1 Иоанна 2

Имея откровения о сущности Бога, которое он получил от Того, Который был жизнью, посланной с небес, апостол Иоанн пишет послание, чтобы христиане не грешили. Однако говорить это — значит предполагать, что они способны совершить грех. Нельзя думать, что они непременно будут грешить, ибо присутствие греха в плоти ни в коем случае не обязывает нас жить по плоти. Но если уж грех возымеет место, благодать примет меры предосторожности, чтобы иметь возможность действовать и чтобы мы не попали под осуждение и не были снова под законом. Мы имеем Ходатая перед Отцом, Который заступается за нас на небесах. Теперь это уже не для того, чтобы добиться справедливости, не для того, чтобы смыть наши грехи. Все это уже сделано. Божественная правда поместила нас во свет, подобно тому, как Сам Бог во свете. Однако общение с Богом прерывается, как только в нашем сердце появляется легкомысленность, ибо она от плоти, а плоть не имеет общения с Богом. Если общение нарушено, если мы согрешили (не тогда, когда покаялись, ибо именно Его заступничество приводит к покаянию), Христос вступается за нас. Правда всегда присутствует — наша правда — «Иисус Христос Праведник». Поэтому ни правда, ни ценность искупительной жертвы за грех не изменяется, благодать действует (можно сказать, что действует обязательно) силою той правды и той крови, которая пред Богом, действует благодаря ходатайству Христа, Который никогда не забывает нас, чтобы привести нас назад к общению через покаяние. Поэтому, находясь еще на земле, перед тем, как Петр совершит грех, Иисус молился за него; в какой-то момент Он смотрит на Петра, и тот раскаивается в содеянном и горько рыдает. После этого Господь делает все необходимое, чтобы заставить Петра осудить сам корень греха, однако все это происходит через благодать. То же самое и в нашем случае. Божественная правда пребывает, — это неизменная основа наших отношений с Богом, упрочившаяся на Крови Христовой. Когда общение, способное существовать только во свете, прерывается, то заступничество Христа, достигаемое силою Его крови (ибо искупительная жертва за грех была тоже принесена), возрождает душу, чтобы она вновь могла наслаждаться общением с Богом согласно свету, в который правда ввела ее {Здесь речь идет об общении, а следовательно говорится и о возможном грехопадении. В послании к Евреям мы видели, что это доступ к Богу, и мы сделались «навсегда совершенными», и священство существует ради милосердия и помощи, не для грехов, за исключением великого акта искупления}. Эта искупительная жертва за грех принесена во имя всего мира, а не только ради одних евреев, не только ради кого-то одного вообще, но ради целого мира, и Бог с присущей Ему духовной природой был полностью прославлен смертью Христа. Эти три основные момента (или, если желаете, два главных момента и третий, а именно: защита, который является дополняющим два первых) и образуют вступление, учение послания. Все остальное является пробным применением того, что заключается в этой части, то есть, во-первых (жизнь была дана), общение с Отцом и Сыном; во-вторых, сущность Бога, свет, который выявляет ложность всякой претензии на общение со светом, когда жизнь проходит во мраке; в-третьих, видение того, что грех в нас, что мы можем согрешить, хотя очищены пред Богом и можем наслаждаться светом, имея заступничество, которое Иисус Христос Праведник всегда может явить перед Богом на основании той правды, которая всегда присутствует с Ним, и пролитой Им за наши грехи крови, чтобы восстановить наше общение, которое мы потеряли по нашей преступной небрежности. Теперь Дух приступает к изложению характерных особенностей этой божественной жизни. И мы освящены к покорности Иисуса Христа, иными словами, мы должны быть послушны и следовать тем же принципам, которым следовал Иисус, для Которого воля Его Отца была побуждением к действию и правилом действия. Это покорность жизни, в которой исполнение воли Бога являлось пищей и питьем, но не под властью закона, чтобы получить жизнь. Жизнь