Введение

Послание Иакова адресовано не Церкви, и оно написано не на основе апостольской власти над теми, кому оно послано. Фактически это увещевание, в котором все еще признаются двенадцать колен и связь иудео-христиан с ними; так же и Иона обращался к язычникам, хотя еврейский народ занимал свое место пред Богом. Таким образом, Дух Божий все еще признает здесь связь Бога с Израилем, как в другом случае он признает связь Его с язычниками, а также права Божьи, остающиеся неизменными, какими бы особыми привилегиями ни пользовалась церковь или Израиль соответственно. Нам известно, что в историческом плане иудео-христиане оставались иудеями до конца новозаветной истории и даже были ревностными исполнителями закона, что для нас весьма странно. Однако Бог некоторое время мирился с этим. Учение христианства не является темой данного послания. Конечно, Богу отводится здесь должное место в связи со всем, что окружает нас. Оно препоясывает чресла христианина, подготавливая его к близкому пришествию Господа и Его настоящему руководству, касающемуся церкви Божьей, обязанной знать об этом и активно действовать на этой основе. И этот мир, и все, что появляется в нем, оценивается с точки зрения Бога. Несколько замечаний по поводу рассмотрения положения христиан (то есть о способе представления его в плане отношения к Израилю) помогут нам понять эту часть Слова. Израильтяне по-прежнему рассматриваются как народ Божий. Иаков уверен, что народ Израиля все еще связан с Богом теми отношениями, в которые Он поставил их, приблизив к Себе. В своем послании он обращается к христианам, как все еще принадлежащим к народу, чья связь с Богом еще не нарушена законом, но это касалось только тех христиан, которые имели веру в истинного Мессию, — веру, данную им Духом. Это касалось только тех среди народа Израиля, которые, как и автор этого послания, признавали Иисуса Господом славы. За исключением стихов 14 и 15 главы 5, в данном послании не содержится увещевания, которое бы в духовном плане превосходило то, с чем можно обращаться к благочестивому иудею. Оно, действительно, предполагает, что те, к кому оно обращено, верят в Господа Иисуса, однако оно не призывает их к тому, что свойственно исключительно христианам и зависит от их привилегий. Эти призывы проистекают из этого же более возвышенного источника и исполнены дыхания той же более небесной атмосферы, однако они нацелены на результат иного характера — найти истинное доказательство существования веры здесь на земле. Они такие же, какие можно услышать в исповедующей Церкви — в огромном собрании, подобном Израилю, в среде которого встречались христиане. Это послание не основано на христианских отношениях здесь на земле. Оно признает их, но только как существующие наряду с другими, которые господствуют над сознанием автора этого послания. Оно предполагает, что те, кому оно адресовано, находятся в связи с Богом (что известно, не подлежит сомнению и имеет место с древних времен), и в их среду внедряется христианство. Важно обратить внимание на тот нравственный критерий жизни, представленной в данном послании. Как только мы уразумеем то положение, в каком оно рассматривает верующих, нам нетрудно будет с этой точки зрения разглядеть истину. Именно это представлял Христос, когда находился среди сынов Израиля и открывал Своим ученикам свет и отношения с Богом, которые были обусловлены Его присутствием. Теперь Христа не было с ними, но тот свет и те отношения оставались как бы мерилом ответственности. И это по возвращении Господа станет основанием для осуждения всех, кто отказывался жить и поступать согласно этому критерию. И пока не наступил тот день, верующие должны были терпеливо выносить все гонения и притеснения от рук иудеев, которые все еще поносили то святое имя, которым они были призваны. Данное послание обращено к евреям в связи с их принадлежностью к еврейской нации, но не духовно, а из-за близости суда в то время, когда было написано Послание к евреям. Вот основные принципы того положения, о котором мы говорим: 1) закон в его духовности и совершенстве, как утверждено и обобщено Христом; 2) дарованная жизнь, основанная на нравственных принципах закона, является божественной жизнью; 3) открытие имени Отца. Все это было истинным, когда Господь присутствовал на земле и являлось той основой, на которую (пусть даже они плохо это осознавали) Он тогда ставил Своих учеников. Он говорил им, что они должны стать свидетелями этого, как и всего того, что Он говорил, после Его смерти, отличая это свидетельство от свидетельства Святого Духа. Именно этому и наставляет здесь Иаков, добавляя уже сказанное Господом, — то, что Он возвратится. Это учение Христа, только приспособленное к условиям жизни среди израильтян соответственно свету и истинам, которые Он ввел. Оно предусматривает факт Его временного отсутствия и призывает хранить терпение в этой жизни, ожидая того момента, когда, осудив всех притесняющих Его святых, Он оправдает те принципы, по которым они действовали. Хотя приведенный в исполнение приговор над Иерусалимом и изменил положение остатка благочестивых израильтян в этом отношении, тем не менее жизнь Христа всегда остается для нас примером, и мы обязаны терпеливо дожидаться пришествия Господа. В этом послании мы не находим связи христиан с Христом, вознесенным на небеса, а следовательно и мысли о нашей встрече с Ним в воздухе, о чем говорил Павел. Но то, что в нем содержится, всегда останется истинным, и тот, кто утверждает, что пребывает в Нем, также обязан жить, как жил Он. Грядущий суд заставляет нас понять, почему Иаков говорит об этом мире, о богачах, радующихся своей доле в этом мире, и о положении верующего остатка, притесняемого и страдающего среди этого вероломного народа, понять то, почему апостол начинает темой о несчастьях и так часто возвращается к ней, почему он также настаивает на практических свидетельствах веры. Он все еще рассматривает всех израильтян вместе, однако некоторые из них приняли веру в Господа славы, и они поддавались искушению ценить богатых и великих Израиля. Поскольку они все еще оставались иудеями, мы можем легко понять, что, хотя некоторые из них по-настоящему верили и исповедовали, что Иисус есть Христос, тем не менее эти христиане следовали иудейским постановлениям, они могли просто исповедовать христианство без каких-либо существенных изменений, о чем говорили их дела. Совершенно очевидно, что подобная вера ничего не стоит. Именно такая вера присуща тем, кто требует дел в настоящее время, она не что иное, как только бесполезное исповедание христианской истины. Возрождение Словом истины так же чуждо и непонятно им, как и иудеям, о которых говорит Иаков. Так как верующие таким образом оказывались среди израильтян, среди которых кое-кто формально исповедовал христианство, то мы можем легко понять, почему апостол Иаков обращается к массам, как к тем, которые могли бы разделить существующие в их среде привилегии. Он обращается к христианам, занимающим особое место, предназначенное только для них; он предостерегает тех, которые называют себя верующими во Христа. Совершенно очевидно и понятно, что это послание обращено ко всем временам, и в частности к тому времени, когда многие по праву наследия претендовали на привилегии народа Божьего. Помимо сказанного, данное послание особенно призывает каждого поступать по совести; оно судит о положении человека, рассматривает мысли и намерения человеческого сердца.