Евреям 2

Вот причина, почему так необходимо внимать сказанному слову, чтобы они не изгладились из жизни и памяти. Бог подтвердил власть слова, переданного через Ангелов, наказывая непослушание ему, ибо это был закон. Как же мы получим избавление, если мы пренебрежем спасением, возвещенным Самим Господом? Следовательно, служение Господа среди евреев было словом спасения, которое подтвердили Апостолы и которое утвердило могущественное свидетельство Духа Святого. Таково поучение, обращенное к верующим евреям, основанное на славе Мессии по отношению либо к Его положению, либо к Его Личности, призывающее их отвратиться от всего иудейского и обратиться к более высоким помыслам о Христе. Мы уже заметили, что свидетельство, которое рассматривается в этом послании, приписывается Самому Господу. Посему мы не должны искать в нем упоминания церкви (как таковой), о которой Господь говорил лишь в пророчестве, но, скорее, среди которого Он жил на земле, до каких бы масштабов это свидетельство не доходило. Сказанное Апостолами рассматривается здесь лишь как подтверждение собственного слова Господа, причем Бог добавляет к этому свидетельство Его чрез чудесное явление духа, раздавшего дары Его по воле Его. Слава, о которой мы говорили, есть личная слава Мессии, Сына Давидова; и это слава настоящего времени, когда Бог призвал Его воссесть одесную Его. Он — Сын Божий, Он также Творец, но кроме того остается слава Его как Сына Человеческого в связи с грядущим веком. Глава 2 рассматривает этот вопрос опять же сравнивая Его с Ангелами; но здесь это делается, чтобы исключить их совершенно. В предыдущей главе они заняли свое место: закон был дан Ангелами; они слуги Божии для наследников спасения. В главе 2 им не отводится место, они не управляют; грядущий век не сотворен, чтобы покориться им, т.е. эта обитаемая земля, направляемая и руководимая, как это случится, когда Бог совершит то, что Он возвестил чрез пророков. Миропорядок, зависящий от Иегова и под властью закона или «лежащий во тьме», был прерван отвержением Мессии который воссел одесную Бога на небесах, но враги Его еще не были преданы в руки Его для суда; потому что Бог совершает Свое дело благодати и избирает церковь. Но Он еще установит новый миропорядок на земле; это будет в «грядущем веке». Это век не будет подчинен Ангелам. Свидетельство, данное в Ветхом Завете по этому вопросу звучит так: «Что значит Человек, что ты помнишь его? Или сын человеческий, что ты посещаешь его? Не много ты унизил его пред Ангелами; славою и честию увенчал его и поставил его над делами рук твоих; все покорил под ноги его». Так все без исключения (за исключением Того, Кто заставил их покориться Ему) покорено по замыслу Божию под ноги человека, а именно, Сыне человеческого. Читая книгу Псалмов, мы видим, что пришедшее мне на память, а именно свидетельство в Псалме 8 относительно положения и владения Христа как человека, предваряет Псалом 2. В Псалме 1 пред нами предстает праведный человек, принятый Богом, благочестивые евреи, с которыми Христос соединился, а в Псалме 2 — замысел Бога, почитающего Его Мессию, вопреки стараниям царей и наместников земли. Бог ставит Его Царем Сиона и призывает всех царей воздать почести Тому, Кого Он провозгласил Сыном Своим на земле. Впоследствии мы видим, что, будучи отвергнутыми, оставшиеся евреи подверглись гонениям, и что именно Псалом 2 и цитирует Петр, чтобы доказать восстание иудейских и языческих земных сил против Мессии (Деян. 4, 26). Но Псалом 8 показывает, что все это лишь служило для расширения сферы славы Его. Христос принимает положение человека и зовется Сыном Человеческим и пользуется правами Его по замыслу Бога; и уничиженный пред Ангелами, Он увенчан славою и честию. И не только цари земли вынуждены подчиниться Ему, но и все сущее без изъятия покорено под ноги Его {Сравним ответ Христа Нафанаилу