Иисуса Христа была жизнью в послушании, и в ней Он в полной мере наслаждался любовью Своего Отца, будучи испытанным во всех ситуациях и достойно выдержав все испытания. Его слова, Его заповеди были выражением той жизни; они являются путеводителем этой жизни в нас и должны проявлять Его влияние на нас, влияние Того, Кто произносил их. Закон обещал жизнь тем, кто покорится ему. Христос Сам есть жизнь. Эта жизнь была дарована нам — верующим. Вот почему эти слова, являющиеся выражением той жизни, в ее совершенстве в Иисусе, направляет нас и руководят нами согласно этому совершенству. Кроме этого, она оказывает на нас влияние. Заповеди выражают это влияние. Поэтому мы должны подчиняться и поступать, как поступал Он, — вот два основных указания к действию. Недостаточно лишь хорошо себя вести — мы должны подчиняться, ибо над нами существует власть. Это и есть существенный принцип праведной жизни. С другой стороны, послушание христианина, как это доказывает Сам Христос, не то, что мы часто думаем. Мы называем послушным ребенка, который, имея свою собственную волю, тем не менее подчиняется родителям сразу же, как только они начинают, являя свою власть над ним, препятствовать осуществлению им его воли. Однако Христос никогда не был послушным таким вот образом. Он пришел исполнить волю Бога. Послушание было Его формой бытия. Воля Его Отца была побуждением, и вместе с любовью, которая всегда была неотделимой от этого, она являлась единственным мотивом каждого Его поступка и каждого порыва. Такая покорность называется, собственно говоря, христианской. Это новая жизнь, которой радостно исполнять волю Христа, признавая Его полную власть над собой. Мы считаем себя умершими для всего остального, мы живем для Бога и не принадлежим себе. Мы знаем только Христа, поскольку живем Его жизнью, ибо плоть не знает Его и не может понять Его жизнь. Теперь, когда жизнь является послушанием, каждый, кто говорит «Я познал Его», а сам заповедей Его не соблюдает, есть лжец, и нет истины в нем. Здесь не сказано, что «тот обманывает себя», ибо вполне возможно, что он и не обманывается, как происходит в другом случае, когда кто-то воображает себе общение, потому что здесь действует воля, и человек знает это, если исповедует. Но исповедь здесь поддельная и человек является лжецом, и той истины, какая в познании Иисуса, и которую он исповедует, нет в нем. Здесь следует сделать два замечания. Во-первых, дело в том, что апостол видит вещи всегда такими, какими они являются сами по себе в абстрактном понятии без всех тех отклонений, которые вызваны другими вещами, среди которых оказываются или с которыми связаны первые. Во-вторых, те выводы, которые делает апостол, не являются формальными рассуждениями, смысл которых соответственно лежит на поверхности самого факта. Он опирается на великое духовное начало, так, чтобы никто не смог увидеть значение его доводов, не познав сам факт и масштабы данного принципа, и, в частности, то, чем является жизнь Бога по своей сущности, по своему характеру и в своем проявлении. Но, не имея ее, мы не сможем ничего понять в ней. И, действительно, авторитет апостола и авторитет Слова должен убедить нас, что это так, и этого достаточно. Однако связующие звенья его проповеди не будут поняты, если не иметь этой жизни, которая толкует его слова и сама истолковывается тем, что апостол говорит. Я возвращаюсь к тексту. «А кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась…» Именно таким образом мы осознаем, что знаем Его. Его «слово» имеет гораздо более широкий смысл, чем «Его заповеди». Иными словами, в то время как оба этих понятия подразумевают покорность, «слово» — это нечто менее внешнее. «Заповеди» здесь представляют собой детали божественной жизни. Его «слово» содержит ее полное выражение — дух той жизни {В сущности эти понятия мало чем отличаются, что подтверждает стих 7, гласящий: «Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала». Можно сказать, что заповедь является словом Христа, и это совершенная истина. Но