Колоссянам 2

И теперь эта сила действовала в немощи апостола — в человеческой душе — как чувствующая нужды людей и те трудности, что встречались на пути, которая понимала их как понимает человек, хотя и соответственно Богу, и была плодом Его любви. Он страстно желал, чтобы колоссяне поняли, какой подвиг апостол совершил ради них и ради всех тех, которые никогда его не видели, дабы они утешились и объединились в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога. Апостол Павел почувствовал, что именно в этом нуждались колоссяне, и это было бы благословением для них. Он знал, что союз с Христом, осознанный в душе, надежно защитил бы их от уловок дьявола, которым колоссяне были подвержены. Мы знаем несказанную ценность такого союза и даже то, как важно осознавать его верою. Он трудился, молился неустанно, борясь с искушениями (это ли не настоящий подвиг?), чтобы через веру в них обитал Христос, сущий на небесах. Все сокровища премудрости и ведения были открыты в этой тайне и явились для их души средоточием и силою. Этого они не могли найти больше нигде. Наука, так ошибочно называемая, могла претендовать на предоставление им тех высот, которых якобы не достигла простота учения Христа, но на деле мудрость Божия и величие Его воли далеко превзошли эти бесцельные усилия человеческого разума. Более того, они были истинны, являлись реальностью, а не фантазиями, внушаемыми дьяволом. По этой самой причине апостол Павел выразил такие замечательные откровения Бога, касающиеся двоякой славы Христа и Его Личности. Он говорил им об этом для того, чтобы никто не прельстил колоссян вкрадчивыми словами. Он воспользовался тем порядком, который существовал среди них, и их верою, чтобы уберечь их от опасности проникновения враждебных помыслов в их головы, тех мыслей, которые могли быть им навязаны незаметно, пока все еще шло хорошо и сознание их веры не было затронуто. Такое часто случается. Люди могут верить в Христа, поступать правильно, но не замечать некоторых идей, подрывающих их веру; они принимают эти идеи, еще сохраняя свою веру и исповедуя ее вместе с этими идеями; но уже потеряны сила истины и ощущение единства со Христом и искренность в Нем. Так дьявол добивается своей цели. То, что они обретают таким образом, является не совершенствованием во Христе, а чем -то вне Христа. Вот почему апостол Павел говорит: «Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены . . . » Когда мы приняли Христа, все остальное является лишь усовершенствованием в Нем и расширением той славы, которая волею Божией связана с Его Личностью. Знание или то, что претендует на это название, вне этого всего лишь отдаляет нас от Него, лишает наши души влияния Его славы, отбрасывает нас к тому, что есть заблуждение и вводит наши души в связь с тварью, отдаленной от Бога, не дает доступ к познанию Его целей. И поскольку человек неспособен понять смысл существующего и объяснить это себе, то попытки сделать это вынуждают его выдвигать в своих рассуждениях множество не имеющих оснований идей, чтобы попытаться заполнить эту пустоту в его познаниях по причине незнания Бога; сатана же (поскольку сам человек удалился от Бога) играет главную роль, хотя человек не подозревает об этом. Человек, будучи сыном Адама, не находится в центре огромной системы путей Божиих. Вне Христа и без Христа он не знает этого центра; он рассуждает без основания и цели и все больше и больше запутывается. Его знание добра и зла и сила его нравственных возможностей все больше сбивают его с истинного пути, потому что он занят более высокими вопросами, применяет их в решении более высоких проблем, чем те, которые просто относятся к проблемам физического характера; и они порождают в нем необходимость примирить явно несовместимые принципы, которые нельзя примирить без Христа. Кроме этого человек склонен всегда делать себя, каким бы он ни был, центром всего; а это выставляет его в ложном свете. Христиане должны ходить, искренне полагаясь на пути Господни так, как они приняли Его; и их совершенствование должно заключаться в познании Христа, истинного средоточия полноты всего. Когда человек постоянно занимается философствованием по любому поводу, недостаток его собственных возможностей всегда ставит его под влияние интеллектуального лидера и обращает его к преданиям, которые развивают религию плоти и соответствуют ее возможностям и склонностям. В те дни иудаизм имел высочайшие претензии на место такой религии, тесно связав себя с человеческими теориями и одобрив их, он даже усердно следовал им; и в то же время пытался доказать, что эти теории божественного происхождения и свидетельствуют о единстве с божественным и что отсутствие в них глубокой языческой мифологии и соответствие