V. Комментарии Елены Уайт

А. Истолкование Библии

«В наше время происходит значительное отклонение от принципов и заповедей Писания и ощущается серьезная необходимость вернуться к великому протестантскому принципу — Библия, и только Библия является мерилом веры и долга» (Великая борьба, с. 204, 205; см. также Избранные вести, т. 1, с. 416).

«Священное Писание должно быть принято как авторитетное и безошибочное откровение Его воли. С ним следует соизмерять наши поступки, оно должно служить путеводителем к истине и эталоном нашей жизни…

Дух дан не для того, чтобы заменить собой Библию, ибо Писание ясно говорит о том, что Слово Божье является мерилом всякого учения и чувства» (Великая борьба, vii).

«Но у Господа есть на земле народ, для которого Библия и только Библия — мерило всех учений и основа всех реформ. Никакие мнения ученых, выводы науки, символы веры и соборные постановления, которые так же многочисленны и противоречивы, как и церкви, которые стоят за ними, ни голос большинства — ничто не может считаться доказательством или опровержением какого–нибудь пункта религиозной веры. Прежде чем принимать какое–нибудь учение или предписание, мы должны потребовать ясного доказательства из Слова Божьего: „Так говорит Господь»» (Великая борьба, с. 595; см. также Евангелизм, с. 256; Ранние произведение, с. 78; Наглядные уроки Христа, с. 39; Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 700; Служение исцеления, с. 462; Наглядные уроки Христа, с. 110, 111).

«В Слове Божьем достаточно света, чтобы просветить затуманенный рассудок, и оно может быть понято теми, кто хочет понять его» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 663; см. также Великая борьба, vii).

«Но Библия в целом являет собой союз Божественного и человеческого, поскольку истины, данные Богом, выражены в ней человеческим языком. Подобный союз существовал и в естестве Христа, Который был Сыном Божьим и Сыном Человеческим. Таким образом, библейский текст „Слово стало плотию и обитало с нами» (Ин. 1:14) может быть применен как к Христу, так и к Библии» (Великая борьба, vi).

«Библия — это глас Божий, говорящий к нам так же несомненно, как если бы мы слышали его своими ушами. Если бы мы поняли это, то с каким благоговением открывали бы Слово Божье и с каким усердием исследовали бы его наставления! Чтение и размышление над Писаниями воспринималось бы как аудиенция у Безграничного» (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 393).

«Некоторым может казаться, что им вполне под силу взять Слово Божье и определить своим ограниченным суждением, что в нем является, а что не является богодухновенным. Я хочу предостеречь вас от этого, мои собратья по служению. „Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая». Нет такого смертного человека на земле, включая и тех, кто занимает самое высокое положение, которого Бог уполномочил бы выносить суждения по поводу Его Слова…

Не позволяйте ни одному человеку, который придет к вам, критически разбирать Слово Божье и определять, что является Божьим откровением и богодухновенным словом, а что не является… Мы хотим, чтобы никто не говорил: „Это я отвергаю, а это принимаю», но мы хотим, чтобы наши служители безоговорочно доверяли всей Библии в том виде, в каком она существует» (Библейский комментарий АСД, т. 7, с. 919; см. также Наглядные уроки Христа, с. 39).

«Библия сама себя объясняет. Одно место окажется ключом, открывающим другие отрывки, и таким образом скрытый смысл Слова будет озарен светом» (Принципы христианского воспитания, с. 187).

«Библия истолковывает саму себя. С удивительной простотой одна часть соединена с истиной, открытой в другой части, вследствие чего вся Библия объединена в одно гармоничное целое. Свет загорается в одном тексте и освещает другую часть Слова, казавшуюся менее понятной» (Наше высокое призвание, с. 207; см. также Воспитание, с. 190; Наглядные уроки Христа, с. 128; Свидетельства для проповедников, с. 106).

«Необходимо твердо верить в Божественный авторитет Священного Слова Божьего. Библия не может проверяться научными воззрениями людей. Человеческое знание — ненадежный путеводитель… Всякая истина, будь то в природе или в Слове Божьем, не противоречит сама себе во всех своих проявлениях» (Патриархи и пророки, с. 114; см. также Воспитание, с. 123,124).

