Евреям 1

Мы условились, что в главе 1 узнаем о славе Личности Мессии, Сына Божия, чрез которого Бог говорил с народом. Когда я говорю «с народом», очевидно, что мы подразумеваем, что послание обращено к группе верующих, причастников, как сказано, небесного избрания и считающихся единственными обретшими истинное место народа. Эта привилегия, даруемая оставшемуся народу, ввиду позиции, которую Мессия занял по отношению к народу Его, к которому Он пришел в первом случае. Гонимые и презираемые остатки народа, считающиеся единственными обретшими истинное их место, получают одобрение, и их вера поддерживается истинной славой их Мессии, скрытой от их темных очей и являющейся лишь объектом веры. «Бог» (говорит вдохновенный автор, относя самого себя к верующим этого возлюбленного народа) «говорил с нами в лице Сына его». Псалом 2 должен бы заставить евреев ожидать Сына, а они должны были получить высокое представление о славе Его из Ис. 9 и других отрывков до сих пор доказывают писания раввинов. Но то, что Он должен был вознестись на небеса и не сможет дать народу Его власть над славой земной, не соответствовало их плотским устремлениям. Итак, именно небесная слава — это истинное положение Мессии и народа Его по отношению к Его божественному праву на их служение и почитание самих Ангелов столь великолепно представлены здесь, где Дух Божий невыразимо прекрасно изображает божественную славу Христа с целью научения народа Его вере в вознесении, и в то же время описывал далее Его совершенное сострадание в нам, как Человека, для того, чтобы поддержать их небесное общение вопреки невзгодам их земного пути. Итак, хотя в послании к Евреям нигде не упоминается церковь, за исключением указания в главе 12 на всех, кто вкупе собирается в славе Царствия, Спаситель Церкви представлен в Лице Его, деле Его и священстве Его самыми щедрыми красками для нашего духовного и чувственного восприятия; о очень подробно рассматривается вопрос небесного избрания. Крайне интересно также проследить, каким образом дело Спасителя нашего, совершенное ради нас, становится частью Его божественной славы. «Бог говорил в Сыне», — сказал вдохновенный автор этого послания. Значит, он и есть этот Сын, вначале Он объявляется Наследником всего сущего, Именно Он будет владеть всем сущим во славе как Сын. Таково решение Божие. Более того, именно чрез Него Бог сотворил миры {Некоторые дают особую интерпретацию слову, переведенному как «миры», но очевидно, что это слово используется в Септуагинте (т.е. у эллинов или в греческом Писании) для обозначения физических миров}. Вся эта безграничная вселенная, все неизвестные миры, которые прокладывают пути в обширных космических пространствах, следуя божественному порядку, дабы явить славу Бога-Творца, есть дело руки Бога, кто говорил нам, дел божественного Христа. В Нем воссияла слава Божия: Он есть совершенный слепок с существа Его. Мы зрим в Нем Бога, зрим во всем, что Он сказал, во всем, что Он сделал, в Личности Его. Более того, силою слова Его Он держит все сущее. Он и есть Создатель. Бог является в Личности Его. Он держит все сути словом Его, которое, таким образом, имеет божественную силу. Но это еще не все (ибо мы все еще говорим о Христе), есть еще другая сторона Его славы, поистине божественная, являющая себя в человеческой природе. Тот, Кто был всем, о чем мы только что говорили, когда Он, предав Себя, свершил искупление наших грехов (исполнившись славы Своей {Греческий глагол имеет здесь специфическую форму, которая придает ему возвратный оттенок, обозначающий, что исполненное возвратится к исполнившему, отбрасывая лучи славы исполненного на того, кто исполнил это} и во славу Его) и воссел одесную величия на высоте. Вот полное представление личной славы Христа. Он, по сути, Создатель, откровение Бога, Вседержитель по слову Его, Он — Искупитель. Он очистил наши грехи жертвою Своею, и воссел одесную престола Величия на небесах. И все это Мессия. Он — Бог-Творец, но Он и Мессия, занявший место Свое одесную Величия, свершив дело искупления грехов наших. Мы представляем, как это проявление славы Христа, Мессии, будь она личной или соответствующей чину заставит любого уверовавшего в это, отвратиться от иудаизма, в то же время будучи связанного с иудейскими обетованиями и упованиями. Он Бог, Он сошел с неба и снова восшел туда. Итак, те, кто привязался к Нему, обнаружили, что поднялись выше иудейских воззрений еще в одном отношении. Это учение было установлено в связи с Ангелами; но Христос получил чин более высокий, чем Ангельский, потому что Он имеет подобающее Ему в наследство (т.