единственный отрывок, который предположительно намекает на то, что это будет выполнено; и даже не совсем в том смысле, ибо этот отрывок и Кол. 1,6 относятся ко всему миру и основаны на вознесении, а не на миссии к язычникам, основанной лишь на воскресении}. Иерусалим задержал их. Они даже не вышли за пределы городов Израиля. Петру было дано служение обрезания, так же как Павлу — служение язычникам в связи с деянием собрания и прославленного Христа, Христа, которого он больше не знал во плоти. Иерусалим, к которому в своей любви приблизился апостол, отверг как его служение, так и его самого. Его служение язычникам, как и свободное действие силы Святого Духа, также закончилось. Возможно, духовная история может нам поведать больше, тем не менее Бог позаботился схоронить это в полном мраке. Ничто последующее Духом не признано. Мы больше ничего не слышим об апостолах в Иерусалиме, и в Риме, как мы видели, никого нет, насколько сообщает нам это Святой Дух, за исключением того, что апостол язычников был там заключен в темницу и предан смерти. На земле человек везде потерпел неудачу. Религиозные и политические центры мира, земные, с точки зрения Бога, столицы отвергли свидетельство и предали свидетельство смерти, но следствием этого явилось то, что небеса сохранили свои права в их нерушимости и в абсолютной чистоте. Собрание (Церковь) — истинная небесная и вечная метрополия славы и путей Божьих, собрание, которое заняло свое место в помыслах Божьих еще до того, как возник мир, собрание, которое в благодати отвечает его сердцу как объединенное с Христом во славе, — остается целью веры. Оно показано в соответствии с замыслом Божьим, и именно таким, каким оно было им задумано до тех пор, пока, подобно небесному Иерусалиму, оно не проявится во славе в связи с завершением путей Божьих на земле, в восстановлении Иерусалима как центра его земных дел в благодати, его престола, его метрополии даже среди язычников и в исчезновении языческой власти, средоточием и центром которой являлся Рим. А сейчас давайте рассмотрим помыслы апостола и то, что исторически свершилось. Павел писал из Коринфа в Рим, когда ему предстояло это путешествие. Христианство тяготело к этому центру мира, не основанному каким-либо апостолом. Павел следует этому. Рим, каковым бы он ни был, являлся частью его апостольской сферы действий, которая от него ускользала (Рим. 1,13-15). Он возвращается к этому в главе 15. Если он не придет (так как Бог не начнет со столицы мира — сравните это с разрушением Асора в Ханаане, И. Нав. 11,11), то он, по крайней мере, напишет им на основании его всеобщего апостольства с язычниками. Там уже появились некоторые христиане, как того хотел Бог. Но они находились в некоторой степени в его компетенции. Многие из них лично были с ним связаны. Посмотрите на количество и характер приветствий в конце послания, имеющего особый отпечаток, делающий римских христиан большей частью детьми Павла. В Рим. 15,14-29 он раскрывает свое апостольское положение по отношению к римлянам и другим. Он также желает идти в Испанию, когда коротко повидается с братьями в Риме. Он желает наделить их духовными благословениями, получить утешение в их вере и немного насладиться их обществом. Они связаны с ним, но их место — Рим, исключает то, что он когда-либо будет здесь снова. Он пошел бы в Испанию, если бы ненадолго увиделся с ними. Но в отношении этих планов он был разочарован. Все, что нам сообщает Святой Дух, — это то, что в Риме он был узником. Глубокое молчание во всем, что касается Испании. Вместо того, чтобы идти дальше, когда он повидался с ними, он два года остается в Риме в качестве узника. Неизвестно, был ли он освобожден или нет. Одни говорят — да, другие — нет. Слово же ничего не говорит об этом. Здесь он раскрыл свои намерения и особенность духовных связей с Римом, и здесь перед нами открывается на запад большое пространство, откуда простирается его давняя любовь к его народу и Иерусалиму: «А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым» (Рим. 15,25-28). Почему бы ему, когда его работа в Греции была закончена, не пойти в Рим, как побуждала его на то сила Духа (ст. 23)? Без сомнения, Бог предопределил все то, что должно случиться в Иерусалиме и что Рим и римляне должны занять это печальное место по отношению к свидетельству прославленного Христа и собрания, представленного миру апостолом. Но что касается Павла, то почему между его желанием благовествовать и его делом был поставлен мятежный Иерусалим? Для дьякона или для посланника собрания его любовь и служение были хороши, но не для Павла, чьи евангелизационные замыслы охватывали весь запад! На какое-то время Иерусалим заслонял его поле зрения. В соответствии с этим, как мы уже видели, Святой Дух предупреждал его на его пути. Так же и он сам предвидел опасность, к которой он устремлялся (Рим. 15,30-32). Он был уверен в приходе «с полным благословением благовествования Христова», но он не был уверен в том, что придет в радости. Дело, о котором он просил их молиться, обернулось совсем иначе, чем он