I. Церковь адвентистов седьмого дня в девятнадцатом веке

Название «адвентисты седьмого дня» было принято в 1860 году. Люди, избравшие это название, решили выразить в нем свои отличительные убеждения: соблюдение святого Божьего дня в седьмой день недели и уверенность в скором Втором пришествии Иисуса. Издательская ассоциация адвентистов седьмого дня была зарегистрирована в 1861 году. В 1863 г. была формально учреждена Генеральная конференция адвентистов седьмого дня.

Рождение официальной организации состоялось в начале 1860–х годов. Адвентисты шли к созданию собственной организации несколько десятилетий. Ее корни восходят ко временам апостолов, поскольку пионеры адвентистской Церкви видели себя продолжателями новозаветных традиций.

А. Предшественники Церкви адвентистов седьмого дня

В начале девятнадцатого века исследователи Библии во всем мире писали и говорили о близости Второго пришествия Иисуса. Глубокое изучение пророчеств Даниила и Откровения привело многих к выводу, что пророческие периоды вскоре закончатся. Мануэль де Лакунза, чилийский иезуит, исследовал Библию 20 лет, прежде чем написать свой труд под названием «Пришествие Мессии в славе и величии». Труд Лакунзы был переведен на английский язык лондонским проповедником Эдвардом Ирвингом, который приложил его к отчету о первой Ольберской конференции по пророчествам. На Ольберские (14) конференции, проводившиеся ежегодно с 1826 по 1830 годы, собирались священнослужители из разных церквей и вероисповеданий, чтобы рассуждать о близости Второго пришествия, пророчествах Даниила и Откровения и «долге Церкви, вытекающем из этих вопросов» (6, т. 3, с. 276). Иосиф Вольф, один из 20 проповедников, посетивших конференцию 1826 года, много путешествовал по Западной и Средней Азии, уча, что Христос придет приблизительно в 1847 году, чтобы установить тысячелетнее правление в Иерусалиме. В Швейцарии Франсуа Гауссен, начиная с 1837 года, стал читать в воскресной школе курс лекций по пророчествам Даниила; в них он показывал, что в книгах Даниила и Откровение предначертана история мира, которая вскоре завершится.

В Северной Америке начало девятнадцатого века было временем сильного религиозного рвения. В это время «Великого пробуждения» появились зарубежные миссии, лагерные собрания с их удивительными гимнами, воскресные школы и Американское библейское общество. «Пророчество было во многом движущей силой религиозной мысли и деятельности» того периода (6, т. 4, с. 85). В проповедях, публикациях и книгах провозглашалось, что происходящие в мире события могут быть только преддверием тысячелетнего царства. Считалось, что пророческие периоды книг Даниила и Откровение приближаются к концу. В такой атмосфере появились предшественники Церкви адвентистов седьмого дня.

С другой стороны, корни адвентистской церкви уходят в глубь веков. В шестнадцатом веке Мартин Лютер написал, что, по его глубокому убеждению, до судного дня осталось не более 300 лет. Первыми «адвентистами», верующими во Второе пришествие Христа, были сами апостолы. Павел с нетерпением ожидал возвращения Иисуса, на которое возлагал большие надежды (см. 1 Фес. 4:16). Все эти выражения веры в конечном итоге основывались на обетовании Иисуса: «Приду опять» (Ин. 14:3).

Б. Движение миллеритов

В городе Лоу–Хэмптон, штат Нью–Йорк, фермер Уильям Миллер начал внимательно изучать Библию после своего обращения в 1816 году. После двухлетнего исследования он пришел к выводу, что, согласно пророчеству Даниила 8:14, «примерно через двадцать пять лет… все дела в нашем нынешнем состоянии завершатся» (19, с. 12). Миллер провел еще пять лет, проверяя и перепроверяя свои убеждения, исследуя все аргументы за и против своих выводов. К тому времени он был не только убежден в близости пришествия Христа, но также и в том, что его долг — рассказывать о своей вере. Стеснительный от природы и занимавшийся лишь самообразованием, Миллер боялся проповедовать о том, что он обнаружил, исследуя пророчество.

В 1831 году Миллер пообещал Богу, что если его попросят проповедовать, то он пойдет и расскажет, что он «вычитал в Библии о пришествии Господа» (там же, с. 17). Миллер еще продолжал молиться, когда молодой человек отправился в путь, чтобы пригласить фермера, исследующего Библию, призвать прихожан к духовному возрождению. Удивленный столь быстрым ответом, Миллер еще целый час боролся с Богом в молитве и лишь затем смог принять приглашение проповедовать в расположенном неподалеку Дрездене.

В 1832 году Миллер опубликовал восемь статей в газете Вермонта. В 1834 году он уже посвящал все свое время проповеди и писательской деятельности. В 1836 году он издал книгу, к которой впоследствии добавил приложение, содержавшее хронологию и пророческие схемы. С октября 1834 года по июнь 1839 года Миллер прочитал 800 лекций, отвечая на личные приглашения.

По мере того, как к Миллеру присоединялись проповедники из других вероисповеданий, число верующих росло. Участники движения назывались «миллеритами» или «адвентистами». В 1840 году Джошуа Хаймс начал издавать газету «Знамения времени» — первое большое собрание публикаций миллеритов. В том же году было опубликовано приглашение посетить первую «Генеральную конференцию христиан, ожидающих пришествие» в Бостоне. За этим собранием последовало второе в 1841 году. Двести человек, присутствовавших там, разработали стратегию распространения литературы и проповеди адвентистской вести в тех вероисповеданиях, которые они представляли.