я сомневаюсь, можно ли сказать, что слово — это заповедь. И это заставляет нас почувствовать какую-то разницу. Замечателен контраст стихов 4 и 5, и все дело здесь в том, что человек либо обладает, согласно слову, божественной жизнью, зная и полностью осознавая то, чем он владеет, или не обладает ею. Говорящий, что познал Бога, но не соблюдающий заповедей Его, лжец, и нет в нем истины, ибо истиной является только то, что это слово открывает. И если мы живем как творение, выражением которого является слово Христа, и поэтому познаем Его через слово, то мы подчиняемся этому слову. С другой стороны, обладая этой жизнью, являясь участниками этой божественной природы, мы имеем в себе любовь Божью, имеем заповеди Христа, Его слово, совершенную любовь Божью, поступаем подобно Христу, а жизнь Христа передается нам таким образом, что заповедь Его действительно пребывает в Нем и в нас, и мы ходим во свете, любя своих ближних. Как обильна цель благословений! Привилегии, о которых здесь идет речь, следующие: знание Христа, пребывание в Нем, нахождение во свете. Доказательством оправдания первой привилегии является покорность. Ведь если мы пребываем во Христе (а это мы знаем, соблюдая Его слово), то обязаны поступать так, как Он. То, что последняя претензия является истинной, доказано любовью к нашим братьям. Во-вторых, наш долг — поддерживать наше хождение на высоте хождения Христова. Однако одно хождение еще не является доказательством нашего пребывания в Нем, соблюдения нами Его слова. Заметьте, не сказано «мы знаем, что верим», ибо не об этом здесь идет речь, но «мы знаем, что мы пребываем в Нем»}. Это универсальная и абсолютная истина. Итак, эта жизнь — божественная жизнь, явленная в Иисусе и сообщенная нам. Видели ли мы ее во Христе? Сомневаемся ли мы, что это — любовь, что любовь Божья проявилась в этом? Ведь если я соблюдаю слово Его, если цель и средства той жизни, выраженной этим словом, поняты таким образом и достигнуты, то любовь Божья совершенна во мне. Апостол Иоанн, как мы уже видели, всегда говорит абстрактно. Если в любой данный момент я, действительно, не соблюдаю это слово, то в этом смысле я не осознаю Его любовь и прекрасное общение с Богом нарушено, ибо Его слово выражает Его сущность, и я соблюдаю его. Это есть духовное общение с Его природой во всей полноте его, общение с природой, в которой я участвую. Поэтому я знаю, что Он есть совершенная любовь, и я наполнен ею, и это проявляется в моих поступках, ибо то слово является совершенным выражением Его Самого {Я не сомневаюсь, что это является истинным значением сказанного в Иоан.8,25: «От начала Сущий, как и говорю и вам». Сказанное Им полностью выражало Его природу. То, кем Он был, передают Его слова. Итак, это та жизнь, которая передана нам, но это была любовь Божья среди людей и в человеке. И эта жизнь — наша с вами жизнь, а слово Христово дано нам, чтобы познать ее, и если соблюдать это слово, то любовь Его явится в нас во всей своей глубине}. Позвольте мне здесь добавить, что апостол никогда не использует эти доказательства, потому что они слишком часто встречаются, чтобы в них сомневаться. Стихи 12, 13 явно подтверждают, что Иаков говорит о тех, к кому он обращается, как об окончательно прощенных, имеющих Духа усыновления, иначе он не писал бы им, — всех, даже самых маленьких и слабых он считает таковыми. Другие пытались ввергнуть их в сомнения. И апостол призывает, чтобы их сердца были уверены пред Богом, чтобы они не поддавались всяким сомнениям, ибо они имеют всего Христа и являются совершенными христианами, имеющими жизнь вечную. Только таким способом, имея это, они смогут сохранить твердую уверенность, даже если их будут разубеждать в том, что они получили ее. Они получили прощение, стали сыновьями. Если бы другие стали ввергать их в сомнения, у них, как пишет апостол, не было бы причины сомневаться. Следовательно, таким образом мы знаем, что мы — в Нем, ибо мы знаем, чем является Он в единстве Его природы. Итак, если мы говорим, что пребываем в Нем, то