е. откровение Того, Кто Он есть) имя, которое превосходнее имен Ангелов. По этому поводу автор послания цитирует несколько отрывков из Ветхого Завета, в которых говорится о Мессии для того, чтобы показать, что у него иная природа и чин, нежели у Ангелов. Значение этих отрывков для обратившихся евреев очевидно, и мы с готовностью воспринимаем подобное упрощение аргументации для таковых, ибо, согласно их собственной вере, иудейское мироустройство находилось под властью Ангелов, что полностью обосновано Словом {См. Псалом 68,17; Деян.7,53; Гал.3,19}. И именно в их собственных писаниях доказывалось, что Мессия должен был получить чин, гораздо более высокий, чем Ангельский, по правам, которые принадлежат Ему по природе Его и согласно предведению и откровению Божию: так что те, кто соединился с Ним, соприкоснулись с тем, что полностью затмило закон и все к нему относившееся, а также относившееся к иудейскому домостроению, которое было неотделимо от него, и слава которого была по существу ангельской. Слава христианства — а он говорит с теми, кто признавал, что Иисус был Христом — была настолько выше славы закона, что их нельзя было объединить. Начиная с Псалма 2, приводятся цитаты. Бог, написано здесь, не сказал ни одному Ангелу: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя». Сыновство, как черта, присущая Мессии в Его истинных отношениях, отмечает Его. Он был прежде вечности, Сыном Отца, но о Нем здесь идет речь вовсе не с этой точки зрения. Имя это выражает то же самое общение, но оно употребляется именно по отношению к Мессии, родившемуся на земле. Ибо Псалом 2, в котором утверждается, что Он Царь Сиона, возвещает закон, провозглашающий Его звание: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» — есть Его временное общение с Богом. Я не сомневаюсь, что оно зависит от Его славной природы; но этот чин для человека был приобретен чрез чудесное рождение Иисуса на земле; было показано, что Он истинен и утверждается в Своем истинном значении воскресением Его. В Псалме 2 свидетельство, принесенное в это общение, связано с Его царским титулом в Сионе, и оно провозглашает личную славу Царя, признанного Богом. По правам, связанным с этим титулом, все Цари призваны подчиниться Ему. В этом Псалме говорится также об управлении миром, когда Бог поставит Мессию Царем Сиона, а не Евангелия. Но в цитируемом отрывке (Евр. 1,5) на первый план выступает слава, в которой Он пребывает с Богом, основа Его прав, а вовсе не сами царские права. Сходным образом обстоит дело в следующей цитате: «Я буду Ему Отцом и Он будет Мне Сыном». Здесь мы ясно видим, что речь идет об отношениях, в которых он находится с Богом, и в которых он принимает Его как Своего, а не Его вечное общение с Отцом: «Я буду Ему Отцом» и т.д. Итак, это все-таки Мессия, Царь Сиона, сын Давидов; ибо эти слова в первую очередь относятся к Соломону как к сыну Давидову (2 Цар. 7, 14 и 1 Пар. 17, 13). В этом втором отрывке яснее видно, что это выражение относится к истинному сыну Давида. Столь близкое отношение (выраженное, можно сказать, с такой сильной любовью) не было уделом Ангелов. Сын Божий, признанный таковым Самим Богом, — вот удел Мессии по отношению к Богу. Значит, Мессия есть Сын Божий в совершенно ином, особом роде, нежели Ангелы, к которым это не может относиться. Но это не все: когда Бог вводит Первенца в мир, все Ангелы созываются, чтобы поклониться Ему. Бог даровал Его миру; и значит, высшие из сотворенных существ должны пасть ниц у Его ног. Ангелы Самого Бога — существа, ближайшие к Нему, — должны оказать Первенцу почет. Последнее выражение также весьма примечательно. Первенец является Наследником, началом свидетельства славы и силы Бога. Именно в этом смысле употребляется это слово. О Сыне Давидовом сказано: «Я сделал его первенцем, превыше Царей земли» (Пс. 89, 27). Так Мессия вводится в мир как занимающий это место по отношению к Самому Богу. Он — Первенец, что непосредственно выражает права и славу Божия. Ему присуще наивысшее превосходство над миром. Такова слава Мессии по чину Его, если можно так выразиться. Не только Глава народа на земле, как Сын Давидов, и даже не признанный Сын Божий на земле, согласно Псалму 2, но Первенец мира; так что главные и высшие существа, ближайшие к Богу, Ангелы Божии, орудия Его власти и управления, должны почтить Сына в Его новом положении. И это еще далеко не все; этот почет сам по себе был бы неуместен, если бы слава Его не подобала Ему и не была Его личной и если