Начиная с 1842 года, стали проводиться лагерные собрания миллеритов с целью «пробудить грешников и очистить христиан через возвещение Полночного крика, то есть указать на близкое пришествие Христа, Который будет судить мир» (12, с. 88). Впоследствии Миллер подсчитал, что к движению примкнуло 200 служителей, 500 общественных лекторов и 50 000 верующих из разных церквей и вероисповеданий. Своими пророческими схемами, книгами, периодическими изданиями и собраниями в больших палатках миллериты произвели сильное впечатление на своих современников в северо–восточных американских штатах. Они также начали встречать сопротивление со стороны основных христианских церквей.

Стали распространяться слухи о фанатичных верованиях миллеритов. В газетах печатались статьи, в которых было больше вымысла, нежели правды. Так, в одной из них говорилось, что адвентисты готовят одежду для вознесения на небо. Публичные издевательства и оскорбления, которым подвергали миллеритов, заставили большинство из них покинуть в 1843 году те церкви, к которым они принадлежали.

В. Великое разочарование

Миллер учил, что конец мира наступит в 1843 году. Летом 1843 года он выразил свое разочарование по поводу того, что Христос еще не пришел, но призвал верующих продолжать бодрствовать и ожидать скорого пришествия Господа. В феврале 1844 года группа адвентистских проповедников, в которую не вошел Миллер, пришла к пониманию, что пророчество Дан. 8:14 о 2300 днях окончательно исполнится только осенью 1844 года. Вскоре после этого была назначена конкретная дата: 22 октября.

Новая дата Второго пришествия была рассчитана на основании еврейского Дня очищения в седьмом месяце (15) по календарю иудеев–караимов. Поскольку Христос, наша Пасха, был распят в тот день, когда закалывался пасхальный агнец, и воскрес в день потрясания первого снопа, было логично предположить, что Он придет из Святого святых, чтобы объявить о начале юбилейного года, в День очищения.

Дата 22 октября была принята не сразу. Но по мере того, как этот день приближался, энтузиазм нарастал. Однако не все примкнули к «движению седьмого месяца». Сам Миллер решил, что 22 октября 1844 года — это верная дата, лишь за две недели до этого знаменательного дня.

С торжественной радостью и великой надеждой миллериты собрались в своих домах и церквах 22 октября 1844 года, ожидая возвращения Христа. Увы! Их надежды разбились вдребезги. К их разочарованию добавились издевательства насмешников, к которым присоединились те, кто заявил о своей вере в пришествие из страха. Верные Господу люди, убежденные в том, что их движением руководил Сам Бог, попытались понять, где они допустили просчет.

После Великого разочарования ожидавшие пришествия разбились на группы, которые придерживались разных мнений относительно того, почему Христос не пришел. Большинство было уверено, что они правильно отнесли пророчество о 2300 днях ко Второму пришествию, но, поскольку Христос не пришел, они, должно быть, ошиблись в хронологических расчетах. Меньшинство утверждало, что они правильно произвели все расчеты и определили, какое событие должно произойти в этот день; пришествие Христа было «духовным» переживанием в жизни верующих, считали они. Их стали называть «символистами», и многие из них впоследствии перешли к шекерам. Некоторые стали устанавливать новые даты Второго пришествия, но их снова постигало разочарование. Еще одна группа полагала, что пророческие периоды были рассчитаны правильно, но в этот день должно было произойти какое–то другое событие. Среди них были и основатели Церкви адвентистов седьмого дня.

Уильям Миллер по–прежнему ожидал возвращения Иисуса, хотя и допускал, что историко–хронологические источники, на которых основывались его расчеты, могли быть ошибочны. Ожидая скорого пришествия Иисуса, он отмежевался от тех, кто полагал, что ошибка заключалась не во времени, а в определении события, которое должно было произойти в тот памятный день. Вместе с тем он относился к ним как к своим собратьям во Христе. Он не принял новой истины о небесном святилище, представления о смерти как о сне и не стал соблюдать субботу вместе с пионерами Церкви адвентистов седьмого дня. В 1849 году Миллер умер в надежде на скорое пришествие Спасителя.

23 октября 1844 года Хирам Эдсон и его друг–миллерит начали воодушевлять тех, кто вместе с ними пережил разочарование. Когда они шли кукурузным полем после совместной молитвы, на Эдсона нашло внезапное озарение. Миллеритам казалось, что под очищением святилища (Дан. 8:14) следовало понимать Церковь на земле, которая очистится от греха во время Второго пришествия Христа. Эдсона осенило, что это святилище находится не на земле, а на небе; 22 октября прообразный День очищения не закончился, а только начался. Иисус в этот день вошел во Святое святых небесного святилища, чтобы совершить там особое служение перед тем, как прийти на нашу землю.

Эдсон и его друзья–миллериты повторно исследовали Библию в этом свете. В 1845 году Оуэн Крозье более детально разработал теорию Эдсона, сформулировав те основные положения, которые впоследствии были приняты адвентистами седьмого дня. 22 октября 1844 года ознаменовало собой начало очищения небесного святилища и следственного суда до дня пришествия. Второе пришествие Христа было отнесено к будущему. Конкретной даты не устанавливалось, однако все были согласны с тем, что видимое возвращение Иисуса состоится в ближайшее время. После этого начнется тысячелетнее царство, когда Христос и святые будут царствовать на небе. По окончании тысячи лет земля будет окончательно очищена и обновлена и на ней будет установлено Божье Царство.

