II. Общее откровение

А. Введение и определение

Концепция откровения соотносится преимущественно с людьми. Однако терминология откровения используется в Библии и в отношении природных явлений. Такие фразы, как «небеса проповедуют славу Божию» (Пс. 18:2), показывают, что Бог открывается в том, что Он сотворил. Данная идея передается разными словами; однако чаще всего используется понятие «общее откровение».

Библия говорит не только об откровении через природу (Пс. 18:1–4; Рим. 1:19–23), но и указывает на то, что Бог являет Себя каждому человеку через его совесть. Автор Книги Екклесиаста утверждает, что Бог «вложил вечность в человеческий разум» (Еккл. 3:11, букв, пер.), а апостол Павел говорит о язычниках, которые «показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли» (Рим. 2:15). Нравственная ответственность, всеобщее понимание различия между добром и злом, правдой и неправдой рассматриваются как проявление Бога в человеческом сознании.

Общее откровение можно назвать универсальным, поскольку оно доступно всем людям, где бы они ни жили. Посредством него все люди могут познать Бога как Творца, Вседержителя и Господина вселенной. Что касается людей, это общее откровение является как внешним, так и внутренним; от него невозможно укрыться. Куда бы мы ни обращались, всюду видим дела рук Божьих и ощущаем присутствие Бога. Павел сказал об этом афинским философам: «Ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28).

В отношении общего откровения поднимались самые разные вопросы. Главный из них: есть ли в общем откровении все необходимое для разумного познания Бога? Это вопрос о естественной теологии? Какое представление о Боге можно вынести, глядя на масштабное распространение зла, страданий, вырождения, разрушений и смерти? Еще один жизненно важный вопрос, особенно в контексте религиозного плюрализма, которому придается все большее значение в наши дни: дает ли общее откровение спасительное знание о Боге? Могут ли последователи любой другой религии или мировоззрения, находясь вне иудеохристианской традиции, познать Бога, и если да, то зачем тогда нужны христианские миссии? Открывается ли Бог всем жителям нашей планеты, и каждая ли религия несет спасительное знание о Боге?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо понять, в каком положении находится человечество. Как говорит Библия, в конце творения, «увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Это «хорошо весьма» включало в себя и первую человеческую пару, которую Бог создал по Своему образу и подобию. В них не было духовного, нравственного, умственного или физического недостатка. Как говорится в Еккл. 7:29, «Бог сотворил человека правым». К сожалению, человек недолго пребывал в состоянии такого совершенства. В Быт. 3 говорится о том, что Адам и Ева проявили недоверие и непокорность. Последствия были страшными. Стыд и страх пришли на смену любви и уважению. Охваченная чувством вины, супружеская чета спряталась при приближении Творца. С тех самых пор зло, страдание и смерть людей стали суровой действительностью, которую невозможно отрицать и от которой нельзя спастись. Мир перестал быть «весьма хорошим». Как выразился Павел, «вся тварь совокупно стенает и мучится» (Рим. 8:22). Люди «через всю жизнь… подвержены рабству» (Евр. 2:15). Людям, отчужденным от Бога, стало трудно принимать и правильно истолковывать откровение о Боге. Еще труднее им стало отвечать на это откровение любовью и верой (см. Грех III. Б. 1–3; Человек II. А, Б).

Б. Разновидности общего откровения

В целом различают три вида общего откровения: природа, люди и история. Хотя Писания подтверждают правомерность подобного разграничения, христиане придерживаются разных точек зрения на то, в какой степени каждая из этих разновидностей несет знание о Боге.

1. Природа

Библейские писатели часто говорят о том, что в природе заключено откровение о Боге и Его свойствах. Во Вселенной, в которой мы живем, во всем видны проявления Божьей славы и премудрости. В нескольких псалмах Богу воздается слава как Творцу неба и земли, Который постоянно поддерживает все Им сотворенное и заботится о нуждах всех живых существ, включая людей (Пс. 8:2–5; 18:2–6; 32:1–9; 103:1–35; 135:1–9). Эти хвалебные псалмы, написанные для собраний верующих людей, показывают, что дела творения открывают нам величие и любовь Бога. Та же самая весть содержится и во многих других частях Ветхого Завета, особенно в книгах Иова и Исаии. Бросающие вызов вопросы в Ис. 40:12–31 указывают на всемогущего и вместе с тем милосердного Творца и Господа.

