I. Откровение

А. Определение

Существительное «откровение» и глагол «открывать» используются как в теологическом, так и в секулярном дискурсах. Основное значение глагола, берущее свое начало от латинского revelare, — снимать покрывало, раскрывать нечто спрятанное, делать известным то, что неведомо. Существительное может означать сам акт открытия либо указывать на то, что открывается. В повседневном обиходе для выражения этой же идеи используются такие фразы, как «рассказывать», «делать известным», «выводить на свет», «раскрывать».

Применительно к акту Божьего самооткровения, а также раскрытию Его воли и планов в отношении человеческой семьи эти слова приобретают новый глубокий смысл. Суть Божественного откровения можно выразить следующим образом: Бог открывает Себя с помощью слов, действий и других способов, но наиболее полно — в Личности Иисуса Христа. Явное намерение Божье заключается в том, чтобы через это откровение люди познали Его и вступили с Ним в спасительные взаимоотношения, которые в конечном счете ведут к вечному общению с Ним (Ин. 17:3).

Б. Библейская терминология

1. Ветхий Завет

В английских переводах Библии употребляются слова «открывать» и «откровение», но не так часто, как можно было бы ожидать. В переводе RSV глагол «открывать» употребляется 65 раз; из них 28 раз в Ветхом Завете в качестве перевода еврейского или арамейского глагола галах (за исключением Быт. 41:25), где он является переводом еврейского глагола нагад). Глагол галах, подобно латинскому revelare, выражает идею раскрытия чего–то скрытого или спрятанного. Зачастую он употребляется исключительно в секулярном значении (Руфь раскрывает ноги Вооза, Руфь 3:4), но также и в связи с Божественными откровениями (Бог открывает сон Навуходоносора, Дан. 2:19). Существительное «откровение» дважды в переводе RSV в Ветхом Завете является переводом разных форм глаголов ярах и галах (Авв. 2:19; 2 Цар. 7:27).

Для описания Божественных откровений в Ветхом Завете употребляются и другие фразы и слова. Некоторые выражения преимущественно подчеркивают вербальный характер откровения: «Слово Господа, которое было к пророку Иеремии» (Иер. 47:1); «и сказал Господь Моисею» (Лев. 19:1); или часто повторяемая фраза «так говорит Господь» (Ам. 1:3). Подобные фразы встречаются сотни раз и делают акцент на вербальном характере Божественного откровения.

Визуальный аспект также играет важную роль в Божественном самооткровении. Такие глаголы, как раах (видеть, быть увиденным, являться, открывать глаза, показывать), хазах (видеть, видеть в видении или во сне, созерцать) и существительные роех (прозорливец), марех (зрелище, явление, видение), «хозех» (провидец), хазон (видение), употребляются довольно часто. Другими более общими глаголами, выражающими идею откровения, являются: хавах (делать известным, информировать), яда (знать, делать известным, доводить до сведения) и нагад (доводить до сведения, докладывать, сообщать, рассказывать). Это далеко не полный перечень, но он показывает многообразие слов, используемых для описания разных способов общения Бога с людьми.

Исследование такого рода библейских выражений свидетельствует об убежденности библейских писателей в том, что они были получателями и глашатаями Божественного откровения. В Ветхом Завете эта убежденность особенно ярко выражена в пророческих книгах, но встречается и в других местах. Царь Давид, названный «помазанником Бога Иаковлева и сладким певцом Израилевым», с убежденностью говорит следующее: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» (2 Цар. 23:1,2). Мудрость Соломона была обещанным посредством Божественного откровения даром и проявлением Божьей мудрости (3 Цар. 3:5–14).

Термины, указывающие на Божье откровение, также используются тогда, когда в конкретных событиях проявляют себя Божьи действия или вмешательство. Ною Бог объявил: «И вот, Я наведу на землю потоп водный» (Быт. 6:17) и велел ему построить ковчег, чтобы был спасен он и его семья. Моисею и Аарону Бог дал власть творить знамения, чтобы Израиль поверил, что Господь явился Моисею и повелел ему вывести израильтян из Египта (Исх. 4:1–9, 27–31). В другой раз Бог использовал сильную бурю на море и чрево огромной рыбы, чтобы подтолкнуть убегающего пророка к выполнению порученной Им миссии (Иона 1:4–3:3). Подобным Божественным действиям или прямому вмешательству обычно предшествовали поясняющие откровения; либо они давались непосредственно во время этих случаев. Пророк Амос заявляет: «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам. 3:7). Согласно Ветхому Завету, Бог открывался людям посредством как слов, так и действий.

