Иакова 2

Теперь апостол Иаков приступает к новой теме, говоря о тех, кто признает себя верующим в то, что Иисус был Христом Господом. Перед этим, в первой главе, он говорил о новой природе, имеющей прямое отношение к Богу. Здесь исповедание веры во Христа проверяется на том же пробном камне — к реальным плодам, приносимым этой верой в противовес этому миру. Все эти принципы — ценность имени Иисуса, сущность закона, как ее излагал Христос, и закон свободы — выдвинуты на передний план, чтобы испытать истинность исповедуемой человеком веры или убедить исповедующего, что в нем нет этой веры. Апостол осуждает две вещи: лицеприятие и отсутствие добрых дел, как доказательство отсутствия искренней веры. Прежде всего апостол осуждает тех, кто оказывает почтение людям согласно их внешнему виду, ведь они, исповедуя веру в Господа Иисуса, тем не менее поступают в духе мира сего! Иаков отвечает, что Бог избрал бедных, сделав их богатыми верою и наследниками Царствия, а эти исповедующие презирали их. Богатые же бесславили имя Христа и подвергали гонениям христиан. Во-вторых, апостол обращается к краткому изложению сути закона, о котором говорил Иисус, — к царственному закону. Благоволя к богатым, христиане нарушают сам закон. Закон не позволяет нарушать ни один из его пунктов, поскольку это может пошатнуть авторитет законодателя. Презирая бедных, они явно показывали, что не любят своих ближних, как себя самих. В-третьих, верующие должны поступать, как те, что ответственность измеряется законом свободы, согласно которому, имея природу, впитывающую и любящую все, что от Бога, они должны освободиться от всего, что противоречит Богу, поэтому они не смогут оправдаться, если последуют принципам, которые утверждены не Самим Богом. Такое введение божественной природы побуждает апостола говорить о той милости, которой Бог прославился. Человек, не оказывающий милости другим, сам будет объектом суда, который он возлюбил. С этим связана вторая часть главы, ибо апостол начинает говорить о делах, как доказательстве веры, говоря о той милости, которая отвечает природе и сущности Бога, каковой истинный христианин, рожденный Им, становится сопричастником. Одно признание, что веришь, без той жизни, существование которой доказывают дела, никому не может принести пользы. Это совершенно ясно. Я говорю «признание в том, что имеешь веру», потому, что в послании сказано: «…если кто говорит, что он имеет веру». Это и есть ключ к данной части послания. Апостол спрашивает: где доказательству этого? Доказательством веры служат дела, и именно о них говорит апостол. Человек утверждает, что имеет веру, но ее нельзя увидеть отдельно, поэтому я имею все основания сказать: «Покажи мне ее!» Человек должен доказать свою веру. А он может показать ее людям только через плоды ее, ибо саму веру нельзя увидеть. Но если я приношу эти плоды, значит я, несомненно, имею корень, без которого не может быть плодов. Таким образом, вера не может явить себя другим и я не могу признать ее, если она не творит дела. Только дела, плоды веры доказывают, что она существует. То, что сказано здесь дальше, показывает, что апостол говорит об исповедании учения, которое, возможно, верно само по себе, — о признании определенных истин, ибо и бесы по-настоящему верят в единство Божества (речь явно идет о знании и уверенности). Они нисколько не сомневаются в этом. Но отсутствует великая связь между их душами и Богом посредством новой природы — они далеки от этого. Но апостол подтверждает это, приводя пример людей, в ком это противоречие с божественной природой не так очевидно. Вера, являющаяся признанием истины, касающейся Христа, мертва без дел, то есть мертва та вера, которая бездействует. В стихе 16 мы видим, что вера, о которой говорит апостол Иаков, не подлинна. Стих 19 показывает, что это может быть искренней убежденностью в том, что все это — правда, однако жизнь, рожденная Словом, связь, установленная между душой и Богом, в данном случае полностью отсутствует. Потому что истинная вера достигается через Слово, когда, будучи рожденными Богом, мы обретаем новую жизнь. Эта жизнь действует, то есть, лучше сказать, действует вера согласно своей связи с Богом, и дела, которые она творит, естественно проистекают от этой связи и свидетельствуют о вере, которая совершает их. Начиная со стиха 20 и до конца главы апостол представляет новое доказательство своего тезиса, основанное на последнем принципе, о котором я уже упоминал. Теперь эти доказательства не имеют ничего общего с плодами благоприятной природы (ибо они являются таковыми), принадлежащей нам как творениям (а не той жизни, которая имеет своим источником Слово Божье, которым Он рождает нас). Плоды, о которых говорит апостол, самой своей сущностью свидетельствуют о вере, которая произвела их. Авраам приносил в жертву сына своего. Раава приняла соглядатаев Израиля, тем самым связав себя с народом Божиим в то время, когда все оборачивалось против них, и отделившись от своего собственного народа верою. Оба они жертвовали ради Бога, оба действовали ради Его народа прежде, чем он одержал победу, когда мир был в полной силе; таковыми были плоды веры. Один обратился к Богу, абсолютно веря Ему, вопреки всему, что есть в природе или на что природа может рассчитывать. Другая признала народ Божий, когда все оборачивалось против него, однако ни то ни другое не являлось плодом дружественной природы или естественного блага, тем, что люди называют добрыми делами. Первый был отцом, собирающимся предать смерти своего сына, вторая была негодной женщиной, предающей свою родину. Конечно, писание было исполнено, сообщая, что Авраам верил Богу. Как бы он мог совершить такое, если бы не верил Ему? Дела наложили печать на его веру, ведь вера без дел подобна телу без души; это внешняя форма, лишенная жизни, которая приводит ее в действие. Вера жива делами (без нее дела ничего не представляют собой, они не от новой жизни), и дела доводят действующую в них веру до совершенства, ибо, несмотря на испытание, и в испытании вера проявляется в действии. Дела закона не имеют части в ней. Формальный закон, который взыскивает, не является жизнью, которая порождает (вне этой божественной природы) эти склонности к святости и любви, благодаря которым человек тянется к Богу и Его народу, ценя только их и ничего больше. Заметьте, что Иаков никогда не говорит, что дела оправдывают нас перед Богом, ибо Бог видит веру и без ее дел. Он знает, что в ней есть жизнь. Она проявляется по отношению к Нему, в отношениях с Ним, через веру в Его Слово, в Нем Самом, путем принятия Его свидетельства вопреки всему внутреннему и внешнему. Бог видит и знает это. Но когда наши товарищи под сомнением, когда нужно сказать «покажи мне», тогда-то вера и проявляется в делах.