1 Фессалоникийцам 2

Утвердив эти великие принципы, апостол Павел с открытым и переполненным чувствами сердцем ссылается на всю свою жизнь среди них как на доказательство того, что он поступал в том же духе, в каком радовался им. Не было так, чтобы он увещевал других, в то время как сам, пользуясь их любовью, искал свою выгоду. Тем более он не подстрекал их, терпя беды, идти на опасности, сам не имея мужества подвергнуть себя таким же бедствиям. Пострадав и будучи поруган в Филиппах, он дерзнул в Боге опять броситься в борьбу против царства тьмы в Фессалонике и дерзнул отчаянно. Он никогда не использовал льстивых слов, чтобы покорить их сердца; он говорил им только правду, поскольку он сам был слугою Божиим. Он сам трудился не покладая рук, чтобы не отягощать их. Все происходило перед лицом Божиим в свете и силою Святого Духа и в духе преданности; и Павел даже желал, чтобы Фессалоникийцы поступали так, как знали, что он поступает среди них как святой, справедливый и непорочный; и он призвал их с любовью и нежностью поступать достойно Бога , Который призвал их в Свое царство и к славе. И снова мы видим в этом выражении особый характер близкого родства христианина с Богом. Христианин имеет свою часть славы и Царства Божьего, и его поведение должно соответствовать этому положению. И здесь говорится о его собственном положении в связи с Богом, как прежде говорилось о его связи с Богом и с Господом Иисусом. Затем Павел говорит о средствах достижения христианином этого мира новых мыслей. Именно об этом сказал Бог, открывая Себя и Свою волю. Бог вверил Павлу благовестие (глава 2,4), и он действовал как пребывающий пред лицом Божиим и как несущий ответственность пред Ним. Фессалоникийцы со своей стороны также приняли это благовестие не как слово Павла, а как слово Самого Бога, обращенное к ним устами апостола Павла. Интересно заметить (и это очень серьезная мысль), что (относительно явления силы Божией на земле), хотя это дело Божие, плод трудов Его слуг отвечает характеру и глубине самого этого труда. Таким образом укрепляются узы благодати и общения; существует взаимное понимание. Дело выявляет делателя. Труженик наслаждается тем, чего его душа возжелала для тех, кто является плодом его труда, и они знают, как оценить этот труд и действия труженика, признавая силу благодати в том, кто является средством введения их в это положение; и труженик и они, познав Бога, радуются этому братству, созданному Его благодатью. Павел был очень близок Богу в своей душе и своим делом. В результате фессалоникийцы приняли это благовестие в той же силе; и они с ним, таким образом, вступили в общение с Богом согласно той силе и той близости. Мимоходом заметим, что иудеи лишились этой связи с Богом, остаток же этого народа обрел эту связь с Богом, за что и пострадал от враждебного к ним большинства. Избранные среди язычников со своей стороны, претерпели от своих единоплеменников через свидетельство, которое они несли против князя этого мира в их христианской жизни и за то, что исповедовали небесного Христа, Христа, Которого отверг этот мир. Вера иудеев была предметом явной зависти остальных народов. Притязание на исключительное обладание религиозными привилегиями (чрезвычайно ценное, когда они обладали этим и Бог свидетельствовал о Своем благоволении к ним) вызвало с их стороны ни что иное, как вспышку ненависти, когда Бог во всей полноте Своей высшей благодати избрал других, ранее не имеющих никаких прав «и благословил их». Из-за этого исключительного притязания Иудеи оставили права Бога, Который прежде избрал их Своим народом; они отвергли Его благодать, которую Он являл по отношению к грешникам и которая могла бы быть источником лучших благодеяний для них самих. Но между тем из-за их последовавшего отказа средоточие наших надежд и радостей переместилось с земли на небеса, где, как мы знаем, обитает Господь и где Он останется до тех пор, пока не явится, чтобы предъявить свои права на землю. Но прежде, чем Он предъявит