это очевидно из того, что мы теперь видим в данном нам апостолом наставлении о том, что нам следует поступать так, как Он поступал. Наши поступки фактически являются выражением нашей жизни, а эта жизнь есть Христос, познанный через Его слово. А поскольку она познается через Его слово, то мы, которые обладаем этой жизнью, принимаем на себя духовную ответственность, заключающуюся в том, чтобы следовать ей, иными словами, поступать, как Он поступал. Ибо то слово является выражением Его жизни. Послушание же, именно как послушание, является, таким образом, скорее нравственной характерной особенностью жизни Христа в нас. Однако это является доказательством того, что в христианском мире неотделимо от жизни Христа в нас: мы пребываем в Нем (сравните Иоан.14,29). Нам известно, что мы не просто знаем Его, но и пребываем в Нем. Наслаждение совершенной любовью Божьей на пути повиновения дает нам через Святого Духа осознание того, что мы в Нем. Однако если я в Нем, я не могу быть в точности таким, каким был Он, ибо Он был совершенно безгрешен, но я должен поступать, как поступал Он. Следовательно, я знаю, что я — в Нем. Но если я признаю, что пребываю в Нем, то моя душа и сердце полностью там, я должен поступать, как поступал Он. Принципы, формирующие уклад нашей жизни, таковы: послушание, как основной из них, соблюдение Его слова, чтобы совершенная любовь Божья пребывала во мне, а также знание того, что я в Нем. В стихах 7 и 8 представлены две формы правила этой жизни — две формы, которые, более того, соответствуют тем двум началам, о которых мы только что говорили. Апостол Иоанн пишет им не новую заповедь, а заповедь древнюю; это слово Христа от начала. Если бы не так, если бы она была в этом смысле новой, то было бы гораздо хуже для того, кто ее выдвигает, ибо она не была бы больше выражением совершенной жизни Самого Христа, а являлась бы чем-то другим, возможно, фальсификацией того, о чем говорил Христос. Это совпадает с первым принципом, то есть имеется в виду послушное исполнение заповедей, заповедей Христа. Сказанное Им было выражением того, чем Он был. Он мог заповедовать им, чтобы они любили друг друга, как Он возлюбил их. Сравните с заповедями блаженства. В каком-то другом смысле это была и новая заповедь, ибо (силою Духа Христова, объединенного с Ним и черпающего нашу жизнь из Него) Дух Бога продемонстрировал результат этой жизни, открыв новым образом прославленного Христа. И теперь это была не только заповедь, но, как нечто истинное во Христе, это было заключено в Его собственных, как участниках Его природы, пребывающих в Нем, а Он в них. Через это откровение и через присутствие Святого Духа тьма проходит {Значение этого слова не «скрылось, прошло». В мире еще много тьмы. Что касается света, то он действительно уже светит}, и истинный свет уже светит. На небесах не будет другого света: только тогда этот свет явится всем в безоблачной славе. Стих 9. Та жизнь, о которой говорится в Иоан.1,4, теперь представлена, как свет человеков, только еще ярче, с верою, что Христос ушел, ибо он очень ярко светит через разорванную завесу. Мы уже обсуждали притязания знать Его, пребывать в Нем. Теперь мы имеем право пребывать во свете, и пребывать в нем перед тем, как Дух Божий подробно коснется детально этой жизни в доказательство ее существования для души, в ответ соблазнителям, стремящимся запугать христиан новыми утверждениями, будто бы христиане в действительности не обладают жизнью Отца и Сына. Истинный свет уже светит. И этот свет — Бог. Это божественная природа. И, как таковой, он является средством осуждения самих обольстителей, выявляя еще одно качество, связанное с нашим пребыванием во свете, то есть с Богом, полностью открывшимся. Христос был в этом мире светом. И мы поставлены быть светом, и в этом мы рождены от Бога. И тот, кто имеет такую природу, любит брата своего, ибо разве Бог не любовь? Разве Христос не возлюбил нас, не постеснявшись назвать нас братьями? Могу ли я иметь Его жизнь и Его природу, если не люблю своих