Г. Ранние доктрины адвентистов седьмого дня

Еще до 1844 года некоторые миллериты постоянно находили аргументы в пользу того, что седьмой день, суббота, является истинным днем поклонения. В те дни Рэйчел Оукс Престон, баптистка седьмого дня, поделилась некоторыми изданиями своей церкви с христианами в Вашингтоне, штат Нью–Гемпшир, ожидавшими «избавления» вместе с другими адвентистами. Их проповедник, Фредерик Уилер, вскоре начал соблюдать субботу, а спустя некоторое время, в 1844 году, эта община стала первой группой адвентистов, соблюдающих субботу. Суббота, наряду с небесным святилищем, стала для этих верующих «истиной для настоящего времени».

Хотя большинство миллеритов верило в сознательное состояние мертвых, некоторые приняли учение о том, что умершие пребывают в бессознательном состоянии и ничего не знают. В 1842 году, исследовав то, что Библия говорит о состоянии мертвых, Джордж Сторрз, бывший методистский проповедник, написал книгу, известную как «Шесть проповедей» Сторрза. В ней он изложил библейское учение о том, что мертвые, праведники или грешники, ничего не знают и, говоря образным языком, спят до времени воскресения. Уильям Миллер и другие руководители противостояли этому учению, но не смогли убедить своих последователей в собственной правоте. Не сумев прийти к согласию в вопросе о состоянии мертвых или вечном наказании нечестивых, миллериты, присутствовавшие на конференции 1845 года в Олбани, ограничились заявлением о том, что праведники получат свою награду при Втором пришествии. А тем временем первые руководители адвентистов, такие как Джозеф Бейтс, Елена Гармон и Джеймс Уайт, приняли библейское учение об условном бессмертии и о смерти как бессознательном состоянии, поскольку оно согласовывалось с их верой в скорое воскресение.

Начиная с 1845 года, адвентисты стали печатать свои взгляды в статьях, выходящих в периодических изданиях и газетах. (16) Из–под пера адвентистских руководителей стали выходить брошюры и листовки, в которых излагались новые доктрины о небесном святилище и субботе. Первый выпуск «Истины для настоящего времени» появился на свет в 1849 году.

С 1848 по 1850 годы в разных местах Новой Англии проводились «субботние конференции». На этих встречах разъяснялось учение о субботе и говорилось о том, что они призваны объединить «собратьев вокруг великих истин, связанных с вестью третьего ангела» (33, с. 5). Верующие, присутствовавшие на собраниях, исследовали Писание и молились о ясном понимании библейского вероучения. В эти годы представители нескольких религиозных групп пришли к единому пониманию столпов адвентистской веры, таких как суббота, Второе пришествие и состояние мертвых. Их общие богословские воззрения легли в основу последующего становления Церкви.

Д. Первые руководители адвентистов

Наиболее видными деятелями, вышедшими из движения миллеритов и положившими начало Церкви адвентистов седьмого дня, были Джозеф Бейтс, а также Джеймс и Елена Уайт. Вместе с тем ни они, ни другие пионеры не считали себя основателями нового религиозного движения. Скорее, они считали себя духовными наследниками истины и восстановителями развалин; не новаторами, а реформаторами. Они не изобретали новые доктрины, а находили их в Библии. Таким образом, они возводили их происхождение к временам Ветхого и Нового Заветов.

1. Джозеф Бейтс (1792–1872)

Джозеф Бейтс моряк, реформатор и проповедник, родившийся в Новой Англии в 1792 году, занимал видное место в тройке основателей Церкви. В 15 лет Бейтс стал матросом, а в 1820 году — капитаном корабля. В его автобиографии описываются морские приключения и порты всего мира. После своего обращения в 1824 году он стал капитаном другого корабля, на котором не позволял спиртных напитков, ругани, а также «не разрешал стирать и латать одежду в воскресенье». Его морская карьера закончилась в 1827 году, вскоре после того, как он крестился в христианской церкви городка Феерхевен, штат Массачусетс, членом которой в то время уже была его жена Пруденс. Будучи довольно зажиточным человеком, Бейтс начал свой бизнес, проявляя большой интерес к общественной жизни — в частности, к таким вопросам, как воздержание, борьба с рабством и образование.

В 1839 году Бейтс принял взгляды Миллера относительно Второго пришествия. С того времени он посвятил все внимание движению миллеритов. В 1844 году он продал свой дом, расплатился с долгами и стал проповедником. В начале 1845 года Бейтс прочитал статью Т. М. Пребла о субботе, опубликованную в свежем номере журнала «Надежда Израиля». Затем он отправился в Вашингтон, штат Нью–Гемпшир, где всю ночь изучал этот вопрос с Фредериком Уилером, после чего решил святить субботу. В следующем году Бейтс написал трактат, состоящий из 48 страниц и озаглавленный «Седьмой день, суббота, как вечное знамение». В нем он представил субботу на основании Десяти Заповедей нравственным путеводителем и правилом для христиан. Во втором издании, вышедшем в следующем году, Бейтс рассматривал субботу в контексте вести третьего ангела из 14–й главы Откровения. Убедившись, что зверь в Откровении — это папство, Бейтс уверовал в то, что перенос еженедельного дня поклонения с субботы на воскресенье — это знак папской власти.

Проповедуя о Втором пришествии, о субботе, небесном святилище и смерти как бессознательном состоянии, Бейтс отправился в 1849 году на запад, в штат Мичиган. Собрав группу обращенных в Джексоне, он перебрался в Батл–Крик в 1852 году. Начиная с 1855 года, центром адвентистского служения стал Батл–Крик, штат Мичиган. Во время становления Церкви Бейтс, как правило, председательствовал на конференциях по просьбе своих собратьев. Он председательствовал на собрании 1860 года, которое утвердило словосочетание «адвентисты седьмого дня» в названии только что созданного издательства. Он также председательствовал на собрании 1861 года, когда была создана Мичиганская конференция.