«Библия написана не только для ученых, напротив, она предназначена для простых людей. Великие истины, необходимые для спасения, ясны, как день. И никто не ошибется и не собьется с пути, если только не будет (85) ставить свое собственное суждение выше ясно открытой воли Божьей» (Путь ко Христу, с. 89).

«Даже пророки, которых особенно просветил Дух, не вполне сознавали всю важность данных им откровений, значение которых должно было из столетия в столетие раскрываться перед народом Божьим в соответствии с потребностью в советах и наставлениях, которые в них содержатся» (Великая борьба, с. 344; см. также Великая борьба, с. 598, 599; Библейский Комментарий АСД, т. 7, с. 920).

Б. Роль Святого Духа в истолковании Библии

«Истинное знание Библии достигается только с помощью того Духа, Который является Автором этого Слова» (Воспитание, с. 189; см. также Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 704; Наглядные уроки Христа, с. 408).

«Если Священное Писание изучать без молитвы, без смирения духа, без жажды познания света, тогда самые ясные и простые истины, равно как и самые трудные, будут восприняты неправильно» (Великая борьба, с. 521).

«Иные люди читают Библию без пользы, а в некоторых случаях — себе во вред, потому что приступают к этому без благоговения и молитвы. Если мысли и чувства не направлены к Богу и не находятся в согласии с Его волей, читающему трудно избавиться от сомнений. В таком случае само чтение Библии усиливает скептицизм. Мысли человека оказываются во власти злого духа, который внушает читающему неверное толкование. Если люди не стремятся всецело быть в согласии с Богом, то, как бы образованны они ни были, им угрожает опасность заблуждаться в понимании Писаний, и поэтому опасно доверять их объяснениям. Человек, ищущий в Писаниях противоречия, не имеет духовного видения. При своих извращенных взглядах он найдет много причин для сомнения и неверия в том, что в действительности просто и ясно» (Путь ко Христу, с. 110, 111).

«Исследователь Библии должен избавиться от всех предрассудков, отмежеваться от собственных представлений перед исследованием и в смирении и покорности сердца, сокрыв свое „я» во Христе, с искренней молитвой искать у Бога мудрости» (Советы родителям, учителям и учащимся, с. 463; см. также Великая борьба, с. 599, 600; Свидетельства для проповедников», с. 108; Избранные вести, т. 2, с. 114).

В. Правила истолкования Библии

1. Текст и перевод

«Я видела, что Бог охранял Библию особым образом; и тем не менее, когда она не имела широкого распространения, ученые мужи заменили слова в некоторых текстах, полагая, что проясняют их смысл, тогда как в действительности они окружили ореолом таинственности то, что было просто и понятно, пытаясь приспособить Библию к своим устоявшимся взглядам, которые основывались на человеческих преданиях» (Ранние произведения, с. 220,221).

«Есть люди, которые с суровым видом говорят нам: „Неужели вы отрицаете возможность ошибок, совершенных переписчиками или переводчиками?» Это, конечно, возможно, и люди, чей разум настолько ограничен, что они предаются сомнениям и претыкаются из–за возможности или вероятности подобных ошибок, обязательно преткнутся и о тайны богодухновенного Слова, поскольку их немощный ум не может постичь намерения Божьи… Никакие ошибки переписчиков или переводчиков не смутят такую душу, не поколеблют того, кто не ищет затруднений там, где открыта ясная истина» (Избранные вести, т. 1, с. 16).

2. Исторический контекст

«Жизнь описанных в Библии людей — это доподлинная история жизни реальных личностей. От дней Адама через все последующие поколения вплоть до апостольских времен мы находим простое и беспристрастное описание событий, фактически имевших место, и истинных переживаний реальных личностей» (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 9).

«Знание обычаев людей, живших в библейские времена, места и времени происходивших событий является практически ценным, поскольку это знание проясняет образы Библии и открывает силу уроков Христа» (Советы родителям, учителям и учащимся, с. 518).

3. Литературный анализ

«Книги Библии, написанные в разные эпохи людьми, которые резко отличались друг от друга своим положением, занятиями, умственными и духовными дарованиями, весьма несхожи и по стилю, и по тематике. Разные люди, написавшие эти книги, по–разному выражают свои мысли» (Великая борьба, vi).

