II. Его служение и смерть

Первые христиане видели в Иисусе из Назарета Личность, обладающую как человеческой, так и Божественной природой. Безусловно, им были интересны вопросы, связанные с Личностью Иисуса (Мф. 16:13–17), но еще больше их интересовала Его миссия и служение. Все более ясное понимание того, Кем Он был, помогало им лучше понять, что благодаря уникальности своей Личности Он может сделать для них.

А. Дело, ради которого Он пришел

При внимательном прочтении Нового Завета бросается в глаза убежденность его авторов в том, что Иисус приходил с определенной целью. Он не только «явился» и не только был одаренным галилеянином, глубоко понимавшим пути Божьи. Он был «послан» Отцом. В одном только Евангелии от Иоанна эта мысль высказывается 40 раз. Сам Иисус неоднократно давал понять, что Бог поручил Ему выполнить конкретную миссию. Для описания идеи посланничества используются два слова: пемпо и более специфическое апостелло, которое указывает на наличие тесной связи между Пославшим и Посланником. Будучи помазанным Рабом Божьим, Иисус понимал, что Ему надлежит исполнить Божий план. Лука убедительно выражает эту мысль, используя греческую отглагольную форму деи («должно» или «необходимо») примерно 18 раз (Лк. 2:49; 4:43; 9:22; 24:44 и т. д.). Вместо того чтобы считать Себя просто одним из многих других Божественных вестников, Иисус понимал, что Он Вестник–Сын (Мк. 12:6, 7). Поскольку Отец выделил Его, послал в мир (Ин. 10:36) и дал Ему власть (Ин. 8:42; Мф. 9:6), Он не должен был действовать по Своей воле (Ин. 4:34; 5:30; 6:38). Обратим внимание на некоторые цели Его миссии, ясно представленные в Писании.

1. Исполнить Божьи обетования

Слово стало плотью во исполнение обетовании, данных Богом отцам, начиная с протоевангелия в Быт. 3:15 и включая обетования ветхозаветных пророков (Ис. 7:14; 9:6; Мих. 5:2). С пришествием Сына были связаны два вида предсказаний: Он должен был прийти как Спаситель от греха, что было образно представлено в ветхозаветных жертвоприношениях (Быт. 4:3,4; Лев. 1:3–9; 17:11) и возвещено пророками (Ис. 52:13, 14; 53:3–6; Дан. 9:26; Зах. 13:1, 7), и как Царь Своего Царства (Быт. 49:9,10; Пс. 2; Иер. 23:5,6).

2. Установить Царство Божье

Иисусу было необходимо добиться того, чтобы было признано Божье владычество и установлено Его Царство на земле (Мф. 4:17; Лк. 19:11–27). В синоптических Евангелиях главная тема проповеди Иисуса, Царство Божье, представлено как нечто такое, что появится в будущем и вместе с тем является уже присутствующей реальностью, явленной в Его Личности и служении (Мф. 12:28). Царство находилось там, где был Он. Секрет принадлежности к этому Царству в настоящем или будущем заключался в принадлежности Иисусу (Мф. 7:23; 25:41).

3. Передать знание о Боге

Поскольку знание Бога необходимо для обретения жизни вечной, миссия Христа отчасти заключалась в том, (133) чтобы передать это знание (Ин. 17:3). В Ветхом Завете Бог был открыт как Творец и Правитель (см. Пс. 32:6; Ис. 40:12–17; 45:18; Иер. 10:12); и кроме того, нередко Он представал и как Отец избранного народа (см. Втор. 32:6; Ис. 22:21; 63:16; Мал. 1:6). Иисус учил людей относиться к Богу с доверием и почтением, с любовью и благоговением, как к Отцу, Который знает их нужды прежде прошения и не удерживает от Своих детей никаких благ. Это откровение мог принести только Сын (Мф. 11:27; Л к. 10:22), причем в большей степени через дела, чем через учение, поскольку оно было заключено в Нем (Ин. 14:7–10). Он был воплощенным откровением, которое взывает к сердечной любви и призывает к полной самоотдаче.

4. Быть Рабом Божьим

Идея Раба Божьего играет важную роль в новозаветном описании служения и миссии Иисуса. Он Сам настаивал на том, что «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Мф. 20:28). Данная идея заимствована непосредственно из четырех песен Исаии, известных как песни о Рабе (Ис. 42:1–4; 49:1–6; 50:4–9; 52:13–53:12). Хотя ведутся споры по поводу того, является ли Раб в этих песнях отдельной Личностью или Израилем в целом, все же Его миссия более понятна и осмысленна, если видит в нем конкретную Личность. Он — Божий Помазанник (Ис. 42:1), призванный установить на земле справедливость (ст. 1, 3, 4), открыть истину язычникам (ст. 1, 4; Ис. 50:4) и Израилю (Ис. 49:5,6а), быть Тем, Кто осуществляет спасение всего мира (ст. 1–6), и вместе с тем выполнить Свою миссию путем добровольного согласия умереть вместо грешников (Ис. 53:4–6,8,10–12).

Формулируя суть Своей миссии, Иисус прямо цитирует Ис. 53:12, тем самым свидетельствуя о Своей вере в то, что образ Ветхозаветного Раба исполнился в Нем (Лк. 22:37). Также и Матфей, говоря об исцелениях Иисуса, цитирует Ис. 53:4, подчеркивая, что это пророчество исполнилось в Иисусе (Мф. 8:17). То же делает и Лука, когда описывает встречу Филиппа с евнухом из Эфиопии: слова из Ис. 53:7, 8 он относит к Иисусу (Деян. 8:32, 33). В Первом послании Петра также есть несколько прямых намеков на страдающего Раба, которые показывают, что апостол, должно быть, имел в виду тот же самый отрывок из Книги Исаии (1 Петр. 2:22 ср. с Ис. 53:9; 1 Петр. 2:24а ср. с Ис. 53:12; 1 Петр. 2:246 ср. с Ис. 53:5; 1 Петр. 2:25 ср. с Ис. 53:6).

Миссия Иисуса отчасти состояла в том, чтобы Слово, бывшее по природе Самим Богом (Флп. 2:6), восприняло природу раба (ст. 7), чтобы Божественная жизнь была явлена людям в облике раба (ст. 5–7). Он стал послушным до смерти, чтобы явить подлинно человеческую природу и представить Отцу совершенное послушание, которого Он ожидает от человечества.