братьев? Нет. Тогда я нахожусь во тьме и не имею света на своем пути. Любящий брата своего пребывает во свете, природа Божья действует в нем, и он пребывает в ярком духовном познании этой жизни, в присутствии Бога и общении с Богом. Если кто ненавидит брата своего, то ясно, что он не пребывает в божественном свете. Имея чувства, отвечающие природе, противоречащей Богу, может ли он претендовать на то, чтобы находиться во свете? Более того, не может быть сомнений в том, кто любит, ибо он ходит в божественном свете. В нем нет ничего, что бы заставило другого сомневаться в нем, ибо откровение в благодати природы Божьей, несомненно, не сделает этого; именно это и проявляется в любящем брата своего {Читатель здесь себе в назидание может сравнить это с тем, что сказано в Еф.4,17-5,12, где эти два имени Бога, используемые только для раскрытия Его природы, используются также для того, чтобы показать путь христиан и истинную сущность их. Только согласно этому Святой Дух открывает устами Павла волю и дело Бога во Христе. У Иоанна показана больше божественная природа}. Этим отрывком завершается вступительная часть первой части данного послания. В ней сначала повествуется о привилегированном положении христиан, говорится о нашем истинном положении здесь, мы предостерегаемся от возможного падения. Затем, начиная со второго стиха 2-й главы, подтверждается мысль о том, что христиане занимают истинно привилегированное положение, имея согласно повествованию следующие привилегии: повиновение, братскую любовь, знание Христа, пребывание во Христе, наслаждение совершенной любовью Божьей, пребывание в Том, Кто во свете, формирование условий, что подтверждается таким образом. Утвердив два великих принципа, повиновение и любовь, как доказательство обладания божественной природой Христа, познанного как жизнь, и нашего пребывания в Нем, апостол обращается уже лично к христианам и показывает нам на основе явленной благодати их положение в зависимости от трех различных степеней зрелости. Теперь мы рассмотрим это вводное, но весьма важное обращение апостола. Он начинает с призыва ко всем христианам, к которым он обращается, называя их «дети». Так называет их престарелый апостол, являя к ним любовь. И поскольку он (в 1 Иоан.2,1) призывал их не грешить, то теперь он обращается еще и для того, чтобы сообщить им, что грехи прощены им ради имени Иисуса. В таком прочном положении находились все христиане; это было даровано Богом всем им вместе с верой, чтобы они могли прославить Его. Он не позволяет им сомневаться в том, что они прощены. Он пишет им, потому что они являются таковыми. Далее мы находим три категории христиан: отцы, юноши и отроки. Апостол дважды обращается к каждой категории христиан: к отцам, юношам и детям (стих 13). К отцам он обращается в первой части 14-го стиха; к юношам — начиная со второй его части и до конца 17-го стиха; к детям — начиная со стиха 18 и включая стих 27. В стихе 28 апостол опять обращается ко всем христианам, называя их «детьми». Отцов во Христе отличает то, что они познали Сущего от начала, то есть Христа. И это все, что апостол имел сказать о них. Все следует из этого. Иоанн лишь повторяет то же самое, когда, меняя свою форму выражения, он снова обращается к этим трем категориям христиан. Отцы познали Христа. Это итог всего христианского опыта. Плоть осуждена, распознана, как бы далеко она ни проникала и ни смешивалась с Христом в наших чувствах. Ее узнают опытным путем, как негодную, и в результате испытаний Христос остается один, свободным от всяких примесей. Отцы научились отличать то, что имеет лишь внешность добра. Они не заняты опытами, это значило бы для них быть занятыми собой, своей душой. Все это — пройденный этап. Один Христос остается нашей частью, не смешиваясь ни с чем другим; именно Он отдал нам Себя. Более того, Он познан гораздо лучше, они познали на опыте и подробно, что Он из Себя представляет, познали Его в радости общения с Ним, при осознании своей слабости, познали Его преданность, щедрость Его