Бейтс отстаивал и практиковал здоровый образ жизни. В результате он прожил долгую жизнь. В возрасте 76 лет Бейтс был одним из выступающих на первом адвентистском лагерном собрании, которое прошло в городке Райт, штат Мичиган, в 1868 году. В течение 1871 года, когда ему было уже 79 лет, Бейтс провел как минимум сто собраний, помимо служения в своей местной церкви. Он умер в Институте здоровья в Батл–Крике в марте 1872 года.

2. Джеймс Уайт (1821–1881)

Родившись в Пальмире, штат Мэн, в 1821 году, Джеймс Уайт был очень болезненным подростком. Из–за слабого здоровья он не мог ходить в школу до 19 лет. Дабы наверстать упущенное время, он занимался двенадцать недель по 18 часов в день, чтобы получить диплом учителя. После года преподавательской деятельности Уайт продолжал учебу еще 17 недель. На этом его формальное образование закончилось.

Джеймс крестился в методистской Церкви в возрасте 15 лет. На втором году своей педагогической деятельности он узнал от своей матери об учении миллеритов. В 1842 году Уайт впервые услышал проповедь Миллера. Вскоре после этого он приобрел свой комплект пророческих схем, одолжил лошадь и рискнул заняться проповедью адвентистской вести. Он был рукоположен в служители методистской Церкви в 1843 году.

Еще до разочарования Уайт познакомился с Еленой Гармон. Однако их взаимоотношения стали развиваться позднее, после того, как они вместе противодействовали фанатизму на востоке штата Мэн в 1845 году. Мировой судья объявил их мужем и женой в Портленде, штат Мэн, 30 августа 1846 года. Вскоре после этого они начали соблюдать субботу.

Начиная с 1848 года, Джеймс полностью посвятил себя служению. На конференции 1848 года в Дорчестере, штат Массачусетс, Елена видела в видении, что Джеймсу следует издавать газету и разъяснять в ней истины, которые исповедует бедная и рассеянная повсюду группа людей, соблюдающих субботу. Откликнувшись на этот призыв, (17) Джеймс начал издавать в июле 1849 года «Истину для настоящего времени». Главный акцент в газете был сделан на весть о субботе и адвентистское понимание святилища. В 1850 году адвентисты впервые издали «Адвент Ревью», чтобы «ободрить и подкрепить истинно верующих, показав, как пророчество исполнялось в чудесных Божьих делах минувших дней» (14, с. 1). Джеймс Уайт был редактором обеих газет. В ноябре того же года два издания были объединены в одно: «Second Advent Review and Sabbath Herald». Оно стало предшественником современного «Adventist Review».

В 1855 году Уайты переехали в Батл–Крик, штат Мичиган. В 1860 году Джеймс принял участие в выборе названия для нового вероисповедания. Когда вновь созданная Издательская ассоциация адвентистов седьмого дня получила юридический статус по законам штата Мичиган в мае 1861 года, Джеймс Уайт стал ее президентом. Он также редактировал «Ревью энд Геральд».

Джеймс Уайт был президентом Генеральной конференции с 1865 по 1867 годы, с 1869 по 1871 годы и с 1874 по 1880 годы. В июне 1874 года он начал издавать журнал «Знамения времени» в городе Окленд, штат Калифорния.

Постоянная административная и издательская работа, а также многочисленные путешествия истощили силы Джеймса Уайта. Приступ малярии в августе 1881 года привел его в санаторий Батл–Крика, где он скончался 6 августа. Он был похоронен в семейном имении Уайтов на кладбище Оук Хилл в Батл–Крике.

3. Елена Уайт (1827–1915)

В течение 35 лет жизнь Елены Гармон была тесно переплетена с жизнью Джеймса Уайта. Вместе они созидали свою семью и Церковь. Церковь адвентистов седьмого дня признает Елену Уайт вестницей Господа, имевшей уникальный и благодатный дар пророчества.

Елена родилась в доме фермера к северу от Горхэма, штат Мэн. Она и ее сестра–близнец Элизабет были младшими из восьми детей. Когда Елена была еще ребенком, ее семья переехала в Портленд, штат Мэн, где ее отец делал шляпы.

В возрасте девяти лет, возвращаясь однажды днем из школы, Елена получила травму. Ее одноклассница швырнула в нее камнем и попала ей в лицо. Елена пролежала без сознания три недели. Сломанный нос и контузия затрудняли дыхание. Лишь три года спустя она достаточно окрепла, чтобы вернуться в школу, но недолго смогла переносить умственные нагрузки. Так подошла к концу ее формальная учеба. Родители Елены учили ее практическим навыкам работы по дому. В дальнейшем она занималась самообразованием, читая много книг.

Семья Елены серьезно относилась к религии. Ее отец был дьяконом местной методистской церкви. В 1840 году Елена и другие члены ее семьи услышали лекцию Уильяма Миллера и уверовали в то, что Иисус вернется на землю в 1843 году. Елена крестилась посредством полного погружения в воду 26 июня 1842 года и была принята в члены методистской церкви.

В декабре 1844 года, когда многие разочарованные миллериты поколебались в своей вере, Елена встретилась с четырьмя другими женщинами для проведения богослужения в доме у подруги. Во время совместной молитвы семнадцатилетняя Елена увидела первое видение в своей жизни, в котором ей в символическом виде было показано странствие адвентистского народа на небо. Адвентисты шли по узкому пути к небесному граду, устремив взоры на Иисуса. Этот путь пролегал высоко над миром. Елена также видела Второе пришествие и славу нового Иерусалима (Ранние произведения, с. 133–20).