5. Оставить пример

Иисус воспринимал Свою миссию как послушание воле Отца. Он образным языком сказал о том, что Его пища — творить волю Божью (Ин. 4:34), и ясно заявил, что пришел с неба не для того, чтобы осуществлять Свою волю, но «волю Пославшего» Его (Ин. 6:39; см. 5:30). В отличие от первого Адама, второй Адам пребывал в любви Отца (Ин. 15:10; см. 14:31), стремился делать угодное Ему (Ин. 8:29) и исполнить волю Пославшего Его (Ин. 4:34). Это означало постоянную борьбу со злом, ибо Он «страданиями навык послушанию» (Евр. 5:8, 9) и «совершился» (Евр. 5:8, 9) через страдания (Евр. 2:10; см. Мф. 26:39–45; Лк. 22:42–46).

Данная истина используется для обоснования неослабевающего призыва подражать образцовой жизни и служению Христа. Христиане призваны «быть подобными образу Сына» (Рим. 8:29), облечься «в Господа (нашего) Иисуса Христа», и попечения о плоти не превращать в похоти (Рим. 13:14; см. Кол. 3:10), подражать Христу (1 Фес. 1:6), пребывать во Христе и поступать так, как Он поступал (1 Ин. 2:6), жить в любви по примеру Христа (Еф. 5:2; см. 1 Петр. 3:8, 9). В известном наставлении, обращаясь к рабам и советуя им покоряться своим господам, даже если им приходится несправедливо страдать, Петр объясняет: «Ибо вы к тому призваны; потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Петр. 2:21).

6. Исцелять слабых и больных

Иисус пришел исцелять. Он не только не отвергал слабых и больных, но показывал, что Его дело и миссия напрямую касается немощных телом и духом. Он исцелял многих (Мф. 4:23). «И куда Он ни приходил, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах» (Мк. 6:56; см. Лк. 4:40). «Великое множество народа стекалось к Нему — слушать и врачеваться у Него от болезней своих», «и сила Господня являлась в исцелении больных» (Лк. 5:15,17). Ясно, что это было частью Его миссии. Иисус заповедал Своим двенадцати посланникам проповедовать Царство Небесное. Он также наказал им: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте» (Мф. 10:5–8; см. Лк. 10:8,9).

Иисус считал присутствие болезни следствием грехопадения. Поскольку Его миссия заключалась в том, чтобы разрушить дела дьявола, Он прилагал много усилий к тому, чтобы исцелять больных. Вместе с тем Его чудеса исцеления были не просто захватывающим зрелищем. Комментируя исцеление в Капернауме, Матфей конкретизирует, что это служение Иисуса было исполнением пророчества Исаии о миссии и служении избранного Богом Раба: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни» (Мф. 8:17; Ис. 53:4). Хотя Матфей ничего не говорит об искуплении, он указывает на четкую связь между делом Раба и человеческими болезнями в служении исцеления, которое совершал Иисус. Его исцеляющее служение было частью Божьего плана. Оно показывало, что Тот, Кому надлежало прийти в определенное время, теперь находится среди них. Исцеления закладывали сверхъестественное основание для сопровождавшего их уникального Божественного самооткровения.

7. Показать чрезвычайную греховность греха

Благая миссия Христа включала в себя откровение об истинном нравственном состоянии человечества. Важнейшая часть Его работы состояла в том, чтобы (134) пробудить в людях сознание вины, покаяние, веру, надежду и любовь. Своим поведением и учением Он стремился показать чрезвычайную греховность греха. Его присутствие и служение фактически пробуждали в людях осознание греха (Лк. 5:8; 7:36–50). Он был воплощением самого Евангелия, которое, осуждая грех, в то же время предлагало грешнику принять прощение и заключить союз с Победителем, от начала победившим мир (Мф. 4:1–11; Ин. 16:33). В конце концов испорченные грешники отвергли и убили Его, тем самым еще больше обнажив глубину людской вины и нужды.

8. Быть верным Первосвященником

Христос пришел для того, чтобы получить право быть верным первосвященником. Он стал плотью, чтобы познать все то, что познали люди, за исключением греха, так как это не позволило бы Ему стать нашим сострадательным Первосвященником (Евр. 2:17, 18). Христос на Своем уровне исполнил все три части служения первосвященника времен Ветхого Завета: приносить ежегодную жертву для очищения святилища и всего собрания, ходатайствовать за верных и благословлять народ (Лев. 4:16–21; 16:1–28).

9. Спасти грешников Своей смертью

Миссия Христа включала также и Его смерть. Он пришел «разрушить дела диавола» (1 Ин. 3:8) и «взять грехи наши» (ст. 5), чтобы тем самым избавить всех тех, кто был рабом сатаны (Евр. 2:14,15). Как Павел написал Тимофею, «верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим. 1:15). И это могло быть осуществлено только смертью, как говорится в Евр. 2:14. Он мог бы прийти, чтобы судить мир, но благая весть состоит в том, что Он пришел спасти грешников. Смысл воплощения и миссии Христа — дать Божий ответ на разрушительное влияние греха. Смерть как жертва за грех была главной частью Его дела.

Б. Служение, предсказанное в Ветхом Завете

1. Знание Христа о Своей смерти

Смерть Христа не была запоздалой мыслью или случайностью, но осуществлением определенного намерения, имеющего прямую связь с воплощением. В Евангелии содержатся свидетельства того, что о Своей смерти Христос знал на самой ранней стадии Своего служения. Трагическая мысль, прозвучавшая в самом начале четвертого Евангелия (Ин. 3:14,15), находит подтверждение в синоптических повествованиях (Мф. 9:15; Мк. 2:19, 20; Лк. 5:34, 35). Как только ученики признали Его Христом, о Котором говорят пророчества (Мк. 8:29), Иисус обратил их внимание на то, что считал важной чертой Своей миссии, а именно, что «Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мк. 8:31; см. Мф. 16:21).

Спасительная цель этой смерти была совершенно понятной. Самое конкретное из Его высказываний — это заявление о том, что «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28; Мк. 10:45). Первые два Евангелия содержат параллельное описание последней Вечери (Мф. 26:26–29; Мк. 14:22–25), но Матфей к словам «сие есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая» (Мк. 14:24) добавляет «во оставление грехов» (Мф. 26:28), тем самым устами Иисуса давая богословское истолкование Его будущей смерти.

Для Иисуса Его смерть и связанные с ней события были исполнением пророчеств Ветхого Завета и частью Божественного плана (Мф. 26:54, 56; Лк. 22:37 ср. с Ис. 53:12; Лк. 24:44; Ин. 17:12 ср. с Пс. 40:10), о котором Он знал и с которым Он соглашался. Он добровольно отдал Свою жизнь; никто не отнимал ее у Него. До самого конца Он имел власть отдать ее и власть принять ее (Ин. 10:17, 18; см. Мф. 26:53).

