Деяния 6, 7

К несчастью, другие бедствия одолевают собрание. Плотское начинает проявлять себя среди власти Духа Божьего. Смута возникает из-за различий между учениками в том, где особенно проявляется благодать, что связано с плотью. Эллинисты (иудеи, родившиеся в Греции или в языческих странах) ропщут на иудеи, рожденных в Иудее, за то, что вдовицы их были пренебрегаемы, как им казалось, в разделении благ, дарованных собранию ее богатыми членами. И здесь мудрость, данная Духом, разрешает это затруднение в удовлетворении растущих потребностей; семь человек были поставлены на эту службу, ради которой апостолы не должны были оставить свою собственную деятельность. Также и в случае с Филиппом и Стефаном мы видим истинность того, что говорит Павел: «Хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса». Заметим здесь также, что молитва апостолов перед тем, как проповедовать, еще более осуществляет власть Божью в укреплении силы и мудрости, в которых они нуждаются; и чтобы действовать непосредственно от имени Божьего, сердца их должны преисполниться благодатью и благочестием. Отметим здесь такое благоволение Духа Божьего: все имена, насколько мы можем судить, принадлежат эллинистам. Влияние слова возросло; многие священнослужители были послушны в вере. Таким образом, до сих пор вражда, противодействие извне и зло внутри лишь способствуют делу Божьему. Обратите на этот факт особое внимание. И дело не только в том, что свидетельство Духа творит благо, но также и в том, что хотя грех всюду и везде, все же, во всем проявляется сила Божья так, что зло тоже свидетельствует о действительности присутствия Господа. Был грех, но была и сила, чтобы устранить его. И все же это показывало, что даже в хлебе пятидесятницы была закваска. Сила Духа особенно проявляется в Стефане, исполненном благодати и силы. Ему противостоят иудеи — эллинисты, и, не умея ответить ему, они обвиняют его перед синедрионом, особенно за то, что он во имя Иисуса возвещает разрушение храма и города и извращает их закон. Здесь мы видим свободную силу Святого Духа без послания кого-либо на служение, как это было с апостолами, поставленными самим Христом. И ни апостолы, ни иудеи Палестины не властны над этим: Он дает тому, кому желает. Этот благочестивый и преданный эллинист преподносит свидетельство правителям народа. И если ему поверят священнослужители, то иудеи из вне Иудеи засвидетельствуют и подготовят почву для еще более широкого свидетельства, и в то же время, окончательного отвержения иудеев как основы и центра этого свидетельства и их дальнейшего воссоединения. Так как до сих пор этим центром был Иерусалим. Петр свидетельствовал о прославленном Христе, обещавшем его возвращение после их покаяния, но они прервали его свидетельство. И сейчас Святой Дух осуждает их устами Стефана, в случае с которым они показали себя открытыми врагами его свидетельства. И не апостолы, которые, согласно официальным источникам, порывают с Иерусалимом. Святой Дух предвосхищает этот разрыв, не имевший места так, чтобы дать нам часть библейского повествования. Это сделано властью Божьей; и вознесение на небеса свидетеля воодушевленного Святым Духом, чтобы осудить иудеев как противников и тем самым провозгласить их падшее состояние, определило место встречи, согласно Духу, на небесах, там, куда взошел исполненный веры и Духа, преданный свидетель. Уже на земле судящие его в синедрионе, смотря на него, видели его лицо, как лицо ангела. Но их жестокосердие не дало им остановиться во вражде к свидетельствованию о Христе — к свидетельствованию, выступающему здесь как особое свидетельство Святого Духа. Стефан {Он — выражение могущества Святого Духа, свидетельствующего о прославленном Христе, данном Израилю, который отверг его в его смирении. До времен потопа человек, хотя и не лишенный свидетеля, был тем не менее предоставлен самому себе. Не было особых законов и постановлений Божьих. И результатом этого был потоп, призванный, так сказать, очистить землю от ужасного загрязнения и насилия. А в новом мире Бог начал свое общение с человеком. При Ное было установлено его правление. Но затем благодать избрала Авраама, и ему были даны обетования Божьи, когда мир обратился к бесам. Так начиналась история народа Божьего, но вопрос о праведности еще не возникал; это сделал закон, требуя ее от человека. Затем, по милости Божьей, пришли пророки. А затем, как