Когда Елена рассказала о своем видении другим верующим, группа адвентистов испытала воодушевление. Собратья призвали ее рассказать о том, что она видела в том первом и последующих видениях. Она неохотно начала разъезжать по разным местам, возвещая свое свидетельство. В одной из этих поездок она трудилась вместе с молодым адвентистским проповедником Джеймсом Уайтом. Они поженились 30 августа 1846 года.

С рождением Генри Николса Уайта 26 августа 1847 года Елена познала радости и скорби материнства. Второй ее сын, Джеймс Эдсон, родился в Роки Хилл, штат Коннектикут, в июле 1849 года. Уильям Клэренс пополнил семейные ряды в 1854 году. Джон Герберт, родившийся в 1860 году, прожил всего несколько месяцев. Их первенец умер от воспаления легких в 1863 году. Больше всего Елена переживала из–за того, что ей приходилось оставлять своих мальчиков с другими людьми, когда она отправлялась в поездки со своим мужем. Сохранившиеся письма к сыновьям свидетельствуют о редкостном сочетании материнской заботы и пасторского попечения у этой удивительной женщины.

В конце 1840–х годов Елена и Джеймс Уайт посетили несколько библейских конференций. Пункты вероучения, выработанные на этих конференциях благодаря серьезному исследованию Библии, были подтверждены видениями Елены, которые укрепили веру собратьев в правильности сделанных выводов.

В 1848 году у Елены было видение, в котором ее мужу поручалось начать издание небольшой газеты. Вскоре был напечатан первый номер «Истины для настоящего времени». После этого Уайты тратили много времени и сил на подготовку и издание статей и газет.

Вскоре после того, как в 1855 году Уайты переехали в Батл–Крик, Елена получила видение, в котором были освещены некоторые вопросы, имевшие большое значение для церкви Батл–Крика. Она изложила на бумаге то, что видела, и прочитала это в церкви на субботнем богослужении. Члены церкви решили, что это свидетельство принесет пользу и другим верующим. На том же богослужении они проголосовали за то, чтобы издать первое «Свидетельство для Церкви», шестнадцатистраничную публикацию, впоследствии ставшую частью большого комплекта из девяти томов.

14 марта 1858 года Елене было дано двухчасовое видение о событиях великой борьбы между добром и злом. Оно охватывало всю историю грешной земли: от грехопадения до сотворения новой земли. Это видение легло в основу первого тома «Духовных даров», который предшествовал написанию книги «Великая борьба». (18) Каркасный дом в Батл–Крике, в котором она написала большую часть этой книги, сегодня стоит как память о той работе для Бога, которую Елена Уайт там проделала.

Не все свое время Елена Уайт посвящала писательской и проповеднической деятельности или разъездам по разным городам и селам. Ее дневники и письма, написанные в первый период пребывания в Батл–Крике, раскрывают ее как мать и домохозяйку, которая ухаживала за огородом, шила одежду и навещала соседей. Ее дом служил гостеприимным приютом для странствующих проповедников, для молодежи, желающей получить образование, для скорбящих и удрученных людей.

После видения о санитарной реформе в Отсего, которое Елена Уайт получила в 1863 году, она поняла, какая тесная связь существует между здоровым образом жизни и духовным здоровьем. Впоследствии ей было показано, что Церковь должна открыть специальное учреждение для того, чтобы заботиться о больных и учить их здоровому образу жизни. Это привело к открытию Западного института санитарной реформы, который впоследствии стал известен как санаторий Батл–Крик.

В 1870–е годы Елена путешествовала со своим мужем. Она стремилась одновременно поправить его здоровье и развивать церковную работу. На лагерных собраниях она обращалась к большому количеству присутствовавших ясным голосом, который хорошо слышали тысячи людей. Ее беседы о христианском воздержании пользовались большой популярностью среди христиан любых взглядов. После смерти Джеймса в 1881 году Елена отошла от общественной работы вплоть до 1883 года. Когда ее здоровье восстановилось, она дала обет решительно продолжать то дело, которое они оба любили.

В 1885 году Елена Уайт и ее сын Уильям отправились в Европу. Остановившись в Базеле, Швейцария, Елена совершала оттуда поездки в Скандинавию, Германию, Францию и Италию, воодушевляя собратьев проповедовать Евангелие в Европе и пытаясь объединить адвентистов в этих странах. Она продолжала писать даже во время путешествий.

Возвратившись в Соединенные Штаты, Елена поселилась в Калифорнии, где продолжила свою писательскую деятельность. В 1891 году руководители церкви попросили ее поехать в Австралию. Здесь она трудилась вместе с основателями Авондейлского колледжа над созданием учебного заведения, которое могло бы стать образцом адвентистского образования.

В 1900 году Елена Уайт вернулась в Калифорнию, где продолжала писать в те периоды, когда не ездила по церквам и не выступала перед верующими. В начале нового века она писала о необходимости проповедовать Евангелие в городах и нести весть афроамериканцам на юге США. В возрасте 81 года она присутствовала на сессии Генеральной конференции 1909 года в Вашингтоне. Во время этого пятимесячного турне Елена Уайт выступала 72 раза в 27 городах, после чего вернулась к себе домой в Элмсхевен, близ Сент–Хелены.

Она умерла в 1915 году, через пять месяцев после того, как упала и сломала бедро. Похороны состоялись в церкви Батл–Крика. Она была погребена возле своего мужа на кладбище Оук Хилл.