человеческому пониманию божественного вполне оправданы. Эта относительная чистота имела склонность (для просвещенных умов) удалять то, что было омерзительно в языческой религии. Со смертью Христа иудейская религия больше не могла претендовать на роль истинной поклонницы Бога; и потому она подходила на роль орудия дьявола в его борьбе с истиной (потому как имела преимущества в относительной чистоте своих догм). Во все времена она принималась плотью, была основана на принципах этого мира, поскольку своими средствами она, признавая Бога, доказывала человеку, что Бог стоит на тех же позициях, что и человек. Но теперь Бог больше не был таковым; и Иудеи, движимые завистью, подвергали язычников гонениям; иудаизм принял языческие рассуждения, чтобы извратить и подорвать основы христианства и остановить его свидетельство. В сущности так бывает всегда. Плоть временно может презирать предание, но то, что является чисто интеллектуальным, не может устоять в обществе людей без религиозного начала. Оно не имеет ни истины, ни того мирского, что принадлежит религии, а для огромного большинства предания и религиозные предрассудки просто необходимы; то есть необходима религия, на которую плоть может положиться и которая подходит плоти. Бог Своею властью может сохранить часть правды или допустить полное извращение ее; но в любом случае истинное положение христианина и учение Церкви утрачены {В учении гностицизма содержались отдельные очень красивые легенды с долей правды в них; но они потеряли Бога и истину и утратили подлинную совесть перед Богом}. Мы действительно можем обнаружить философию отдельно от религии плоти, а последнюю — отдельно от первой; но в этом случае философия исполнена атеизма и бессилия, а плотская религия ограничена рамками закона, наполнена предрассудками и, если можно так сказать, назойлива. Во второй главе послания Колоссянам мы находим, что философия и пустая человеческая премудрость объединены с человеческими преданиями, и это все характеризуется как «стихии мира», противоречащие Христу; ибо мы имеем небесного Христа, являющего Собой полную противоположность плотскому человеку, живущему на земле, Христа, в Ком сосредоточены вся мудрость и полнота, реальность всего, что якобы дает закон, или того, что представлено в образе; и Кто в то же время является ответом на все наши нужды. Эту мысль развивает здесь апостол Павел, говоря о смерти и воскресении с Ним. И прежде всего вся божественная полнота телесно пребывает в Нем. Вместо туманных человеческих теорий и фантазий, мы имеем полноту Божию телесно, в настоящем человеческом теле, в Личности Иисуса Христа, что действительно для нас. Во-вторых, мы совершенны в Нем; нам не нужно ничего вне Христа {Эти выражения относятся к двойственной сущности Христа, о которой уже говорилось в главе 1. Они показывают нам, что мы имеем во Христе в положительном смысле, поскольку то, что следует за этим, относит сие ко всему земному, что могло бы помешать нашему обладанию этим. Во Христе обитает вся полнота Божества, предмет нашей радости, в Ком мы обладаем всем. В Нем мы также имеем превосходство над всякой тварью, в том совершенстве, которое поселило здесь Христа. Мы имеем полноту в Том, Который есть Глава всякого начальства и власти. Что же касается фразеологии, то замена одного слова другим не меняет дела, а показывает образ мыслей апостола Павла. Во Христе обитает вся полнота Божества телесно, и мы имеем полноту в Нем}. С одной стороны, мы видим в Нем Бога, явленного во всей Его полноте; а с другой — мы обладаем в Нем совершенством и полнотой пред Богом. Какая великая истина! Какое положение! Бог в своей совершенной полноте в Христе-Человеке; мы в Нем пред Богом, в том совершенстве, каким является Он — в Нем, Который есть Глава всякого начальства и власти, пред Которым человек в своем неведении должен стремиться преклонить колени! Мы в Том, Который выше любого начальства по Своему положению и Своим правам, Христос — возвеличенный Человек на небесах. Далее Павел переходит к подробному объяснению сказанного, чтобы показать, что только верные Ему имеют всю полноту во Христе, согласно тому положению, которое Он занял на земле, не ища ничего другого где-либо еще. Обрезание (божественный знак завета с иудеями, совлечение греховного тела плоти, необходимое для того, чтобы стать частью народа Божьего) возымело свою истину в Нем. Силою жизни, которая в Нем и которая для них, сделавшись соучастниками действенности Его смерти, христиане сочли себя мертвыми и совлекли это греховное тело плоти верою. Это истинно обрезание Христово, обрезание нерукотворное; обрезание же рукотворное было всего лишь символом совлечения греховного тела плоти, но это нерукотворное обрезание стало привилегией