Галатам 5

И в этой свободе, свободе Христовой, напоминающей о свободной женщине и вышнем Иерусалиме, они могут уверенно пребывать и не ставить себя вновь под иго закона. Если они приняли эту основу, то обязали себя сохранять это лично и полностью, и Христос им не нужен. Они не могли опираться на дело Христово ради праведности и считать себя ответственными исполнять самим праведность по закону. Но эти две вещи противоречат друг другу. Поэтому больше не было благодати, на которой они стояли. Они утратили благодать, чтобы удовлетворить требования закона. Это не является положением христианина. Здесь представлено положение христианина. Он не ищет праведности пред Богом, как человек, который не имеет ее, он — праведность Бога во Христе, и сам Христос является мерой той праведности. Святой Дух живет в нем. Вера покоится в этой праведности, так же, как Бог поддерживается Святым Духом; утвержденная в праведности, к славе, которая является вознаграждением — вознаграждением, которым уже наслаждается Христос, так что мы знаем, что заслуживает праведность. Христос пребывает в славе благодаря праведности, благодаря делу, которое Он совершил. Мы знаем эту праведность в силу того, что Он сделал, потому что Бог признал его дело и посадил его одесную себя. Слава, в которой Он пребывает, есть его справедливое вознаграждение и доказательство этой праведности. Дух открывает эту славу и удостоверяет нам эту праведность, на которой основывается вера. И апостол выражает это следующим образом: «А мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры». Для нас это вера, так как у нас еще нет того, на что мы надеемся, — нет славы благодаря той праведности, которая является нашей. Христос имеет ее, так что мы знаем, на что надеяться. И через Духа мы познаем ее, и у нас есть уверенность в праведности, которая дает нам право иметь ее. И мы ждем надежды, которая принадлежит ей. И это через веру, так как во Христе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, а лишь вера, действующая любовью. И должна быть духовная реальность. Сердце апостола было угнетено мыслью о том, что они отвергали, и о вреде этого учения. Эта мысль его полностью охватывает, и он прерывает свои рассуждения, говоря: «Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?» Быть так легко убежденным этим иудейским учением, которое было непоправимой ошибкой, не было делом того, кто их призвал. Таким образом, это значит, что через благодать они стали христианами. «Малая закваска заквашивает все тесто». Тем не менее, апостол вновь обретает свою уверенность, глядя выше. Опираясь на благодать, которая есть во Христе по отношению к его святым, он может успокоиться относительно галатов. Он сомневался, когда думал о них; он имел уверенность, когда думал о Христе, что они не будут мыслить иначе. Как и в случае с коринфянами, когда он был готов наказать всякое непослушание, так и здесь, всякое сердце, которое было восприимчиво к влиянию истины, должно быть возвращено к силе истины Христовой; а те, кто действует во зле, причиняя им вред лжеучением, чья воля была занята распространением заблуждения, должны будут нести свое бремя. Прекрасно видеть неуспокоенность апостола, когда он думает о людях — плод его любви к ним, — и уверенность, которую он обретает вновь, как только он обратит свое сердце к Господу. Но его искренний стиль, незаконченные и несвязные фразы показывают, как глубоко было задето его сердце. Заблуждение, отчуждающее душу от Христа, было для него более ужасным, чем упомянутые плоды действительного разделения. Мы не находим таких признаков возбуждения в посланиях Коринфянам; здесь была поставлена под вопрос основа всего. В случае с галатами на карту была поставлена слава Христа Спасителя — единственное, что могло соединить душу с Богом; и с другой стороны, было постоянное воздействие сатаны, чтобы низвергнуть евангелие Христово как необходимое для спасения людей. Здесь, прерывая себя, он добавляет: «За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание?» В действительности же обычно именно «братия» (по плоти) были вдохновителями преследований, от которого он страдал со стороны язычников. Дух иудаизма, как это было во все времена, религиозный дух душевного человека был важным орудием сатаны в его противостоянии евангелию. Если бы Христос освятил плоть, то мир дошел бы до предела и был бы