2. Убеждение, разделяемое авторами Нового Завета

Как и Иисус, авторы Нового Завета считали, что Евангелие было предсказано в Ветхом Завете, по крайней мере, в символах и образах. В их глазах картина Раба Божьего, нарисованная Исаией, была пророчеством о Христе (Мф. 18–21; Деян. 8:32–35; 1 Петр. 2:21–25). Эта точка зрения становится особенно очевидной, когда речь заходит о страданиях Христа. Петр настаивал на том, что Бог, «как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил» (Деян. 3:18). Павел напоминал верующим в Коринфе: «Христос умер за грехи наши, по Писанию» (1 Кор. 15:3), и произошло это в соответствии с писаниями Ветхого Завета (Деян. 17:2, 3). Перед царем Агриппой он заявил, что его проповедь о смерти Христа есть возвещение предсказанного Моисеем и пророками (Деян. 26:22, 23). «Он грехи наши, — пишет Петр, — Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Петр. 2:24). Последние слова являются прямым цитированием слов Исаии, который описывает замещающие страдания грядущего Раба (Ис. 53:5), а также частью вышеупомянутого, более обширного отрывка Ис. 52:13–53:12, в котором страдающий Раб, будучи оправдан, спасает Своих гонителей и ходатайствует за преступников.

Апостолы, не колеблясь, указывали на конкретные пророчества, предвозвещавшие предательство Христа (Пс. 40:10–12; Деян. 1:16), Его распятие и связанные с ним события (Пс. 21:2, 8, 9, 19; Мф. 27:39–41; Мк. 15:34; Ин. 19:23, 24), а также на пророчества о Его воскресении (Пс. 15:8–10; Деян. 2:22–28). Матфей напомнил своим читателям предсказание Захарии о том, что Христос будет продан за тридцать серебряников (Зах. 11:12, 13), и это исполнилось, когда Иуда предал Иисуса (Мф. 26:15). Этот же пророк предсказал поражение пастыря, которое приведет к рассеянию овец (Зах. 13:7; Мф. 26:31).

Позиция апостолов по данному вопросу была сжато изложена Петром: «К сему–то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследуя, на (135) которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу. Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес» (1 Петр. 1:10–12). Ранее этот же апостол объяснял людям, которые были изумлены исцелением хромого от рождения, что «все пророки от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии» (Деян. 3:24).

3. Смерть чрезвычайной важности

Из всего сказанного нами относительно миссии и служения Христа становится понятным, что в отличие от обыкновенных людей Его смерть, равно как и Его жизнь, имеют чрезвычайную важность. Это главная мысль всех четырех Евангелий. В Евангелии Иоанна, например, двенадцать глав посвящены описанию общественного служения Христа и девять — событиям, связанным с Его страданиями: от той ночи, когда была совершена последняя Вечеря, до Его смерти и воскресения. Матфей отводит четверть своего Евангелия последней неделе служения Христа; Марк — около одной трети, Лука — более одной пятой. Крест занимает центральное место в Евангелиях, представляя собой задуманную авторами кульминацию их повествований.

Смерть от распятия была кровавой и жестокой. Она ужасала иудеев, живших в первом веке нашей эры, поскольку они знали, что Богом проклят всякий, повешенный на древе (Втор. 21:22, 23). И однако же этот ненавистный крест находится в самом центре миссии Иисуса и Божьего плана. Иоанн рассматривает его как средство спасения всего мира (см. Ин. 3:13,14; 12:32). Поскольку в конце Своей жизни, явив полное послушание Богу, Иисус пошел на смерть добровольно, будучи невиновен и желая исполнить волю Отца, Его смерть имеет бесконечно высокое искупительное значение.

В. Искупление: основополагающие факторы

В самом центре христианской религии находится крест. На кресте Сын Божий совершил спасение грешника. Искупление означает, что Своей смертью Иисус Христос полностью разрешил ту проблему, которую создал грех. Он сделал все необходимое. Прежде чем мы приступим к рассмотрению новозаветного учения об искупительной жизни и смерти Христа, давайте определимся с терминологией и кратко рассмотрим некоторые ключевые, основополагающие факторы, освещенные в Новом Завете и заслуживающие нашего внимания.

1. Значение слова «искупить»

В английском языке слова «искупить» [to atone] и искупление [atonement] не соответствуют этимологически тому еврейскому или греческому слову, переводом которых они являются. Они образованы от корня, означающего «быть в согласии с кем–то» и этимологически выражают идею гармонии во взаимоотношениях. «Быть в согласии с кем–либо» значит состоять с ним или с ней в хороших взаимоотношениях. Подобным образом и слово «искупление» означает фактически «примирение», или «восстановление согласия». Однако постепенно в богословской терминологии эти слова приобрели более узкий смысл. Они перестали выражать изначальную идею и стали обозначать процесс, с помощью которого устраняются все препятствия для примирения. Так, «искупить» вину значит предпринять действия, которые упраздняют плачевные последствия отчуждения и помогают установить гармоничные отношения.

2. Изначально гармоничные отношения

Ключ, лежащий в основе библейского учения об искуплении, — это исходная предпосылка, согласно которой Бог и люди должны находиться в абсолютном согласии, что касается их жизни и интересов. От Бытия до Откровения предполагается, что Бог и люди должны поддерживать гармоничные отношения. Такими мы видим Адама и Еву в Едеме (Быт. 1–3). Как в Ветхом, так и в Новом Завете эта исходная предпосылка противопоставляется тому факту, что это единство было разорвано (Быт. 3:22–24; Ис. 59:1, 2; Рим. 5:12; Еф. 2:1). В невозрожденном состоянии человек отчужден от Бога. Люди пребывают во тьме (Лк. 1:79; см. Ин. 12:46), они «отчуждены от жизни Божией» (Еф. 4:18), они являются «отчужденными и врагами, по расположению к злым делам» (Кол. 1:21); они — «безбожники в мире» (Еф. 2:12). Их «плотские помышления суть вражда против Бога» (Рим. 8:7), и они враги Богу (Рим. 5:10). Это можно сказать не только о язычниках (Рим. 1:23, 25, 26), но и об иудеях, которые гордятся тем, что имеют закон (Рим. 3:9, 23). Отголоски этих мыслей мы находим и в Ветхом Завете, согласно которому «нет человека, который не грешил бы» (3 Цар. 8:46), «нет делающего добро, нет ни одного» (Пс. 13:3).