их, Он возьмет нас к себе. А тем временем слово Божие есть источник нашей уверенности — откровение славы, истины и любви. Он силен в тех, кто верит. Иудеи были отстранены. Из-за своего противодействия благодати, явленной язычникам, они оказались в положении врагов Бога по отношению к благодати Божией и за это на них обрушился сильный гнев Божий. Суд над ними еще не свершился; но они поставили себя в такое положение. Ведь они не только нарушили закон, они уже убили своих пророков, которые в благодати были посланы им; они уже убили Христа, Господа Иисуса. И только высшая благодать могла исцелить их. Но ей они сопротивлялись; потому что, согласно этой благодати, Бог был благ к язычникам и даровал им в одно время с иудеями привилегии лучше тех, которых лишились иудеи. И за это в конце концов Бог разгневался на Иудеев как на народ. Теперь христиане обладали лучшими привилегиями, чем иудеи. Сейчас не время рассматривать будущие отношения Бога с остатком этого народа. Апостол Павел говорит здесь об этом народе с целью показать, что только те в отношениях с Богом были христианами, кто принял слово Божие. И только приняв это слово верою и ничем другим, душа вступала в истинную связь с Богом. Наследственные привилегии в своей сущности оказались враждебными благодати Божией, величию Бога и тем самым противоречили характеру и правам Самого Бога; ибо Бог — Вседержитель, и Бог есть любовь. Слово Божие являет благодать; ему следует подчиняться, веруя в него. Оно вводит в отношения с Богом, христиане живут в общении с Ним и ходят Его путями в ожидании Сына, в Котором Бог открылся людям. Это плод того, что христианин обрел через веру действенный жизненный принцип и свет Божий, освещающий Его путь. Апостол Павел благодарил Бога за то, что фессалоникийцы приняли слово Божие через веру; и объяснив это, он снова возвращается к радости общения с ними, и, благословляя его, он говорит о том, что слово открыло их сердца Богу. Он с радостью хотел бы увидеть их, чтобы насладиться их обществом и пообщаться лицом к лицу; но до тех пор, пока Бога познавали только через слово верою, до тех пор, пока Господь отсутствовал, другой результат следовал из этого, а именно: эти радости смешивались со столкновениями — столкновениями, которые хотя и (как казалось людям) мешало их радости, делали эту радость более сладостной, более глубокой, сохраняли ее небесный характер и делали Самого Господа, Которого нельзя было разлучить с ними, средоточием, общим центром, в коем соединялись сердца, осознавшие, что они находятся в пустыне и ждут того момента и того события, которое покончит со злом и властью дьявола, и Христос станет всем. Какая радостная надежда, святое счастье, какая глубокая привязанность сердца с Христом! Когда Он станет всем, наша радость будет полной, и все святые будут обладать ей. Павел желал увидеть фессалоникийцев и даже пытался дважды прийти к ним, но ему мешал сатана. Однако придет время, когда Он увидит их и насладится плодами своего труда в них, увидит их в полной славе в пришествие Христа. Сам же апостол Павел, находясь в Фессалонике, жил жизнью, исполненной любви и святости. Он был нежен с фессалоникийцами, подобно тому, как мать лелеет своих детей, он готов был не только передать им благовестие, но и положить за них свою жизнь — так дороги были они ему. В то же время он поступал свято, праведно и безукоризненно во всем. Какая сила жизни, какая любовь исходила от него силою Божией независимо ни от каких обстоятельств, кроме благословения избранных и славы Божией! Это истинная жизнь христианина. Душа, исполненная не сомнениями через неверие, а силой веры, полагается на Бога; чтобы служить Богу. И поэтому такая душа свободна от всего, кроме одного Бога, благоразумна и предусмотрительна во благо других. И какие узы создают это! Гонение лишь ускоряет пребывание, тогда как возможно, делатель был бы искушаем наслаждением плодов своего труда в обществе тех, которые получили благословение Божие через него (сравните главу 