бы она не была бы связана с Его природой. И все-таки тот, о ком мы читаем в этой главе, есть не кто иной, как Мессия, признанный Богом. Бог возвещает нам, кто Он есть. Об Ангелах Он говорит: «Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий Огонь». Он не делает Своего Сына ничем подобным: Он признает то, чем Он является, говоря: «Престол Твой, Боже, в век века». Мессия может иметь земной престол (который также неотъемлем от Него, но который преходит с воцарением Его на престоле вечности), но Он владеет престолом во веки. Жезл престола Его, как Мессии, это жезл праведности. И Он лично, будучи на земле, возлюбил праведность и возненавидел беззаконие: посему Бог показал Его елеем радости превыше сотоварищей Его. Этими товарищами был остаток верующих Израиля, которых он соделал благодатию сотоварищами Его, хотя (совершенно благоугодный Богу чрез всенепременную любовь Его к праведности) Он вознес превыше их всех. Это замечательный отрывок, потому что, с одной стороны, полностью устанавливается божественность Господа, а также Его вечный престол, а с другой стороны, в этом отрывке исследуется Его характер как преданного Человека земного, в земном существовании, когда Он сделал набожными людей — небольшой остаток Израиля, ожидавший искупления сотоварищей Его, в то же время Ему отводится в нем (а это не могло быть иначе) место более высокое, чем им. Далее в тексте совершается возвращение к славе, дарованной Ему как Человеку, обладавшему превосходством во всем. Я уже отмечал в других местах, что, как мы находим у Захарии, Иегова признает Своим ближним униженного человека, против которого поднялся Его меч; здесь, где выдвигается идея божественности Иисуса, тот же Иегова признает малый остаток верующих сотоварищами божественного Спасителя. Чудесное звено между Богом и народом Его! Уже здесь, в этих выдающихся свидетельствах, Он обладает вечными престолом и жезлом праведности: Он признан Богом, хотя и будучи Человеком, и восславлен превыше всех как награда праведности. Но провозглашение Его божественности, божественности Мессии, должно быть более точным. А свидетельство отличается величайшей красотой. Псалом, содержащий его, для нас является самым полным выражением чувства, которое Иисус испытал от поругания Его на земле, чувства зависимости Его от Иегова и того, что, возвысившись среди людей как Мессия, Он был повержен, и сократились дни Его. Если бы вновь созиждились стены Сиона (а Псалом пророчествует о времени, когда это произойдет), где быть Ему, Мессии, если, ослабевший и униженный, Он был погублен во цвете Его дней (как это произошло?). Короче, говоря это пророческое выражение сердечных переживаний Спасителя при виде того, что случилось с Ним как с Человеком на земле, обращение Его сердца к Иегове в эти дни поругания, пред лицом возрожденного благоговения оставшихся пред прахом Сиона, благоговения, которое Господь разбудил в их сердцах и которое стало знаком Его доброй воли и Его стремления воздвигнуть его заново. Но как мог отвергнутый Спаситель принять участие в этом? (Коварный вопрос для верующего еврея, испытывающего сомнения в этом плане). Приведенные здесь слова являются ответом на этот вопрос. Как бы Он ни был унижен, Он Сам был Творец. Он Тот же вовеки {Слова, переведенные «Ты тот же» многие ученые — гебраисты принимают, по крайней мере слово Hu, за имя Бога. Во всяком случае, оно сводится к неизменно одинаковому. Не кончающиеся лета составляют бесконечный период времени для человека} и лета Его не кончаются. Это Он основал землю и небеса: Он свернет их как одежду, но Сам Он останется неизменным. Итак, вот свидетельство, переданное Мессии писаниями самих евреев — свидетельство славы возвышения Его над Ангелами, распоряжавшимися исполнением закона. Его вечного престола справедливости и Его неизменной божественности как Творца всего сущего. Для завершения этой цепочки славы не хватало лишь одного, а именно: положения, занимаемого Христом в настоящей, опять таки, в противовес Ангелам (положения, которое, с одной стороны, зависит от божественной славы Его Личности, с другой стороны, от свершения дела Его). И место одесную Бога, призвавшего Его воссесть там, покуда Он не положит врагов Его в подножие ног Его. И не только в лице Его, славном и божественном, держит Он первое место над всеми тварями во вселенной (мы говорили о том, что это произойдет, когда Он явится миру), но Он владеет местом Своим одесную величия на небесах. Какому из Ангелов когда-либо говорил Бог такое? Они лишь слуги Божии для наследников спасения.