3. Причина отчуждения

Причина этого отчуждения от Бога объясняется достаточно просто: грех человека, упорное противление воле Божьей. Концепция греха связана с идеей закона и законодателя, ибо «грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4). Законодателем является Бог. Однако греховность греха состоит в том, что он не только является нарушением закона, но и, в первую очередь, восстанием против Бога — даже когда мы совершаем преступление против других или самого себя (см. Быт. 39:9; Пс. 50:6). Закон не является безликим или чуждым Богу, но выражением Его характера и воли. Послушание или непослушание — это серьезный вопрос, потому что мы имеем дело не с безликим документом, а с личностным Богом. Не следует также упускать из виду, что нарушение Божьего закона влечет за собой серьезные последствия: неизбежное возмездие в виде смерти, которая является логическим следствием греха. Как утверждает Писание, Бог по Своей природе не благодушествует и не попустительствует беззаконию. «Бог поругаем не бывает, — поясняет Павел, — что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7). Для нераскаявшегося грешника закон воздаяния находит выражение в торжественном предупреждении: «Возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23). На самом деле, (136) как поясняет апостол, грешник уже мертв «по преступлениям и грехам» своим (Еф. 2:1).

Это не значит, что Бог чуждается грешников или отворачивается от них с презрением и отвращением. В тех же текстах Писания, где бескомпромиссно говорится о том, что Бог решительно противится греху (Ис. 59:1, 2; Авв. 1:13; Ин. 1:29) и о страшных последствиях греха, изображается и любящий Бог, милостивый и медленный на гнев (Исх. 34:6; Втор. 7:6–8; 1 Ин. 4:8,16). Он снова и снова приближается к грешникам, пытаясь избавить их от зла, которое губит их и удерживает вдали от Него (Быт. 3:9; Иер. 3:11–14; Ос. 6:1; Л к. 13:34). Движимый любовью и милостью, Он явился в Своем Сыне Иисусе, Который «пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10) и умер от рук грешных людей ради нас, ради тех, которые все еще были грешниками. «Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8; см. Закон; Грех IV. А, Б).

4. Искупление и смерть Христа

Искупительное служение Христа тесно связано с Его смертью на кресте. Не пренебрегая значением жизни Христа, авторы Нового Завета единодушны в этом: «Мы примирились с Богом смертью Сына Его» (Рим. 5:10); «Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо» (1 Петр. 2:24); «Он есть умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 2:2). Грешники совершенно не способны сделать что–либо для своего спасения или освобождения из греховного состояния. Их положение на самом деле очень серьезно (Притч. 20:9), и никакие дела закона не могут принести им оправдание перед Богом (Рим. 3:20; Гал. 2:16). Вот почему искупление человечества должен был совершить кто–то другой. Он должен был сделать для грешников все, что нужно. Христос через смерть продемонстрировал наивысшую самоотдачу. Через Него мы возвращаемся к Богу и получаем доступ к Отцу (Еф. 2:18) по вере (Еф. 3:12) в Того, «Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру» (Рим. 3:25).

Вне всякого сомнения, Новый Завет говорит о способе искупления как о Божьем даре грешникам, исходящем из любящего сердца Бога. В самом знаменитом библейском изречении мы читаем, что «Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Это согласуется со словами Павла, для которого крест — это не только мера любви Христовой, но и любви Самого Бога: «Во Христе Бог примирил с Собою мир» (2 Кор. 5:19); «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8); «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» (Рим. 8:32). Для Павла высшим доказательством Божьей любви к грешникам был крест. Однако апостол не делает различий между любовью Бога и любовью Христа. И то, и другое рассматривается в свете креста. «И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возюбившего меня и предавшего Себя за меня», — поясняет апостол (Гал. 2:20). «Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли» (2 Кор. 5:14).

5. Божье дело

Из этих слов становится очевидно, что в деле спасения Отец и Сын абсолютно едины. Следует понимать, что величественный Бог Отец также участвует в деле нашего спасения. Это Божье дело в самом полном смысле. Идея, согласно которой крест выражает любовь Христа, вырывающего для нас искупление из рук сурового и непреклонного Отца, идеально справедливого, упорно настаивающего на наказании, — это карикатура на мышление писателей Нового Завета. В какой–то степени необходимость примирения действительно может быть обусловлена тем, что Бог гневается на грех (Рим. 1:18; 2:5; 1 Фес. 1:10), но искупление имеет место потому, что Бог Отец любит нас и предусматривает наше спасение в Своем Сыне. Отец не в одиночку задумал и ввел в действие план спасения, и во Христе Он фактически доводит его до логического завершения.

Г. Искупительное служение Христа: учение Нового Завета

Помимо основополагающих факторов, тема искупления в Новом Завете описывается с помощью нескольких терминов, метафор и символов, имеющих целью объяснить, как Христос может отменить последствия греха и примирить грешников с Богом. На протяжении двух тысяч лет христианской истории появлялись разные теории, авторы которых пытались объяснить, как это было сделано. Ни одна из них не была принята безоговорочно и повсеместно. Понятно, что искупление — это тайна: люди не могут до конца понять, как это происходит. Однако Писание проясняет некоторые моменты, и любая теория искупления должна считаться с ними.

1. Жертвенная смерть

Неудивительно, что для объяснения искупительной смерти Христа часто используются термины, заимствованные из системы жертвоприношений Ветхого Завета. В Ветхом Завете искупление совершалось в основном посредством жертвоприношений (Исх. 29:36; Лев. 4:20; Чис. 15:25). Так, ежедневные жертвоприношения или непрестанные всесожжения, похоже, наилучшим образом передают идею жертвенности благодаря своему замещающему характеру. Это жертвоприношение не было связано с каким–то конкретным преступлением, а совершалось постоянно, как необходимое средство, с помощью которого грешные люди могли приближаться к святому Богу. Жертвы за грех и жертвы повинности были призваны искупить грех, который по сути есть преступление против Закона Божьего, а значит, против Самого Бога (см. Святилище I. В. 3). Преступление нужно было загладить. Вместе с тем об искупительной крови написано: «Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши» (Лев. 17:11). В действительности эти жертвы не могли очистить и искупить грешников; они были предусмотрены Богом и действительны в рамках завета и благодати завета. В самом жертвенном животном не было ничего такого, что бы могло очистить грешника. Искупление совершалось потому, что жертва была установленным (137) Самим Богом способом его получения. Жертвы не должны были иметь какого–либо порока или изъяна (Лев. 1:3; Втор. 15:21), так как это указывало бы на необходимость совершенства. Не ограничивая искупление одним–единственным действием, мы не можем сомневаться в том, что смерть жертвы имела большое значение (Лев. 1:5; 3:2; 4:4). Это вытекает из общего характера самого обряда жертвоприношения. Ежедневные жертвы приносились в контексте ветхозаветного учения, согласно которому смерть есть возмездие за грех (Быт. 2:16,17; Иез. 18:4,20). Вместе с тем Бог Ветхого Завета милостиво указал Своим кающимся детям, что смерть жертвенного животного заменит собой смерть грешника. Эта связь настолько понятна, что в Новом Завете, в Послании к Евреям она обобщается в следующей фразе: «Без пролития крови не бывает прощения» (Евр. 9:22).

