Колоссянам 3

Итак, далее идут непосредственные увещевания, основанные на уже изложенной истине применительно к положению колоссян; то есть, основанные на том, что колоссяне воскресли со Христом, но еще не воссели на небесах. Поскольку колоссяне воскресли со Христом, то они должны помышлять о горнем, где Христос сидит одесную Бога, а не о земном. Эти две вещи не могут быть совместимы. Искать, иметь стремления одновременно к небесному и земному невозможно. Быть искушаемым земным и сопротивляться этим искушениям мы можем; но это не значит иметь своей целью то и другое. Причина этого кроется в нашем положении: мы мертвы, и жизнь наша сокрыта со Христом в Боге. Не сказано: «Мы должны умереть.» Человек не может умереть самовольно. Не должно этого делать никогда и по воле плоти. Если она делает это, то слагает свои полномочия. Мы мертвы: но для христиан это бесценная умиротворяющая истина, достигнутая благодаря Христу, умершему за них. Христиане приняли жизнь Христа, и все, что Христос сделал для них в той жизни, принадлежит им. Итак, христиане мертвы, потому что Христос умер за них. Жизнь, наполненная искушениями, виной, нападками греха, больше не существует для них. Смертью все, что было связано с этим, уничтожилось. Теперь все, связанное с жизнью ветхого человека, было грехом, осуждением, слабостью, страхом, бессилием перед кознями дьявола, всем, что ушло в прошлое. Мы имеем жизнь, но жизнь во Христе; она скрыта с Ним в Боге. Мы еще не явились во славе, так как мы должны явиться пред взором всех на небесах и земле. Наша жизнь сокрыта, но сокрыта надежно в своем вечном источнике. Это удел Христа, в Ком мы имеем жизнь. Он сокрыт в Боге и тоже является нашей жизнью; когда Христос явится, то и мы явимся с Ним во славе. Следует заметить, что апостол Павел говорит здесь не о союзе с Христом, а о жизни, о том, что мы умерли и наша жизнь сокрыта со Христом в Боге. Павел не говорит о христианской Церкви в связи с нашим положением; он, несомненно, повествует о Христе как Главе Церкви, об этой Его Личной славе, но не о Церкви как имеющей отношение к нам. Он говорит лично о каждом из нас. Правда, каждый из нас имеет свою собственную жизнь во Христе, но именно как свою собственную; это не есть союз с другими христианами. Мы имеем эту жизнь во Христе, но здесь не говорится о нашем союзе как о едином с Ним Теле. Речь идет об индивидуальном характере христианина, для которого Христос, Глава Церкви, является всем. В связи с этой истиной очень важно отметить еще и то, что в этом послании ничего не сказано о Святом Духе. Фактически Павел говорит об их любви в Духе, но в послании, давая наставления, он не называет Его имени. Даже когда Павел говорит «где нет ни Еллина, ни Иудея» и т.д., это относится к новому человеку, а не к нашему единству во Христе. Каждый должен был быть предан Христу, Главе. Он больше не жил в этом мире; он умер, и его жизнь была сокрыта со Христом в Боге. Но это касалось лично его; он обязан был знать и крепко держаться этого ради себя самого, почитая это за необходимую истину, чтобы уберечься от уловок дьявола. Короче говоря, это жизнь во Христе. В других местах мы видим многое из того, о чем Павел говорит как о плоде Духа, под которым он подразумевает союз и единство; но здесь речь идет только об образе жизни, который является источником этих плодов. Поэтому совершенно естественно, что круг и средоточие всех духовных связей в Одном, во Христе, о чем говорится в божественном наставлении, где упоминается о Святом Духе, здесь отсутствуют. В послании Ефесянам мы повсюду встречаем упоминание о действиях Святого Духа во всем, что касается союза с Главой Церкви, Христом, с Которым мы едины в одном теле посредством Духа. Таким образом, каждый из нас запечатлен обетованным Святым Духом, Который есть залог нашего наследия; мы все имеем доступ к Отцу только через Духа; мы также соединены вместе для обитания в нас Бога через Духа; единство язычников в одном теле теперь открывается через Духа; святые утверждаются Духом во внутреннем человеке; теперь одно тело и один Дух; мы не должны оскорблять Духа; мы должны исполниться Им; Слово Божие есть меч духовный. Союз тела с Христом, наше воскресение с Ним, наше пребывание на небесах в Нем — все это результат