1 Фессалоникийцам 4

Затем апостол Павел говорит о тех опасностях, которые встретились на пути фессалоникийцев в результате их прежних привычек (привычек, которые еще были присущи людям, окружающим их), которые находились в явном противоречии с той святыней и небесной радостью, о чем он говорил. Он уже показал им, как они должны были поступать и угождать Богу. Он Сам вел себя так среди них (глава 2,10). Он хотел бы, чтобы и они так же вели себя, и, как он, преодолевали тяготы жизни; желая, чтобы и они возрастали в любви и любили друг друга, как любил их он. Именно это придает силу его призыву и всему сказанному. Апостол Павел особо говорит о чистоте нравов, ибо нравы язычников были нечисты и развращены, и блуд даже не считался грехом. Нам кажется странным, что подобное увещевание было необходимо таким страстным христианам, какими являлись фессалоникийцы; но мы в достаточной мере не принимали во внимание силу тех привычек, какие прививаются людям с детства и которые становятся, так сказать, частью нашей природы и направляют наши мысли, а также не учитываем действие двух различных натур, находящихся под их влиянием, хотя допущение или развитие одной привычки вскоре заглушает другую. Но мотивы, приведенные здесь, указывают на то, что христианство помещает нас на совершенно новую почву, несовместимую с грубой моралью. Тело было ничем иным, как сосудом, который использовали в зависимости от того, чему он служил. Фессалоникийцы должны были соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не допускать, чтобы ими управляли похоти плоти; ибо они знали Бога. Они не должны были обманывать своих братьев в этом {«В чем» (ст.6) в греческом языке является эвфемизмом для выражения » в этом»}, ибо Господь отомстил бы им за это. Бог призвал нас к святости, именно к Нему все это имеет отношение; и если кто-то презирает своего брата, и, воспользовавшись его слабостью ума, покушается на его права, то он показывает свое презрение не к человеку, а к Богу, Который Сам ему напомнит об этом и Который дал нам Свой Дух; и поступающий так презирает этот Дух в самом себе и в своем брате, в котором Он тоже обитает. Тот, кого обидели, таким образом, является не только мужем жены своей, он является местом обитания Святого Духа и поэтому требует к себе уважения как таковой. На такую же высоту поднимает человека христианство и поднимает его в связи с нашими лучшими привязанностями! Что же касается их братолюбия, этого нового главного источника их жизни, о нем не стоило предупреждать, ибо Сам Бог научил их этому, и они являли собой пример любви ко всем. Только пусть они более преуспевают в этом; пусть они живут тихо, работают своими собственными руками, чтобы не быть в долгу перед людьми, чтобы тем самым также прославить Господа. К этому призывал их апостол Павел. То, о чем говорится дальше, является абсолютно новым откровением для их ободрения и успокоения. Мы уже знаем, что фессалоникийцы все время ожидали Господа. Это было их ближайшей и насущной надеждой в их повседневной жизни. Они постоянно ждали, что Он придет и заберет их к Себе. Они были обращены к Богу, чтобы ожидать Сына Божьего с небес. И теперь (в качестве дополнения к наставлению) они узнают, что те святые, которые недавно умерли, будут вознесены на небеса не с ними. Апостол Павел разъясняет им это, а также разницу между пришествием Христа, чтобы забрать Своих собственных, и днем Господним, днем, когда Он будет судить мир. Они не должны были беспокоиться относительно тех, которые умерли во Христе {Думали, что апостол Павел говорит здесь о тех, кто умерли во имя Христа мученическою смертью. Это могло быть также в результате гонений, но выражение «через Иисуса» было бы необычным для передачи этого смысла; через существительное в родит. падеже использовано здесь для выражения положения вещей, того положения, в котором мы находимся, которое характеризует нас. Пребывая во Христе, они не умерли, а заснули. Они обрели это положение с помощью Иисуса, а не во имя Его (сравните, однако, 2 Коринфянам 4,14)}, как беспокоились прочие, не имеющие надежды. И Он обосновывает это тем, что устанавливает прямую связь всей их духовной жизни с ожиданием пришествия Самого Христа для того, чтобы ввести их в небесную славу. Апостол Павел, успокаивая их в связи со смертью их брата, не говорит о небесах. Они укрепляются мыслью, что все еще должны ожидать Господа при жизни, чтобы преобразиться в Его славный образ (сравните 2 Кор.5 и 1 Кор.15). Необходимо было особое откровение, чтобы они поняли, что умершие раньше также (в равной мере с ними) получат свою часть в этом событии. Их участь, так сказать, имеет сходство с участью Христа. Он умер и вновь воскрес. То же будет и с ними. И когда Он вернется в славе, Бог приведет их также, как приведет и других, то есть, живых, к Нему. По этому случаю Павел дает несколько подробных объяснений в форме ясно выраженного откровения по поводу пришествия Господа, показывающих то, как они окажутся с Ним и придут вместе с Ним, когда