в конце Иоан. 1, а также в Мат. 17 и Лук. 9, где ученикам запрещено возглашать о Нем, как о Христе, но Он объявляет, что готов пострадать как сын Человеческий, и Он открывает им грядущую славу}. Это и цитирует здесь Апостол. Христос уже был отвергнут, и воцарение Его в Сионе было отложено, дабы свершиться позднее. Он был вознесен, воссев одесную Бога, как мы уже видели; и более высокий титул выпал на долю Его, хотя дело еще не было свершено. К этому и привлекает внимание данное послание. Мы еще не видим свершения всего, что объявлено в этом Псалме, а именно, что все будет покорено под ноги Его, но частично объявленное исполнилось — залог наполнения всего в целом не много униженный пред Ангелами, дабы претерпеть смерть, он увенчан славою и честию. Он претерпел смерть, и Он увенчан в награду за дело Его, которым Он совершенно восславил Бога на месте поругания Его и спас людей (тех, кто уверовал в Него), когда люди были погибшими. Ибо Он был немного унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех. Мне кажется, что слова «за претерпение смерти» и «не много унижен пред Ангелами» связаны между собой, а «дабы по благодати Божией» относится к тому и другому и связано со всем утверждением. Таким образом, этот отрывок, который относясь к Господу, представляет Его как вознесенного на небеса, когда Он претерпел смерть, которая дала Ему право на все новым образом, но в ожидании того, когда все будет покорено под ноги Его. Но с этим связана и другая истина. Он взялся за дело сынов, которых Бог ведет к славе, и посему Он должен вникать в обстоятельства, в которых они находятся, принимая их последствия и получая воздаяние по делам Им предпринятым. Таковой была реальность; и Бог подобающим образом подтвердил права славы Его, утвердит ее по отношению к тем, кто предал Его поруганию, и что Он воззрит на Того, Кто вступился за них и предстал пред Ним во имя их, действуя от лица их. Бог должен был привести кормчего их спасения к совершенству через страдания. Он должен был испытать последствия положения, в котором Он оказался. Дело Его должно было быть реальным. В соответствии с мерой ответственности, которую Он принял на Себя, и оно касалось славы Божией в части греха. Посему Ему суждено было пострадать. Ему должно было вкусить смерть. И Он поступил так по благодати Божией, мы же поступаем так вследствие греха; Он — вследствие благодати из-за греха. Этот отрывок показывает нам Христа, стоящего посреди спасенных, тех, кого Бог ведет к славе, будучи во главе. Вот что изображает наше послание: Тот, Кто освящает (Христос) и освещаемые (оставшиеся евреи, отделенные Духом для Бога) — все они едины — выражение, значение которого легко понять, но трудно выразить, если оставить в стороне отвлеченный смысл самой фразой. Заметьте, что это говорится только об освятившихся. Христос и все освятившиеся — одно общество, люди, имеющие вкупе одинаковое положение пред Богом. Но мысль заходит чуть дальше. Речь идет не об одном и том же Отце; будь это так, то не было бы сказано: «Он не стыдится назвать их братиями». Значит, Он не мог звать их иначе, как братиями. Если мы скажем «из того же места», выражению можно придать слишком буквальный смысл, как если бы Он и другие люди имели ту же природу, что и дети Адама, грешники все до единого. Тогда Ему бы пришлось называть каждого человека братом Его; тогда как Бог даровал Ему только детей, «освятившихся», как Он их называет. Но «Он, и освятившиеся — все, будучи людьми, обладают одной природой и стоят все в одном положении пред Богом. Когда я говорю «одинаковый» природой, она состоит не в одинаковой греховности, а наоборот, в той же самой реальности положения человека, стоящего пред Богом и освящаемого в Него, ибо они — это Освящающий и освящаемые; то же самое относится к Нему, когда Он, как освятившийся, стоит пред Богом. По этому поводу Он не