религиозен, как вам хотелось бы, и дорожил бы их преданностью. Но в этом случае, был бы не истинный Христос. Пришел Христос, свидетельство того, что душевный человек потерян, развращен, безнадежен, мертв в своих грехах и прегрешениях, что необходимы искупление и новый человек. Он пришел в благодати потому, что человек не мог быть возрожден; и, следовательно, все должно быть сделано чистой благодатью и исходить от Бога. Если бы Христос имел дело только с ветхим человеком, то все было бы прекрасно, но, я повторяю, Он больше не был бы Христом. И мир, ветхий человек, не терпит его. Но есть совесть, чувствуется необходимость религии, есть престиж древней религии, полученной от отцов; возможно, и истинной в своих основах, хотя и извращенной. И князь мира сего использует плотскую религию, чтобы возбудить плоть, готового врага, разбуженного однажды, духовной религии, которая выносит ей приговор. Только что-то добавить Христу. Но что? Если это — не Христос и не новый человек, то это — ветхий человек, это — грешный человек; и, вместо необходимого и исполненного святостью хождения и совершенно новой жизни свыше, у нас есть свидетельство, что возможно согласие между двумя, что благодать не нужна, но, возможно, нужна только как небольшая помощь. Таким образом, имя Христа отдано в услужение плоти, которая охотно украшает себя именем Христа, чтобы разрушить евангелие до самого основания. Проповедуй лишь обрезание, принимай религию плоти, и отступят все трудности; мир примет твое евангелие, но это будет не евангелие Христово. Сам по себе крест (то есть полное разрушение человека — доказано, что человек является врагом Бога) и совершенным образом исполненное искупление через благодать, всегда будут камнем преткновения для того, кто желает сохранить хорошую репутацию для плоти. «О, если бы, — говорит апостол, ибо видит, что все евангелие разрушается перед этим злым умыслом и души расстроены, удалены были возмущающие вас!» Что же мы увидели? Где же святое негодование апостола? Затем он касается действительных последствий этого учения и объясняет, как связать учение совершенной благодати без закона с жизнью, достойной народа Бога. Апостол говорит, что они были призваны к свободе: только не используйте вашу свободу для угождения плоти — что плоть охотно бы сделала. Бог дал закон для доведения до сознания греха; плоть использовала его, чтобы произвести праведность. Он действует в благодати, так что мы можем быть под грехом и вне его власти; плоть использовала благодать, чтобы грешить беспрепятственно. Христианин, действительно свободный от ига греха, так же, как и от его осуждения (ибо Христос воскресший есть его жизнь и также его праведность, а Дух является силой и водителем его жизни к славе и Христу), вместо того, чтобы служить своим страстям, стремиться служить другим, будучи свободным делать это в любви. Таким образом, сам закон исполнен без нашего пребывания под игом; потому что весь закон заключается в одном слове: «Люби ближнего твоего, как самого себя». И если, подчиняясь плоти и нападая на тех, кто не был обрезан, они пожирают друг друга, то они должны беречься, как бы они не истребили друг друга. Но апостол хотел бы дать что-то более определенное. «Я говорю, — продолжает он, прервав свою тему, — поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти». Человек имеет силу против греха не тем, что ставит себя под закон. Дух (данный благодаря возведению Христом нашей праведности одесную Бога) является христианской силой. И две силы, плоть и Дух, являются антагонистическими. Плоть стремится помешать нам, когда мы поступаем по Духу, а Дух сопротивляется действию плоти, чтобы помешать ей исполнить свою волю. Но если мы водимы Духом, то мы не под законом. Святость, истинная святость, совершена без закона, так же, как праведность не основывается на нем. И не представляет сложности рассудить между тем, что от плоти, а что от Духа; апостол перечисляет печальные плоды плоти, добавляя безусловное свидетельство того, что те, кто совершает подобные вещи, не унаследуют царства Бога. Если мы поступаем по Духу, закон не найдет в нас ничего для осуждения. И те, кто Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Это то, чем они являются, так как они христиане; это то, что их отличает. Если эти галаты действительно жили, то это было по Духу: пусть же они поступают по Духу.