милосердия, Его умение понять их нужды, познали Его любовь, откровение Его полноты, поэтому теперь они могут сказать «я знаю, в кого верю». Их характеризует привязанность к Нему. Таковы «отцы» во Христе. Вторую категорию христиан представляют «юноши». Их отличает духовная сила в борьбе с сатаной, это — энергия веры. Они победили лукавого. И апостол говорит об их характере пребывания во Христе. Они сражаются, но сила Христа проявляется в них. Третью категорию христиан представляют «отроки». Эти знают Отца. Мы видим здесь, что Дух усыновления и свободы характеризует самых маленьких детей, как верующих во Христа, то есть показывает, что вера не есть результат развития. Мы обладаем ею, потому что мы христиане, и это всегда отличительная черта начинающих верующих. Другие не теряют ее, хотя нечто иное отличает их. Вновь обращаясь к этим трем категориям христиан, апостол, как мы видим, был вынужден повторить только то, что он сказал, обращаясь в первый раз к отцам. Это итог христианской жизни. Обращаясь к юношам, апостол развивает свою мысль и вдобавок предостерегает их. Он говорит: «…вы сильны, и слово Божие пребывает в вас…» Это важная характеристика. Слово есть откровение Божье, и, применяя Христа к сердцу, так, чтобы мы, таким образом, имели стимулы, формирующие душу и руководящие ею, оно свидетельствует на основе состояния души и признаний, имеющих божественную силу в нас. Это меч Духа в нашем столкновении с миром. Мы сами сформированы тем, о чем свидетельствуем в наших отношениях с этим миром, и это в нас соответствует силе Слова Божьего. Лукавый таким образом побежден, ибо он способен только разжигать в нас мирские страсти, тогда как Слово Божье, пребывая в нас, удерживает нас в совершенно иной сфере мысли, в которой иная природа формируется и укрепляется через божественное общение. Юноши имеют тягу ко всему мирскому, им присущ юношеский пыл, сила их возраста, отклонение в сторону от истинного пути. Юноша должен остерегаться всего этого, полностью отделяясь от этого мира и всего, что присуще миру, потому что всякий, возлюбивший этот мир, лишен любви Отчей, ибо все присущее этому миру не от Отца. Отец имеет Свой собственный мир, средоточием и славой которого является Христос. Похоти плоти, похоти очей, житейская гордыня — все это от мира и характеризует его. Действительно, только это присуще миру, и больше ничего, только это движет им. Все это не от Отца. Отец является источником всего, что отвечает Его душе — всякой благодати, всякого духовного дара, славы, небесной святости, всего того, что было явлено во Христе Иисусе, и это грядет: весь мир славы грядущей, центром которой является Христос. И все это имело только крест в качестве своего удела на земле. Однако апостол говорит здесь об источнике мирского, указывая на то, что не Отец является источником этого. Но мир сей проходит, а всякий исполняющий волю Божью, каждый, кто, проходя через этот мир, избирает своим путеводителем не страсти мирские, а волю Бога — волю, которая отвечает Его сущности и выражает ее, — такой человек пребудет вовек согласно той природе и той воле, которым он следует. Мы увидим, что этот мир и Отец со всем, что от Него, плоть и Дух, Сын и диавол противостоят друг другу. То, о чем говорилось, со всем присущим ему и источником его, принципы, действующие в нас и характеризующие наше существование и наше положение, и противостоящие друг другу конфликтующие начала добра и зла не имеют неопределенности (возблагодарим за это Бога!) относительно исхода борьбы; ибо слабость умирающего Христа сильнее силы сатаны. Сатана бессилен против всего, что совершенно. Христос приходил, чтобы разрушить дела диавола. Обращаясь к детям, апостол говорит главным образом о тех опасностях, которым они подвергаются со стороны обольстителей. Он предостерегает их с нежной любовью, одновременно напоминая им, что все источники духовности и силы были открыты и принадлежат им. Речь идет о «последних временах», не именно о последних днях, а о времени, носящем характер