2,2). Хотя апостол не был среди фессалоникийцев, сердцем он пребывал с ними; он помнил своих возлюбленных, молился за них, он благодарил Бога за ту благодать, которую Он даровал им; укрепляясь радостью, когда думал об этом, об их части в славе как избранных Богом (глава 1,3.4 и 2,13). Эта связь оставалась прочной; и путь, открывающий радость личного общения, всячески преграждаемый дьяволом (с дозволения Бога), возвышал его душу, побуждая ее стремиться полностью удовлетворить желания, порожденные любовью, те желания, которые исполнятся лишь тогда, когда Христос явится в Своей силе и сметет все препятствия и исполнит все намерения Божии относительно Его святых; тогда Павел и его возлюбленные чада в вере насладятся всей той благодатью и сила Духа появится в них. Не имея возможности до этого времени удовлетворить желания своей души и увидеть их, Павел говорит о грядущем часе, предвосхищая его. И он предвидит это, потому что его душа исполнена уже этим предчувствием. Сила Духа, действующая согласно этой истине, всегда устремляется сердцем к тому часу. Она побуждает сердце трудиться в любви в этом мире, и, таким образом, выявляет вражду тьмы этого мира (исходящую как от человека, так и от князя тьмы), чтобы мы ее видели и всегда чувствовали необходимость того дня света, когда зло уже не сможет помешать новому человеку радоваться добру, его общению с возлюбленными Бога и, прежде всего, радоваться присутствию своего славного Спасителя, Который возлюбил его и Который (чтобы испытать веру человека) в настоящий момент сокрыт от взора человека. Именно Он — источник и объект всех этих чувств, который поддерживает и питает их, привлекает людей к Себе Своей безупречностью и Своей любовью и в скорбях христианской жизни, когда Он будет с нами, ко дню Его пришествия, когда душа будет свободной и никто не помешает ей связать себя всеми этими узами с Ним. Эта мысль о Его пришествии овладевает человеком, если его сердце обновлено божественной радостью искупления. Это и видим мы здесь. Мы обращены, чтобы ждать Его (глава 1), мы наслаждаемся общением со святыми и плодами наших трудов в день Его пришествия (глава 2); этот день оценит своими мерками наши мысли относительно святости (глава 3), он уничтожит муки души, в которых умирали святые (глава 4), ради этого дня нас хранит Бог (глава 5). Поэтому пришествие Господа, присутствие Иисуса наполняет сердца верующих, когда жизнь стремится к обновлению, наполняя сердце радостной надеждой, миг исполнения которой ярко сияет перед нашими глазами, и в этом свете исполняются все наши желания. Возвращаясь к концу второй главы, мы видим, что та связь, которую сатана стремится разрушить, препятствуя наслаждению ею, еще больше укреплялась ожиданием пришествия Господа. Течение Духа, против которого сатане было дозволено воздвигнуть эту преграду, хотя и повернуло со своего естественного русла, но его уже нельзя было остановить, ибо его воды всегда текут; они хлынули потоками, наполнившими все вокруг них, взяв свой курс к морю, которое было наполнено этими водами и питало источник, откуда они изливались. Следует здесь отметить, что особые плоды наших трудов не потеряны, они вновь обнаружатся по пришествии Христа. Наша главная личная радость — видеть Самого Господа и быть похожими на Него. Это участь всех святых, но есть особые плоды, связанные с действием Духа в нас и через нас. В Фессалонике духовная сила апостола Павла обратила некоторые души к Богу и к ожиданию Иисуса, соединив их в поистине тесном союзе с Ним Самим. Эта сила будет увенчана по пришествии Христа пребыванием всех верующих в славе как плод его трудов. Так Бог наградит труд апостола, свидетельствуя о верности его в присутствии всех этих святых в славе; и та любовь, которая действовала в душе Павла, будет удовлетворена, когда он увидит свой объект в славе и в присутствии Иисуса. Они будут его славой и его радостью. Эта мысль еще больше укрепляла их связи и объединяла их и успокаивала апостола Павла в его трудах и страданиях.