нашего союза с Ним, здесь об этом говорится достаточно полно; но в то же время Святой Дух, соединяющий нас с Ним, объединяет всех нас в одном теле; Он на земле представляет Бога в христианской Церкви, действуя в нас, оберегает наше будущее и укрепляет нас в настоящем. Святой Дух, я повторяю, повсюду, чтобы исполнить правду и дать ей укрепиться среди нас, живущих на земле. Многие увещевания в послании Ефесянам очень похожи на призывы в послании Колоссянам. Но в послании Ефесянам все они связаны с Духом; в послании же Колоссянам они связаны с действием слова и благодати в душе. Это говорит о том, что изложенная в послании Ефесянам доктрина оказывает огромное влияние на занимаемое нами положение на земле и связана с этим положением, поскольку она указывает на Самого Бога как обитающего в нас посредством Святого Духа, наполняющего нас, как каждого в отдельности, так и всех в одном теле; здесь также в полной мере изложена воля Божия. И все же обладание жизнью в своем роде также важно, как присутствие и обитание Святого Духа. Оно дает нам благословение; и, как мы видим, образ божественной жизни изложен гораздо более полно в послании Колоссянам, и не просто как действие в нас, тогда как в послании Ефессянам больше указывается на ее противоречие прежнему состоянию. В послании Римлянам (глава 8) это действие и присутствие Святого Духа показаны весьма замечательным образом в отношении к отдельной личности. Он характеризует нас главным образом с точки зрения нашего воскресения, свидетельствуя в нас о том, что мы чада, наполняя нас радостью и надеждой на славу наследников, поддерживая нас в нашей немощи и являясь источником наших просьб и наших стенаний. В послании Римлянам это связано с нашими личными отношениями с Богом; в послании Ефесянам об этом говорится с точки зрения присутствия Божьего в нас, объединенных со Христом в одно тело. Есть кое-что еще, что следует заметить здесь и что проливает свет на цель Святого Духа в этих посланиях. В послании Ефесянам апостол отталкивается в этом от воли Божией. Человек рассматривается как таковой без всякого признака божественной жизни в нем; он мертв в грехах и беззаконии, и по природе он чадо гнева. Бог богат милостью; Он воскресил человека вместе со Христом, Который в благодати Своей принял смерть и поставил его по благости воли Своей в одно положение со Христом. Мы Его творение, заново созданные во Христе Иисусе. Бог соблаговолил поставить нас пред лицо Свое по Своей собственной воле и согласно Своей природе. Здесь не сказано, что мы мертвы в Христе. Человек не рассматривается и как живой во плоти, поэтому так или иначе он должен был умереть. Это было необходимо. С одной стороны, ефесяне должны были понять, какая пропасть лежит между Богом и человеком в соответствии с Его волей; а с другой стороны — то, как грешен человек по природе своей. В этом послании подчеркивается, что все является творением Самого Бога согласно намерениям Его сердца, Его природе и благоволению Его {Следовательно, мы не имеем оправдания в послании Ефесянам. В нем говорится о новой твари}; человек уже мертв, и даже Христос займет Свое место лишь после Своей смерти, последующего воскресения и возвеличивания на небесах. Колоссянам грозила опасность вновь подчиниться обрядам, и вследствие этого они занимали положение, в котором считались людьми живущими в этом мире; и апостол Павел дает им почувствовать, что они умерли со Христом. Павел по благодати обязан следить за ними там, где они находились, ибо грозящая им опасность заключалась в том, что они могли считать человека живущим на этой земле; он должен был следить за ними, чтобы доказать, что христиане уже умерли со Христом и их жизнь на земле была жизнью воскресших вместе со Христом. В послании Ефесянам о человеке не говорится, как о умершем с Христом. Он умер в своих грехах, когда Бог начал воздействовать на него. Ни один человек не является для Бога живым. Христианин оживлен вместе со Христом, и Сам Христос вначале рассматривается как мертвый. Однако этот образ, соединенный в послании Колоссянам, в основу которого положена жизнь или новый человек, имеет для всех нас значение и представляет великую ценность, потому что эта жизнь, эта новая сущность человека и благодать, действующая в ней, в