Иисус часто направлял внимание Своих слушателей на природу для иллюстрации духовных истин. Птицы (33) небесные и лилии полевые — это свидетельство того, что Бог заботится даже о самом малом, и Иисус задает следующий вопрос: «Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф. 6:26). Бог «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45). Другие уроки из мира природы — это доброе дерево, приносящее добрые плоды, и худое дерево, приносящее несъедобные плоды, символизирующее лжепророков (Мф. 7:15–20). В согласии с Быт. 3 Иисус учит, что природа открывает разницу между добром и злом.

Однако в природе мы видим амбивалентную картину добра и зла. Более того, природа подчас становится орудием Божьего суда и возмездия вследствие господства зла в мире. Величайшей «природной катастрофой» всех веков был всемирный потоп во времена Ноя. Согласно Быт. 6–8, так Бог отреагировал на упорное нечестие жителей допотопного мира. Библия часто говорит о разрушительных силах в природе как о проявлении Божественного гнева в ответ на человеческий грех (десять египетских язв, Исх. 7:1–12:32; опустошительная засуха во времена Ахава и Иезавели, 3 Цар. 17:1; буря, грозившая потопить корабль, на котором Иона пытался бежать от Бога, Иона 1:1–16). Все это представлено как Божественная реакция на человеческую непокорность, отступление и непослушание. И хотя Писание показывает нам в Книге Иова 1–й и 2–й главах, что природные катастрофы могут быть следствием действий сатаны, в конечном итоге всем повелевает Бог, как видно из тех же глав. Что касается несчастий, постигших Иова, Бог сказал сатане: «А ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно» (Иов 2:3).

Павел утверждает, что природа является одной из разновидностей Божественного откровения. «Ибо невидимое Его, — писал он, — вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим. 1:20). Согласно Священному Писанию, природа являет славу, премудрость и любовь Бога. Однако в увядании, болезнях, катастрофах и смерти, которые наполняют наш мир греха, природа также являет последствия грехопадения. Божья любовь проявляется ежедневно, но достаточно явно видно и Божье осуждение человеческого греха. Нужно иметь в виду оба этих аспекта, чтобы понять сущность естественной теологии.

2. Человек

Человек наряду с природой также является носителем общего откровения. Даже в своем падшем состоянии человек несет на себе отпечаток Божественного происхождения (Быт. 1:26, 27). Смотря на великие Божьи дела, Давид воскликнул: «Что есть человек, что Ты помнишь его?» Затем на свой же вопрос он ответил утверждением, что Бог увенчал человека честью и славой (Пс. 8:5).

Писание убедительно говорит о том, что люди имеют интуитивное знание Бога. С самого начала факт Его существования не вызывал сомнений: «В начале Бог сотворил небо и землю» (Быт. 1:1). В Афинах апостол Павел утверждал, что Бог «недалеко от каждого из нас», и обосновал это утверждение цитатой из произведения критского поэта Эпименида, жившего в шестом веке до н. э.: «Ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:27, 28). Вместе с тем, несмотря на это интуитивное знание, «Бог, сотворивший мир и всё, что в нем», был для этих мудрецов века сего неведомым Богом (стихи 23,24).

Библия также указывает на голос совести как еще на один способ проявления Бога. Главная задача совести — побуждать нас творить добро и избегать зла, а также давать оценку нашим поступкам. Совесть — это универсальное явление, но в то же время в разных людях она действует по–разному. Согласно Новому Завету, люди могут противиться голосу совести и даже подавлять его (1 Тим. 4:2; Тит. 1:15).

Человеческий разум представлен как средство, при помощи которого можно познать Бога. Некоторые, особенно рационалисты и деисты, зашли в этом вопросе так далеко, что стали утверждать, будто для познания Бога, Его свойств и воли вполне достаточно просвещения разума и что в сверхъестественном откровении нет никакой необходимости. Разум действительно играет важную роль в принятии и понимании откровения и в постижении Божественной истины, но он бессилен в совершении новых открытий о Боге. Этот факт был давным–давно подмечен Софаром в его вопросе к Иову: «Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя? Он превыше небес — что можешь сделать?» (Иов 11:7, 8). Павел отмечал, что мир не познал Бога разумом и премудростью (1 Кор. 1:21). Согласно Библии, независимый человеческий разум может служить источником истинного знания о Боге.

3. История

Многие считают историю еще одной разновидностью общего откровения. В Писании Бог представлен как Господин истории и природы. Как сказал пророк Даниил, «Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей» (Дан. 2:21). В пророчествах и исторических описаниях Библии Бог последовательно изображается как Тот, Кто управляет историей народов, а также как Судья народов и их правителей (Быт. 6:6,7; 11:7–9; 18:16–19:25; Иер. 18:7–11; Ам. 1:3–2:16). Павел объявил мудрецам в ареопаге, что Бог «от одной крови… произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян. 17:26).

