Деяния 3, 4

В главе 3 Дух обращает его свидетельство к народу устами Петра. Бог все еще действовал в терпении по отношению к своему неразумному народу, и больше, чем с терпением. Он действовал в благодати по отношению к ним, как к своему народу, в силу смерти и заступничества Христа — увы, напрасно. Их неверующие вожди заставили замолчать слово {Поразительно видеть советы Божьи и их завершение в благодати настолько, насколько они теперь были выполнены, так ясно отличавшиеся от ответственности тех, с кем Бог имел дело. В главе 2 Петр говорит: «Спасайтесь от рода сего развращенного». Бог собирал в соответствии со своим собственным знанием то, что грядет. В главе 3 он говорит: «Бог… послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших». Так Он сделал, и терпение все еще ждало, хотя Бог действовал в нынешней благодати в соответствии с результатом, известным ему самому: так было и с Иеремией. Если бы они покаялись, Бог, наверняка, отвернулся бы от суда, как излагается также в Иеремии}. Внимание людей привлекается чудом, которое восстановило силу в бедном, хромом человеке, известном всем, кто часто посещал храм; и при массе людей, толпящихся, чтобы посмотреть его, Петр проповедует им Христа. Бог их отцов, сказал он, восславил слугу Иисуса, которого они отрицали, когда Пилат готов был освободить его. Они отрицали того святого и справедливого — желали убийцу — убили начальника жизни, но Бог воскресил его из мертвых. И его имя через веру излечило слабого человека. Благодать может оценить их действие, совершенное как через невежество и как действие для их правителей также. Мы видим здесь, как Святой Дух отвечает на заступничество Христа: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают». Виновным в десяти тысячах талантов — великий царь прощает их им, дав послание милости, которое призывает их к покаянию. На это Петр приглашает их: «Покайтесь и обратитесь… да {Не «когда». Здесь нет намека на такой перевод} придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа, Которого небо должно было принять»; он говорит им о времени, предопределенном Богом для восстановления, которое должно завершить все, что предсказали пророки. Иначе говоря, он проповедует покаяние для иудеев, как народа, заявляя, что по их покаянии Иисус, который вознесся на небеса, вернется; и выполнение всех благословений, о которых говорили пророки, должно произойти ради них. Возвращение Иисуса с этой целью зависело (и все еще зависит) от покаяния иудеев. Между тем Он остается на небесах. Более того, Иисус был пророком, возвещенным Моисеем, и тот, кто не станет слушать его, должен быть отторгнут от людей. Его голос все еще звучал в особой благодати устами его учеников. Все пророки говорили об этих днях. Они были чадами пророков, естественными наследниками благословений, которые они объявили для Израиля, так же, как и обетований, сделанных Аврааму о семени, в котором все народы будут благословлены. Впоследствии также и к ним Бог послал своего слугу Иисуса {Это относится ко времени его жизни на земле, хотя по его заступничеству было обновление милости в свидетельстве восславленному Христу, который возвратится по их покаянию}, послал его благословить их, отвращая каждого из них от их зла. Словом, они приглашаются возвратиться через покаяние и насладиться обетованиями, сделанными Израилю. Сам Мессия должен вернуться с небес, чтобы утвердить их благословение. Весь народ именуется здесь естественными наследниками обетований, сделанных Аврааму. Но пока они говорили, священники и руководители храма, а также саддукеи пришли, чтобы положить на них руки, и были уязвлены тем, что они проповедовали воскрешение, которого их неверие и догматическое мировоззрение не принимали. Они поместили их в тюрьму, так как уже был вечер. Упование Израиля было отброшено; благодать Божья говорила напрасно, как бы велика и терпелива она ни была. Многие, однако, уверовали в их слово: пять тысяч человек уже исповедовали Господа Иисуса. Мы видели обращение, которое Бог в своей благодати послал Израилю устами Петра. Мы теперь увидим не только прием (уже