ожидал. Он был доставлен, но в качестве узника. То, что он увидел братьев на Аппиевой площади и у трех гостиниц, придало ему мужества. И путешествия в Испанию тоже не было. Все это кажется мне чрезвычайно важным. Господь, полный нежности и благодати, пребывал со своим бедным, но возлюбленным слугой. В случае, подобном случаю с Павлом, это очень трогательная история, и пути Господни привлекательны и совершенны по их доброте. Подлинная сущность веры представлена здесь во всей полноте; пути благодати совершенны, и совершенны также в любви в Господе. В заключении, в котором оказывается его слуга, Он стоит рядом с ним, чтобы поддержать и укрепить его. В то же время, что касается его желания идти в Иерусалим, Дух предупредил его, ему представлены последствия этого, и, не поворачивая назад, он подвергся необходимому наказанию, которое возвращает его душу на ее место, благословенное пред Богом. Что касается духовной силы, то его хождение совершается на достойном духовном уровне. Он чувствует силу вне, нравственную силу, стремящуюся помешать его служению, и цель его плоти отвечает свободе, представленной ему. В делах Божьих была справедливость. Его слуга был слишком ценным для того, чтобы могло быть иначе. В то же время, что касается результата свидетельства, Бог предопределил все для своей собственной славы, и сделал это с совершенной мудростью в отношении будущего благоденствия собрания. Иерусалим, как мы видели, отвергает свидетельство язычникам, другими словами, отвергает пути Божьи в собрании (ср. 1 Фес. 2,14-16), и Рим становится темницей этого свидетельства, несмотря на то, что судя по обетам Господа, свидетельство дано перед правителями, царями и перед самим цезарем. Я сказал, что благодать поместила Павла в положение Христа, преданного ненавистью иудеев язычникам. Это было великой милостью. Разница, за исключением безграничной любви отдавшего себя Господа, заключалась в том, что Иисус перед Богом был на своем истинном месте. Он пришел к иудеям; то, что Он должен был быть предан, явилось венцом его преданности и его служения. В действительности это было принесение его в жертву вечным Духом. Это была область его служения как посланника Божьего. Павел вновь разъясняет это: сила Cвятого Духа поместила его извне. Избавляя тебя, — сказал Господь, — от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя открыть глаза им», и т.д. (Деян. 26,17). Иисус взял его от них, чтобы исполнить служение, объединившее их в единое тело во Христе в небесах, и для этого послал его. В своем служении Павел не знал по плоти никого, ни иудея, ни грека не было во Христе Иисусе. Давайте вернемся к его истории. Святой Дух предостерег его от того путешествия (гл. 21,4). Тем не менее, он продолжает свое путешествие в Кесарию. Из Иудеи приходит пророк по имени Агав и объявляет, что Павла свяжут и отдадут язычникам. Нельзя сказать, что он запретил ему идти. Это правда; даже более того, шаг за шагом это усилило уже данное предупреждение. Когда он действовал в свободе Духа, предупрежденный об опасности, он избегал ее, отважно встречая любую опасность, если того требовало свидетельство. В Ефесе он позволил убедить себя не ходить в театр. Святой Дух обычно не предупреждал об опасности. Он ведет по пути Божьему, и если следует гонение, Он дает силу вынести его. Здесь Павлу постоянно дают предупреждения. Его друзья упрашивают его не ходить туда. Его не отговаривают. Они немного удовлетворенные, придерживаются своего положения, говоря: «Да будет воля Господня». И, я не сомневаюсь, то была его воля, но для довершения намерений, известных Павлу не по внушению Святого Духа. Он только почувствовал стеснение в духе и готовился вытерпеть все ради Господа. Поэтому он отправляется в Иерусалим и, будучи там, идет в дом Иакова, где собираются все пресвитеры. Павел рассказывает им о работе Бога среди язычников. Они возвращаются к иудаизму, которым был наполнен народ, и, радуясь о благе, данном от Бога Святым Духом, они хотят, чтобы Павел показал свою законопослушность. Верующим Иерусалима необходимо собраться вместе по прибытии Павла, и их предрассудки по отношению к закону будут удовлетворены. Павел допустил эту человеческую крайность: отказаться или уступить означало бы, что они правы в своих мыслях о нем; поступить в соответствии с их желанием значило бы установить правило — не под руководством Духа в полной свободе любви, но под влиянием невежества и предрассудков этих иудеев-верующих. Павел был там не как апостол по Духу, но в связи с его привязанностью к прошлому. Следует быть выше предрассудков других и свободным от их влияния, чтобы быть способным в любви снизойти до них. Будучи там, Павел не мог не удовлетворить их требования. Но и в этом действует рука Божья. Этот поступок ввергает его во власть врагов. Стремясь угодить верующим иудеям, он оказывается в пасти льва, в руках иудеев, бывших врагами евангелия. Можно добавить то, что мы больше ничего не слышим о христианах в Иерусалиме. Они выполнили свое дело. Я не сомневаюсь, что они приняли вспомоществование от язычников.