Вместе с тем без специального Божественного просвещения для истолкования постоянно меняющегося хода истории, людям, недолго живущим на земле, трудно узреть Божественную руку в запутанной панораме исторических событий. Только в свете Писаний мы можем проследить, как Божьи намерения, имевшие целью спасение грешников, осуществлялись в истории Израиля, в жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа и в проповеди Евангелия первоапостольской Церковью (Мф. 24:1–14; Деян. 7:1–53; 10:34–43; 13:16–41; 17:22–31; Еф. 1:3–3:13). Библия показывает смысл и цель всей человеческой истории, и без Священного Писания его невозможно выявить. Хотя история является (34) разновидностью Божественного откровения, это откровение может быть распознано лишь тогда, когда Сам Бог истолковывает исторические события со Своей Божественной точки зрения.

Доказательства, представленные в разделах о роли природы, человека и истории, неопровержимо свидетельствуют о том, что посредством них Бог действительно открывает Себя. Но одно лишь это не является достаточным источником для естественной теологии. Оно не дает такого познания о Боге, которое было бы способно вселить уверенность, мир и примирять людей с Богом (см. Бог I. Б.)

В. Естественная теология и спасение язычников

На протяжении многих веков исследователи Писания спорили о том, можно ли получить истинное знание о Боге из природы и посредством логических умозаключений. Используя логику, древнегреческие философы пришли к выводу, что существует вселенский разум (логос), который они называли Богом (теос). Это философское знание о Боге было названо «теологией», то есть рациональным знанием о Боге. Оно также получило название естественной теологии в отличие от теологии мифической с ее бесчисленными богами. Хотя эта естественная теология настроила греческих философов критически в отношении их древней мифологии, все же она не отвратила их от политеизма и не привела к поклонению единому истинному Богу.

Апостол Павел никогда не употребляет слово «теология». Однако его послания свидетельствуют как о том, что он был хорошо знаком с естественной теологией греков, так и о том, что он был убежден в ее неспособности привести людей к спасительному познанию Бога. Павел пишет, что «Еллины ищут мудрости», и говорит о недееспособности этой мудрости, ибо «мир своею мудростью не познал Бога» (1 Кор. 1:22,21).

Павел верил в то, что через творение Бог открывает Себя, однако это знание о Боге подавляется человеческим разумом, омраченным неверием, недоверием, чувством вины и невежеством (Рим. 1:19–21). Мудрость, приобретаемая через созерцание сотворенного Богом теми, кто не просвещен Духом Божьим, ведет скорее к идолопоклонству, чем к поклонению истинному Богу. Апостол указывал, что люди «заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца» (ст. 25). Итогом были низменное идолопоклонство, вопиющая безнравственность и омерзительные преступления (ст. 22–32; ср. с Еф. 4:17–19).

Еще один вопрос, по которому не утихают дискуссии, заключается в том, могут ли язычники спастись через откровение Бога в природе, совести и истории. Библия говорит, что, наблюдая за творением и действием Божественного провидения, истинное знание о Боге можно получить лишь в том случае, если человеческие умы и сердца преобразуются под влиянием милостивого воздействия Святого Духа и если в людях пробуждается духовное восприятие и видение. Священное Писание тесно связывает преобразующее действие Духа с проповедью Слова Божьего, Евангелия спасения через Иисуса Христа (Деян. 2:38, 39; 10:42–44; 11:15–18; Гал. 3:1–5; 1 Петр. 1:10–12). Спасение приходит только через Христа, как об этом засвидетельствовал Сам Иисус: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Вот почему Иисус сказал Своим ученикам: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:15, 16; ср. с Мф. 28:18–20; Рим. 10:9–17; 1 Тим. 2:3–7).

Конечно, «Свет истинный, Который просвещает всякого человека» (Ин. 1:9), может проникнуть даже в те места, где Писание еще неизвестно. Павел также говорит о том, что «язычники, не имеющие закона, по природе законное делают» и тем самым «показывают, что дело закона у них написано в сердцах» (Рим. 2:14,15). Эти высказывания свидетельствуют, что Святой Дух может совершить преобразование даже там, где слово Евангелия еще не проповедано человеческим голосом; но из них не следует, что спасение возможно вне Иисуса Христа или что нехристианские религии являются альтернативными путями спасительного познания Бога (см. Бог VII. В. 5).