завершения, принадлежащем к сфере отношений Бога с этим миром. Должен был прийти Антихрист, и уже появилось много антихристов: именно это указывало на наступление последнего времени. Это был не просто грех, не просто нарушение закона. Но Христос уже приходил, и теперь, когда Он покинул землю и был скрыт от мира, появилось явное противодействие тому особому откровению, которое было дано людям. Это было не просто сомнение или неверие по невежеству, оно приняло форму явного своеволия, направленного против Иисуса. Противники Иисуса, возможно, верили всему, чему верят иудеи, поскольку все это уже было открыто миру, но, что касается свидетельства Божьего, данного через Иисуса Христа, то они встретили его враждебно. Они не признавали Иисуса за Христа, они отвергли Отца и Сына. Все это, как вероисповедание, носит истинный характер Антихриста. Он может верить или притворяться верующим в то, что должен прийти Христос и тем не менее выдавать себя за Него. Антихрист не принимает христианство в двух аспектах (то, что, с одной стороны, в личности Иисуса предусматривается исполнение обетований, обещанных евреям, а с другой — вечные небесные благословения, явленные в откровении Отца через Сына). Антихриста прежде всего характеризует то, что он отрицает Отца и Сына. Отвергать то, что Иисус есть Христос действительно означает еврейское неверие, формирующее характер Антихриста. То, что придает характер Антихриста, так это отрицание основы христианства. Он — лжец, потому что отрицает, что Иисус есть Христос. Следовательно, это отрицание является делом отца лжи. Но и сами неверные евреи и без Антихриста сделали в этом плане очень много. Отвергать Отца и Сына свойственно Антихристу. Но есть и еще кое-что большее. Антихристы вышли от христиан. Отступничество христиан уже имело место. Нельзя полагать, что это были истинные христиане, но отступники были среди христиан и вышли от них (как же поучительно это послание и для наших современников!). Таким образом открылось, что они не были истинной паствой Христа. Все это имело тенденцию пошатнуть веру детей во Христа. Апостол старается укрепить их веру. Существовало два средства укрепить их веру, внушившие апостолу уверенность. Во-первых, христиане имели помазание от Святого; во-вторых, то, что было от начала, являлось пробным камнем для всякого нового учения, а они уже владели тем, что было от начала. Пребывание Святого Духа в них, как помазания и духовного знания, и та истина, которую они приняли от начала, то есть полное откровение Христа, — вот что являлось надежной защитой от обольстителей и обольщений. Можно преодолеть всякую ересь, всякое заблуждение и развращенность, имея первое и божественное откровение истины, если помазание от Святого пребывает в нас, чтобы осуждать все это. Такое помазание имеют даже самые молодые христиане, и их следует вдохновлять, чтобы они осуществили его, как бы нежно ни предупреждал их здесь апостол. Какие важные истины мы открываем здесь для себя! Последнее время уже выявлено, поэтому мы должны остерегаться обольщающих нас, тем более, что они выходят из христианского мира. Суть Антихриста в том, что он отвергает Отца и Сына. Опять явилось неверие в своей иудейской форме, ибо иудеи признавали Христа, однако отрицали, что Иисус есть Христос. Нашей надежной защитой от этих обольщений является помазание от Святого, но особым образом связанное со Святостью Божьей, что позволяет нам ясно видеть истину (еще одна характерная особенность Духа), и, во-вторых, то, что пребывает в нас и что мы слышали от начала. Это, очевидно, то, что мы читаем в писании. Заметьте, что «эволюция» не является тем, что мы имеем от начала. Самим своим названием она в корне противоречит защите, о которой напоминает апостол. То, что проповедует Церковь, как развитие истины, всякий раз когда она принимает ее, не является тем, что было услышано от начала. Здесь следует отметить еще один момент, на который указывает апостол в данной главе. Люди имеют склонность каким-то неясным образом представлять Бога как