В то же время Новый Завет утверждает, что древние жертвоприношения как таковые не могли очищать от грехов. Автор Послания к Евреям старается показать их несовершенство. Они были всего лишь образами и не могли очистить совесть поклоняющегося Богу от вины. Это были священнодействия, установленные до определенного времени (Евр. 9:6–10). Таким образом, они явно указывали на воплощение Христа. Тот факт, что в жертву приносились животные (Евр. 10:4), и эти жертвоприношения приносились многократно (ст. 1, 2), ясно свидетельствует об их неспособности очищать грешника. Автор Послания к Евреям находит в Иисусе исполнение и последующее развитие жертвенной системы Ветхого Завета. Так, мы читаем, что обрядовое служение в земном святилище было образом «настоящего времени» (Евр. 9:9, параболе) до пришествия Христа (ст. 10), или «до пришествия веры» (Гал. 3:23; см Евр. 13:11,12).

Смерть Христа, поясняют авторы Нового Завета, — это жертва за грех. В самом начале служения Иисуса Иоанн Креститель увидел Его в роли жертвы: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29). Павел также считал смерть Христа жертвой: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5:7). Он умер не потому, что не мог противостоять врагам, составившим заговор с целью погубить Его. Он был «предан за грехи наши» (Рим. 4:25). Он пришел умереть за наши грехи, отдать Себя «в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф. 5:2). Его кровь была пролита «за многих, во оставление грехов» (Мф. 26:28). Послание к Евреям, сравнивая миссию Христа со служением в ветхозаветном святилище, описывает Его как Первосвященника, вошедшего в небесную скинию для жертвоприношения: «Не с кровью козлов и тельцов, но со Своей Кровью», которой Он приобрел вечное искупление (Евр. 9:12).

Частые ссылки на кровь Христа также служат намеком на жертвенную смерть. Павел, который говорит о крови Христа почти всякий раз, когда упоминает о Его смерти, пишет, что мы «оправданы Кровию Его» (Рим. 5:9); что Его «Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его» (Рим. 3:25); что «мы имеем искупление Кровию Его» (Еф. 1:7); что мы «стали близки Кровию Христовою» (Еф. 2:13); что Бог посредством Христа примирил с Собою все, «умиротворив чрез Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» (Кол. 1:20).

Эти утверждения, а также слова Самого Иисуса о крови нового завета, за многих изливаемой (Мк. 14:24), и слова Петра о нашем искуплении «драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца» (1 Петр. 1:19) напоминают нам, что кровь означает насильственно отнятую жизнь — в данном случае жизнь, принесенную в жертву. Некоторые оспаривают эту точку зрения на том основании, что в отдельных отрывках Ветхого Завета (в частности, в Быт. 9:4–6; Втор. 12:23) пролитие крови всего лишь символизирует жизнь, спасаемую Иисусом, и вовсе не означает, что Его жизнь должна быть непременно принесена в жертву. Однако факты противоречат такому истолкованию. Нет сомнения в том, что кровь в этих библейских изречениях отождествляется с жизнью. Но какой конкретный смысл она приобретает в связи с жертвой? В Лев. 17:11, наиболее часто цитируемом стихе, Бог говорит: «Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает». Ведь чтобы кровь была возложена на жертвенник, требовалась смерть, представляющая собой потерю жизни. Более того, в Послании к Евреям, где анализируются ветхозаветные обряды жертвоприношений, фраза «Кровь Христа» связана с другой фразой: «вследствие смерти Его бывшей для искупления от преступлений» (Евр. 9:14, 15). Тем самым подчеркивается, что кровь в жертвенном смысле значит больше, чем жизнь, хотя последнее также предполагается. Идея пролития крови более глубока по своему смыслу, чем идея смерти, потому что привлекает внимание как к жизни, так и к смерти.

2. Замещающая смерть

Иисус Христос «умер за нас» (1 Фес. 5:10). Он умер не просто от рук Своих врагов и не за Свой грех или вину. Он умер за нас. «Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8). Он отдал Себя «за нас» (Еф. 5:2) и сделался «за нас клятвою» (Гал. 3:13). Христос был нашим представителем, как это кратко выразил Павел: «Если один умер за всех, то все умерли» (2 Кор. 5:14). Смерть представителя замещает смерть тех, кого Он представляет. Но «представитель» — это довольно неопределенный термин. Он нуждается в конкретизации. Если Христос, безгрешный и праведный, пришел взять на Себя ужасное бремя греха и наказание за грех, трудно избежать вывода, что Он умер не только «за меня» («ради меня» или «от моего имени»), но также и «вместо меня», — тем более, что благодаря Его жизни и смерти мне не придется умирать.

Конечно, некоторые сразу отвергают древнее понятие «замещения» на том основании, что оно может ввести в серьезное заблуждение или даже привести к ложному пониманию. Тем не менее несколько высказываний Нового Завета указывают на то, что в Своей смерти Христос действительно занял наше место. В двух синоптических Евангелиях можно найти знаменитое высказывание Иисуса о выкупе: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления [литрон] многих [анти поллон]» (138) (Мф. 20:28; см. также Мк. 10:45). «Выкуп» — это плата за освобождение из плена; сумма, которая дается в обмен на человека. Этот термин ясно указывает на замещение, равно как и предлог анти, переведенный как «за». Главное значение этого предлога — «вместо». Своей смертью Иисус занял наше место, отождествив Себя с грешниками. Следует отметить, что от такого отождествления Его душа скорбела (Мф. 26:36–39, 42–44; Лк. 22:41–44). Этим объясняется Его вопль отчаяния: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мк. 15:34). Почему Иисус был в муках, когда приближалась смерть? Может быть, Он боялся мучений, которые Ему предстояло пройти? Многие известные люди спокойно шли на смерть, хотя их вообще нельзя сравнить с Иисусом по величию. Его пугала не смерть как таковая, а смерть грешника — смерть, во время которой Он, безгрешный, будет испытывать ужас разлуки с Отцом, оставившим Его. Похоже, что именно это имел в виду Павел, когда писал, что Бог незнавшего греха «сделал для нас [хюпер] жертвою за грех [букв, «грехом»], чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21). Христос стал тем, кем Он до этого не был. Это означает, что каким–то непостижимым образом Он занял место тех, кто в противном случае сам должен был умереть. Апостол не хотел сказать, что Иисус — грешник, но он подошел очень близко к этому, стремясь передать мысль, что Бог относился к Нему так же, как к грешным людям.