гораздо меньшей степени представлены в послании Ефесянам, где больше говорится о силе Бога, создавшего людей в Христе и соединившего их с Ним, исполнив верующего и Церковь на земле новой природой и придав верующему характер нового человека, и тем самым Христа и Самого Бога {Эта разница представляет глубокий интерес и замечательным образом раскрывает сущность послания Ефесянам, послания, в котором все подчинено той высокой точке зрения, принятой Духом и проистекающей из подлинной и вечной воли Божией и из Его собственного сердца. Он страстно желает иметь нечто, Он создает нечто, чтобы явить преизобильное богатство Своей благодати. Он принял мертвых и погибших, но они лишь объекты Его действий, пригодные для того, чтобы явить их за счет их собственного положения. Он не влияет на сущность человека, потому что она противоречит Его сущности. Он оживотворяет из мертвых и создает. В послании Колоссянам говорится о смерти ветхого человека, и это необходимо было принять во внимание. Слава Богу, мы обрели право смотреть на Него как на уже умершего, потому что Христос умер за нас. Могу добавить здесь к тому, что я уже сказал о Святом Духе, что когда апостол Павел в послании Колоссянам говорит о силе надежды, обитающей в нас, он вовсе не имеет в виду залог Святого Духа. Это все еще Христос в нас, надежда на славу. Повсюду подразумевается Христос и подразумевается как жизнь}. Можно предположить, что речь шла только о Святом Духе, действующем в полноте Своей силы и наполняющим людей и Церковь. Но в послании Колоссянам мы обнаруживаем, что речь идет о новой природе, о внутреннем изменении человека, а не об изменении плоти. Ибо о нас говорится не просто как об оживленных через Сына, но как об умерших и воскресших со Христом, Человеком, Который умер, чтобы совлечь, умертвить прежнее состояние чада Адамова и воскресить человека иным, облекшимся в нового. И таково положение и состояние человека пред Богом: источник вкусов, чувств, желаний, доводов, нравственных возможностей, соответствующих самой природе Бога, Который зародил все это в душе человека. Мы обновились в познании по образу и подобию Того, Кто создал нас. Но источник этого есть жизнь, которой необходимо, чтобы Святой Дух открыл ее тем, кто подходит ей, и чтобы Он побудил в них вкусы и чувства, угодные им и способствующие их росту. Этой жизни необходимо, чтобы Дух Божий действовал в ней, наполняя ее силой; но это есть истинная жизнь, природа, имеющая свои пристрастия, присущие самому ее существованию {С этой разницей между действиями Духа и существованием новой жизни связана свобода души. Будучи рожденными Богом, мы неизбежно наделены склонностью к святости; в нас действует любовь; мы наслаждаемся праведностью Божией. Но, благодаря этим чувствам, хотя моя душа ощущает любовь в Боге и эта любовь привлекает меня и внушает мне в полной мере доверие, все же моя совесть осуждает меня, и я чувствую не совсем то, что я люблю. Я нахожусь под бременем закона и не уверен в моих отношениях с Богом. Познав же всю ценность Крови Христа, то, что Он — моя праведность, я с помощью Святого Духа, обитающего и действующего во мне, обретаю чувство моего родства с Богом. Я чувствую это в моей душе, и Святой Дух свидетельствует об этом. Тогда появляется свобода}, которая будучи освящена Святым Духом сознает свое собственное существование; та жизнь, в которой мы являемся чадами Божьими, порожденными Им. Важно и то, что мы должны познать относительно плотской жизни, размышляя об этом, хотя это и негативная сторона, что мы мертвы. Мы должны понять, что Бог не признает ничего принадлежащим ветхому человеку; Он радуется новому человеку, новой сущности, данной нам благодатью, которая есть сущность Самого Бога и Его нравственное отражение. Ведь мы мертвы и наша жизнь скрыта со Христом в Боге. Мы — члены тела Христова на земле — не признанная жизнь. И мы должны умертвить {Это весьма отличается от смерти от греха. Здесь имеется в виду зло в отжившем (конечно, кроме смерти Христа, умершего за тех, кто творил зло); тогда как умерщвление является проявлением силы в том, что является благом в новом человеке} все эти члены ветхого человека. Христианин должен отвергнуть их как принадлежащие ветхому человеку, в то время как его жизнь — жизнь