Он явится. Живые не придут раньше тех, кто спит во Христе. Сам Господь явится как Предводитель Его небесного воинства, рассеянного на некоторое время, чтобы собрать их к себе. Он дает слово. Глас Архангела возвестит об этом, а также звук трубы Божией. Мертвые во Христе воскреснут первыми, прежде, чем живые поднимутся. Затем мы, оставшиеся в живых, будем вместе с Ним, и все вместе будем восхищены на облака, чтобы встретиться с Господом в воздухе. И такие мы будем всегда с Господом. Именно так Сам Господь восшел на небеса; ибо во всем мы должны походить на Него — это важно отметить здесь. Через преображение или воскреснув из мертвых, мы все попадем на облака. Именно в облака Он поднялся, и мы, поднявшись туда, навсегда будем с Ним. В этой части отрывка, где апостол подробно объясняет, как мы взойдем к Господу на воздухе, ничего не сказано о Его пришествии на землю; Он только говорит о нашем восхищении на небеса (как и Он вошел туда), чтобы быть с Ним {Чтобы мы все могли вернуться вместе с Ним назад}. Что же касается нас, апостол не говорит ничего, кроме того, что мы воссоединимся со Христом, чтобы быть с Ним всегда. Ничего не сказано о суде, а только о нашем воссоединении с Ним, когда мы покинем землю, точно так же, как Он покинул ее. Это очень ценно. Существует следующая разница: Он поднялся на небеса, имея на то Свое полное право, Он восшел; что касается нас, Его голос призовет мертвых, и они выйдут из могил, а живые изменятся, и все поднимутся вместе. Это важное проявление силы Божией, которое накладывает печать на жизнь христиан и на дело Божие, приводя в славу Христа и Его небесных соратников. Именно тем, что верующие, умирая, засыпают в Иисусе, мы должны успокаивать себя. Они вернутся с Ним тогда, когда Он будет явлен; но что касается их собственной участи, то они уйдут с Ним по пришествии Его, воскресшие из мертвых или преобразившиеся, они навсегда будут с Господом. Все остальное относится к Его владычеству на земле; это важная тема, часть Его славы; и мы тоже участвуем в ней. Но это не наша собственная особая участь. Наша участь — быть с Ним, быть, как Он и даже (когда наступит должное время) уйти из этого мира так же, как Он Сам ушел из мира, который отверг Его; который отверг нас и который подлежит осуждению. Я повторяю: упустить это из виду — значит потерять нашу насущную часть. Весь смысл заключается в словах: “и так всегда с Господом будем.» Павел здесь объяснил, как это произойдет {Сравните 2-е послание Коринфянам 5,1 и т.д}. Заметьте здесь, что мы уже фактически отметили, что этот отрывок заключает в себе новое, особое откровение. И здесь указано, что значение этого откровения здесь очень важно. Жизнь христианина настолько связана с тем днем (то есть с силой жизни света, которой живет Христос), а Христос, Который уже в славе, является истинной жизнью верующего, что христианин не может думать ни о чем другом, как только о вступлении в эту силу Христа, которая преобразит его (см. 2 Коринфянам 5,4). Это требует нового дополнительного откровения для объяснения того, каких сведений не хватало фессалоникийцам, чтобы понять, как мертвые святые не утратят их части в этой жизни. Та же самая сила будет приложена и к мертвым телам, и к смертным телам живых святых, и все будут взяты вместе. Но победа над смертью была уже одержана, и Христос, благодаря силе воскресения, стал уже жизнью верующего; и было естественно, в соответствии с этой силой то, что святой должен был перейти не умирая в полноту жизни со Христом. Мысль об этом была настолько естественной для верующего, что требовала своего выражения, и, как я уже сказал, дополнительного откровения, чтобы объяснить, как мертвые возымеют часть в этом. Для нас сейчас это не является затруднением. Но нам недостает другой стороны этой истины, той, что принадлежит гораздо более сильной вере и в гораздо большей степени отражает силу жизни Христа и Его победу над смертью. Несомненно, фессалоникийцы обязаны были принять во внимание то, что Христос умер и вновь воскрес и не должны были позволять себе чрезмерно радоваться осуществлению их собственной части во Христе, скрывая от себя несомненный факт части тех, кто уснул в Нем. Но мы видим (и Бог дозволил, чтобы мы видели), как их жизнь была связана с положением Главы Церкви, победившего смерть. Апостол Павел не ослабляет эту веру и надежду, но он добавляет (чтобы они могли успокоиться этой мыслью), что торжество Христа должно было возыметь ту же власть на спящих, что и на живых святых; и что Бог возвратит как тех, так и других вместе с Иисусом в славе, восхитив их вместе по их общей участи туда, где они всегда будут с Господом. И нам Бог открывает эту истину, это откровение Его власти. Он дал возможность заснуть тысячам, потому что (да будет благословенно имя Его!) Он должен был призвать другие тысячи людей; но жизнь Христа не утратила своей силы; как и не утратила своей истинности и несомненности. Мы, как живущие, ожидаем Его, потому что Он — наша жизнь. Мы увидим Его в воскресении, если