Слово «выкуп» (дитрон) является частью семантического ряда слов, которые можно встретить в нескольких новозаветных отрывках. Обычно оно переводится понятием «искупить» или «искупление», как, например, в Рим. 3:24; Еф. 1:7; Тит. 2:14; Евр. 9:12,15; 1 Петр. 1:18,19. Смысл этих высказываний сводится скорее к «искуплению», чем к «избавлению». «Искупительная» и замещающая смерть — это одна из формулировок, выбранных писателями Нового Завета с целью объяснить уверовавшим, что произошло на кресте. Павел то и дело обращается к этой мысли, хотя в большинстве случаев он употребляет предлог хюперу а не анти. Предлог хюпер обычно используется в значении «за» или «от имени», хотя иногда граничит с анти, «вместо», как, например, во 2 Кор. 5:15 и 1 Тим. 2:6. Это означает, Христос умер от нашего имени и вместо нас. Фактически у Павла слово «выкуп» приобретает истинный и адекватный смысл, когда апостол говорит, что Иисус предал Себя «для искупления [антилитрон] всех [хюпер]» (1 Тим. 2:6). Эти слова напоминают высказывание об искуплении, записанное в Евангелиях от Матфея и Марка. Здесь анти и хюпер употребляются как взаимозаменяемые. Примечательно также и то, что в данном стихе слово литрон дополняется приставкой анти. Это словосочетание, означающее «замену–выкуп», свидетельствует о том, что смерть Христа в данном отрывке истолковывается как действие, совершенное Иисусом вместо других.

Понятие замещения также явственно просматривается и в 1 Петр. 2:24, где мы читаем: «Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо», и в Евр. 9:28, где говорится, что Христос однажды принес Себя в жертву, чтобы «подъять грехи многих». Это означает не просто то, что Иисус смирился с разочарованиями и трудностями проживания в обществе грешных людей. Смысл выражения «нести грех» становится понятным из нескольких ветхозаветных отрывков, контекст которых показывает, что оно означает «нести наказание за грех». Так, в Библии записаны следующие слова Бога: «Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца и отец не понесет вины сына… беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18:20). Точно так же в Чис. 14:34 сорок лет странствования израильтян по пустыне описываются как несение ими наказания за грех восстания против Бога. Когда о Христе говорится, что Он понес наши грехи, это означает, что Он понес наказание за них.

Перед лицом такого внушительного множества фактов трудно отрицать, что замещение — это одно из понятий, используемых в Новом Завете, с помощью которого объясняется служение, жизнь и смерть Господа нашего Иисуса Христа.

3. Искупительно–умилостивительная смерть

Смерть Христа имеет также искупительное и умилостивительное (в библейском смысле) значение. Оно выражется в Новом Завете семантическим рядом, связанным со словом хиласкомаиу который используется в одном из самых важных отрывков Послания Павла к Римлянам: «Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления [хиластерион] в Крови Его чрез веру» (Рим. 3:24,25). Хотя производные от семантического ряда хиласкомаи традиционно переводятся как «умилостивление», «умилостивлять», многие современные богословы все же предпочитают заменять их словами «искупление», «искупать». Искупить значит снять вину, упразднить ее, заплатить за преступление. С другой стороны, умилостивить — значит умиротворить, примирить, приобрести чье–либо благорасположение или восстановить его. Это значит отвратить гнев — обычно с помощью подарка или подношения. Вне всякого сомнения, это значение было основным в классическом и эллинистическом греческом языке.

Современная богословская мысль отрицательно оценивает традиционное представление, согласно которому смерть Христа умиротворила гнев Бога, направленный против греха, и создала возможность для того, чтобы грешник стал получателем Божьей любви и благодати. Было доказано, что в большинстве случаев, когда в Септуагинте употребляются производные из семантического ряда хиласкомаи в качестве религиозных терминов, которые многие расценивают как основу мышления Павла, они используются не обязательно в том же значении, что и в светских произведениях. В Библии эти слова означают не «умилостивление» или «умиротворение» в их языческом понимании, а скорее снятие вины или осквернения. Поэтому не следует считать Бога капризным или мстительным, Чей гнев был умиротворен жертвой Христа, изменившей мнение Бога о грешниках.

Эти важные выводы были сделаны в результате исследований. Тем не менее можно задать правомерный вопрос: было ли сказано последнее слово в этой дискуссии? (139)

Практически нет сомнений в том, что языческие представления о гневе и умилостивлении отсутствуют в библейской картине Бога. Библейский Бог — это не то существо, которое можно умиротворить, как и древних языческих богов. Слова из семантического ряда хиласкомаи описывают смерть Христа как искупление наших грехов, снятие вины и скверны греха. Вместе с тем сказать, что Библии вообще чужда идея гнева и умилостивления, значит пренебречь рядом библейских высказываний.

Например, знаменитый отрывок из Рим. 3:21–26, где апостол чрезвычайно убедительно говорит об искуплении, которое Бог совершил через Иисуса Христа, является, по сути дела, кульминацией перечня аргументов, начавшегося с провозглашения Божьего гнева против греха: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков» (Рим. 1:18). В этих аргументах последовательно подчеркивается Божий гнев и суд (Рим. 2:2, 4, 5, 8, 16; 3:4–6). Искупление грешника, поясняет Павел, было совершено посредством смерти Христа, «Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру» (ст. 25). Похоже, невозможно отрицать, что в контексте первых трех глав Послания искупление, совершенное Христом, содержит в себе элемент умилостивления. Гнев и суд занимают слишком важное место в этом связном отрывке, что не позволяет говорить об их отмене в процессе спасения верующего. Христос совершает как искупление, так и умилостивление Своей Кровью (ст. 25). Верующие (ст. 25а) понимают, что их вина снята и Божий гнев отвращен. Христос добровольно понес вину и гнев на Себе, Бог сделал «грехом» Того, Кто не знал греха (2 Кор. 5:21), и ради нас оставил Его, когда Он умирал на кресте. Бог таким образом разрешил проблему греха во Христе, что грех больше не является препятствием между Ним и людьми.

Ключ к пониманию термина хиластерион в данном отрывке находится в Евр. 9:5. Это второе из двух мест Нового Завета, где употребляется этот термин. Здесь оно переводится как «очистилище», то есть крышка ковчега, находящегося во Святом святых, где один раз в год кропилась кровь искупления (Лев. 16:11–14; см. Святилище I. Б. 1). Некоторые предлагали таким же образом перевести это слово и в Рим. 3:25 и приводили множество доводов в пользу этого. Это, например, делал Лютер.