«Слово Божье появилось именно в том виде, в котором Господь хотел дать его людям. Он передал его через разных авторов, каждый из которых обладал своей собственной индивидуальностью, хотя и рассказывали они об одних и тех же событиях. Их свидетельства сведены в одну книгу и подобны свидетельствам, произносимым на общих служениях. У всех авторов разный стиль изложения, у каждого из них — свой собственный опыт, и это разнообразие расширяет и углубляет знание, предназначенное для восполнения нужд самых разных людей. Мысли, выраженные в Библии, не являются единообразными, как бы отлитыми в стандартной металлической форме и утомляющими слух. Подобная однообразность привела бы к утрате изящества и особой красоты» (Избранные вести, т. 1, с. 21, 22).

«Внешняя красота Библии, красота ее образов и выражений — это всего лишь оправа драгоценного камня, а настоящее сокровище — красота ее святости» (Воспитание, с. 192).

4. Анализ отдельных стихов

«Ежедневное изучение по одному стиху часто бывает самым полезным. Пусть учащийся прочтет один стих и сконцентрирует свои мысли на том, что Бог вложил в этот стих именно для него, а затем подробно проанализирует эту мысль, пока она не станет его собственной. Изучение маленького отрывка до тех пор, пока его значение не прояснится, более ценно, чем внимательное чтение многих глав без определенной цели, не дающее глубоких знаний» (Воспитание, с. 189). (86)

«Необходимо быть осторожными, дабы не впасть в неверное толкование Писаний. Ясным учениям Слова Божьего не следует придавать слишком символический смысл, ибо в таком случае утрачивается их истинная сущность. Не передергивайте значение библейских текстов в попытке извлечь из них нечто необычайное, способное поразить воображение. Воспринимайте Писания такими, какие они есть» (Избранные вести, т. 1, с. 170).

«Библия написана не на возвышенном сверхчеловеческом языке. Иисус, дабы общаться с человеком на его уровне, облачился в человеческую плоть. Так и Библия должна быть передана человечеству на их языке. Все человеческое несовершенно. Одни и те же слова могут обозначать различные понятия, для каждой определенной идеи не найти одного определенного слова. Библия была дана для практических целей» (там же, с.20).

5. Богословский анализ

«Библия сама себя разъясняет. Для этого необходимо один стих сравнивать с другим. Научите своих учеников видеть цельность Библии, ее взаимосвязанность. Помогите открыть центральную, величественную тему Библии — Божий первоначальный план для мира, возникновение великой борьбы и процесс искупления. Помогите понять природу двух принципов, борющихся за превосходство, научите прослеживать их действие в истории и пророчестве до славного завершения человеческой истории» (Воспитание, с. 190).

«Центральной темой Библии, вокруг которой сгруппированы другие, является план искупления, восстановление в человеческой душе Божьего образа. С первого сообщения о надежде, произнесенного в Едеме, до последнего славного обетования Откровения… сутью каждой книги и каждого абзаца Библии является раскрытие чудесной вести: человек может духовно возрастать силой Бога» (Воспитание, с. 125).

«Некоторые части Священного Писания настолько ясны, что их невозможно не понять. Но в других местах смысл не так очевиден, и с первого прочтения не все воспринимается. Поэтому необходимо сравнивать один текст с другим. Тщательное исследование и молитвенное размышление будут щедро вознаграждены» (Путь ко Христу, с. 90,91; см. также Воспитание, с. 125,126; Воспитание детей, с. 511; Основы христианского образования, с. 187).

«Трудные места Писания невозможно истолковывать, используя те же методы, которые применяются при разрешении философских проблем. Те, кто приступает к изучению Библии, должны освободиться от самонадеянности, присущей многим ученым, и развивать в себе молитвенную зависимость от Бога и искреннее желание познать Его волю. Мы должны в духе ученичества, смиренно получать знания от великого Я ЕСМЬ. В противном случае злые ангелы настолько ослепят наш ум и ожесточат наше сердце, что истина не убедит нас» (Великая борьба, с. 599).

«И в Божественном откровении, и в природе Бог дал людям тайны с той целью, чтобы внушить им веру. Так должно быть. Мы можем постоянно искать, постоянно спрашивать, постоянно изучать, и все же перед нами будет простираться бездна неведомого» (Свидетельства для Церкви, т. 8, с. 261).