Частые ссылки Ветхого Завета на пророков, видения, сны, знамения и чудеса служат доказательством настойчивого желания Бога открыть Себя тем способом, который Он считал уместным. Личные явления Бога Аврааму, Исааку, Иакову, Моисею — так называемые теофании или богоявления — и Его присутствие в облаке во времена Исхода имели целью показать Его намерение вступить в особые отношения завета с Авраамом и его потомками, и через Израиль явить Себя, Свою волю, Свое спасение и Свой милосердный характер всем народам (Быт. 12:1–3; 22:15–18; 26:1–5; 28:10–15; Исх. 19:1–6).

В Послании к Евреям весь процесс Божественного откровения ветхозаветной эпохи обобщается в следующих словах: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках» (Евр. 1:1). В этой фразе подчеркивается, что Бог говорил преимущественно через пророков. Однако это не означает, что Божественное откровение ограничивается лишь их свидетельством. (31)

Основное ветхозаветное слово, переводимое как «пророк», — наби. Оно встречается более 300 раз. Происхождение этого слова неясно, но традиционно считается, что оно имеет как пассивное значение: «призванный», так и активное — «призывающий», «говорящий». Первое подчеркивает Божественные истоки пророческого служения, второе — призвание пророка быть представителем Бога или устами Бога. Второе значение можно проиллюстрировать на примере назначения Аарона представителем Моисея, который говорил от его имени Израилю и фараону. Бог сказал Моисею: «Смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком. Ты будешь говорить все, что Я повелю тебе, а Аарон, брат твой, будет говорить фараону, чтобы он отпустил сынов Израилевых из земли своей» (Исх. 7:1,2; ср. 4:10–16).

Применительно к пророкам использовали и другие термины. Когда Саул искал заблудившихся ослиц своего отца, его слуга предложил обратиться к «человеку Божию», находившемуся в близлежащем городе. Этот Божий человек назван «прозорливцем» или «провидцем» (евр. роэх). При этом указывается, что это слово эквивалентно понятию «пророк» (1 Цар. 9:9). Такие же аналогии встречаются и в тех местах, где используется слово хозех (прозорливец или провидец), например, во 2 Цар. 24:11; 4 Цар. 17:13; Ис. 29:10. Эти два еврейских слова, равно как и наби, являются синонимами.

Пророки не только провозглашали Божье Слово устами, но и записывали многое из того, что им открывалось, делая это либо по повелению Бога, либо по вдохновению Духа Божьего. Первым известным пишущим пророком был Моисей, перу которого принадлежит то, что сейчас известно как Тора или Закон (Ис. Нав. 8:31; Л к. 24:44). Последующие пророки также были побуждаемы Духом излагать свои вести в письменной форме. Господь сказал Иеремии: «Возьми себе книжный свиток и напиши в нем все слова, которые Я говорил тебе» (Иер. 36:2). Даниил охарактеризовал это событие так: «Было слово Господне к Иеремии пророку» (Дан. 9:2).

Божье Слово, записанное Моисеем и пророками, стало важным средством, с помощью которого Бог открывал Себя и Свои намерения об Израиле и других народах. Бог желал, чтобы будущие поколения людей читали и слушали эти книги и через них познавали Его как своего Спасителя и Царя. Повинуясь Его Слову, они могли испытать Его благословения (Втор. 4:5–8; Ис. Нав. 1:8; Пс. 1:1—3) и быть предупреждены о страшных последствиях уклонения от Него (Втор. 31:26–29; Ис. 30:8–14).

Даже после того, как голос пророков замолкал, живой глас Бога продолжал говорить через их труды. Вне всякого сомнения, к их писаниям можно применить слова:

«Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое — нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего» (Втор. 29:29; см. также Духовные дары, т. 4).