с Христом. Эти земные члены навлекают гнев Божий на сынов противления. Христиане некогда обращались в них, когда сами жили между ними; но теперь об этом не может быть и речи; и они не только отвергают тяжкие грехи, поражаемые явной похотью (глава 3,5.6), но все деяния упрямой воли и непокорного сердца, каждое проявление в действии воли естества, не знающего Бога и не испытывающего страха перед Ним, любой гнев и злобу, и ложь, происходящие от эгоизма или страха человека (стих 8). Истина господствует в душе, совлекшейся ветхого человека и облекшейся в простоту нового человека {Эти три формы дают полный образ зла в человеке: зло в общем смысле этого слова, насилие и развращение; последнее может выступать как в форме похоти, так и в форме лжи. Поэтому перед потопом земля была развращенной пред Богом, она была исполнена насилия. Ложь является формой испорченности, и насилие также характерно для дьявола. Господь объявляет дьявола лжецом и человекоубийцей (от Иоанна 8,44). Для человека характерна также плотская похоть}, «который облекшись в нового, обновляется в познании по образу Создавшего Его» (стихи 9,10). Новый человек ходит в свете. И дело не только в том, что есть совесть, которая судит о добре согласно познанию Бога. Это и есть совлечение ветхого человека с делами его. До появления христианства, несомненно, были души, рожденные заново ( таково полное откровение Божие); но их устав, когда он был определен, основывался на человеческой ответственности и законе, который являлся совершенным мерилом того, каким должен быть человек, будучи ответственным перед Богом. Святые тогда не делали различий между новым и ветхим человеком, хотя при необходимости они могли ощутить и понять, где ветхий, а где новый человек, оценивая человека по многим критериям. Например, представление о лжи как о грехе было у них совсем иным, чем у христиан. У христиан новый человек обновляется в познании по образу Создавшего Его {Заметьте здесь, как отличается аналогичное высказывание, встречающееся в послании Ефесянам. Там сказано, что Христос создан по образу Бога в праведности и истинной святости. Здесь же дается новое представление о божественной жизни, которая знает Бога. Это наше состояние, а не акт сотворения Богом. Это вовсе не противоречит мысли, высказанной в послании Ефесянам; наоборот, слово «обновленный» здесь имеет другой смысл, чем в этом послании. «Обновленный» здесь означает совершенно новый, какого не было прежде. В послании Ефесянам слово «обновленный» означает «сохраненный свежим и новым»}. Бог Сам по Своей сущности является мерилом добра и зла, потому что новый человек имеет познание того, что есть природа; он становится участником ее, и он имеет свет Божий, что является замечательной и бесценной привилегией христиан. Бог действует в этой природе; но сообщая им ее, Бог ставит человека в это новое положение. Христос является совершенным примером этого образа, олицетворяющим нового человека. Об остальных отличиях не говорится; остается только ветхий человек, которого мы знаем как мертвого, и новый человек. Для последнего Христос означает все, потому (поскольку нет никого, кроме Того, Которого они видят и Которого они познают) и Он — во всех верующих. Поэтому облекаются как избранные Божии, святые, возлюбленные (Христос является их жизнью) в образ Христа, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг ко другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу; как Христос простил нас {Заметьте здесь, как долготерпение, милосердие, смирение характеризуют Христа. Удивительно, как об этом говорится повсюду. Так должно быть в мире, подобном этому. Так это было в Христе. Так, в первом послании Коринфянам, в главе 13 все черты, присущие милосердию, исполнены смирения и носят подобный характер. Они не то чтобы определяют милосердие, но присущи ему. Там, где недостает этих качеств, там недостает и милосердия}. И, наконец, они облекаются в любовь, которая есть совокупность совершенства, придавая божественный характер всем вышеперечисленным свойствам, явленным во Христе, и ставящая божественную печать принятия сущности дружелюбия во имя благодати, ибо божественная любовь свята. Заметьте здесь также, что облечение этими качествами происходит при осознании