1 Петра 1

Первое послание основывается на учении о небесном избрании (я не имею в виду земную {Я добавил здесь «земную», поскольку Церковь, будучи выдвинута Самим Иисусом и еще не достигшая полноты, упоминается в главе 2, где живые камни приходят ко Христу} церковь, о которой здесь не говорится) в противоположность уделу евреев на земле. Оно говорит о христианах, и в частности, христианах — евреях, как пришельцах и странниках на земле. Поведение, подобающее подобным людям более пространно описывается, нежели само учение. Господь Иисус, который Сам был пришельцем и странником здесь, предстает образцом во многих отношениях. Оба послания развивают мысль о справедливом управлении Бога от начала до скончания всего, когда вещество сгорит в чудовищном пламени будут новые небеса и земля новая, на которой будет обитать правда. В первом послании говорится об управлении Бога в благоволении к верующим, второе — в осуждение злых. Тем не менее, описывая небесное избрание, апостол непременно упоминает избавление — спасение души в противовес временному избавлению евреев. Далее следует описание этих верующих, данное Духом. Они избраны и избраны по предведению Бога-Отца. Израиль был народом, который Иегова избрал на земле. Здесь же говорится о тех, о которых предведал Отец. Освящение Духом Святым есть то средство, которым совершается их избрание. Они вправду отделен силою Духа. Израиль был отделен образами; но эти евреи освятились на послушании Иисусу Христу и в окроплении Кровию Его; освятились с одной стороны, для того, чтобы быть покорным, как был послушен Он, а с другой — быть окропленным Кровию Его и этим совершенно очиститься пред Богом. Израиль был отделен за подчинение закону и за кровь, которая, возвещая смерть, освящавшую его власть, не могла очистить душу греха. Таково было положение Христиан. Апостол желает им благодати и мира — известного удела верующих. Он напоминает им о благословении, которым Бог благословил их, благословляя Бога, наградившего их. Верующие израильтяне познали Его ныне, но не Бога и Отца нашего Господа Иисуса Христа. То, что апостол представил как плод благодати Его, — не от мира сего, не наследство Ханаанское, предлежащее человеку, живущему на земле, которое было обетованием Израиля и все еще является этим обетованием неверующего народа. Благодать Божия возродила их для живого упования на воскресение из мертвых через Иисуса Христа. Это воскресение им удел в ином мире, и силу, которая привела в него человека, хотя он подлежал смерти: он войдет в него посредством воскресения, чрез славное торжество Спасителя дабы разделить наследство нетленное, чистое, неувядающее. Апостол говорит не о нашем воскресении со Христом; он рассматривает христианина как пришельца за земле, ободренного торжеством Самого Христа в воскресении, которое воодушевляло его сознанием, что пред ним был мир светлый т счастливый и сила, которая введет его в этот мир. Соответственно, о наследстве говорится, что оно «христиане на небесах». В послании к Ефесянам мы восседаем на небесах во Христе, и становимся сонаследниками всему, что наследует Сам Христос. Но и христианин, по сути, тоже пришелец и странник на земле; и в нашем странствии, сильное утешение — видеть это небесное наследство пред нами, как некий залог нашего вхождения в него. Сюда присоединяется другое неоценимое утешение. Если наследство хранителя для нас на небесах, то сила Божия поддерживает нас в течение всего нашего странствия, дабы мы могли насладиться им в конце. Прекрасная мысль! — она поддерживает нас здесь, на земле, во всех наших бедствиях и злоключениях; а с другой стороны, нас ожидает наследство там, где нет скверны и тления. Эта сила хранит нас именно нравственным путем (именно в духе этом и рассуждает Петр) посредством действия в нас благодати, которая привязывает сердце к предметам, держащим его в общении с Богом и связанным с обетованием Его (сравните 1 Тит. 1,4). Нас поддерживает чрез веру сила Божия. Хвала Господу, это сила Бога Самого; но она действует, и она действует, поддерживая