Евреям 6

Итак, Дух не останавливается на этом положении христианского учения, но переходит к полному откровению славы Его, которая принадлежит тем, кто совершен, и действительно подготавливает нас к этому состоянию. Мы быстро понимаем, что вдохновенный автор пытается дать евреям понять, что он ставит их на более высокую и превосходную ступень, соединяя их с небесным и невидимым Христом, а иудаизм влечет их назад, к младенчеству. Это особенно характерно для всего послания. Тем не менее мы обнаруживаем здесь две мысли: с одной стороны, элементы и особенности учения, относившегося к «младенчеству», к «начаткам учения Христова», в противовес этому и небесному благоуханию, сопутствующему христианскому откровению; и, с другой стороны, то, чем является откровение Самого Христа по отношению к этому последнему духовному и христианскому воззрению. Но в послании сделано различие между этим учением и учением Личности Христа, даже и как человека {Сыновство Христа, однако, здесь, на земле, нельзя отделить от Его извечного Сыновства, ибо это придает его особенность тому отношению, в котором Он находится как Сын на земле и во времени. Отрывок этого текста относится к ст. 5 и 8 по сравнению с 6 и 10 из главы 5. Ср. также с началом Иоан.17}, хотя именно настоящее положение Христа характеризует христианское воззрение. Это различие делается не потому, что состояние души не зависит от меры откровения Христова и положения, принятого Им, но вследствие того, что учение о Его Личности и славе по сравнению с нашим настоящим состоянием общения с Богом идет гораздо дальше. Все, о чем говорилось в главе 6. 1,2, имело место в силу того, что Мессия тогда еще должен был прийти: все люди еще находились в состоянии младенчества. В стихах 4.5 говорится о привилегиях, которыми пользовались христиане благодаря делу и прославлению Мессии. Но сами по себе они не представляют собой «совершенства», упомянутого в стихе 1, и которое, скорее всего, подразумевает познание Личности Самого Христа. Упомянутые привилегии были результатом небесной славы Его Личности. Важно отнестись к этому внимательно, чтобы понять эти отрывки. Во времена младенчества, о которых говорится в стихе 1.2, туманность откровений о Мессии, в основном провозглашаемых в обетованиях и пророчествах, оставляла верующих во власти отрядов и идолов, хотя и обладавших кое-какими основополагающими истинами. Его вознесение проложило пути Духу Святому здесь, на земле: и на этом зиждилась ответственность людей, вкусивших его. Учения о Личности и славе Иисуса составляет тему откровения в этом послании, и оно было средством избавления евреев от всех тех воззрений, которые были таким тяжелым бременем для их сердец; оно должно было помешать их отходу от состояния, описанного в стихах 4 и 5 и возвращению к старым слабостям и (по пришествию Христа) к плотскому состоянию, описанному в стихах 1 и 2. Далее автор не желает более утверждать истинные, но элементарные учения, относящиеся к тем временам, когда Христос еще не явился, но предпочитает перейти к полному откровению Его славы и положения по предведению Божиему, открытому миру. Дух Святой не желает возвращаться к старому, поскольку небесная слава Мессии восприняла новое, а именно, христианство, которое отличает сила Духа Святого. Но если кто-либо, пребывающий под воздействием этой силы, познавший ее, вдруг отречется от нее, то его уже не возродить к покаянию. Все, что прежде принадлежало иудаизму, должно было быть оставлено и было оставлено позади, в преддверии того места, куда он вошел. Христианам для духовной жизни все это было уже непригодно; а от нового он отказался. Все средства, бывшие у Бога, были потрачены на него, и ничего не получилось. Подобный человек по собственному пожеланию распял в себе Сына Божия. Будучи связан с народом, совершившим это, он признал грех, совершенный его народом, и признал, что Иисус — Мессия. Но теперь он совершал это преступление {Я не считаю, что нужно вставить здесь слово «вновь»: смысловому выделению здесь подлежит совершение этого в себе} сознательно и по своей собственной воле. Было провозглашено учение о суде, воскрешении из мертвых, покаяние в злых делах. В таких условиях народ распял своего Мессию. Теперь явилась сила, которая засвидетельствовала прославление на небесах распятого Мессии, Сына Божия, и которого с помощью чудес повергла (по крайней мере, отчасти) мощь врага, все еще господствующего над миром. Эти чудеса были частным предвосхищением полного и славного спасения, которое наступит в грядущем веке, когда торжествующий Мессия, Сын Божий, полностью уничтожит всю силу врага. Почему они названы силами века будущего? Сила Духа Святого, чудеса, совершенные в лоне христианства, были свидетельством того, что сила, которой суждено свершить спасение — хотя все еще скрытая в небесах — несмотря на это, существовала в славной Личности Сына Божия. Эта сила еще не свершила спасение этого мира, угнетаемого сатаной, потому что в это время совершалось нечто иное. Сиял свет Божий, проповедовалось благое слово благодати, был вкушен небесный дар (нечто лучшее, чем спасение мира), и явилась разумная сила Духа Святого во время ожидания возвращения в славе Мессии, чтобы укротить сатану и, таким образом, свершить дело спасения мира в Царствии Его. Вообще, сила Духа Святого, как результат восславления Мессии на небесах, проявилась на земле как современное явление и предвосхищение будущего спасения. Было