Е. Начальный период в истории адвентистской Церкви

Пионеры, собиравшиеся по субботам или на библейских конференциях в конце 1840–х годов, долго и с молитвой исследовали Библию, чтобы разработать правильное вероучение. Они хотели пребывать в согласии со Священным Писанием. В то же время они не стремились призывать других людей присоединиться к ним, полагая, что дверь спасения закрыта. Однако отношение пионеров адвентистской Церкви к возможности спасения других людей изменилось благодаря внимательному изучению Библии, видениям Елены Уайт о том, что весть облетит весь мир, и многие люди, не участвовавшие в движении 1844 года, обратятся. В 1852 году «закрытая дверь» стала «отверстой дверью», и миссионерское рвение небольшой группы верующих побудило их проповедовать и учить людей во всех восточных штатах.

1. 1850–е годы: издательская деятельность

Издательское дело, сначала в Рочестере, штат Нью–Йорк, а затем в Батл–Крике, штат Мичиган, занимало видное место в деятельности адвентистов в 1850–е годы. Предшественник современного еженедельника «Адвентист Ревью» начал издаваться в 1850 году. «Молодежный руководитель» вышел в 1852 году. С 1849 по 1854 годы адвентистские периодические издания объявили о выходе в свет 39 статей. С 1852 по 1860 годы было объявлено об издании 26 книг.

Первая переводная литература появилась в конце десятилетия. Чтобы донести весть до иммигрантов, не говорящих на английском языке, были сделаны переводы брошюр на немецкий, французский и голландский языки с надеждой на то, что поселенцы смогут послать эти материалы своим родственникам, живущим в тех странах, откуда они приехали в Америку.

Имя Урии Смита было синонимом издательской работы адвентистов седьмого дня с 1855 года и до самой его смерти в 1903 году. За исключением нескольких лет в течение этого периода Смит был бессменным редактором «Ревью». Иногда он также выполнял работу корректора, коммерческого директора и бухгалтера издательства. Талантливый писатель, Смит также имел способности инженера–изобретателя. Он изобрел и запатентовал протез искусственной ноги со сгибающимся коленным и голеностопным суставом, а также школьную парту со складным сиденьем. Его исследования книг Откровение (1867 г.) и Даниила (1873 г.) были объединены в один том: «Пророчества книг Даниила и Откровение», став первой доктринальной книгой, проданной адвентистскими книгоношами.

2. 1860–е годы: организация

Церковь официально утвердила свое название в 1860 году, организовала местные конференции в 1861 году и, наконец, создала Генеральную конференцию в 1863 году. Некоторые собратья противились такому развитию (19) событий, утверждая, что любая организация — это «Вавилон». Более прагматичные люди, понимавшие, что без образования юридического лица Церковь не сможет иметь свою типографию и церковные здания, взяли верх. В 1860–е годы акцент был сделан на вести о санитарной реформе. После того, как Елена Уайт увидела знаменитое видение о санитарной реформе в Отсего, штат Мичиган, она много писала на эту тему. Ее муж помогал ей в издании материалов, учивших людей, как жить в согласии с законами здоровья. В 1866 году в Батл–Крике было создано первое адвентистское медицинское учреждение. В Западном институте санитарной реформы пациенты изучали принципы здорового образа жизни в процессе лечения. Первые несколько лет возникали финансовые затруднения, поскольку врачи не были выпускниками известных медицинских факультетов. Однако ситуация изменилась после того, как Джон Харви Келлог прошел обучение в Госпитале медицинского колледжа Беллевью в Нью–Йорке и пополнил коллектив сотрудников в 1875 году. В 1877 году произошло первое пополнение персонала санатория. К концу века в санатории Батл–Крика работало уже свыше 900 сотрудников.

3. 1870–е годы: образование и миссия

В 1870–е годы произошло два эпохальных события. В 1874 году был основан колледж в Батл–Крике. В том же году первый официальный миссионер, посланный Церковью АСД, покинул Соединенные Штаты и отправился совершать служение в Европе.

Адвентистская система образования родилась в 1872 году, когда Церковь взяла на себя ответственность за «Избранную школу» Г. X. Белла в Батл–Крике. В 1874 году открылся колледж в Батл–Крике, где училось 100 человек. Поначалу учебный план очень напоминал модель классического обучения того времени, несмотря на то, что Елена Уайт настаивала на практическом и производственном обучении. В конце столетия классическая программа обучения и вручение дипломов были отменены. Колледж в Батл–Крике закрылся в 1901 году, а затем открылся вновь под новым названием: Миссионерский колледж Эммануила в Берри–ен Спрингс, штат Мичиган. Новое учебное заведение специализировалось на обучении учителей и служителей.

Джон Невинс Андрюс (1829–1883) был первым миссионером, официально посланным за океан Церковью адвентистов седьмого дня. В 1874 году Андрюс и двое его детей, осиротевших после смерти матери, отправились в Ливерпуль, а оттуда в Швейцарию. Там он посетил адвентистов и провел евангельскую программу. Однако больше всего он был предан писательской деятельности, поскольку считал себя книжным человеком со слабой физической конституцией. В 1876 году в Базеле, Швейцария, было основано издательство. Андрюс много писал об адвентистских доктринах как на английском, так и на немецком и французском языках.

В 1860–е годы, во время Гражданской войны в США, Андрюс был официальным представителем Церкви в Вашингтоне, объясняя, почему адвентисты седьмого дня не участвуют в боевых действиях. Он также написал труд «История субботы и первого дня недели», в последнем издании которого было более 800 страниц.