в душе веру, утверждая ее вопреки всем соблазнам, над всею скверной мира, и исполняя небесной любовью. Однако Петр, всегда занятый мыслью о путях Бога в отношении этого мира обращается лишь к той части, которую верующие будут иметь в этом спасении, этой небесной славе, когда она явится; , но небесная слава, явленная в установлении верховного владычества Бога на земле, во славу Его и для благословения всего мира. Это спасение, готовое открыться в последние дни. Слово «готовое» здесь очень важно. Наш апостол говорит также, что время начаться суду Божию. Христос восславлен, одержав победу над всеми Его врагами, и свершил дело искупления Он лишь ожидает одного, а именно: чтобы Бог положил врагов Его в подножие Его. Он воссел одесную величия на небесах, ибо Он исполнил все, дабы восславить Бога там, где был грех. Это и есть действительное спасение душ — собирание Его святых, что еще 3,9.15); но когда соберутся все, кому надлежит разделить его, то спасение не замедлит явиться, то есть слава, в которой явятся искупленные {Учение о том, что святые соберутся вокруг Иисуса на облаках, когда они взойдут встретить Его, входит в проповедь Петра и больше, чем учение о Церкви на земле, с которым оно связано. Он говорит о явлении святых во славе, потому что он размышляет о замысле Бога относительно земли, хотя и в связи с идеями христианства}, также, соответственно, и суд над злыми на земле, который завершится явлением Христа (см. 2Фес.1,9.10). Все готово. Эта мысль сладостна для нас в наши дни долготерпения, но и полна торжественного значения, когда мы задумываемся о суде. Как утверждает апостол, мы радуемся великой радостью этому спасению, готовому открыться в последние дни. Мы ожидаем его. Это время покоя, время благословения земли, совершенного явления славы Его Того, кто достоин ее, кто был унижен и кто страдал за нас; время, когда свет и слава Бога во Христе сияет мир и сперва свяжет, а затем изгонит все зло его. Таков наш удел: преизобильная радость в спасении, готовом открыться, и в котором мы можем всегда радоваться; хотя, если это необходимо для нашего блага, мы можем претерпеть от различных искушений. Но это лишь ненадолго — легкое злоключение, которое проходит, и которое постигает нас, если это нужно, чтобы драгоценное испытание веры могло иметь плоды его в похвале, чести и славе в явление Иисуса Христа, которого мы ожидаем. Это конец всех наших горестей и испытаний; хотя они преходящи и малы по сравнению с громадными плодами превосходной и вечной славы, к которой они ведут нас по мудрости Божией и в соответствии с потребностями наших сердец. Сердце привязывается к Иисусу: Он явится. Мы любим, не видев Его. В Нем, доселе не видев Его, мы радуемся радостью неизреченного и преславного. Вот что определяет и формирует душу, которая укрепляется в этом и преисполняется радостью, какими бы ни были наши жизненные пути. Для нас именно Он наполнит всю славу, Я буду восславлен благодатию, я стану причастником славы; но я люблю Иисуса, мое сердце воздыхает о присутствии Его — желает зреть Его. Более того, мы будем подобны Ему, а Он восславлен совершенным образом. Апостол вполне мог сказать «неизреченного и преславного». Сердце не может желать ничего иного: и если некоторые легкие злоключения нужны для нас, мы переносим их с радостью, поскольку они являются средством, созидающим нас для славы. И мы можем радоваться при мысли о явлении Христа; ибо, приняв Его, незримого, в наше сердце, мы получаем спасение нашей души. Это предмет и цель веры; гораздо более драгоценные, чем временные случаи спасения, которые выпали на долю Израиля, хотя последние были знаками благоволения Божия. Апостол продолжает описывать три последовательных ступени откровения этой благодати спасения — полное и всецелое избавление от последствий, плодов и злостраданий греха: пророчества, свидетельство Духа Святого, ниспосланного с небес; явление Самого Иисуса Христа, когда полностью свершится прежде возвещенное искупление. Здесь интересно отметить, как отвержение Мессии, по