Иакова 1

Данное послание начинается призывом с радостью принимать испытание, как средство, производящее терпение. Данная тема в основном продолжается до конца 20-го стиха, где мысль обращается к необходимости обуздать все, что мешает терпению и к истинному характеру стоящего пред лицом Бога. Это обращение целиком занимает всю главу. Не всегда легко обнаружить то, с чем связано рассуждение апостола, ключом к этому является то нравственное состояние, которым были заняты мысли апостола. Я постараюсь сделать эту связь более понятной. Суть данной темы в том, что мы должны так ходить перед Богом, чтобы показать истинность нашего исповедания, а не общение с этим миром, то есть практическую религию. Ведь терпение должно являть свое совершенное дело, обуздывать своеволие и исполнять целиком волю Божью, чтобы не было недостатка в практической религии души. Верующий может страдать, однако он терпеливо полагается на Господа. Так поступал Христос, это было его совершенством. Он дожидался воли Божьей, чтобы исполнить ее, и никогда не поступал по Своей собственной воле, являя таким образом полное послушание и будучи полностью испытанным. Нам же в действительности часто не достает мудрости узнать, что мы должны делать. В данном послании ясно указан источник ее: мы должны просить мудрости у Бога. Он дает ее всем щедро, только мы должны полагаться на Его верность и рассчитывать, что Он ответит нам на наши молитвы. Иначе душа человека раздваивается и он надеется еще на что-то кроме Бога, а наши желания имеют иную цель. Если только мы ищем того, чего Бог желает, и того, что Бог делает, мы можем быть уверены, что Он исполнит это; однако в том случае, если человек полагается на мир, который может заставить его поверить в бесполезность зависимости от Бога, он увядает подобно полевому цветку. Мы обязаны осознавать, что наше положение в соответствии с волей Бога совсем иное, чем положение мирских. Всякий униженный должен радоваться, что христианская вера возвышает его, а богатый пусть хвалится, что она уничижает его. Мы должны радоваться не богатству, ибо оно исчезнет, но тому, что переносим испытание души, о котором говорит апостол, ибо, будучи испытаны, мы получим венец жизни. Жизнь человека, испытанного таким образом, в ком эта жизнь научается полностью подчиняться воле Бога, стоит гораздо больше, чем жизнь человека, который в роскоши потакает всем желаниям своего сердца. Итак, что касается искушений этого характера, в какие ввергают человека похоти его души, то следует сказать, что эти искушения исходят не от Бога, ибо их источником является сердце человека, его похоти, ведущие от греха к смерти. Пусть никто не обманывается на этот счет. То, что изнутри искушает сердце, исходит от самого человека. Все добрые деяния и совершенные дары исходят от Бога, а Он никогда не меняется, не делает ничего, кроме добра. Поэтому Он дал нам новое рождение, плод Его собственной воли, действующий в нас Словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий. Он — Отец светов, тьма исходит не от Него. Словом истины Он родил нас, чтобы нам быть первыми и самыми замечательными свидетелями той силы добра, которая воссияет потом в новом творении, начатками которого мы являемся. Это совершенно противоположно источнику желаний развращенной плоти. Слово истины — доброе семя жизни, своеволие же является колыбелью наших вожделений — его энергия никогда не даст плодов божественной природы, как и гнев человека не сотворит правды Божьей. Поэтому мы призваны быть послушными, скорыми на слышание, медленными на слова, медленными на гнев, мы должны отложить все мерзости плоти, всякую силу беззакония и принять Слово в кротости — слово, которое, являясь Словом от Бога, отождествляется с новой природой в нас (она насаждена в нас), формирует и образует нас согласно его собственному совершенству, потому что эта новая природа сама по себе происходит от Бога через Слово. Оно не подобно закону, действующему вне нас, который, противодействуя нашей грешной натуре, обличает нас. Это Слово