стыдится называть освятившимися братиями Его. Это положение полностью результат воскресения; так как, хотя дети в принципе были дарованы Ему прежде, однако Он только назвал их братиями Его, когда Он свершил дело, которое позволило Ему принести им Себя в дар пред Богом. Он действительно говорил «мать, сестра, брат»; но Он не использовал это выражение «мои братия» (как в Иоан. 20), покуда Он не сказал Марии Магдалине: «Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». В Псалме 22 также, когда услышали о Нем из рогов единорога, как Он возгласил имя Бога — Спасителя братиям Его и как Он восхвалил Бога в церкви. Он говорил им об имени Отца, будучи на земле, но сама эта связь не могла образоваться; Он не мог ввести их к Отцу, пока зерно пшеницы, упавшее на землю, не погибнет; до этого Он оставался один, какими бы ни были откровения, которые Он являл им; и по сути Он объявил имя Отца Его тем, кому Он дал Его. Все же Он по сути занял положение человека, и Он Сам это общение имел с Богом. Он пас их во имя Отца, они еще не соединились с Ним в этом положении; но как человек Он имел общение с Богом, которое они тоже должны были получить, когда будут через искупление приведены к Нему Самому. В последней части Евангелия от Иоанна, как Сам Он объяснил состояние, в котором оставил их, — Он поставил Своих учеников в то положение, в котором был с Отцом Своим, будучи на земле, и в свидетельстве пред миром, причем слава Лица Его, когда Он выступил от лица и явил Отца Его, была особенно явственной. И, ища общения с ними, присоединил их к Себе и Сам соединился с ними, когда вознесся на небеса, телесно уже не испытывая превратностей их положения {Это все же касается общения с Богом. Они не представляли Отца и не являли Отца, как это сделал Он. И еще, если нам дарована одна слава со Христом и одно общение с Отцом, то личная слава Христа как Сына всегда тщательно оберегается. Кто -то справедливо заметил по этому поводу, что Он никогда не говорит ученикам «наш» Отец. Он велит им говорить «наш», но Сам говорит «мой и ваш», и это гораздо прекраснее}. Итак, Он не стыдился называть их братиями, говоря, хотя и воскреснув, — нет, после того, как Он воскрес: «Возвещу имя Твое братьями Моим, посреди Церкви воспою Тебя». И, упоминая остаток евреев, отделенных от Израиля, Он говорит: » Вот, Я и дети, которых дал Мне Господь, как указание и предназначение в Израиле», и еще: «Я буду уповать на Него» — еще одна выдержка из Ис. 8. Так в Псалмах, особенно в Псалме 16, Он объявляет, что не занял Своего места как Бог, — «блага мои Тебе не нужны», но что Он отождествляет Себя с избранными на земле — что вся радость Его — в них. Речь снова идет об остатке Израиля, призванном по благодати. Христос связывает с Собою освятившихся людей, благочестивых людей на земле. В праведном отрывке все еще говорится о месте Его на земле и, как мы видим, добавляется кое-что о Его страданиях, Его возвышении, будущей славе, божественности. Заняв свое место среди избранных и в то же время во главе и, будучи их слугою во всем, Он должен приспособиться к их положению. И Он сделал это: поскольку дети Его были причастниками плоти и крови, Он принял в этом участие; и сделал это, чтобы смертию Он мог положить конец царствию владыки смерти и спасти тех, кто чрез страх смерти всю свою жизнь покорялся ярму рабства. Здесь также (поскольку Апостол все время ищет возможности показать прекрасную и сильную сторону даже в том, что было самым унизительным, чтобы приучить слабые сердца евреев к этой части евангелия) мы обнаруживаем, что дело Господа выходит за пределы явления Мессии народу Его. Он не только просиял в славе на небесах, но и попрал сатану в том самом месте, где царило его мрачное господство над людьми и где вершился над людьми тяжкий суд Божий. Движимый глубокой любовью к людям, Сын Божий, воплотившийся в сына Человеческого, вникает