V. Единство Бога

Учение о Боге не излагается в каком–то одном месте Библии. Оно развивается по мере того, как в священном тексте описываются случаи личного вмешательства Бога в ход человеческой истории, а также случаи прямых Божьих откровений. Не является исключением и учение о Троице, являющееся средоточием учения о Боге в частности и христианской теологии в целом. Однако когда Бог открылся в Иисусе Христе, знание триединой природы Бога стало необходимостью для христианской Церкви. Воплощение Иисуса Христа включало в себя нечто большее, чем только обитание Бога с людьми; оно принесло с собой знание об Отце и Святом Духе, образующее необходимый контекст для правильного понимания воплощения, креста, воскресения и небесного служения Сына. Тот факт, что триединая (100) природа Божества открылась через воплощение, не означает, что раньше ее не было или что она не имела отношения к спасению. Поскольку Бог вечен и неизменен, не было момента, когда бы Его триединая природа возникла или изменилась. Теперь мы обратим внимание на библейское учение о Троице. В историческом разделе мы рассмотрим богословские теории и представления о Троице, ставшие следствием соединения библейских данных с философскими идеями. Прежде чем мы изучим конкретные новозаветные свидетельства, необходимо рассмотреть библейскую концепцию единства Бога и ветхозаветные намеки на множественность Божественной сущности (см. VI).

А. Свидетельства Ветхого Завета

«Единство» Бога — это свидетельство уникальности Его естества. Другими словами, «единство» Бога, согласно Библии, означает, что существует только один Бог, и помимо Него нет других богов. В классической ветхозаветной формулировке единства Бога, на которую ссылаются и новозаветные авторы, Бог объявлен единственным: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6:4). Еще до этого Моисей заявлял, что «Господь есть Бог», и что «нет еще кроме Его» (Втор. 4:39). Когда Давид услышал глас Божий во время обновления завета, он, прославляя Господа, сказал: «Нет Бога, кроме Тебя» (2 Цар. 7:22; 1 Пар. 17:20). Через пророка Исаию Сам Яхве призвал Израиль признать, что «это Я: прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет» (Ис. 43:10; ср. с 42:8). Из этих стихов ясно следует, что есть только один Бог, Которому должен поклоняться Израиль и весь мир. Однако в этих изречениях ничего не сказано о внутренней природе единого Бога.

Б. Свидетельства Нового Завета

Несмотря на то, что Бог удивительным образом явил внутреннюю сложность Своего естества через Иисуса Христа, основополагающее представление о единстве Бога, выраженное в Ветхом Завете, поддерживается и в Новом Завете. Сам Иисус, когда Его спросили, какая первая заповедь в законе, сослался на Втор. 6:4: «Первая из всех заповедей: «Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый» (Мк. 12:29). Обсуждая предназначение закона в своем Послании к Галатам, Павел категорически заявил, что «Бог один» (Гал. 3:20). Наконец, Иаков также утверждал, что «Бог един» (Иак. 2:19). Ветхозаветная идея единства Бога остается неизменной в Новом Завете. Яхве, Бог Израиля, является и христианским Богом. Он единственный Бог, и нет иного. Подчас понятие единства может также подразумевать единение или сплоченность (например, в Ин. 10:30; 17:21, 23). Однако если понимать единство, о котором идет речь в этих стихах, как собрание независимых «единичностей», сплоченных между собой, то специфическая характеристика единственности Божества (о чем, собственно, эти стихи и говорят), растворяется во множественности богов. Единичность Бога играет решающую, систематизирующую роль в определении точки отсчета для библейских откровений о Боге. Другими словами, поскольку в Библии один Бог, а не множество, различные откровения о Нем, рассыпанные по всей Библии, являются откровениями об одной и той же единственно существующей Божественной реальности, а не о множестве Божественных существ.