То, что некоторые решительно отвергают саму идею Божественного гнева и умилостивления как недостойную христианского представления о Боге, вполне понятно, ибо Бог есть любовь. Однако ограничиться объяснением, что это безликое выражение просто указывает на причинно–следственную связь, значит, грешить против логики Павла. Этот термин не говорит о гневе в том смысле, в котором мы понимаем гнев, когда описываем наши человеческие переживания: как прихотливый или бесконтрольный и зачастую необъяснимый всплеск эмоций. Скорее, это обратная сторона всеобъемлющей Божьей любви, а также Его суровая реакция на зло.

Фактически именно сочетание Божьей святости, Его реакции на зло и Его непоколебимой любви к грешникам создает тот контекст, в котором Писание говорит об искуплении–умилостивлении. Бог свят. Христос пострадал вместо нас, удовлетворив справедливое требование закона (см. Рим. 8:4), тем самым устранив препятствие для оправдания виновных. Божья святость сделала наказание за грех неотвратимым. Но Бог принял на Себя наказание, Которое Он же Сам и установил. Любовь подвигла Его на то, чтобы понести это наказание вместо нас, сделать прощение возможным и преодолеть отчуждение. То, чего требовала Божья святость, совершила Его любовь. На кресте на века явлена святость Божьей любви и в полной мере проявилась любовь святого Бога. Здесь справедливость и милость встретились.

Примерно через 40 лет после Павла апостол Иоанн написал, указывая на Христа: «Он есть умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 2:2), обобщив суть вопроса интригующим заявлением: «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 4:10). Здесь мы находим одно из ярчайших утверждений, имеющих огромное значение для понимания христианского представления о кресте. Иоанн ясно утверждает, что Бог Сам, по Своей любви предложил дорогой Дар, Который снял с нас вину и отвратил гнев. По словам апостола, Бог «возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши». Благодаря кресту мы знаем и непоколебимо убеждены в том, что Бог есть любовь, любовь в высшем проявлении. Крест показывает, что любовь не смотрит на грех сквозь пальцы, но успешно борется с ним. Смерть Христа, как искупление и умилостивление, совершенное Самим Богом, является демонстрацией, доказательством Божьей любви и праведности (Рим. 3:26). Быть может, «искупление» и «умилостивление» — не идеальные слова в данной ситуации, но за неимением более точных определений нам придется использовать их, делая это достаточно осмотрительно. Более того, нас больше беспокоят не слова, а факты. Они свидетельствуют о двух великих реалиях: о реальности и серьезности греха, с одной стороны, и, с другой стороны, о глубине Божьей любви, предлагающей дар, который отвращает гнев от грешников и который должен быть «принят верой» (ст. 25). Устранить одно из этих двух измерений Божьей любви — значит лишить ее того смысла, который вкладывали в нее апостолы.

4. Оправдание

Понятия, которые мы до сих пор рассматривали — жертва, искупление, замещение и искупление–умилостивление, описывают важные аспекты жизни и смерти Христа. Вместе с тем существуют и другие метафоры искупления. Одна из них, доминирующая в посланиях Павла к Римлянам и к Галатам, — оправдание грешников благодатью Божьей (см. Спасение III. А. 1). Понятие «Оправдание» раскрывает спасительное значение жизни и смерти Христа в соотнесении с Божьим законом (Рим. 3:24–26; 5:16–21). По сути дела, апостол утверждает, что Бог справедлив, осуждая грех и наказывая за него; милостив, прощая и принимая грешников, и полновластен, гармонично проявляя обе стороны Своего характера посредством Христа Иисуса (Рим. 3:23–26). Библейский (140) смысл оправдания в том, чтобы объявлять человека праведным, принимать его как праведного и обращаться с ним как с праведным. В своей основе оправдание — это юридический термин, обозначающий юридическое действие, кульминацией которого становится оправдательный приговор, исключающий всякую возможность осуждения (см. Притч. 17:15; Рим. 8:33, 34).

Но если мы все грешники (Рим. 3:9, 23), все предстанем пред судом (2 Кор. 5:10; Рим. 14:10) и все заслуживаем осуждения, то как может Павел утверждать, что Бог оправдывает нечестивых (Рим. 4:5)? Ответ заключается в том, что Христос создал для этого все возможности. Иисус Христос, действуя от имени грешников, исполнил справедливое требование закона (Рим. 8:4). Своей кровью Он смыл с нас грехи (Рим. 3:25; 5:9). Благодаря Его послушанию Богу Его дети принимаются как соблюдающие закон (Рим. 5:19), ибо Своей праведной жизнью и жестокой смертью преступника Он искупил их от проклятия закона, сделавшись за них проклятием (Гал. 3:13). Как преступление одного человека привело к осуждению, так и праведность одного — Его безгрешная жизнь и смерть — даровало «всем человекам оправдание к жизни» (Рим. 5:18). Бог сделал Его «для нас праведностью» (1 Кор. 1:30), то есть нашей праведностью.

Бог не только спасает грешников, но и делает это по справедливости, как это и должно быть. Христос даже и не помышлял о каком–то компромиссе в области судебного правосудия, напротив, Он утвердил справедливый подход Своей жертвенной жизнью и смертью. Божий Закон не был изменен или отменен ради нашего оправдания, но был исполнен Христом, вторым Адамом, действующим от нашего имени. По словам Павла, смерть Христа доказала, что Бог является «праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Рим. 3:26). Послав в мир Христа, в Котором грех был фактически осужден и Который был наказан ради искупления виновных, Бог открыл то основание, на котором Он может простить и принять кающихся грешников как Своих детей, не жертвуя при этом правосудием (ст. 26). Было предусмотрено все необходимое для спасения всех.

Павел добавляет, что это нужно принять «чрез веру» (ст. 25). Вера — это не основание для оправдания, но средство, с помощью которого можно принять Христа и Его праведность; это протянутая пустая рука, которая, принимая Христа, получает Его праведность. Оправдание — это, по сути дела, вопрос восстановления взаимоотношений, что и обозначается словом «искупление».

5. Примирение

Примирение — это еще одно фундаментальное понятие, появившееся в результате стремления ранней Церкви объяснить природу и смысл креста. Служение Христа ассоциировалось с примирением и его влиянием на людей. Хотя в Новом Завете только Павел использует этот термин и только в четырех местах (Рим. 5:10, 11; 2 Кор. 5:18–20; Еф. 2:11–16; Кол. 1:19–22), идея примирения играет важную роль в истолковании служения Христа (см. Спасение III. А. 2).