последний призыв Бога относительно плодов дела своих рук и свидетельства благодати, был послан Сын. И он был ныне отвергнут. И за их покаяние, по его заступничеству, Святой Дух свидетельствовал через Петра о его славе (Деян. 3), как затем и через Стефана}, насколько нам известно, не знал Господа при его жизни на земле. Он не был поставлен, подобно апостолам, и не мог свидетельствовать об этой жизни. Он был просто орудием Святого Духа, дающим тому, кому желал. Поэтому он начинает повествование с самого начала пути Бога, с Авраама, призванного откровением Бога славы, вначале медлительного в послушании, но затем терпеливой благодатью Божьей переселенного в Ханаан. Тем не менее, он был странником в обетованной земле, и рабство было уделом его потомков до тех пор, пока Бог не вступился по своей милости. Участь благословенного патриарха: не владеть обетованной землей, а быть чужестранцем; и потомки его будут в порабощении, пока не будут освобождены Божьей рукой. Нет ничего поразительнее, чем то спокойное превосходство над обстоятельствами, которое проявил Стефан. Он рассказывал иудеям историю, которую они не могут отрицать, историю, которой они похвалялись и в то же время совершенно их осуждающую. Они поступали так, как их отцы. Но два человека — Иосиф и Моисей — в связи с благорасположением Бога к Израилю в то время особо выделены в рассказе Стефана. Израиль отверг их обоих, отдав Иосифа язычникам и отверг Моисея как судью и вождя. И к тому, что иудеи не могли отрицать или отвергнуть, также принадлежала история Христа, который тоже в указанное Богом время будет Спасителем Израиля. В этом была суть доводов Стефана. Иудеи всегда отвергали тех, кого посылал Бог и в ком действовал Святой Дух, как и свидетельство того же самого Духа в пророках говоривших о Христе, которого они теперь предали и убили. Кроме того, по утверждению Моисея, даже со времен их исхода из Египта {Обратите здесь внимание также на то, что каким бы долгим ни было терпение Бога, раскаяние не является его результатом; первородный грех, первый отход от Бога, будет нести свое наказание до конца} они поклонялись лжебогам — грех, из-за которого, не смотря на все долготерпение Божье, они, переполнив меру своих беззаконий, должны были быть переселены далее Вавилона, который был их наказанием. Таково поразительное содержание их истории, истории человечества, обладающего всеми средствами для вырождения. Установлена полная мера вины. Они получили закон, но не сохранили его, отвергли пророков, свидетельствующих о Христе, и самого Христа предали и убили, всегда противясь Святому Духу. То, во что они верили, — храм, был отвергнут Богом. Сам Бог был странником в земле Ханаана. И если Соломон построил ему дом, то Святой Дух говорит, что Он, чей престол небо и земля подножие, чье владычество простирается на всю вселенную, не может пребывать в домах из камня, сотворенных его же рукой. Таким образом, мы имеем обобщение их истории, связанное с последними днями суда над ними. Они всегда сопротивлялись Святому Духу, равно как и не соблюдали закон. После долгих дней терпения Бога иудейство было осуждено, и источники его милости иссякли. Народ Израиля был предметом особого внимания Божьего. Вина человека была не только в грехе, но в грехе презрения всего того, что сделал Господь. Это был поворотный пункт в истории человечества. Закон, пророки, Христос, Дух Святой — все подвергалось испытанию, и человек находился во вражде с Господом. Христианство доказало это в полной мере и подтвердило то, что свидетельство Святым Духом действительно отвергалось. С человеком земли все было покончено и началось заново с человеком, связанным с небесами. Совесть членов совета была уязвлена, их сердца ожесточились, их упрямство ничто не могло поколебать, и они преисполнились серости и скрежетали на него зубами. Если Стефан хотел решительно свидетельствовать против Израиля, то он должен был не только воздать это свидетельство, но и подчеркнуть его истинное значение, ярко выразив то, чем является верующий в силе присутствия Духа Святого на земле и обитающего в нем. Из истории мы видим, что человек всегда сопротивляется силе Святого Духа. В Стефане же, человеке, исполненном его силы, мы видим другое. Таковы некоторые стороны этой трогающей и поразительной сцены, являющейся целой эпохой в истории иудеев. Главы Израиля скрежещут зубами от ярости, слушая мощное и