Отца, заявляя, что имеют Его без Сына, Иисуса Христа. Однако такого не может быть, ибо всякий не принимающий Сына не имеет и Отца. Ведь именно через Него нам открылся Отец, в Нем Отец был познан нами. Если истина, которую мы обрели от начала, пребывает в нас, значит, мы пребываем в Сыне и в Отце, ибо эта истина открыта Сыном и является Его откровением, Который Сам есть истина. Это живая истина, если она пребывает в нас; таким образом, обладая ею, мы обладаем Сыном, а в Сыне и Отцом. Мы пребываем в ней, и через это имеем жизнь вечную (сравните Иоан.17,3). Итак, апостол Иоанн имеет счастливую уверенность в том, что помазание, которое христиане получили от Него, пребывает в них, а потому они не нуждаются, чтобы кто-то учил их, поскольку это самое помазание учит их всему. Это помазание истинно и неложно, ибо Сам Святой Дух действует в Слове, являющемся откровением истины о Самом Иисусе, и в нем нет лжи. Поэтому дети должны пребывать в Нем согласно тому, чему Слово их научило. Заметьте также, что результат этого научения помазанием свыше различению истины, носит двойственный характер. Христиане знали, что истина неложна, ибо она от Бога, а все, что не относится к ней, есть ложь. Они знали, что это помазание, научившее их всему, истинно, и что нет в нем лжи. Это помазание учило их всему, иными словами, всей истине, как истине Божьей. Поэтому то, что не было истиной, являлось ложью, и не было лжи в этом помазании. Точно так же и овцы слышат голос Доброго Пастыря; если другой кто позовет их, то это не Его голос, и этого достаточно, чтобы они испугались и разбежались, потому что другой голос незнаком им. 27-м стихом завершается серия призывов к трем категориям христиан. Апостол опять обращается ко всем христианам (стих 28). Мне кажется, что этот стих перекликается с 8-м стихом Второго послания и с главой 3 Первого послания к Коринфянам. Закончив свое обращение к тем, которые все вместе находились в общении с Отцом, апостол обращается к важнейшим принципам божественной жизни, божественной природы, как явившейся во Христе, чтобы испытать тех, кто претендует на участие в ней. Он делает это не с целью заставить верующих сомневаться, но для того, чтобы отбросить все ложное. Я говорю «не с целью заставить верующих сомневаться» потому, что апостол говорит об их положении, о положении всех тех, к кому он обращается в своем послании, говорит с самой твердой уверенностью (глава 3,1.2) { Далее я отмечу то, каким удивительным образом здесь говорится о Боге и Христе, как о единой Сущности или Личности: не как в доктрине о двух природах, но Христос занимает мысли апостола, и он говорит о Нем в одном предложении как о Боге и одновременно как о человеке. Смотрите стих 28 главы 2. Он явится. В стихе 29 сказано, что всякий праведник рожден от Него, и, значит, мы — дети Божьи. Но мир не знал Его. Теперь это Христос, пребывающий на земле. В 1 Иоан.3,2 сказано, что мы — дети Божьи, но в том же стихе говорится, что Он явится и мы будем подобны Ему. Но что еще прекраснее, так это, что апостол отождествляет нас с Ним, называя нас «детьми», потому что мы связаны с Ним. Мир не знает нас, потому что не знал Его. Мы знаем, что будем подобны Ему, когда Он явится. Нам отведено то же место здесь и там! (Сравните главу 5,20)}. В повторном своем обращении в стихе 28 апостол сказал о явлении Иисуса. Это представляет Господа полностью раскрывшем Свою сущность и дает возможность проверить утверждения тех, кто называет себя Его именем. Существует два доказательства, имеющих отношения к божественной жизни, и третье, являющееся дополнительным, как привилегия: праведность или послушание, любовь и Святой Дух. Праведности нет в плоти. Если она действительно обнаруживается в ком-то, то этот человек рожден от Него, он заимствует свою природу от Бога во Христе. Мы можем заметить, что такая праведность была явлена в Иисусе; мы знаем, что Он Праведник, потому, что нам известно, что «всякий, делающий правду, рожден от Него». Это та же самая природа, явленная через те же самые плоды.