спасает душу. Оно животворит и возрождает, действуя благотворно на природу, которую само породило, формирует и просвещает. Однако необходимо быть исполнителем Слова, а не только слушать его ушами, чтобы оно могло приносить полезные плоды, являющимися доказательством того, что оно реально действует в сердцах и является жизненно важным. Иначе это Слово будет лишь подобно зеркалу, в котором мы сможем увидеть себя в какой-то момент, а затем забудем увиденное. Всякий вникающий в закон совершенный, в закон свободы и пребывающий в нем, исполняя дела, которые закон представляет во исполнение, будет благословен в своей истинной и послушной деятельности. Этот закон совершенен, ибо Слово Божье, все, что выразил Дух, является выражением сути и характера Бога, выражением того, Кем Он является, и воли Его, ибо, полностью открывшись (а до тех пор человек не мог полностью познать Его), Он желает того, что Он есть, и это необходимо. Этот закон — закон свободы, потому что то же самое слово, которое открывает суть Бога и волю Его, сделало нас по благодати сопричастниками божественной природы, поэтому не поступать по Слову Его означает не поступать в соответствии с нашей новой природой. Итак, действовать в соответствии с нашей новой природой, то есть природой Божьей, будучи направляемыми Его Словом, означает истинную свободу. Закон, данный на Синае, был выражен в человеке; он был вписан не в сердце, но записан вне человека. Он выражал то, каким должно было быть поведение человека и сердце его соответственно воле Божьей. Этот закон сдерживал и осуждал все побуждения плотского человека и запрещал ему являть своеволие, ибо он обязан был исполнять волю Божью. Однако человек имеет иную волю, поэтому закон является для него рабством, законом осуждения и смерти. Теперь Бог, родив нас Словом истины, наделил нас природой рожденных от Бога, и теперь наши вкусы и желания соответствуют этому Слову; все это от того же самого Слова. Это Слово собственным совершенством развивает эту природу, формирует и просвещает ее, как мы уже отметили, однако сама эта природа свободно следует ему. Так было и с Христом. Если бы Его смогли лишить Его свободы (что в духовном плане было невозможно), то сделали бы это, не дав Ему исполнить волю Бога Отца. То же самое происходит с новым человеком в нас (который есть Христос, как жизнь в нас), который создан в нас по подобию Бога, праведного и истинно святого; он рожден в нас Словом, которое есть совершенное откровение Божье, открытие всей божественной сущности в человеке, которой является Христос, живое Слово, воплощение невидимого Бога, Его образ и проявление. Свобода нового человека — это свобода исполнять волю Божью, подражать характеру Бога, будучи дорогим Его чадом, подобно тому, как это проявилось во Христе. Закон свободы есть суть этого, как она открылась в Слове, в котором новая природа находит свою радость и свое удовлетворение, даже когда она черпает свое существование из Слова, которое открывает Его, и из Бога, Который в нем открывается. Таков «закон свободы» — суть Самого Бога в нас, сформированная под действием природы, рожденной Словом, открывающим Его, формирующая себя на этом Слове. Первым и наиболее строгим показателем внутреннего человека является язык. Человек, ставящий себя в отношения с Богом и поклоняющийся Ему, но в то же время не обуздывающий своего языка, являет пустое благочестие, обманывая себя. Чистое благочестие пред Богом и Отцом являет тот, кто заботится о тех, которые, будучи в самых нежных отношениях уязвлены грехом, лишены естественной поддержки; тот, кто хранит себя неоскверненным от мира. Вместо того, чтобы стремиться возвыситься самому и заслужить известность в этом мире тщеславия, в отдалении от Бога, мы должны, как и Бог, обратить свою деятельность на благо скорбящих, которые в своих несчастьях нуждаются в помощи и поддержке. И мы должны держаться подальше от мира, в котором все оскверняет и противоречит той новой природе, которая есть наша жизнь, и противно сути Бога, какую мы познали через Слово.