Примирение имеет отношение к восстановлению разрушенных взаимоотношений. Это личностная категория. Примирение подразумевает установление взаимоотношений и достижение согласия после периода вражды. Как уже ранее отмечалось, вся суть Библии в том, что грех воздвиг барьер между невозрожденными людьми и Богом, не говоря уже о проблемах во взаимоотношениях между самими людьми. Павел говорит о грешниках как об отчужденных от Бога людях (Кол. 1:21) или просто как о Его «врагах» (Рим. 5:10), которые являются «по природе чадами гнева» (Еф. 2:3). Существует необходимость в примирении. Поскольку все четыре отрывка говорят о том, что люди должны примириться с Богом, некоторые сделали вывод, что только одна из сторон находится в состоянии вражды. Соответственно, примирение требует изменения только от нас, нашего возвращения к Богу. В этом есть доля правды. Однако с библейской точки зрения это не полная картина, и здесь также Божья святость и крест занимают центральное место.

Например, в Рим. 5:10 Павел пишет, что, «будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его». Сначала была вражда, а потом наступило примирение. Как это бывает в отношениях между людьми, примирение стало возможным благодаря устранению главной причины вражды, в данном случае греха. Люди неспособны сами удалить его, поэтому Бог помог убрать этот камень с дороги. Предельно ясно Павел отмечает, что мы можем понимать учение примирения как угодно, но именно Бог выступил инициатором примирения и совершил его через Христа. Роль креста Христова снова чрезвычайно важна, ведь, как говорит апостол, «мы примирились с Богом смертию Сына Его» (Рим. 5:10; см. Кол. 1:20).

С этой мыслью тесно связана другая: все это произошло потому, что Бог любит нас. Павел утверждает, что «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8); Он «умер за нечестивых» (ст. 6). С точки зрения Нового Завета любовь Божья не означает, что на грех можно смотреть легкомысленно или сквозь пальцы, но что он неизбежно влечет за собой наказание. Речь идет не о снисходительной амнистии, но об истинном прощении и примирении благодаря кресту Христову. Отец является Автором примирения. «Все же от Бога, — утверждает Павел, — Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак, мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает чрез нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2 Кор. 5:18–20).

В деле примирения человек не играет решающей роли. Это прежде всего действие Бога, продиктованное Его любовью, в результате чего Бог больше не вменяет нам наших преступлений. Примирение — это не только наше отношение к Богу, но и отношение Бога к нам. Он больше не видит в нас врагов, и в действительности мы уже не враги Ему. Нельзя сказать, что главное в примирении — это изменение отношения грешника к Богу; это объективное событие, совершенное Богом для нашего спасения. (141)

Изменение отношения со стороны грешника, в том числе прекращение вражды с Богом, является не причиной, а следствием примирительного служения Христа. Когда мы были «врагами», то не были примирены с Богом смертью Сына Его (Рим. 5:10). Неудивительно, что Павел вынужден добавить: «И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение» (ст. 11). Обратите внимание, что примирение — это нечто, что нужно «получить»; нечто, существующее объективно до того, как мы его испытаем на личном опыте. То, что было достигнуто Богом, выходит за рамки нашего человеческого отклика, и существует до этого отклика. Это означает, что Сам Бог примирился с человеком благодаря жизни и смерти Христа. И смерть Христа дала возможность святому Богу сделать для грешников то, что без нее Он не мог бы сделать.

Примирение с Богом приносит грешнику внутренний мир (Рим. 5:1). Оно также способствует примирению грешников со своими ближними. Классическим библейским свидетельством этому является дискуссия Павла в Еф. 2 о жесточайшей вражде, существовавшей в древнем мире между иудеями и язычниками. Язычники были «от–чуждены от общества израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире», но затем они «стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду… дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем» (Еф. 2:12–16). Примирение с людьми — это не случайный побочный продукт спасения грешника, но неотъемлемая его часть. Для этого нужно только принять в свою жизнь плоды примирения с Богом. Коль скоро достигнуто наше примирение с Богом, должно произойти и примирение друг с другом.

Д. Масштабы подвига искупления

Обосновывая свои представления о предопределении текстами Писания, в которых говорится о том, что Христос отдал Свою жизнь за овец (Ин. 10:1–15, 26, 27), за Церковь (Деян. 20:28; Еф. 5:25) или за многих (Мк. 10:45), и утверждениями, которые как будто ограничивают посредническое служение Христа одними учениками и теми, кого они приобретут своей проповедью (Ин. 17:9, 20, 24), некоторые настаивают, что искупление, совершенное Христом, направлено только к тем, кто фактически спасается, — к группе счастливчиков, избранных Богом.

Однако, читая Писание, мы видим, что новозаветные писатели характеризуют дело искупления как вселенское по своим масштабам, доступное всем грешникам, но действенное лишь в том случае, когда оно принимается человеком лично. Так, Иоанн описывает смысл пришествия Христа и Его смерть универсальными категориями (Ин. 3:16,17), как то, что решило проблему грехов «мира» (Ин. 1:29; 1 Ин. 2:1; 4:14). Павел точно так же говорит о том, что Иисус умер «за всех» (2 Кор. 5:14, 15) или предал Себя «для искупления всех» (1 Тим. 2:6). Богу угодно, чтобы «все пришли к покаянию» (2 Петр. 3:9), потому что Христос вкусил смерть «за всех» (Евр. 2:9). Все эти стихи показывают, что ранняя Церковь считала Божий дар спасения универсальным и вселенским.

Тот факт, что Христос умер за всех, вовсе не исключает идеи, что Он умер только за избранных и что Его смерть производит свое действие в их жизни. Более широкий круг, конечно же, включает в себя и более узкий. Это видно в словах Павла, который пишет, что Бог — «Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1 Тим. 4:10). Искупление предназначено для всех, адресовано всем и достаточно для всех, но пользу от него могут получить лишь те, кто по своей собственной воле откликается на него с верой (см. Спасение I. Г.).

Наш анализ цели Христовой миссии показал, сколь необъятным и глубоким является Божье искупление. Писатели Нового Завета, находясь под водительством Духа, пытаются преодолеть несовершенство человеческого языка, когда объясняют смысл этого великого события. Различные речевые образы и символы, используемые Павлом и другими, проливают свет на различные стороны нашего греховного состояния. Мы упоминали жертву, искупление, замещение, искупление–умилостивление, оправдание и примирение. Все эти понятия важны, и ни одним из них не следует пренебрегать. Вместе с тем ни одно из них в отдельности не в состоянии охватить смысл креста в полной мере. Он значит несравненно больше. Искупление несет не только изглаживание греха и устранение вражды. Оно открывает путь для новой жизни во Христе. Эта новая жизнь славословия и роста во Христе, плод искупления, — немаловажная грань христианского опыта. К ней и призывает нас библейское учение искупления.