1 Петра 4

С начала этой главы и до конца стиха 7 апостол продолжает рассуждать об общих принципах управления Божия, наставляя христиан поступать по слову Самого Христа, которое заставило бы его избегать поступков, осуждаемых этим управлением, в то же время ожидая Суда над миром Христом, которому он служит. Христос восславленный, как мы видим в конце предыдущей главы, приготовился судить, и те, кто были настроены против христиан и, влекомые своими страстями, не заботились о близящемся Суде, должны были дать отчет тому Судии, которого они отказались признать Спасителем. Здесь следует заметить, что это страдание ради правды (гл. 2,19; 3,17), связанной с управлением и Судом Божиим. Суть заключается в следующем: они принимали и шли за Спасителем, отвергнутым миром и этим народом; они шли по святым следам Его в праведности, как пришельцы и странники, отвратясь от растления, царящего в этом мире. Ступая мирно и стремясь делать добро, они до некоторой степени оберегались нападок других; а очи Того, Кто взирал с небес на все сути, были устремлены на праведных. Тем не менее, в повседневных отношениях , и в своем общении с людьми, им, возможно, приходилось страдать и сносить вопиющую несправедливость. Время же Суда Божия еще не настало. Христос был на небесах; Он был отвержен на земле, и долг христиан был в том, чтобы следовать за ним. Время проявления управления Божия настанет, когда Христос совершит Суд. Тем временем, Его путь на земле стал образцом такого пути, который одобряет Бог-Судья (гл. 2,21-23; 4,1 и последующие стихи). Им подлежало делать добро, страдать за это и быть долготерпеливыми. Это было угодно Богу; вот так поступал Христос. Если угодно было воле Божией, им лучше было пострадать за добрые дела, нежели за злые. Христос (гл. 2,24) понес грехи наши, пострадал за грехи наши, праведник за неправедных для того, чтобы мы избавившись от грехов, жили для правды, и чтобы привести нас к Самому Богу. Христос ныне на небесах; Он готов судить. Когда придет время суда, явится и воцарится закон управления Божия. Начало главы 4 требует некоторых более подробных замечаний. Смерть Христа здесь относится к умерщвлению грехов; состояние, противоположное жизни язычников. Христос распятый (апостол ссылается на стих 18 из предыдущей главы) пострадал за нас во плоти. По сути Он умер лишь для Его человеческой жизни. Мы должны вооружиться теми же воззрениями, и противиться проявлению жизни или страсти, исходящих от изволения ветхого человека, страдать же плотию, не поддаваться ее похотям. Грех есть действующее в нас хотение плоти, происходящий от человека, живущего в этом мире. Когда воля эта действует, суть греха налицо; ибо мы должны быть смиренны. Воля Божия должна быть источником нашей нравственной жизни, и более того, поскольку ныне, когда мы познали добро и зло, ныне, когда в нас живет воля плотского человека, неподчиняющегося Богу, мы должны выбрать либо волю Бога, как нашу единственную побудительную силу, либо поступать по плоти, ибо поступая всегда пребывает в нас. Христос пришел, чтобы покориться; Он предпочел умереть, вынести все страдания, чем не покориться. Итак Он умер для греха, который ни на миг не мог войти в сердце Его. Ему искушенному до крайней степени, смерть была желаннее, нежели непокорность, даже когда смерть носила характер гнева против греха и суда. Чаша сия была горькой, но Он был готов испить ее скорее, чем не исполнить волю Его Отца, и восславил Его будучи испытан, Он остался совершен, а искушение, одолевавшее Его извне и искавшее доступа к Нему (ибо внутри Него не было его), все время удерживалось снаружи; ни разу не вошло в Него и не нашло отклика воли Его, вызывая лишь послушание или совершенство божественных помыслов в человеке; и смертию, пострадав во плоти, Он покончил со всем этим, покончил с грехом навеки и пройдя все испытания и, подобно нам {Мы искушаемся, идя на поводу своих похотей. Христос встретил все наши трудности, все наши искушения на пути, но не обладал ничем, что бы свело Его с пути — конечно, ничем, что бы дало пищу искушению}, испытав все искушения, касающиеся испытания веры, этого конфликта духовной жизни, Он упокоился навеки. С нами же, в нашей ежедневной