христиан во Христе. Обретя новую жизнь во Христе, он действительно совлекал ветхого человека. Мы погребены со Христом в крещении (в этом значение крещения), в Нем мы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых. Крещение является символом и выражением этого {Отдельные люди не связывают слово «воскрес» c крещением. Если это так, то я полагаю, что этот отрывок должен читаться следующим образом: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым, бывши погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли (имеется в виду — с Христом верою)… .» Крещение явно символизирует смерть, и крещение символизирует не воскресение, а выход из воды. Дарование жизни ни в коем случае не является смыслом крещения, даже как символ; оно означает отнятие жизни у Адама смертию (смерть Христа) и вступление через ворота смерти в совершенно новую жизнь, в новое положение}. Вера в силу Бога, воскресившего Его, является тем средством, с помощью которого мы воскресли вместе с Христом к новой жизни — это блаженная смерть или, скорее, драгоценное участие в смерти Его, Который исполнил все для нас. И говоря «вера», я имею действующую в нас силу Духа Божьего. Но именно сила Самого Бога, действующая во Христе, проявляется в нас, даруя нам новое положение в жизни. Рассматривая ее в связи с нашим воскресением вместе с Христом, мы имеем намек на то (самим фактом обретения ее), что нам полностью и навсегда прощены все грехи. Мы находились под бременем наших грехов и были мертвы во грехах. Но это бремя взял на Себя Христос и умер за нас, смертию Своею искупив все наши грехи. Совоскреснув с Ним, а также став сопричастниками той жизни, которой Он живет, воскреснув из мертвых, мы (как Он и вместе с Ним) отвергли все свои грехи и оставили осуждение в смерти, от которой были избавлены. Поэтому Он говорит: «простив нам все грехи.» Воскреснув из мертвых, Христос отринул от Себя смерть и ту тяжесть грехов, которая лежала на нас; мы тоже совоскресли с Ним. Само собой разумеется, что Бог, вызволив нас из того состояния, в каком мы находились прежде, не для того нас воскресил, чтобы осуждать, или, осудив, привлечь к этой новой жизни, которая есть Сам Христос. Ибо Он уже понес наказание и удовлетворил праведность Божию и умер, чтобы снять с нас грех, прежде чем даровать нам эту новую жизнь. Бог вывел нас из смерти и осуждения вместе со Христом, Который понес это все за нас. Но это связано с другой стороной дела благодати, о которой идет здесь речь и о чем говорится в послании Ефесянам и также в главе 5 Евангелия от Иоанна, и главе 5 второго послания Коринфянам. Тот, кто живет в грехах, мертв в них пред лицом Бога. Если Я взгляну на, как на живого в них, то смерть должна войти и вошла на Кресте (см. Римлянам, гл.6). Эта мысль не раскрыта в послании Ефесянам; о смерти говорится только в послании Римлянам; в послании же Колоссянам говорится о смерти и воскресении в Христе; о чем мы уже рассуждали. В послании Ефесянам об этом вообще ничего не сказано. Мы представлены, как мертвые пред Богом, и все доброе является согласно воли Божьей новым творением. И будучи мертвыми во грехах, мы оживлены со Христом. Это тоже рассмотрено в послании Колоссянам: только об этом не говорится, как о новом творении. Но в обоих посланиях сказано, что новая жизнь даруется нам мертвым. В послании Ефесянам в начале говорится о воскресении и прославлении Христа (1 глава), и что той же силою Бог воздействовал на нас. В послании Колоссянам об этом говорится, как об истреблении того, чему учили проповедники этого учения о смерти в крещении, и как о нашем воскресении во Христе верою в проявление Бога. В послании Ефесянам благодать находит нас мертвыми и оживляет вместе со Христом. В послании Колоссянам она находит нас живыми в грехах и приводит к смерти и воскресению, завершая это оживотворением со Христом. Все обряды подобны друг другу, они принадлежали рудиментам мира сего и использовались человеком во плоти, давя непосильным бременем на иудеев (которые пытались подчинить им других); они заслоняли совесть службой, непосильной для человека, и праведностью, неугодной Богу. Эти обряды были отменены. В них иудей, так сказать, расписался в своей виновности; но эти обязанности были уничтожены, и Бог пригвоздил их ко кресту. Мы обрели свободу, жизнь и прощение грехов. Это еще не все. Были еще силы у начальств и властей против нас — силы духовного зла. Христос лишил их силы и подверг позору на кресте, восторжествовав над ними в этом. Все, что было против нас, Он отверг, чтобы поставить нас, освободив от всего этого, в новое положение. Здесь мы увидим, что сказанное апостолом Павлом о деле Христа, не выходит за рамки того, что Он совершил для нашего освобождения, чтобы утвердить нас на