благословенного положения перед лицом Бога, что выражено словами «избранные Божии, святые и возлюбленные.» Только таким образом и никак иначе. Это является ощущением того чудесного благоволения, которое благодать взращивает в наших сердцах. То же самое в послании Ефесянам: «как чада возлюбленные.» О некоторых из этих качеств может напоминать нечто существующее в природе; но силы признаков совокупности божественной любви, действующей в ощущении общения с Богом, явно недостает в последней; и это составляет характер полноты, оправданность использования, совершенство, уместность и силу в проявлении этих качеств, которые может дать одна любовь. Ибо именно Бог виден в этом, Бог действует в Своей сущности, от которой Он передал и нам. Ибо тот, кто пребывает в любви, пребывает в Боге, и Бог в нем. Если говорить о состоянии души, то существует венец этой жизни, которым те, кто ею живет, постоянно украшаются. Мир Христа владычествует в таком сердце, этот сладостный и несказанный мир, который ничто не может нарушить, хотя его дух прошел через все, чтобы испытать это, ибо Он всегда ходил с Богом. И Бог призвал нас к этому; Он есть Бог мира. И тут апостол Павел говорит о единстве тела — не как о его привилегиях во Христе, а в связи с тем, что христиане призваны быть в союзе, печатью и узами которого является мир Божий. Затем говорится о благодарении; ибо душа чувствует любовь и действия Бога, и все исходит к ней от этой любви. Но кроме мира Божьего и благодарения, обращенного к Богу, говорится также о жизни в познании того, что открыто, о пище и радости души. Это тоже обретается в активной жизни и любви к другим. Познание Бога и того, что находится пред лицом Его, ведет к этой духовной активности. Если последнее становится реальностью, то достигается радостная свобода, заключающаяся в здоровье, в присущей действенной любви, черпающей силы от общения с Богом, согласно природе Христа. Слово Христа открывает все, что открыто душе, в которой любовь живет и возрастает и является, таким образом, преобладающей, действующей и направляющей силой, потому что она отражает эту природу и открывает все ее пути и всю ее действенную силу в любви, которая в Нем. Поэтому апостол Павел призывает колоссян к тому, чтобы слово Христово вселялось в них обильно. Таково развитие, соответствующее совершенству Бога и нового человека, и премудрость Божия, научающая и направляющая их. Павел страстно желает, чтобы христиане могли полностью осуществить это. Этого можно достигнуть только в общении с Господом, постоянно поддерживая с Ним связь. В Слове Христовом содержится вся мудрость; и, познавая ее, святые могут научать и вразумлять друг друга {Проще поставить точку после «друг друга» и только запятую перед «научать»}. Но в этом случае мы познаем не только мудрость и то, что проявляется в нас, но и любовь в общении с Тем, в Котором мы открыли эту мудрость, так что эти выражения жизни Христа как истинная мудрость в этом мире находят свой отзвук в наших сердцах в хвале, в благодарении, в воспевании Его величия. Все эти глубокие чувства, в которых проявляется духовная жизнь, выражаются согласно тому, что мы познали; они исходят от Духа Христова и являются выражением духовного общения с Ним и тех чувств, которые она порождает в сердце. Христос Своею Личностью и сознанием Его присутствия, как объект наших мыслей и в духовных плодах, созданных на основе этого, поддерживает это общение и эту связь с восхваляющей Его душой. Но это ощущение связи с Христом в жизни, которой Он живет в нас, применимо ко всему. Ничто не делается без Него. Если Он есть жизнь, то все, что в этой жизни делается, делается ради Него, во имя Его, если говорить о душе. Он присутствует как побуждающая к действиям сила, которая придает свой характер нашим действиям и которая перед этим захватывает наше сердце, нацеленное на эти действия. Все связано с Ним; мы не питаемся без Него (как может быть иначе, если Он — сама наша жизнь?), мы не пьем без Него; что бы мы ни говорили и ни делали, мы говорим и делаем во Имя Господа Иисуса Христа. В нас пребывает ощущение Его присутствия, осознание того, что все связано с Ним, что мы ничего не можем делать без Него (кроме плотского), потому что та жизнь, которую мы имеем от Него, действует