проповедано откровение благодати и благое слово Божие, и христиане жили среди проявлений всего этого и подчинялись влиянию, осуществлявшемуся в этом. Это сразу сказалось на тех, кто соприкасался с христианами. Даже там, где не было духовной жизни, эти влияния ощущались. Но, подвергшись этому влиянию присутствия Духа Святого, вкусив откровения, данного по благодати Божией, и испытав доказательства силы Его, если кто-либо отвращался от Христа, не было больше средств для возрождения этой души, для приведения ее к покаянию. Небесные сокровища были уже потрачены: он отказался от них, сочтя их бесполезными; он отверг совершенное откровение благодати и силы после того, как познал его. каким путем теперь идти? Вернуться к иудаизму и первым началам учения Христа в нем, когда уже было получено откровение истины, было невозможно, а свет познания нового был отвергнут. В подобном случае оставалось одна плоть; новой жизни не было. Терния и волчицы произрастали как и ранее. Не было подземных изменений в человеческом состоянии. Коль скоро мы поняли, что этот отрывок представляет собой сравнение силы духовного воззрения и иудаизма и что к нем говорится от отказе от первого, после его познания, трудность его восприятия исчезает. Об обладании жизни речь не заходит, говорится не о жизни, но о Духе Святом как силе, пребывающей в христианстве. Вкусив благого глагола, а не оживотворение с его помощью {Так, в Мат. 13 некоторые с радостью восприняли это, но это не укрепилось. Апостол тем не менее, не относит сказанное им к евреям-христианам; ибо, каким бы низким их состояние ни было, плоды были, было доказательство жизни, которая сама по себе — не просто сила; и он продолжает свое наставление, ободряя их и побуждая быть стойкими}. Посему, обращаясь к евреям-христианам, он надеется на лучшее и на все, что сопутствует спасению, дабы это все было у них, хоть и без спасения. Плодов там не могло быть, ибо это предполагается о жизни. Итак, здесь видно, что этот отрывок сравнивает то, что имелось до и после того, как был восславлен Христос — состояние и привилегии проповедников в эти два периода без учета личного обращения. Когда явилась сила Духа Святого и было совершенное откровение благодати, если кто-либо отпал от церкви, отошел от Христа, и вернулся опять, не было бы средств возродить таких людей к покаянию. Вдохновенный автор в связи с учением Христа — положения уже устаревшие — но обращается к новому ради пользы оставшихся твердыми в вере. Мы можем также отметить, что в послании при описании христианских привилегий не теряется из виду и будучи земное состояние, слава и привилегии золотого века. Чудеса представляют собой чудеса будущего века, они относятся к тому времени. Спасение и уничтожение власти сатаны тогда будут завершены; эти чудеса были спасением, образцами действия этой силы. Мы видим, что эта идея подчеркивается (гл. 2.5) в начале наставления всего повествования, а в главе 4 покой Божий характеризуется в общих чертах, дабы охватить и земную и небесную часть Царствия нашего Господа в золотом веке. Здесь настоящая сила Духа Святого присуща промыслу Божиему, христианству; по чудеса являются предвосхищением будущего века, в котором благословен будет весь мир. Словами ободрения, обращенными к ним, послание напоминает нам о принципах, которыми руководствовался праотец верных и всего еврейского народа и тот способ, которым Бог укреплял его в его вере. Авраам должен был положиться на обетование, не обладая тем, что было обетование и таковым, в отношении покоя и славы, было тогда состояние евреев-христиан. Но в то же время для того, чтобы дать полную сердечную уверенность, Бог подтвердил слово Его клятвой, дабы те, кто будет уповать в надежде на обетованную славу, утешился вполне. И эта уверенность получила еще большее подтверждение. Она прошла за завесу, она нашла свое освящение в самом святилище, куда вошел предвестник, дав не только слово, клятву, но и личное обещание исполнить это обетование и в святилище Бога как прибежище для души придав небесный характер надежде, лелеемой теми, кто обладал духовным восприятием; в то же время показав, взойдя шедшего на небеса, определенное выполнение ветхозаветных обетований чрез небесного Ходатая, который положением Своим обеспечил это выполнение; установив земное благословение на твердом основании самих небес и в то же время придав более высокий и превосходный оттенок этому благословению, соединив его с небесами и заставив его излиться оттуда. Итак, мы имеем двоякий характер благословения, которое эта книга вновь представляет для нашего рассмотрения, в связи с Личностью Мессии и всех, связанных верою с Иисусом. Мы принадлежим этим небесам. Он там наш Первосвященник. Следовательно, в настоящее время Его священство носит небесный характер; тем не менее Он Сам священник по чину Мелхиседека. Таким образом, это устраняет священство Аарона, хотя ныне священство и осуществляется по образу Ааронову, но по сущности его указывает в будущем на царственность, которая еще не явилась. Итак, сам факт, что эта будущая царственность была связана с Личностью Того, Кто воссел одесную Величия на небесах, согласно Псалму 110, приковал внимание евреев-христиан, искушаемых обратиться назад, к Тому, Кто был на небесах, и заставил их постичь смысл священства, осуществляемого ныне Господом; оно избавило его от иудаизма и укрепило его в небесной сущности христианства, которую он заключал в себе.