небесах. Он говорит (стих 10) о правах Христа, но не как восседающего на небесах и не как возглавляющего борьбу с дьяволом; он не говорит о нас и как о восседающих с Ним на небесах. Он сделал все возможное, чтобы взять нас туда; но колоссяне представлены как пребывающие на земле, хотя и воскресшие, но имеющие опасность, по крайней мере, потерять ощущение того положения, которого они достигли при помощи их единства со Христом, и будучи в опасности скатиться назад, к стихиям плотского человека и мира, в положение человека, живущего в угоду плоти, не мертвого и не воскресшего вместе со Христом; и апостол старается вернуть их к Нему, показывая, как Христос свершил все, что требовалось, убрав с пути все, что мешало достижению цели. Но он не может говорить о самом положении, так как они не могли осознать его. В делах Божиих мы не можем понять сущность какого-либо положения, не находясь в нем. Бог может открыть его. Бог может научить, как выйти из него. Апостол Павел ссылается здесь на Личность Христа, Который Один мог бы вернуть их назад; и в то же время, Павел продолжает говорить о действенности дела Христова в этом плане, чтобы освободить их от оков, которые мешали им, показав, что все препятствия устранены. Но говоря о деталях этого, он должен был обратить это против опасностей, которые грозили им, а не показывать славные плоды этого дела на небесах. Установления иудеев являлись лишь тенями, Христос же был реальностью. Считая ангелов объектами поклонения, иудеи ставят их между собой и Христом и, таким образом, отделяют себя от Главы Тела, Который был превыше всех начальств. Христиане в искренности своей веры прочно связывали Главу, от Кого все Тело непосредственно получало питание и возрастало до роста Бога. Следовательно, ставя себя в зависимость от ангелов как высших существ, могущих служить посредниками между людьми и Богом, иудеи на первый взгляд уничижали себя. Но в этом кажущемся уничижении было два недостатка. Во-первых, в действительности то была самая настоящая гордыня, ведь они претендовали на постижение тайн небесных, о которых они не имели представления. Что они знали о положении ангелов, которым так поклонялись? Это была попытка возвыситься до небес самим и ради своей выгоды и определить свои отношения с Божьими тварями, игнорируя Христа, и самовольно вступить с ними в отношения. Во-вторых, это отрицало их союз со Христом. Должно быть единство с Ним, между Ним и ими ничего не могло быть; если бы что-то было, они были бы мертвы и мертвы дважды. Кроме того, благодаря этому союзу, они были едины с Ним, превосходящим ангелов. Соединившись с Ним, они обрели, как мы видим, связь посредством всех членов тела с благодатью и жизнью, которые были в Главе. Взаимные связи между членами Тела укрепляли само Тело, и оно возрастало. Это учение утверждает две вещи: во-первых, они умерли со Христом, и, во-вторых, воскресли с Ним (глава 2,20). Он применяет принцип смерти ко всем установлениям и к аскетизму, который рассматривает это тело как нечто низменное, что должно быть отвергнуто; и (в главе 3,2) он говорит о воскресении, чтобы поднять их души в более высокую сферу и вернуть их назад ко Христу, побуждая обратить свой взор вверх, поскольку они умерли как ветхие люди {Эти утверждения основаны на главе 2,11.12. Следует заметить, что в послании Римлянам (глава 5,12) говорится о смерти через грех, в котором человек жил (как сын Адамов). В послании Ефесянам человек рассматривается как мертвый в грехах для Бога. В послании Колоссянам упоминается о том и другом: в главе 2 (стихи 11,12) говорится об этом же, но добавлено воскресение со Христом. Стих 13 следует учению ефесян. Главы 2,20 и 3,1 продолжают сказанное в главе 2,11.12 и утверждает совлечение ветхого человека и облечение в нового}. Чтобы эти наставления были понятны и чтобы показать их связь между собой, мы должны отметить, что апостол Павел подчеркивает двойную опасность, а именно: со стороны философии и опасность человеческих преданий, противоречащих Христу (глава 2,3; см. стихи 9-15). Отождествляя нас со Христом, Павел говорит больше о значении дела Христа, чем об этой тождественности. В стихах 16-19 он прежде всего относит это (стих 16) к подчинению установлениям, то есть видит опасность со стороны иудаизма; а затем (стих 18) указывает на опасность со стороны философии гностицизма {Хотя это слово похоже на научный термин и не кажется имеющим отношения к Библии, это не имеет значения в данном случае. Наука, ошибочно называемая таковою, о которой говорит кое — где еще апостол Павел, по-гречески означает знание; а ее самонадеянная и развращающая философия была названа «гностицизм». Она сыграла большую роль в истории христианской Церкви, о чем я не буду говорить