жизни происходит то же самое. Если я страдаю плотию, то похоти плотские смиряются; и плоть, поскольку я страдаю, по сути умерщвлена — я не согрешаю {Петр усматривает основное в результате, Павел, как всегда, ищет корни, Римлянам 6} больше. Тогда мы освободились от нее, покончили с нею и упокоились. Если мы смиряемся со страданием, хотениям нет места; грех, по сути, не совершается; ибо страдание противоположно хотению, это благодать, действующая по образу и разумению Христа в человеке новом; а мы совлеклись ветхого человека. Ей нет места, мы упокоились от нее, мы покончили с нею и живем здесь, на земле в плоти всю остальную нашу жизнь не по нашим похотям человеческим, а по воле Бога, который следует человек новый. Довольно того, что мы потратили прошлую нашу жизнь, творя волю язычников (он все еще обращается к христианам обрезания) и участвуя в распутстве, которому они предавались, тогда как они дивились, что христиане отказываются поступать так же, злословя их за это. Но им придется держать ответ перед Тем, кто готов судить живых и мертвых. Евреи привыкли к суду над живыми, ибо они были центром управления Божия на земле. Суд над мертвыми, который нам известен больше, явно не был им открыт. Тем не менее, они предлежали этому суду; ибо именно с этой целью им, живым, было дано обетование Божие для того, чтобы они либо могли жить согласно духу Божиему, либо подвергнуться суду человеку плотию. Ибо тот или иной из этих результатов будет получен слышавшим обетования. Так, по отношению к евреям, суд над мертвыми произойдет в связи с обетованиями, данными им. Ибо это свидетельство Божие налагало ответственность на всех слышавших его, так что их должны были судить как людей, которые должны были держать ответ пред Богом за все, что совершили во плоти, пока они не избавятся от этой жизни по плоти посредством возрождения силою слова, обращенного к ним, ниспосланного по воле Духа, так что они избавлялись от плоти через духовную жизнь, которую они получили. Впрочем близок был всему конец. Апостол, говоря о великом принципе ответственности в связи со свидетельством Божиим привлек внимание верующих к мрачной мысли о конце всего, на чем покоилась плоть. Этот конец приближался. Заметьте, что здесь Петр повествует не о пришествии Господа, чтобы взять святых Его, ни Его явление им, но тот миг священного исполнения предведения Божия, когда плоти негде будет укрыться, и погибнут навеки все помыслы человеческие. Что касается отношений Бога с управляемым миром, то огромное значение имело разрушение Иерусалима, хотя это еще не было «концом», потому что оно уничтожило сам престол правления на земле, на котором должен был воцариться Мессия и еще воцарится. Бог ведает всем, заботиться о святых Его, так что ни один волосок не упадет с их головы, обращает все к их высшему благу, и это все делается посреди мира, который больше не принадлежит Ему. Ибо не только земное и непосредственное управление Бога было отвергнуто, что случилось и в дни Навуходоносора и, в некотором смысле, в дни Саула; но и Мессия, который должен был царствовать в нем, был отвергнут, и, воскреснув, вознесся на небеса, что и составляет предмет данного послания. Разрушение Иерусалима (которое должно было произойти в те дни) было окончательной отметкой последних следов этого управления до второго пришествия Господа отношениям земного народа с Богом, основанным на человеческой ответственности, пришел конец. Взамен бывшему пришло общее управление Бога, управление, которое всегда оставалось прежним, по сути, но которое, поскольку Иисус пострадал на земле, все же предусматривало, что члены его будут страдать здесь, на земле. И, пока не настигнет день Суда, злые будут преследовать праведных, а праведные должны быть долготерпеливыми. Что касалось еврейского народа, то эти отношения существовали лишь до разрушения Иерусалима; упования неверующих евреям были уничтожены на законном основании. Апостол говорит здесь в общих словах и с учетом значения мрачной истины о конце всего, ибо Христос все еще «имеет вскоре судить», и если случилось промедление, то это потому, что Бог не желает смерти грешника, и что Он продлевает время благодати. Учитывая этот конец