с Ним и в Нем, она неотделима от Него, и Он во всех деталях является целью этой жизни, как поток воды, устремившейся от своего источника. Так характеризуется жизнь христианина. И какая жизнь! Через Него, пребывающего в осознании божественной любви, мы благодарим нашего Бога и Отца. Заметьте здесь, что жизнь христиан характеризуется не только отдельными субъективными качествами, проистекающими от Христа, но и тем, что Сам Христос является целью и предметом чувств и разума во всем, чем бы мы ни были заняты. Личность Христа господствует над всем и присутствует во всем, чем исполнена душа. Неопытный человеческий глаз часто путает природу с благодатью; но разумное осознание Христа как цель души, отмеченная Его присутствием, печатью Его одобрения, когда помышляют о Нем, нельзя спутать ни с чем. Ничто нельзя сравнить с этим, это невозможно заменить ничем. Если Он открывается нашей душе, и душа ходит с Ним во всех делах и ищет только свет Его одобрения, печать Его благосклонности к душе во всех ее делах, тогда Он известен душе, хорошо ей знаком. И только Он общается с душой таким образом, когда та ходит путем Его воли, как сказано в Слове Божием. Рассмотрев все великие и важные принципы новой жизни, апостол Павел переходит к рассмотрению иных отношений жизни, предостерегая от того, что могло бы угрожать им, раскрывая христианскую сущность каждого из этих отношений. Жены обязаны повиноваться — привязанность характера — для нее: «К мужу твоему влечение твое.» К мужу она должна проявлять любовь и доброту, хотя их душа может оставаться безразличной и суровой. Дети должны быть послушными; отцы — добрыми, чтобы дети не отдалились от них и не перестали их любить и не были вынуждены искать где-то в мире то счастье, которое можно найти лишь в святилище домашнего очага, который Бог создал как надежную защиту для возрастающих в слабости. Бесценен дом (где знают Христа), исполненный любви и доброжелательности, в котором душа научается тем отношениям, которые утвердил Сам Бог; эти отношения, связанные с именем Господа милосердием и любовью, оберегают от страстей и своеволия; там, где душевные силы развиваются в нужном направлении, обретается сила, способная, несмотря на грех и непорядок, пробудить совесть и завладеть душой, ограждая ее от зла и прямого влияния дьявола. Ибо так назначил Бог. Я знаю, что требуется другая сила для того, чтобы освободить душу от греха и уберечь ее от него. Природа, даже в таком виде, как ее сотворил Бог, не дает жизнь вечную, как и не восстанавливает невинность или чистоту совести. Мы можем силою Духа посвятить себя Богу и без этих семейных уз, даже отказавшись от них, если Бог призовет нас, возложив на нас более строгие обязанности, о чем проповедовал Христос в Евангелии. Христос имеет полное право, абсолютное и высшее право по отношению к человеку, погибшему во грехе. Он искупил его от греха; и искупленный больше не принадлежит себе, а принадлежит Тому, Который отдал Себя за него. Там, где существуют человеческие отношения, там грех действительно развратил всех и извратил волю; появились страсти, но сами отношения установлены Богом и горе тому, кто пренебрегает ими! Если благодать подействовала и существует новая жизнь, то она признает то, что создал Бог. Хорошо известно, что в человеке нет доброго; известно, что грех все испортил, но то, что испортил грех, не является само по себе грехом. И там, где существуют эти взаимоотношения, отказ от своеволия, смерть от греха, принятие Христа, жизнь в Нем возвращает силу; и если они не смогут возвратить образ чистоты ( утерянной навсегда), они могут сделать эти отношения полем деятельности благодати, в которых кротость, нежность, взаимопомощь и самоотречение в окружении трудностей и бед, создаваемых грехом, придает им очарование и глубину (как во всех взаимоотношениях поступал Христос), какие сама невинность не могла себе представить. Это действие благодати в жизни Христа, которой мы живем, именно она развивается в них. Отсутствие естественных привязанностей означает безнадежное отступничество и удаленность от Бога, совершенный эгоизм, присущий последним дням. Я не рисую здесь картину, далекую от истины, и не выражаюсь поэтически, будто светлая сторона решает все; я только утверждаю, что Бог