здесь. Но ее принципы часто встречаются в Новом Завете, их приводят апостолы, чтобы бороться с гностиками. Иудеи попали под большое влияние идеи посредничества ангелов, хотя и воспринимали ее не в том виде, как объясняла это философия гностицизма}, ошибочно называемого наукой. Эта лженаука соединилась с иудаизмом (или, скорее, иудаизм примкнул к ней), принявшим новую форму. Начиная со стиха 20, апостол Павел опять говорит о смерти и воскресении со Христом, но с той целью, чтобы избавить колоссян от влияния всего ветхозаветного, обратив взор их и мысли к небесам. Но не одни колоссяне могли подвергнуться этой опасности. В основном эти принципы были губительны для Церкви во все времена. Они принадлежат тайне беззакония {Это проявлялось в дни апостола Павла; Павел противостоял этому в силе Святого Духа. После его смерти эта сила исчезла. Никогда в своей истории Церковь не имела этих двух положений христианской веры, то есть совершенство во Христе («Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых») и присутствие и ведущая сила Святого Духа на земле. Эти принципы были насаждены таинствами и духовенством}, которая так развилась с тех пор и принесла столько различных плодов, таких разных по своему проявлению (в сравнении с другими принципами, которые также действовали и под властью высшего провидения Божия). В последних стихах мы увидим глубокий, простой и убедительный принцип, включенный в это. Уже процитированные стихи, начиная со стиха 20, осудили всю иудейскую философскую систему с точки зрения дела Христова, Его воскресения и союза с Ним в Его небесном положении. То, что следует далее, судит об этом с нашей позиции. Предыдущие стихи показали нам, что эта система была ошибочной, потому что Христос и Его дело были таковыми, как утверждалось в этих стихах. Отрывок, который мы собираемся обсудить, показывает, что эта система абсурдна; она не может быть применена к нам, не имеет возможного применения из — за нашего положения. С одной стороны, это ошибочная система, пустая и ненужная во всех своих деталях, если Христос истинен и пребывает на небесах; а с другой стороны, это нелепая система в своем применении к нам, если мы христиане. И по этой причине эта система предполагает жизнь в этом мире и отношения, которые следует устанавливать с Богом, на основании этой жизни, хотя она якобы умерщвляет плоть; и все же она обращена к людям, которые мертвы для веры. Апостол Павел говорит, что мы мертвы для стихий этого мира, для всех принципов, на основании которых действуют живущие в этом мире. Тогда зачем мы подчиняемся установлениям, действующим в этой жизни и предполагающим ее существование, как будто бы мы все еще живые, словно мы еще живем в этом мире? — установлениям, касающимся вещей, которые истлели от употребления и не имеют отношения к тому, что есть вечное и небесное. Действительно, они имеют только вид смиренномудрия и умерщвления тела, но не имеют связи с небесным, которое суть новая жизнь — во всех своих побуждениях и в своем развитии; и они не признают славу новой твари как твари, рожденной Богом, которая, будучи таковой, всегда имеет свое место и свою славу. Они ставят человека в зависимость от плоти, под предлогом освобождения нас от нее, и они отделяют верующего от Христа, помещая ангелов между человеком и небом и благословением; в то время как мы едины со Христом, Который выше всех этих сил, и мы в Нем. Эти установления имеют отношение к тленным вещам и связаны не с новой жизнью, но с человеком, живущим плотской жизнью на этой земле, для которого жизнь христианина в нравственном плане мертва; и что касается этой жизни, они не признают тело творением рук Божиих, как это следует признавать. Итак, эта система установлений утратила Христа, Который был их основанием. Она была связана с гордыней, претендующей на проникновение в суть небесного, чтобы установить связь с существами, которые вам неведомы в такой мере, чтобы обращаться с ними. Эта гордыня, поступая так, отделилась от Главы Тела, Христа, и, таким образом, не признала связь с источником жизни и единственно правильную позицию пред лицом Бога. Эта система также исказила наше действительное положение на земле, рассматривая нас как все еще живущих по законам ветхого человека, в то время как мы мертвы в той жизни; она бесчестила человека как такового, не признавая его творением рук Божиих. То, что представляло опасность для христиан в дни апостола Павла, характерно и для христианства в наше время. Таким образом, разъяснялось положение христианства, но, скорее, с точки зрения небесных привилегий христиан. Благодать сделала все необходимое для нас, используя веру некоторых, предостерегая и наставляя их в отношении всего ценного и указывая на ошибки других.