II. Реальность Бога

А. Существование Бога

Рассмотрение логических доказательств существования Бога традиционно считается сердцевиной христианского учения о Боге. Поскольку Бог не всегда открывает Себя прямо и видимо, естественно, возникает вопрос: а существует ли в действительности Тот, Кого можно назвать словом «Бог». В Библии не рассматриваются и не приводятся логические доказательства существования Бога. Вместо этого Писание утверждает: «Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть» (Евр. 11:6). Знание о Боге необходимо для того, чтобы в человеческих умах и сердцах зародилась вера (Рим. 10:17). Вера, как убеждение в существовании Бога, становится непреложным фактом в жизни христианина благодаря тому, что он не только принимает самооткровение Бога в истории, записанное на страницах Библии, но и просвещающее влияние Святого Духа, воздействующего на ум и сердце. Убежденность в существовании Бога опирается не на доводы логики, а на личные взаимоотношения с Ним. Инициатором этих взаимоотношений является Сам Бог, Который через осуществляемое на личном уровне воздействие Святого Духа использует Писание, природу и историю, чтобы открыть Себя людским умам и сердцам. Следовательно, мы знаем о существовании Бога благодаря не логическим доводам, но Его личному откровению в Писании (см. Мф. 16:15–17). В этом смысле существование Бога обычно считается тайной.

Б. Тайна Божества

Другой основополагающий аспект учения о Боге связан с Его природой. В Писании содержится огромный объем информации по данному вопросу. Однако прежде, чем рассмотреть некоторые основные аспекты многообразного откровения о Боге, представленного в Библии, мы должны признать, что, приступая к изучению данного вопроса, мы вступаем на «святую землю», на которой молчание — золото. Другими словами, нам следует признать ограниченные возможности человеческого разума, когда речь заходит о понимании Божьего самооткровения. Изъяны наших мыслительных процессов при попытке познания Бога проявляются не только когда мы обнаруживаем, что не можем сделать этого самостоятельно без Его откровения о Себе Самом (Иов 11:7), но и когда мы сознаем ограниченность нашего понимания того, что открыто. Подобные ограничения объясняются как нашей греховной природой, так и в немалой степени природой Самого Бога, ибо «величие Его неисследимо» (Пс. 144:3). Мы не можем до конца понять реалии Божества в пределах нашего ограниченного, человеческого мышления. Даже когда люди опираются на библейские представления, их притязания на совершенное познание Бога на поверку оказываются не более чем человеческими представлениями о Божестве, имеющими мало общего с живым, безграничным Богом и Его сущностью. Библейское откровение о Боге относится к разряду тайн не в традиционном, а в библейском смысле этого слова.

В традиционном понимании тайна — это нечто такое, что невозможно понять или выразить словами. Библия, напротив, тесно связывает тайну с откровением (Дан. 2:30, 47; Рим. 16:25; 1 Кор. 15:51; Еф. 1:9; Кол. 2:2). Тайна — это нечто такое, что, будучи скрытым от человека, может стать понятным через откровение. Более того, даже если тайна влечет за собой прямое откровение, доступное человеческому познанию или разумению, она простирается гораздо дальше открытого, что не позволяет отождествить откровение с самой тайной. Вот почему Павел молился о том, чтобы ефесяне уразумели «превосходящую разумение любовь Христову» (Еф. 3:19). Эта превосходящая разумение любовь относится к разряду тайн, многократно и многообразно раскрываемых в Библии теми способами, которые Бог считает уместными. Необходимо соблюдать осторожность и не преступать черту между открытыми и сокрытыми гранями тайны, особенно при обсуждении таких вопросов, как Троица, предзнание и вечность.