обвинительное свидетельство Духа Святого, которым был исполнен Стефан. Они отвергли прославленного Христа, убив смиренного. Давайте же проследим последствия в отношении самого Стефана. Он неотрывно взирает на небеса; теперь он полностью открыт вере. Именно Святой Дух направляет его разум, давая ему возможность сосредоточиться на этом. Дух открывает тому, кто таким образом исполнен им, славу Божью на небесах и Иисуса в этой славе, стоящего одесную Бога — Сына человека, поставленного в положение более высокое, чем об этом говорится во втором Псалме, восьмом Псалме, хотя еще не все было подчинено ему (ср. Иоан. 1,50.51). В последствии он дает силу свидетельству, воздаваемому перед лицом сил сатаны, убийцы. «Я вижу, — сказал Стефан, — небеса отверстые». И таково есть положение истинного верующего — небесное, на земле — в мире; верующий, живой в смерти, видит небеса во власти Святого Духа и Сына человеческого одесную Бога. Стефан не говорит: «Иисус». Дух характеризует его как Сына человека. Какое бесценное свидетельство человеку! И он (свидетельствует) это не во славу Божью (что характерно для небес), но во славу Сына человека, которому открылись небеса, и уж потом он видит в нем Господа Иисуса. Это единственный (первый) пример и полное подтверждение состояния души верующего после смерти с прославленным Христом. Что касается развития этого свидетельства, то сейчас Иисус не Мессия, который вернется, если вы раскаетесь (что, впрочем, не перестало быть истиной), но Сын человека в небесах, открытых человеку, преисполненному Духа Святого, в небесах, куда Бог отправляет душу, что является надеждой и доказательством принадлежащих ему. Терпение Божье по отношению к Израилю несомненно, но Святой Дух дал верующему {Святой Дух открывает нам небеса и дает нам возможность созерцать то, что там есть, и преобразует нас на земле в соответствии с сущностью Иисуса. А что касается изменений, происходящих в развитии путей Божьих, то мне представляется, что это было осуществлением, посредством Духа, последствий того, что завеса разорвана. Мы видим Иисуса стоящим. Потому что, пока Израилем отвергается свидетельство Святого Духа, Он не сядет, ожидая суда над врагами. И верующий на небесах Духом вместе с ним, и душа, соединенная с ним на небесах, — все это кровью Христа и благодаря новому пути смогло проникнуть сквозь эту завесу. С другой стороны — иудей, совершивший со свидетельством Духа Святого то же самое, что они сделали с Иисусом, и сделавший Стефана посланником за ним со словами: «Мы не хотим, чтобы этот человек царствовал над нами»; Христос, сидящий в небесах, решительно занимает свое место до тех пор, пока не осудит врагов, не желающих принять царство, и именно в этом положении мы видим его в послании Евреям, в котором они единодушно призваны выйти за стан Израиля и последовать за жертвой, чья кровь была внесена в святилище святости. Это предвосхищение суда при помощи римлян охватило весь Иерусалим, чтобы отвергнуть народ Бога, чтобы в конце концов его наказал сам Христос. И, следовательно, положение Стефана напоминает нам положение Иисуса, и свидетельство воздается Духом о прославленном Иисусе. Это главный принцип послания Евреям. Учение о собрании, излагаемое Павлом после откровения, данного ему на пути в Дамаск, идет еще дальше, провозглашая союз христиан с Иисусом в небесах, а не просто их вхождение в святое святых через разорванную завесу, куда раньше могли войти лишь священники, — завесу, скрывавшую от людей Бога} новые перспективы и новые надежды. Однако заметим, что Стефан, впоследствии увидевший Иисуса на небесах, походит на него и на земле — это ценный и благодатный для нас факт! Во всем тщательно оберегается слава его личности. Иисус, хотя небеса и открылись ему, сам по себе был объектом, на который взирали небеса и который был принародно признан и возвеличен Отцом. Поэтому Он не нуждался в зримом предмете своей веры, и это также не вызвало преображения в тот же самый образ через откровение славы. Но «Отче, в руки Твои предаю дух Мой» звучит и в «Господи Иисусе! приими дух мой». И любовь к Израилю, взращенную в заступничестве пред Богом («Отче, прости им, ибо не знают, что делают»), мы находим и в словах «Господи! не вмени им греха сего». За исключением этого отрывка, Святой Дух больше нигде не утверждает, что здесь они пребывают в неведении. Здесь нужно остановиться на положении Стефана, сосуда