1 Петра 3

Также и жены должны повиноваться своим мужьям во всяческой скромности и чистоте, дабы это свидетельство слову плодами его могло заменить само слово, если мужья их не покорялись ему. Они должны были положиться, в долготерпении и кротости, на преданность Божию и не тревожиться, видя силу противников (сравните Фил. 1,28). Также и мужья должны были так обращаться с женами, чтобы чувства их и отношения подчинялись христианской мудрости, а не каким-либо человеческим страстям; дабы они оказывали женам честь и жили с ними как с сонаследницами благодатной жизни. Наконец, все должны были вести себя смиренно и дружелюбно, оделяя других в общении друг с другом, благословением, которое сами наследуют, дух которого должен вовеки пребывать Господнем, уклоняясь от зла и ища мира, они будут в покое проводить дни свои пред очами Бога. Ибо очи Господа обращены к праведным, и уши Его к молитве их, но лицо Господне против делающих зло, если они будут ревнителями доброго? Вот каково управление Божие, принцип, по которому Он наблюдает за ходом дел в этом мире. Тем не менее, это все же не прямое и немедленное вмешательство, предотвращающее всякое зло. Сила зла все еще действует на земле; те, кто воодушевляется его проявляют враждебность к праведным, и ведут себя со страхом, порожденным сатаною. Но когда в душу входит Господь, страху, возбуждаемому врагом, не остается больше места. Если сердце сознает присутствие Бога, может ли это сердце трепетать в присутствии врага? В этом и состоит секрет дерзновения и спокойствия в исповедании Христа. Слуги же врага стремятся совратить нас с пути, подавить нас своими притязаниями, но сознание присутствия Божия развеивает все их притязания и уничтожает их силу. Полагаясь на силу присутствия Его мы готовы ответить тем, кто требует отчета в нашем уповании, с кротостью и благоговением, далеким от всякого легкомыслия. Ко всему этому надо иметь добрую совесть Богу, чтобы Он простил нас и смиловался над нами; но если у нас нечиста совесть, мы не можем бороться с врагом — мы боимся его. С одной стороны, мы боимся его козней, с другой, мы утратили сознание присутствия и силы Бога. Ходя пред Богом, мы ничего не боимся, сердце свободно: нам не надо думать о себе, мы думаем о Боге, а противники стыдятся того, что напрасно порицали их, чье поведение безупречно, и против кого нет иных свидетельств, кроме клеветы их врагов, которая обратиться к их собственному постижению. Возможно, Богу будет угодно, чтобы мы пострадали. В этом случае лучше пострадать за добрые дела, чем за злые. Апостол приводит трогательную причину для этого: потому что и Христос однажды пострадал за грехи наши, и этого достаточно; посему будем же страдать за правду Его, Он совершил его раз и навсегда, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом силою божественного Духа. Следующий отрывок вызовет затруднения у читателя Писания, но мне он представляется простым, если мы представим цель, поставленную Духом Божиим. Евреи Ожидали пришествия Мессии во плоти, который спас бы народ и вознести евреев на вершину земной славы. Но мы знаем, что Он не явился как таковой, и верующим евреям пришлось выносить оскорбления и ненависть неверующих из-за их веры в Мессию, которого не было среди них, и которые не спас народ. Верующие получили спасение души и они познали Иисуса небесного; но неверующим до этого не было дела. Посему апостол и приводит пример со свидетельством Ноя. Верующие евреи были малочисленны, и Христос принадлежал им лишь по Духу. Силою этого Духа Он был воскрешен из мертвых. И силою того же Духа Он сошел, не присутствуя во плоти, проповедовать Ною. Мир был непокорен (подобно евреям во дни апостола), и спаслись всего восемь душ; даже верующих осталось всего лишь малое стадо. Но духи непокорных попали в темницу, так как они не послушались Христа, бывшего среди них Духом Своим в Ное. Долготерпение же Бога ожидало, как и ныне, в отношении еврейского народа; результат оказался таким же. Так и было. Это толкование (будучи предпочтительным того толкования, которое предполагает, что Дух Святой проповедовал в темнице душам, которые были заключены в ней со времен потопа) подтверждается тем соображением, что в Бытии сказано: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими». То есть, Дух Его должен быть пренебрегаем, по свидетельству Ноя, в течение ста двадцати лет, но не больше. Но было бы невероятным, если бы Господь был пренебрегаем лишь одними лицами (ибо он говорит только о них) в свидетельстве после их смерти. Кроме того, это выражение обозначает Дух Христов в Ное, мы только используем известную фразу Петра; ибо это он сказал, как мы видели, «Дух Христов, бывший в пророках». Эти духи попали в темницу, потому что не вняли Духу Христову в Ное(сравните 2 Пет. 2,5-9). К этому апостол добавляет сравнение крещения с Ноевым ковчегом во время потопа. Ной спасся, пройдя воду, мы тоже; ибо вода крещения олицетворяет смерть, подобному, как потоп, так сказать, был гибелью мира. Христос же прошел через смерть и воскрес. И мы крестимся в смерть; но это подобно ковчегу, потому что Христос пострадал за нас в смерти, и, воскресши, вышел, словно Ной из ковчега, чтобы начать новую жизнь в мире после воскресения. Христос же, пройдя через смерть, искупил грехи; и мы, проходя через них в духе, оставляем все наши грехи в ней, как Христос сделал для нас в действительной жизни. Ибо Он воскрешен был без грехов, которые Он искупил на кресте. И это были наши грехи; итак, воскрешением, имеем мы добрую совесть. Крещением мы проходим через смерть в духе и плотью. Умиротворяющая сила его есть воскресение Христа после того, как Он совершил искупление; каковым воскрешением имеем мы посему добрую совесть. Вот о чем должны были узнать евреи. Христос вознесся на небеса и Ему покорились все власти и силы. Он воссел одесную Бога. Посему мы имеем не Мессию на земле, а добрую совесть и Христа небесного.