2. Новый Завет

В Новом Завете также используются разные слова для передачи идеи Божественного откровения. Чаще других встречаются глагол апокалюпто (открывать) и существительное апокалипсис. В целом эти слова употребляются в религиозном контексте, когда речь идет об откровении праведности и гнева Божьего (Рим. 1:17,18), Второго пришествия Иисуса (1 Кор. 1:7; 1 Петр. 1:13), пришествия антихриста (2 Фес. 2:3); людских помышлений (Лк. 12:2) или откровении Иисуса Иоанну (Откр. 1:1). Также в значении «являть», «открывать» используется слово фанероо (Рим. 16:26). Для обозначения Божественного откровения в Новом Завете употребляются и другие слова: гноридзо (делать известным, Еф. 1:9), дейкнюми (показывать, Ин. 5:20), эпифайно (являть, показывать себя, Лк. 1:79) и хрематидзо (передавать откровение, Мф. 2:12, 22).

Хотя в Новом Завете и не встречаются такие важные ветхозаветные фразы, как «было слово Господне» или «так говорит Господь», многообразие форм Божественного откровения людям в нем не отрицается. Бог общался с Иосифом через сны (Мф. 1:20; 2:12, 13, 19, 22). Священник Захария (Лк. 1:22), Анания из Дамаска (Деян. 9:10), сотник Корнилий (Деян. 10:3) и апостол Петр (Деян. 11:5) получали видения. Павел говорил об опасности превозношения «чрезвычайностью откровений» (2 Кор. 12:7), которые он, по всей видимости, получил в великом множестве за время своего служения (Деян. 16:9,10; 18:9,10; 26:19; 27:23, 24; 2 Кор. 12:1–4; Гал. 2:1, 2).

Новозаветная терминология, выражающая идею откровения, направляет наше внимание на Иисуса Христа. Иоанн Креститель свидетельствовал: «Я не знал Его [Христа]; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1:31). Апостол Иоанн представляет Иисуса как «Слово», «Единородного от Отца, ставшего плотию» и «явившего Бога» (Ин. 1:1, 14, 18). В Евангелии от Матфея сказано: «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11:27). Откровение Бога посредством теофаний, видений, снов и пророческих речений достигло кульминации и исполнения в воплощении Сына. Вот почему Послание к Евреям начинается с величественного обобщения: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне… Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр. 1:1–3). Христос есть Бог, открывшийся в человеческом облике; и это дало Ему право сказать слова, которые бы из уст любого другого человека прозвучали неподобающе: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9).

Павел для обозначения откровения также использует широкий спектр терминов и, пожалуй, более кого–либо другого представляет Христа как самое полное откровение Бога. Евангелие, которое Павел проповедовал, он принял не от человека, но «через откровение Иисуса Христа» (Гал. 1:12). Распятый и воскресший Господь явился ему на дороге в Дамаск, куда он шел, чтобы гнать христиан (Деян. 9:1–9). Тайна Христа открылась ему через откровение; эта тайна «не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым апостолам Его и пророкам Духом Святым» (Еф. 3:5). Святой Дух играет первостепенную роль в откровении Иисуса Христа; в этом Павел полностью согласен с (32) остальными писателями Нового Завета (Ин. 14:26; 15:26; 16:13,14; 1 Петр. 1:10–12).

Хотя Павел проповедует Евангелие воплощения, смерти и воскресения Христа как тайну, он также тесно связывает откровение и его возвещение с Ветхим Заветом (Рим. 1:1–3; Рим. 16:25, 26; 1 Кор. 15:3,4; 2 Тим. 3:14, 15). И снова это полностью согласуется с пониманием Самого Иисуса и использованием Писания как до, так и после Его воскресения (Лк. 22:37; 24:25–27, 44–47; Ин. 5:39–47).

Писание играет ключевую роль в Божественном самораскрытии: Христос открывается в Писании и через него. Живой голос апостолов может умолкнуть подобно голосу древних пророков, но Святой Дух будет по–прежнему говорить через их труды, раскрывая тайну Иисуса Христа всем народам и поколениям до Его второго пришествия.