умрем до того, как Он явится, чтобы взыскать нас; и это время приближается. Заметьте также, что это откровение дает другое направление надежде фессалоникийцев, поскольку оно проводит точное различие между нашим уходом с целью воссоединения с Господом в воздухе и нашим возвращением на землю вместе с Ним. Более того, оно показывает, что первое является принципиальным для христиан, разъясняя и подтверждая одновременно и другой момент. Я сомневаюсь в том, поняли ли фессалоникийцы лучше это возвращение с Христом или наш уход, чтобы всем вместе воссоединиться с Ним. Даже при их обращении к Богу они были призваны ожидать Иисуса с небес. С самого начала в их душах был утвержден великий и весьма важный принцип: Личность Христа являлась тем объектом, которого ждали их души; и это отделяло их от мира сего. Возможно, они имели какое-то смутное представление о том, что должны явиться с Ним в славе, но как это должно было осуществиться, они не знали. Они должны были быть готовыми к тому, что Он явится в любой момент, и Он и они должны были вместе прославиться пред всей вселенной. Это они знали. Это — итог истины. И теперь, в связи с этой истиной, апостол развивает более чем одну мысль здесь. Во-первых, говорит, что они будут с Христом в пришествие Его. Это, я думаю, является счастливым применением той истины, которая им уже известна, ибо он несколько подробнее излагает ее бесценное значение. В конце главы 3 эта истина прояснилась (хотя кое-что фессалоникийцы себе еще не уяснили, потому что они думали, что мертвые во Христе будут лишены этого), ибо сказано, что все святые должны явиться с Иисусом { Стихи 15-18 главы 4 являются вводными, а стих 1 главы 5 является продолжением того, что говорится в стихе 14 главы 4; в главе 5 показано, что Он сделает, когда приведет с Собой Своих святых, как сказано в главе 4 (стих 14)}; это весьма важный момент, характеризующий нашу связь с Ним. Иисуса ожидали, все святые должны были быть вместе с Ним в Его пришествии, все святые должны были явиться с Ним. Этот факт уточнял и подтверждал их мысли относительно того, что более или менее было известно. Во-вторых, то, что следует далее, является новым откровением по случаю их заблуждения в отношении уснувших. Они на самом деле думали, что христиане, которые были готовы встретить Его, пребудут в славе со Христом, когда Он возвратится в этот мир; а мертвые — были ли они готовы? Их не было, чтобы разделить славное явление Христа миру. Я не сомневаюсь, что именно такое смутное представление владело тогда умами фессалоникийцев: Иисус вернется в этот мир, и те, кто ожидал Его, разделят с Ним Его славное явление на этой земле. И вот апостол Павел объясняет им, что мертвые святые находились в том же положении, что и Иисус, Который умер. Бог не оставил Его в могиле; И Он не оставит тех, кто, как и Он, умерли. Бог приведет их вместе с Иисусом, когда Тот явится в славе на эту землю. Но и это еще не все. Пришествие Христа в славе на землю было не самым главным, о чем здесь говорится. Мертвые во Христе должны были воскреснуть с Господом в воздухе до Его пришествия и вместе с Ним вернуться на землю в славе; и, таким образом, навсегда остаться с Господом. Ведь, главным образом, речь шла об участи христиан, им подлежит вечно обитать со Христом на небесах. Эта участь верных была на небесах, была Самим Христом, хотя они явятся вместе с Ним во славе, ибо этот мир будет осужден, но христианин живет ожиданием Господа, это ожидание связано с его повседневной жизнью и завершает ее. Смерть лишь нечто второстепенное, что может иметь место, но она не лишает христианина его участи, когда его Господин вернется. Это надлежащее ожидание христианина полностью освобождает его от всего, что последует за пришествием Христа и что связано с управлением этого мира. Сам Господь лично придет, чтобы взять нас к Себе; Он никого не пошлет за нами. Имея полную власть над смертью, которую Он победил, по звуку трубы Божией Он поднимет всех Своих мертвых из могил, и они вместе с живыми (преображенными) взойдут, чтобы встретить Его в воздухе. Наш уход из этого мира очень напоминает Его собственный: мы покинем этот мир, к которому не принадлежим, чтобы отправиться на небеса. Только там мы имеем свою часть. Мы подобны Христу, Мы с Ним навсегда, но Он приведет Своих собственных с Ним, когда явится. Это по-настоящему успокаивало христианина на случай его смерти и ни в коей мере не заслоняло ежедневное ожидание им Господа с небес. Наоборот, такой взгляд поддерживал их в этом. Умирая, христианин не лишался своих прав — он засыпал в Иисусе; о нем в первую очередь позаботится Господь, когда явится собрать Своих. Тем не менее, именно с земли они отправятся для встречи с Ним. Мертвые должны воскреснуть, это во-первых, чтобы они могли быть готовы отправиться с остальными; а затем с этой земли все будут восхищены на небеса, чтобы там пребывать со Христом. Эта точка зрения очень важна для понимания истинной сути того момента, когда все наши надежды осуществятся.