в мельчайшие подробности в любых обстоятельствах и покоряется всем превратностям людского пути, дабы спасти их. Он облекается в плоть и кровь (ибо Он еще и не был таковым прежде), чтобы умереть, поскольку человек смертен; и (для того, чтобы уничтожить царившего над человеком чрез смерть и заставлявшего его принять всю свою жизнь в ожидании того ужасного момента, который свидетельствовал о Суде Божием и неспособности человека избежать последствий греха) — состояния, в которое его повергло непослушание Богу. Ибо в впрямь Господь брался не за дело Ангелов, но за дело Авраамовых потомков, и для того, чтобы провозгласить о том, что им было необходимо, и верно и убедительно предстательствовать за них пред Богом. Ему должно было оказаться в том положении и обстоятельствах, в которых обнаружены были эти потомки, хотя и не в том состоянии, в котором они лично находились. По этому поводу следует отметить, что это все-таки было колено, признанное Богом, являющееся в наших глазах предметом любви и заботы Спасителя, — это дети, которых Бог даровал Ему, дети Авраама по плоти, если в том состоянии они соответствовали званию «семени Авраама» (таков вопрос в Иак. 8, 37 — 39), или дети его по Духу, если благодать дарует их ему. Эти истины предваряют священство. Как Сын Человеческий Он был не мало унижен пред Ангелами, а впоследствии, Ему, уже увенчанному славою и честию, должно было покорить все под ноги Его. Этого мы еще не видим. Но Он отдал Себя на поругание, чтобы вкусить смерть за все мироздание, отдалившееся от Бога, и получить полное право второго Человека, восславив Бога там, где тварь согрешила по немощи и где также враг, обманув человека своим коварством, воцарился над ним (по праведному Суду Божию), могучий и злокозненный. В то же время он вкусил смерть с особой целью — спасти детей, которых Бог приведет к славе, приняв их естество и собрав их, как освятившихся, вокруг Себя, и Он не стыдился называть их братьями. Но случилось так, что Он теперь должен был предстательствовать за них пред Богом силою дела, свершенного их ради них, Он должен был облечься в священство, будучи чрез жизнь, прошедшую на земле в унижении и страданиях, способным сострадать своим во всех их трудностях и обстоятельствах. Он страдал, но никогда не уступал. Мы не страдаем, когда поддаемся искушению; плоть получает удовольствие от того, чем искушается. Иисус страдал, будучи искушаем, и Он может помочь искушаемым. Важное наблюдение состоит в том, что плоть, которая испытывает вожделение ее, не страдает. Будучи искушаема, она — увы! — наслаждается. Но когда в свете Духа Святого и верности послушания Дух противоборствует нападкам врага, изощренным и неусыпным, тогда человек страдает. Это совершил Господь и это должны делать мы. То, что требует помощи, — это новый человек, верное сердце, а не плоть. Я нуждаюсь в помощи вопреки плоти и для того, чтобы умертвить все члены ветхого человека. Необходимая помощь указывает здесь на затруднение для преданного святого в исполнении воли Божией. Вот от чего он страдает, вот в чем Господь, который страдал, может помочь ему. Он вступил на этот путь, он познал, идя этим путем, как можно пострадать от врага и от людей. Человеческое сердце чувствует это, а Иисус имел человеческое сердце. Кроме того, чем преданнее сердце, чем более оно исполнено любви к Богу, тем меньше в нем бесчувственности, которая есть результат взаимодействия с миром, тем более оно будет страдать. В Иисусе же не было жестокосердия. Его преданность и Его любовь были одинаково совершенны. Ему была присуща печаль, знакомая с горем и усталостью. Он претерпел, будучи искушен {В этой главе намечены четыре разные причины для унижения Иисуса: это было угодно Богу — в этом была слава Его; уничтожение власти сатаны; примирение или умилостивление смертию Его; и способность к состраданию в священстве}.