«Способные люди посвящали все свое время молитве и изучению Священного Писания, однако есть много мест в Библии, которые еще недостаточно исследованы. Некоторые места Священного Писания никогда не будут поняты до конца, и лишь в вечности Христос объяснит нам, о чем они говорят. Библия содержит в себе тайны, которые еще предстоит разгадать, и утверждения, которые не укладываются в человеческом сознании» (Служители Евангелия, с. 312; см. также Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 533; Избранные вести, т. 1, с. 20).

6. Типология, символизм и притчи

«Обрядовый закон состоял из прообразов, указывающих на Христа, Его жертву и священство. Этот ритуальный закон с его жертвами и обрядами должен был исполняться евреями до тех пор, пока в смерти Христа, Агнца Божьего, берущего на Себя грех мира, прообраз не встретится с реальностью» (Патриархи и пророки, с. 365; см. также Библейский комментарий АСД, т. 6, с. 109; т. 7, с. 933).

«Библейские слова нужно понимать так, как они написаны, конечно, за исключением символов и иносказаний» (Великая борьба, 599).

«Иисус учил с помощью иллюстраций и притчей, взятых из мира природы и из обыденных явлений повседневной жизни… Таким образом Он связывал естественное с духовным, перекидывая мостик от явлений природы и жизненного опыта Своих слушателей к глубоким истинам записанного Слова. И всякий раз, когда они после этого наблюдали за явлениями, с которыми Он связывал вечную истину, Его уроки всплывали в памяти и закреплялись» (Советы родителям, учителям и студентам, с. 140).

«Через окружающие вещи постигается духовное; природные явления и жизненный опыт внимавших Христу соединились с истинами записанного Слова. Ведя человека из земного царства к царству духовному, притчи Христа являются звеньями той цепи истины, которая соединяет человека с Богом, а землю с небесами» (Наглядные уроки Христа, с. 17, 18; см. также с. 21).

7. Современное применение

«Чтобы получать благословение от чтения слов Христа, мы должны правильно применять их в нашей личной жизни» (Медицинское служение, с. 37).

«Обетования и предостережения Иисуса относятся также и ко мне. Бог так возлюбил мир, что отдал Своего единородного Сына, чтобы я, веруя в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Опыт, о котором говорит Слово Божье, должен стать моим опытом. Молитвы и обетования, заповеди и предупреждения — все это относится ко мне… Когда принципы истины принимаются и усваиваются верой, они становятся частью нашего существа и движущей силой жизни. Слово Божье, принятое в сердце, формирует мировоззрение человека и развивает его характер» (Желание веков, с. 390, 391). (87)

«Недостаточно просто читать наставление, данное в Слове Божьем. Мы должны читать с размышлением и молитвой, преисполненные искреннего желания получить помощь и благословение. И истина, которую мы узнаем, должна применяться в повседневной жизни» (Изданные рукописи, т. 2, с. 95; см. также Разум, характер и личность, с. 784; Материалы ГК 1888 г., 1680).

Г. История истолкования Библии

1. Раввинская герменевтика

«Раввины рассуждали, сомневаясь и колеблясь, как будто Писание можно было истолковать один раз так, а другой — совсем иначе. Слушатели изо дня в день все более и более запутывались. Иисус же, принимая Писание как непреложный закон, говорил с такой непоколебимой убежденностью, что Ему нельзя было не верить» (Желание веков, с. 253).

«Они [руководители Израиля во времена Иисуса] исследовали Писание лишь для того, чтобы поддерживать свои традиции и навязывать людям свои человеческие постановления. Своим истолкованием они предписывали им такое учение, которого Бог никогда не давал. Их мистические построения запутывали то, что Он сделал понятным. Они спорили о мелочах и практически отрицали самые важные истины. Слово Божье было лишено своей силы, и злые духи творили свою волю» (Советы родителям, учителям и учащимся, с. 438, 439).

2. Средневековая герменевтика

«Языческие обычаи самым неприметным образом вошли в христианскую церковь. Этот дух соглашательства и уступок некоторое время сдерживался жестокими гонениями. Но когда гонения прекратились и христианство вошло в царские дворы и палаты, тогда простоту и кротость Христа и Его апостолов сменили величие и гордость языческих жрецов и правителей, а Божественные установления — человеческие измышления и предания» (Великая борьба, с. 49).