отмеченный), который оно встретило со стороны правителей народа, но обдуманный ответ из глубин их сердца, как мы можем назвать это. Утром правители, старейшины и книжники собираются в Иерусалиме вместе с Анной и его родственниками; и, поставив апостолов перед собой, они спрашивают, какой силой и от чьего имени они сотворили это чудо с расслабленным. Петр, исполненный Святого Духа, утверждает, объявляя это всему Израилю с крайней готовностью и полный дерзновения, что это произошло благодаря Иисусу, которого они распяли и которого Бог воскресил из мертвых. Таким образом, вопрос между Богом и правителями Израиля был формально изложен, и это соответствовало Духу Божьему. Иисус был камнем, отвергнутым ими, строителями, который стал главой угла. Спасение не могло быть найдено нигде в другом месте. Не было осторожности, чтобы не уязвить врагов и правителей; по отношению к таким людям, невежественным и заблуждающимся, было предпринято все, чтобы одержать над ними верх. Совет признал их бывшими товарищами Христа; человек, который был излечен, был там. Что они могли сказать или сделать перед толпой, которая была свидетелем чуда? Они могли только проявить волю в решительном противостоянии Господу и его свидетельству и уступить общественному мнению, которое было необходимо для их собственного авторитета, не без помощи которого они управляли. С угрозами они приказали апостолам больше не учить во имя Иисуса. Мы можем отметить здесь, что сатана использовал саддукеев как орудие против учения о воскресении, так же, как он использовал фарисеев как пригодное орудие против живого Христа. Мы должны ожидать искусное противостояние сатаны против истины. Теперь Петр и Иоанн не допускают двусмысленности по отношению к их направлению. Бог повелел им проповедовать Христа; запрещение человека не имело веса для них. «Мы не можем, — говорят они, — не говорить того, что видели и слышали». Какая позиция для правителей народа! Соответственно свидетельство, подобное этому, ясно показывает, что вожди Израиля утратили роль толкователей воли Божьей. Апостолы гонят их прочь — не нападают на них: Бог будет судить их; но они действуют немедленно на стороне Божьей и не почитают их власть наряду с уважением к делу, которое Бог совершил для них. Свидетельство Божье было с апостолами, а не с руководителями храма; и присутствие Божье было в собрании, а не там. Петр и Иоанн возвращаются к своим товарищам, так как сформирован отделенный народ, где каждый знал друг друга; и все, движимые Святым Духом (так как именно там Бог жил своим Духом, а уже не в храме), возносят свой голос к Богу, правителю всех вещей, чтобы признать, что это противостояние правителям было завершением слова, советов и целей Божьих. Эти угрозы были поводом попросить Бога проявить его силу в связи с именем Иисуса. Одним словом, мир (включая иудеев, которые образовали часть его в их противостоянии) восстал против Иисуса, слуги Божьего, и противопоставил себя свидетельству, данному ему. Святой Дух — сила этого свидетельства, будь то в мужестве тех, кто нес свидетельство (ст. 8) или в его присутствии в собрании (ст. 31), или в силе (ст. 33), или в плодах, которые опять производятся среди святых с силой, которая делает очевидным то, что Святой Дух имеет господство в их сердцах над всеми побуждениями, что влияют на человека, заставляя их идти с теми, у которых Он — источник. Это сила Духа перед лицом гонений, как прежде это было его естественным плодом в тех, среди которых Он жил. Новые люди продают свое имущество и кладут выручку к ногам апостолов; среди прочих — человек, которого Святой Дух отмечает для своего удовольствия — Варнава, с острова Кипр. Подведем итоги: эта глава показывает, с одной стороны, состояние иудеев, их отвержение свидетельства, которое было обращено к ним в благодати; и с другой стороны, силу Святого Духа, и Божье присутствие, и руководство в другом месте, а именно, среди учеников. Эти три главы (2,3,4) представляют образование собрания и его благословение через Святой Дух, живущий в нем. Они представляют нам его первую красоту, как созданное Богом его жилище.