свидетельства Духа, решительно отвергнутого иудеями; и божественный характер и личность Христа отчетливо проявляются в тех моментах, когда его ученик больше всего походит на учителя. Небеса открыты Иисусу {Мы можем здесь отметить, что святилище было открыто всем верующим. Завеса была разорвана смертью Христа, но милость Божья, как таковая, все еще была направлена на иудея и обещала им возвращение Иисуса на землю, что случится (так сказать, за завесой) в случае их раскаяния. Так что благословение могло быть снова излито на землю — во времена возрождения, при пришествии Христа, о котором возвещали пророки. Но это уже не Мессия, Cын Давида, но Cын человека на небесах и посредством Духа Святого на земле. Отверстые небеса стали видимые и познаваемые, и великий первосвященник, стоящий одесную Бога, уже не скрыт завесой. Эта слава открыта верующему, и Он взошел на небеса ради своего народа. И это, как мне кажется, является причиной того, почему мы видим его стоящим. Он не сядет в вечности на небесный престол, пока Израилем отвергается на земле свидетельство Святого Духа о его прославлении. Свидетельство и торжество Духа сейчас и впоследствии представляет собой большой интерес, не затрагивая, однако, апостольский авторитет, как мы увидим это позже. Что же касается иудеев, то до тех пор, пока Первосвященник не сойдет на землю, они не узнают, что деяние его принято во благо народа. Как в дни искупления, им придется ждать, пока Он не сойдет, и они не смогут познать его. Но для нас Святой Дух уже сошел и пребывает внутри нас, и мы знаем это}, Святой Дух нисходит на него, и Он признается Сыном Божьим. Небеса открываются Иисусу, и ангелы нисходят на Сына человека. Но перед ним не поставлен какой-либо объект; Он сам является тем объектом, на который взирают небеса. Небеса откроются в конце века, и на белом коне грядет сам Иисус в суде и торжестве. В случае со Стефаном тоже открываются небеса, и ученик, христианин исполненный Святого Духа, глядит в них и видит там Христа одесную Бога. Иисус по-прежнему является объектом созерцания небес, целью верующего, исполненного Святым Духом. Таким образом, эта сцена довольно типична для предмета веры и положения верующего. Иисус не имеет перед собой какого-либо объекта, Он сам является таким объектом для небес. Святой же имеет перед собой подобный объект, и им является сам Иисус в отверстых небесах. Подобно Христу, этот святой, исполненный его Духом благодати и разделивший его страдания, тоже отвергнут иудеями. И взгляд Стефана сосредоточился на небеса, отверстых ему Святым Духом, и Стефан видит там Сына человека готового принять его. Покой придет позднее, во время возрождения небеса примут не только Иисуса, но также души верующих в него до их воскресения, и все собрание, в духе отделенное от мира, который отверг его, и от иудаизма, противостоящего свидетельству Святого Духа. Иудаизм больше не признается. Кончилось долготерпение Божье. Место иудаизма заняли небеса и собрание, которое, как бы далеко оно и было, всегда следует за своим Господом в Духе, ожидая его возвращения. Савл присутствует при смерти Стефана и одобряет ее. Так заканчивается первый период собрания Божьего — его история в непосредственной связи с Иерусалимом и иудеями, на которых опиралась и была направлена деятельность апостолов, «начатая в Иерусалиме», которая, тем не менее, продолжалась и в остатке верных, и Израиль приглашался принять в ней участие, но не пожелал этого. Затем следуют некоторые второстепенные события, расширяющие сферу деятельности и в целом поддерживающие единение, прежде всего в откровении призвания язычников, и утверждающие, таким образом, что собрание — это единое тело, независимое от Иерусалима и отделенное от земли. Этими событиями является работа Филиппа по обращению Самарии и Эфиопии, деятельность Корнилия, видение Петра, явленное ему после призвания Савла, который был приведен в собрание иудеем хорошей репутации; это также труды Петра во всей земле Ханаана и, наконец, связь, установленная апостолами в Иерусалиме, обращение язычников в Антиохии, сопротивление Ирода (мнимого царя иудейского), забота Божья о Петре и суд Бога над царем. За этим непосредственно следует работа у язычников, начатая в Антиохии, уже подготовленной обращением Павла. Работа эта ведется при помощи совершенно особых средств и особого откровения. Давайте рассмотрим некоторые подробности этих глав.