обетованию евреям, предведанное и предреченное в пророках, неизбежно проложило путь спасению, принесшему с собой также и спасение души. Иисуса уже больше не было на земле; земной удел не совершился посредством Его первого пришествия; спасение должно было открыться в последние дни. Но спасение души раскрывалось так, что полная мера его осуществиться во славе, готовой открыться, ибо это была духовная радость души в небесном Иисусе, незримом, который смертью Своею свершил искупление грехов и воскресением Своим, по силе жизни Сына Божия возродил к упованию живому. Верою же было получено это спасение — это истинное избавление. Это еще не было славою и упокоением, это спасение должно было произойти, когда явится Иисус, но пока уже душа обрела верою этот совершенный покой, уповая на саму славу. Пророки же возвестили благодать Божию, которая должна была совершиться для верующих, и которая и ныне исполняет душу радостью этого спасения; и они углубились в свои собственные пророчества, стараясь понять, какие сроки и о каких временах возвещал Дух, когда Он свидетельствовал прежде о страданиях Христа и последующей славе. Ибо Дух говорил о том и о другом через пророков и посему имел ввиду нечто большее, чем временное избавление в Израиле; ибо Мессия должен был пострадать. И они обнаружили, что не для них и не для их времен Дух Христа возвестил эти истины о Мессии, но для христиан. Но христиане, получив спасение души посредством откровения о Христе, воссевшем на небесах, пострадавши и явившись снова во славе, не получили той славы, которая была открыта пророкам. Все это было возвещено с великой и божественной простотой Духом Святым, ниспосланным с небес после смерти Иисуса: но Дух не дарует саму славу, в которой явится Господь; Он лишь возвестил о ней. Посему христианам надлежало, препоясавши чресла ума своего, бодрствуя, совершенно уповать на подаваемую им благодать, которая (как следствие) будет дарована им а явлении Иисуса Христа. Таковы три последовательных ступени в распоряжении Бога; предсказание событий, связанных с Христом, которые выходили за рамки обетований евреям, предсказания Духа; исполнение предсказанного по явлении Христа. Упомянутое же апостолом сводится к участию в славе Христа по явлении Его; и к тому спасению, о котором говорили пророки, которое должно было открыться в последние дни. Тем временем Бог возродил верующих евреев к живому упованию воскресением из мертвых Иисуса Христа; и посредством страданий Его заставил их осознать, что и ныне, ожидал откровение славы, ощутив и в Личности Иисуса, они получили спасение души, пред которым все случаи спасения Израиля поблекли и должны были быть преданы забвению. Это поистине было спасением, «готовым открыться» во всем его совершенстве, но пока они располагали им в отношении души. Но, будучи отделенным от проявлений земной славы, это спасение имело все же более духовную сущность. Посему они и должны были, препоясавши чресла ума своего, ожидать явления Иисуса и, вознося благодарения, признать, что они обрели достижение веры своей. Они были в общении с Богом. Возвещая эти истины, посредством служения пророков, Бог имел ввиду христиан, а не самих пророков. Эта благодать должна была в должное время быть дана верующим, а тем временем, для веры и души, Дух Святой, ниспосланный с небес, свидетельствовал об этом. Она должна была быть дарована в явлении Иисуса Христа. Воскресение Иисуса Христа, которое было залогом исполнения всех обетований и силой жизни, которая им даровалась, возродило их к живому упованию, но право наследовать плоды обетования было основано на иной истине. К ней и подводят нас наставления. Им надлежало ступать как послушным детям, не сообразуясь с прежними похотями, бывшими в неведении Святого, они должны были быть святы во всех поступках, как здесь написано. Кроме того, если они называли Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то должны со страхом проводить время странствования своего. Обратите внимание, что здесь он не говорит об окончательном суде над душою. В