В 1870–е годы произошло еще одно важное для Церкви адвентистов седьмого дня событие: была учреждена система десятины, и каждому члену Церкви предлагалось возвращать в церковную казну одну десятую часть своего дохода. В 1850–е годы пионеры старались изыскать средства для той работы, которую, как они считали, им поручил Бог. В 1863 году Джеймс Уайт написал в «Ревью энд Геральд», что Бог едва ли может требовать меньше десятой части от всех прибытков, потому что именно столько Он просил израильтян возвращать Ему. С того времени идея отделения десятины от дохода становилась все более популярной. Делегаты сессии Генеральной конференции 1876 года проголосовали за то, чтобы все члены Церкви «посвящали одну десятую часть своего дохода из любого источника на дело Божье». Более того, служители должны были учить этому свои общины. На сессии Генеральной конференции 17 апреля 1879 года было принято следующее решение: «Решено обратиться к нашим собратьям повсюду с искренней просьбой в полной мере и от всего сердца принять эту систему (отделения десятины) с верой в то, что это не только улучшит финансовое состояние дела Божьего, но и принесет великое благословение им самим» («Деловой протокол», 1879 г., с. 133). Десятина принадлежит Господу (см. Лев. 27:30) и должна использоваться для поддержки служения. Таким образом, был создан твердый финансовый фундамент для распространения учения Церкви за океаном.

Ж. В конце столетия

В 1880–е годы зарубежные миссии, руководимые преимущественно теми людьми, которые уже были адвентистами, вдохновились присутствием Елены Уайт в Европе и ее статьями о Европе в церковных газетах, издаваемых на родине. В то же время другие континенты также охватывались вестью, которую обычно несли литературные евангелисты. Группа миссионеров во главе с С. Н. Хаскеллом отплыла в Австралию в 1885 году; в 1886 году в городе Мельбурн была организована первая церковь адвентистов седьмого дня в южном полушарии. В Бразилии первые брошюры адвентистов седьмого дня появились в 1879 году и были адресованы иммигрантам из Германии. Через десять лет уже несколько семей в этой стране соблюдали субботу. В 1888 году Абрам Л а Ру, в прошлом мореплаватель и пастух, закончил пасти овец в Калифорнии и начал трудиться среди англоговорящих матросов в порту Гонконга. Шахтер из Невады взял с собой издания Церкви адвентистов седьмого дня в Южную Африку, куда отправился искать алмазы. Примерно в 1885 году первый новообращенный там начал соблюдать субботу. Вскоре к нему присоединился южноафриканец Петер Вессельз, который убедился на основании Библии, что нужно святить седьмой день, субботу.

В 1880–е годы количество членов в Церкви выросло вдвое (с 15 570 до 29 711). Однако самым выдающимся событием десятилетия стала, наверное, сессия Миннеа–полисской Генеральной конференции 1888 года. На этом (20) собрании молодые редакторы Алонзо Т. Джоунс и Эллет Дж. Ваггонер несколько раз выступали с вестью о праведности по вере. Елена Уайт одобрила, что они придавали особое значение праведности Христа. Некоторые руководители Церкви опасались, что своим учением Джоунс и Ваггонер могут отвлечь внимание от возвеличивания субботы и Закона Божьего, что, по их мнению, было главной задачей Церкви. Непонимание и раскол омрачили ход встречи. После этой сессии Елена Уайт и двое молодых проповедников путешествовали от одного океана до другого, проповедуя весть о праведности по вере. Многие члены Церкви приветствовали этот новый акцент; другие настаивали на сохранении законнического подхода, согласно которому не крест, а закон является средоточием адвентизма. В произведениях Елены Уайт, написанных после той конференции, сделан еще больший акцент на Евангелии Христа. Например: «Единственная наша надежда — это вменяемая нам праведность Христа и та праведность, которая есть результат действия Его Духа в нас и через нас» («Путь ко Христу», с. 63). Миннеаполис ознаменовал собой обновленный акцент на вести, средоточием которой является Иисус Христос.

Обратив внимание на сообщение о бунте на корабле «Баунти», Джеймс Уайт отправил на остров Питкерн в Тихом океане в 1876 году литературу. Корабельный плотник–адвентист Джон Тэй провел в 1886 году пять недель на острове и убедил его жителей принять библейское учение о субботе. В конце 1890 года миссионерский корабль «Питкерн», построенный на пожертвования субботней школы, собранные в адвентистских церквах Соединенных Штатов, прибыл на остров Питкерн.

С появлением корабля «Питкерн» адвентистские миссии достигли совершеннолетия. Получая поддержку от членов Церкви во всем мире, миссионерские проекты быстро развивались. Двое книгонош в 1893 году начали продавать книги в Мадрасе, Индия. Джорджия Бэррас, первый миссионер, официально направленный Церковью в Индию, прибыла в Калькутту в 1895 году; в следующем году она создала школу для девочек. Издательское дело было хорошо налажено к концу десятилетия. Безвозмездная передача земли в 1894 году Сесилом Роудзом, премьер–министром Колонии Мыса, позволила Церкви получить 12 000 акров земли близ Балавайо, Зимбабве. Так начала свое существование миссия Солуси, которая в настоящее время является колледжем Солуси. Авондейлский колледж в Австралии, колледж «Ривер Плейт» в Аргентине и семинария Фриденсау в Германии были основаны еще до наступления двадцатого века.

З. Реорганизация Церкви

К 1900 году Церковь адвентистов седьмого дня насчитывала 1 500 служителей и 75 767 членов. Управление ею осуществлялось совершенно иначе, нежели в 1863 году, когда она была организована. Штаб–квартира, а также издательство, колледж и санаторий остались в Батл–Крике, штат Мичиган. Зачастую люди, принимавшие решения в Батл–Крике, имели мало информации о положении дел в тех местах, на которые их решения оказывали влияние.

Сообщение было очень медленным и трудным. Вся власть была сосредоточена в руках президента Генеральной конференции. Усложнял управление церковными делами еще тот факт, что зарубежные миссионеры высылались тремя различными структурами: Советом зарубежной миссии, Генеральной конференцией и медико–миссионерской и благотворительной ассоциацией.