создал эти взаимоотношения, и тот, кто боится Бога, будет уважать их. Благодать здесь необходима. Эти отношения через саму их интимность дают возможность проявиться всему, что весьма мучительно, если благодать не действует на них. Здесь апостол Павел предостерегает нас об этой опасности. Если Господь связывает эти отношения, если наш еще более тесный союз с Ним придает сил нашим естественным узам, тогда повсюду в них действует благодать; и для тех, кто состоит в этих отношениях, они становятся сценой, где можно замечательным образом явить жизнь Христа. Теперь, вследствие вышесказанного, следует обратить внимание на то, как апостол Павел вводит Христа в эти отношения, и особенно там, где речь идет о тех, кто является подчиненными, то есть жены и дети; чтобы освятить, пользуясь таким возвышенным поводом, подчинение, свойственное их положению. Он освещает это еще больше там, где эта связь не является естественной, но возникает в грешном мире и по вине греха, то есть установлена между рабами и их господами. Благодать не пытается изменить порядки, установленные в этом мире и обществе, но старается привести души на небеса, изменив их по образу Бога. Я не сомневаюсь, что она очень сильно изменила к лучшему общественное положение человека, так как поставила совесть непосредственно перед лицом истинного Бога, Которого она открыла во всем Его совершенстве, и, установив своею властью то, что называется родственными отношениями в человеческой семье, благодать с помощью их подействовала на совесть даже там, где душа еще не обращена к Богу, а подготовила ее с помощью закона, нравственно. Но христианство, если коснуться его учения, рассматривает этот мир как отвернувшийся от Бога и погрязший в грехах, а человека — как чадо гнева и потерянного грешника. Христос, Сын Божий (Который, если бы Его приняли, мог бы навести порядок, и Который в будущем, явив Свое Царство, установит справедливость и мир) был отвергнут этим миром, и дружелюбие этого мира чуждо Богу. В Евангелии положение человека рассматривается как нечто более глубокое, чем его общественное положение. Оно рассматривается с точки зрения отношения души с Богом и, следовательно, с тем, что является вечным. Бог вдохнул в нас новую жизнь, чтобы мы могли наслаждаться теми новыми отношениями с Ним Самим, которые были дарованы нам через искупление. Как Христос, будучи живым в этом мире, олицетворял Собой любовь и благость Божию среди грешных тварей, так и теперь отвергнутый этим миром (который тем самым вынес себе приговор) Христос, обитающий через Свою благодать в душе того, кто принял жизнь, становится для этой души источником блаженства в союзе с любовью Божией, которая возвышает душу и ставит ее над всеми обстоятельствами, какими бы они ни были. Раб, живущий во Христе, свободен душою; он человек, свободный перед лицом Самого Бога. Его господин знает, что он сам имеет Господа, и его отношения с рабом обретают форму благодати и любви, преобладающих в душе его, и он в них осуществляет свою власть. Но как я уже сказал, для бедного раба Христос является особым источником благодати. Раб может служить своему господину, будь он хороший или плохой, преданно, покорно и верно; потому что поступая так, он служит Самому Господу и сознает это. Он получит воздаяние там, где ничего не забыто из того, что сделано во славу Христа, и где хозяева и рабы равны пред Тем, у Кого нет лицеприятия. Два принципа действуют в душе раба = христианина: его совесть во всех его поступках открыта пред Богом; страх перед Богом правит им, а не страх перед хозяином. И раб сознает свою связь со Христом, осознает присутствие Христа, которое поддерживает его и возвышает его над всеми обстоятельствами. Это тайна, которую нельзя у него отнять, потому что она в душе и на небесах — Христос в нем, его надежда на славу. Да, как замечательно это познание Христа, возвеличивающее все, на что оно распространяется; и с какой умиротворяющей силой оно нисходит на всех одиноких и отверженных, на всех тех, кто унижен в этом мире греха! Трижды в этих двух стихах, удерживая их совесть пред лицом Бога, апостол Павел упоминает Господа, Господа Христа, наполняя Им сердца этих бедных рабов, давая им почувствовать, кому они на самом деле служат. Таково христианство.