этом смысле «Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну». Здесь речь идет о ежедневном суде Божия управления в этом мире, осуществляемом в отношении детей Его. Почему тут говорится о «времени странствования вашего»? Это суд, которому предлежит жизнь христиан. Но страх, о котором говорится, происходит не от неуверенности в спасении и искуплении. Это страх, основанный на уверенности в том, что мы оправданы, и огромная цена, безграничная цена, посредством которой было добыто наше искупление, а именно кровь Агнца непорочного и чистого — причина того, чтобы бояться Бога во времена нашего странствия. Мы были оправданы ценою Крови Иисуса от наших суетных поступков: можем ли мы снова поступать по принципам, от которых были, таким образом, избавлены? Подобная цена спасения нашего требует, чтобы мы ходили осмотрительно и степенно пред Отцом, с которым желаем иметь общение как право и связь духовную. Апостол применяет эту истину по отношению к христианам, к которым от обращался. Агнец был предназначен предведением Божиим еще до сотворения мира, но явился в последние времена для верующих: и эти верующие представлены в их истинном образе, они веруют в Бога чрез Иисуса — чрез Агнца. Они веруют не посредством творения: хотя творение есть свидетельство славы Его, оно не дарует упокоения совести и не говорит о месте на небесах. И не посредством провидения, которое, хотя и управляя всем ходом вещей, все же окутывает управление Божие таким густым мраком. И не посредством откровения Божия на Горе Синайской именем Иеговы и страха, связанного с преступлением ; обратите внимание на то, что не сказано в Него, но «чрез Него». Мы знаем Бога как Того, Кто возлюбил нас, когда мы были мертвы в преступлениях наших и грехах и попустил даже этому драгоценному Спасителю низвергнуться в смерть, в которой мы были, разделить нашу участь как предлежащих этому Суду и умереть Агнцем Божиим. Мы веруем в Бога, Который силою Своей, когда Иисус был предан за нас — вместо нас — воскресил Его из мертвых и даровал Ему славу. Почему, значит мы веруем чрез , который явил за нас могущество Свое, дабы мы веровали и уповали на Бога. Сказано не на нечто пред Богом, а на Самого Бога. В чем тогда может возникнуть повод для страха или недоверия к Богу, если мы имеем веру и упование на Него Самого? Это меняет все. Полностью меняет образ, в котором мы представляем Самого Бога; и это изменение основывается на том, что утверждает праведность Бога, приемлющего нас очищенными от всякого греха, любовь Божию, совершенно благословившую нас во Иисусе, Которого сила Его воскресила из мертвых и восславила — сила, которого Он благословляет нас. Мы имеем веру и упование на Самого Бога. Это ставит нас в наиболее близкие отношения с остальной частью оправданных: будучи предметами той же самой любви, омытые той же драгоценной Кровию, искупленные тем же Агнцем, они , неподдельной любви, для тех, чьи сердца очистились, приняв истину чрез Дух. Они — наши братия. Будем же любить друг друга горячо и от чистого сердца. Это основано на другом, существенно важном принципе. В этой привязанности действует естество новое. Раз мы искуплены драгоценной Кровию Агнца, чистого и непорочного, мы возрождены от нетленного семени, от слова Божия, живого и пребывающего вовек. Ибо всякая плоть — как трава, а всякая слава человеческая — как цвет на траве. Засохнет трава, и цвет ее опал, но слово Господне пребывает в век. А это есть то слово, которое нам проповедано. Это вечная основа благословения. Верующий возрожден не от тленного семени, чтобы иметь временные права и временное благословение, как это было с евреями, но от нетленного семени, основы жизни столь же неизменной, как слово Самого Бога. Пророк сказал им так, утешая народ Божий, всякая плоть и сам народ — как засохшая трава. Бог неизменен, и слово, которое своей непоколебимой верностью даровало божественное благословение предметам Господнего благоволения, свершало в душе возрождение к жизни столь же бессмертной и нетленной, как слово, бывшее ее источником.