«На протяжении нескольких веков свободное хождение Библии было запрещено. Народу было запрещено читать ее и даже иметь ее у себя дома, в то время как безнравственные священники и прелаты произвольным толкованием библейских истин пытались доказать правомерность своих притязаний» (Великая борьба, с. 51).

«В странах, не зависящих от Римской империи, в течение многих столетий жили христиане, которых совершенно не коснулась политика папской власти. Окруженные язычниками, они, конечно, с течением времени подпали под влияние их заблуждений, но все же продолжали считать Библию единственным мерилом веры и следовали многим ее истинам» (там же, с. 63; см. также с. 68).

3. Герменевтика реформаторов

«Начатое Уиклифом великое движение, которое должно было освободить совесть и ум людей, освободить народы, прикованные к победоносной колеснице Рима, берет свое начало в Библии… Уиклиф принял Священное Писание с абсолютной верой, как вдохновенное откровение Божьей воли, как всеобъемлющее правило веры и жизни» (Великая борьба, с. 93).

«Он [Цвингли] подчинил себя Библии как Слову Божьему — единственно непогрешимому и надежному руководству. Он понимал, что эта Книга истолковывает сама себя. Он не осмеливался искать в Писании подтверждения ранее сформулированным доктринам, а считал своим долгом понимать все так, как написано» (Великая борьба, с. 173).

«Главный принцип, защищавшийся этими реформаторами [позднего английского периода], — тот же, который отстаивали вальденсы, Уиклиф, Ян Гус, Лютер, Цвингли и их приверженцы, а именно: непререкаемый авторитет Священного Писания как правила веры и жизни… Библия была для них единственным авторитетом, и ею они проверяли все другие учения и суждения» (Великая борьба, с. 249; см. также с. 132).

4. Высший критицизм

«Когда люди говорят о высшем критицизме, когда они выносят свое суждение относительно Слова Божьего, то тем самым они показывают, что забыли, кто был первым и самым мудрым критиком. Он обладает многолетним практическим опытом. Именно он обучает сегодня так называемых высших критиков мира. Бог накажет всех тех, кто превозносит себя как высших критиков, и критикует святое Слово Божье (Bible Echo, 1 февраля 1897).

«Подобно тому как во дни апостолов люди пытались преданиями и философией подорвать веру в Писания, так и сегодня враг всякой правды пытается совратить души, направить их на запретный путь с помощью заманчивых положений высшего критицизма, эволюционного учения, спиритизма, теософии и пантеизма. Для многих Библия — это светильник без масла, потому что они настроили свой ум на умозрительную философию, которая приводит к недоразумению и хаосу. Высший критицизм со своим критическим анализом, догадками, реконструкциями подрывает веру в Библию как в Божественное откровение. Он лишает Слово Божье власти облагораживать и вдохновлять человека, руководить всей его жизнью» (Деяния апостолов, с. 474; см. также Воспитание, с. 227; Служение исцеления, с. 142; Великая борьба, с. 522).

5. Герменевтика миллеритов

«Стараясь избежать предвзятых мнений, он [Миллер] не пользовался никакими комментариями, а сравнивал текст с текстом, пользуясь лишь обозначенными параллельными местами, сносками и симфонией. Он изучал Библию регулярно и систематически: начал с Бытия и читал стих за стихом, не двигаясь дальше, если были какие–то затруднения или путаница. Наталкиваясь на трудное место, он обычно сравнивал его со всеми другими текстами, относящимися к изучаемому вопросу. Стремясь понять смысл данного текста, он вдумывался в каждое слово, и если его понимание согласовывалось с параллельными текстами, вопрос был исчерпан. Встречая трудные для понимания места, он всегда находил им объяснение в других частях Священного Писания. (88) Он исследовал Библию усердно, молясь, чтобы Господь просветил его и помог найти ответы на то, что раньше было скрыто от него. На собственном опыте он познал истинность слов псалмопевца: „Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых» (Пс. 118:130)» (Великая борьба, с. 320).

«Участвующие в возвещении вести третьего ангела исследуют Писания по тому же плану, которого придерживался отец Миллер» (Ревью энд Геральд, 25 ноября 1884; см. также Великая борьба, с. 320, 321, 354).