До 1901 года уже предпринимались некоторые шаги по упорядочению деятельности Церкви. С 1882 года Церковь в Европе приняла меры для того, чтобы дать простор местной инициативе. На сессии Генеральной конференции 1888 года было предложено разделить Северную Америку на несколько частей, как это было сделано в Европе. В 1894 году конференции Австралии и Новой Зеландии объединились в Австралазиатскую унионную конференцию.

Елена Уайт все решительнее призывала к децентрализации власти: «Должны создаваться новые конференции… Господь Бог Израилев свяжет нас всех воедино. Организация новых конференций должна не разделять нас, а связывать воедино» (Бюллетень Генеральной конференции, 1901 г., с. 69). В то же самое время она предложила основательную реорганизацию, с тем чтобы все аспекты работы находились под контролем Совета Генеральной конференции.

На совещании 1901 года было решено внести шесть основных изменений: (1) организовать унионные конференции; (2) передать права собственности и управления всеми учреждениями тем церковным организациям, на территории которых они расположены; (3) создать в Генеральной конференции отделы, такие как отдел субботней школы, отдел образования, издательский отдел; (4) укрепить комитеты путем ввода в них представителей разных областей; (5) возложить ответственность за подробности церковной работы на местных руководителей; (6) сформировать представительный Совет Генеральной конференции.

После реорганизации 1901 года Совет Генеральной конференции состоял из 25 человек. В частности, в него вошли шесть президентов унионов из Северной Америки, один президент из Европы и один из Австралии. Кроме того, членами стали председатели отделов, которых впоследствии стали называть секретарями, а совсем недавно — директорами. Этот орган, представлявший Церковь во всем мире, был наделен большими полномочиями. Председатель этого совета должен был ежегодно избираться из числа администраторов.

Артур Г. Даниэльс стал первым председателем; он оставался президентом до 1922 года. Но Даниэльс заслуживает упоминания не только за столь длительное пребывание на ответственном посту. В 1902 году он руководил переносом штаб–квартиры Церкви из Батл–Крика в Вашингтон. Он осуществил реорганизацию, начавшуюся в 1901 году, и много путешествовал, будучи убежден в том, что для успешного руководства ему необходимо получать информацию из первых рук с миссионерских полей. При президентстве Даниэльса резко возросло количество зарубежных миссионеров. Кроме того, он руководил (21) созданием пасторской ассоциации и выпуском журнала «Министри». Среди его сочинений особенно выделяются две книги: «Христос — наша Праведность» и «Пребывающий дар пророчества». Они посвящены работе и личности Елены Уайт.

Следующим шагом в развитии организации Церкви адвентистов седьмого дня было создание «дивизионов». Поначалу работа в разных частях всемирного поля осуществлялась под руководством вице–президента Генеральной конференции. В 1913 году были утверждены структура и устав Европейской дивизионной конференции. Вслед за этим появились и другие дивизионы. В 1922 году возникла нынешняя структура дивизионов как отделений Исполнительного комитета Генеральной конференции (см. И. Е.).

И. Конфликт с Келлогом

Первое десятилетие двадцатого века было особенно трудным для адвентистской церкви. Елена Уайт много раз советовала не сосредоточивать церковные учреждения в Батл–Крике. Пожар 1902 года, когда сгорели здания санатория и издательства, был истолкован некоторыми как возмездие за пренебрежение ее советом. Но конфликт руководителей Церкви с доктором Джоном Келлогом, пожалуй, в еще большей степени, чем пожар, повлиял на решение перенести Генеральную конференцию и «Ревью энд Геральд» в Вашингтон.

Талантливый врач и знаменитый хирург, Джон Харви Келлог написал более 50 книг, в основном на медицинские темы. Он руководил санаторием Батл–Крика с 1876 года до своей смерти в 1943 году. Будучи пламенным сторонником санитарной реформы, Келлог рекомендовал пациентам гидротерапию, физические упражнения и вегетарианское питание. Будучи выдающимся изобретателем, он изобрел тренажеры для физиотерапии, первые соевые мясозаменители и кукурузные хлопья, которые впоследствии его брат У К. Келлог превратил в источник дохода. С 1895 по 1910 годы он руководил Американским колледжем миссионеров–медиков в Чикаго. Его медицинская миссия в Чикаго состояла из дома для рабочих с недорогой едой и жильем, дома для матерей–одиночек, различных клиник, агентства по трудоустройству освобожденных из мест заключения и магазина, высылающего товары почтой.

В 1894 году персонал Батл–Крикского санатория открыл клинику в Гвадалахаре, Мексика. Это было первое адвентистское медицинское учреждение за пределами Соединенных Штатов. На базе этого учреждения были созданы миссионерская школа и санаторий. Это учреждение, равно как и другие в Батл–Крике и Чикаго, принадлежали Международному медико–миссионерскому и благотворительному обществу Келлога, но не Церкви адвентистов седьмого дня.

Келлог не прислушивался к советам руководителей Церкви. Елена Уайт неоднократно умоляла его следовать увещеваниям. Когда сгорел санаторий в Батл–Крике, руководители Церкви призвали его восстановить только одно здание, не превышающее пяти этажей в высоту и ста метров в длину. Когда началось строительство, стало очевидно, что Келлог осуществляет свой собственный план и строит более просторное и витиеватое здание, нежели то, которое ему было рекомендовано. В книге Келлога «Живой храм», вышедшей в 1903 году, содержались элементы пантеизма. Когда Елена Уайт обличила Келлога за издание такого неортодоксального труда, Келлог отделился от Церкви. Вместе с ним Церковь потеряла и учреждения, созданные его международным медико–миссионерским и благотворительным обществом.