всего, что пред глазами, мы должны быть благоразумными и бодрствовать в молитвах. Итак, мы должны устремить наши духовные помыслы к Богу, который неизменен, бессмертен и хранит нас во всех испытаниях и искушениях этого преходящего мира до дня спасения, который приближается. Вместо того, чтобы увлекаться всем сиюминутным и внешним, мы должны обуздать своеволие и соединиться с Богом. Это приводит апостола к внутреннему положению христиан, их отношениям друг с другом помимо общего управления Божия миром. Они следуют Самому Христу, потому что они христиане. Первое, что Он требует от них — это страннолюбие, не просто долготерпение, которое мешало бы проявлениям гнева плоти, но усердной любви, которая накладывая свой отпечаток на все поступки христиан по отношению друг к другу, по сути бы уничтожала действие плоти и давала проявиться божественному присутствию и действию. Любовь же эта покрывала множество грехов. Он не имеет здесь ввиду окончательного оправдания, но о сиюминутном учете, который Бог делает, — Его настоящих отношениях в управлении народом Его, ибо мы общаемся с Богом в настоящем времени. Если в Церкви разногласия, если любовь скудеет, если отношения между христианами натянуты и неловкие; существующее зло, взаимные обиды остаются пред очами Бога: но если есть любовь, которая не наносит обиды и не ропщет на них, но прощает все и не чуждается их, находя в них случай проявить себя, то это та любовь, к которой обратили очи Бога, а не ко злу. Даже если и случаются проступки — грехи — любовь снисходит к ним, и провинившийся оправдывается, возрождается милосердием церкви; грехи более не существуют пред очами Бога, они покрываются. Вот выдержка из книги Притч. 10,12: «Ненависть возбуждает все раздоры, но любовь покрывает все грехи». Мы имеем право прощать их — умывать ноги брату нашему (сравните Иакова 5,15 и 1 Иоанна 5,16).И не только наше прощение, но и любовь укрепляет Церковь пред Богом в соответствии с Его сущностью, так, чтобы Он мог благословить ее. Христиане должны быть странноприимными по отношению друг к другу без изъятия. Это выражение любви, стремящийся укрепиться: мы более уже не чужие друг для друга. После проявления благодати следуют дары. Все исходит от Бога. Каждый должен был служить другому тем даром, который получил, домостроитель многоразличной благодати Божией. Бог дарует, а христианин — слуга, в роли домостроителя Бога. Он должен приписывать все Богу, непосредственно Богу. Если он говорит, то он должен говорить слова Божии, то есть говорить от лица Бога, а не от собственного. Если кто-либо служит чему-то временному, пусть служит по силе и способности, какую дает Бог, дабы, говорит ли кто или служит, во всем проявлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. После этих поучений он переходит к страданию во имя Христово. Они не должны были чуждаться огненного искушения, для испытания им посылаем, как приключения для них странного. Наоборот, эти искушения были связаны со страданиями и отвергали Христа, они же, участвую в страданиях Христа, должны были радоваться этому. Он должен был вскоре явиться и эти страдания ради Него должны были обратиться к их изобильной радости в явление славы Его. Если злословят их за имя Христово, то им надлежало радоваться этому. Дух Божий почивал на них, ибо и Христа хулили, — Христа восславленного, — хулили враги Евангелия, тогда как христиане радуются, славя Его. Очевидно, что в этом отрывке (как уже было сказано), верующий страдает за Самого Христа и посему апостол говорит о славе и радости в явление Иисуса Христа, не упоминаемых ни в главах 2,20; 3,17. (Сравните Мат. 5,10; и ст. 11,12 этой же главы). Итак, христианин не должен страдать за злые поступки, но если он страдал как христианин, то он должен был не стыдиться, а славить за это Бога. Апостол же возвращается к управлению Бога; ибо эти страдания верующих носили еще и другую особенность. Для пострадавшего человека это было славой: он участвовал в страданиях Христовых, а Дух славы, Дух Божий почивал в нем; и все это должно было обратиться в преизобильную радость в явление славы. Но Богу неугодно было, чтобы народ Его страдал. Он попускал этому; и если Христос должен был пострадать за нас, хотя, не зная греха, ОН не нуждался в этом ради Себя Самого, но народу Божиему необходимо было навыкнуть страданию ради него самого. Бог для этой цели использует злых врагов имени Христова. В книге Иова все это объясняется, помимо всех случаев спасения. Но в каждом из случаев вмешательства Бога Он совершает Свой суд в согласии с установленным порядком. Так поступил Он с Израилем, так поступает Он с церковью. Последней принадлежит небесный удел, и если она привязывается к земному, Бог попускает врагу вредить ей. Возможно, страдающий человек полон веры, преданной любви к Господу; но, подвергаясь бедствиям, душа осознает, что не мир — мечта ее упования, что она должна искать свой удел в ином месте, искать силу свою в ином месте, мы не принадлежим миру, преследующему нас. Если верный слуга Божий отделен от этого мира гонениями, это укрепляет веру, ибо Бог причиною всему; но те, из чьей среды он отделен, страдают и ощущают, что в этом была рука Божия: действия Его принимают форму суда — всегда со священной любовию, но и со строгостью. Бог судит все по естеству Его. Ни один честный и достойный человек не захотел бы, чтобы перед его глазами находилось зло, Бог, конечно, этого не хочет. И во всем, что близко Ему, Он прежде всего стремится, чтобы все соответствовало Его природе и Его святости — всему, что Он есть. Я хотел бы, чтобы вокруг меня все было достаточно чистым, чтобы я не испытывал унижения; но в моем собственном доме я желаю иметь такую чистоту, которая мне лично по вкусу. Так суд должен начинаться с дома Божия: апостол ссылается на Иез. 9,6. Это немаловажный принцип. Ни благодать, ни привилегии не изменяют природы Бога, и все должно покориться этой природе, или, в конце концов, быть изгнанным от лица Его. Благодать может покорить нас и она покоряет. Она дарует божественную природу, так что соблюдается принцип совершенного подчинения Богу. Но что касается физического подчинения в мысли и деле, сердце и совесть должны навыкнуть, чтобы сердечное понимание и привычные желания и устремления воли порождались откровением Божиим и постоянно устремлялись к Нему. Если же это подчинение окажется настолько несостоятельным, что свидетельство Божие пострадает от его отсутствия, Бог, судящий народ Свой, и имеющий волю судить зло повсюду судит, налагая наказание Его. Суд начинается с дома Божия. Праведные едва спасаются. Очевидно, что здесь цель состоит не в искуплении или оправдании ни дара жизни, те, к кому обращается апостол, обладают ими. Для нашего апостола «спасение» представляет собой не только настоящее наличие спасения души, но полное избавление верных, которое произойдет в пришествие Христа во славе. Рассматриваются все искушения, все испытания и бедствия, через которые христианин пройдет, пока не закончит свой путь. Необходимо все могущество Божие, направляемое божественной мудростью, укрепляющая и наставляющая вера, чтобы в сохранности провести христианина через пустыню, в которой сатана изощряет свое коварство, чтобы привести его к гибели. Могущество Божие совершает это, но с человеческой точки зрения, трудности почти непреодолимы. Однако, если праведные — по предведению Бога, осуществляющего суд Его в соответствии с принципами добра и зла в управлении Его; и собирающегося отказываться расквитаться с врагом душ наших — если даже праведные едва спасутся, что же станет с грешником и нечестивцем? Объединив их, не получить выхода из затруднительного положения. Для страждущего христианина был один-единственный выход — предаться Тому, Кто будет взирать на Суд, творимый Им. Ибо, так как это было от руки Его, человек страдал по воле Его. Так и поступил Христос. Обратите внимание, здесь имеется ввиду не только воля Бога, но есть еще выражение «как верному Создателю». Дух Божий обитает в этом кругу. Это общение Бога с миром, и душа знает Его, как Того, кто создал ее и Кто не оставит творение рук Своих. Это характерная для евреев тема — Бог, познанный в связи с первым творением. Вера в Него покоится во Христе; но мы знаем Бога в промысле Его в мире этом, и по отношению к нам в нашем странствии здесь, на земле, где Он управляет и где Он судит христиан, как ОН будет судить и всех других.