III. Превознесенный Господь

А. Воскресший Христос

Хотя крест занимает ключевое положение в Новом Завете, евангельская весть им не завершается. Вслед за крестом авторы Евангелия говорят о воскресении (Мф. 27:51–28:20; Мк. 16; Лк. 24; Ин. 20,21). Евангелие, которое Павел принял через откровение (Гал. 1:12), представляло собой весть о том, что «Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был и воскрес в третий день, по Писанию» (1 Кор. 15:3; ср. со ст. 1). Таким образом, смерть и воскресение Иисуса проповедовались как сама суть и сердце Евангелия. Павел, кажется, даже не желает говорить об одном событии без упоминания другого: «Христос (Иисус) умер, но и воскрес» (Рим. 8:34).

1. Фундаментальное событие

Несмотря на все вышесказанное, роль и значение воскресения в служении Христа обычно понимается недостаточно хорошо. Немалое число христиан рассматривает воскресение Христа в основном как самое сильное (142) доказательство своего будущего воскресения для жизни в вечной славе (см. Флп. 3:20; Откр. 21:1–22:5). Само по себе воскресение, похоже, не имело большого значения в деле искупления. Мы были искуплены крестом и только крестом. Однако новозаветная Церковь понимала воскресение Иисуса и последующее за ним Его вознесение не просто как подтверждающее, но центральное для христианской веры событие. Для первых верующих воскресение было началом, а не концом истории, в каком–то смысле краеугольным камнем христианской веры (1 Кор. 15:14,17). Оно рассматривалось не как типичный случай воскресения как такового, но как уникальное событие. Это было не просто оживление, как в случае с Лазарем или сыном вдовы из Наина, которых Иисус воскресил, но они затем снова умерли. Он воскрес воскресением Мессии, и это было определено Богом, чтобы указать на Иисуса как на Христа, Сына Божьего (Деян. 2:36; Рим. 1:4).

Вера первых учеников, полагавшихся на жизнь и служение Христа, на кресте разбилась вдребезги. Как сообщается в Книге Деяния, воскресение, рассматриваемое как могущественный декларативный акт Бога (Деян. 2:24, 32; 1 Петр. 1:21; Еф. 1:19, 20), придало новый смысл и укрепило веру, зародившуюся благодаря жизни Иисуса. Впервые Он занял подобающее для Себя место как Господь и Христос (Деян. 2:36; Рим. 1:4). Благодаря воскресению Иисус был провозглашен не только Мессией и Господом, но и «Начальником жизни» (Деян. 3:15), «Спасителем» (Деян. 5:31) и «Судией живых и мертвых» (Деян. 10:42). Воскресение развеяло неопределенность, окружавшую Его жизнь и смерть, в глазах Его учеников.

2. Пустая гробница

За исключением воинов, охранявших гробницу (Мф. 28:4), никто фактически не видел, как Иисус вышел из могилы. Но несколько человек видели пустую гробницу, и довольно большое количество людей видело воскресшего Господа. Некоторым воскресший Иисус явился близ Иерусалима, другим — в Галилее. Согласно библейскому повествованию, Господь явился женщинам, которые пришли ко гробу, чтобы помазать Его тело (ст. 9, 10); Марии Магдалине (Ин. 20:11–18), Симону Петру (Лк. 24:34; 1 Кор. 15:5), двум ученикам по дороге в Еммаус (Лк. 24:13–31; Мк. 16:12, 13), одиннадцати ученикам и некоторым их друзьям, собравшимся вечером в день воскресения (Лк. 24:33, 34; Ин. 20:19–23), Фоме спустя неделю (стихи 26–29), семи ученикам у моря Галилейского (Ин. 21:1–19), одиннадцати ученикам, собравшимся на горе в Галилее (Мф. 28:16, 17), Павел также говорил о явлении Господа 500 братьям (1 Кор. 15:6), ученикам, видевшим вознесение Иисуса на небо с горы Елеонской (Лк. 24:50, 51; Деян. 1:6–9), и Павлу на пути в Дамаск (Деян. 9:1–19). Ни в Евангелиях, ни у Павла нет хронологического перечисления всех фактов. Разночтения в деталях, таких как последовательность, количество и имена женщин, посетивших гробницу, и число ангелов, не так уж трудно свести в таблицу. Эти трудности, касающиеся деталей, не являются неразрешимым препятствием, если вспомнить, что каждый автор выбирал те факты, которые считал отвечающими поставленной им цели. Различное освещение одних и тех же событий разными авторами лишний раз подчеркивает тот факт, что они руководствовались разными интересами. Но если отвлечься от деталей, можно увидеть, что их основное свидетельство на редкость единодушно. Нет никаких доказательств того, что евангельская история была сфабрикована позднее после совместного согласования.

3. Физическое воскресение

Всем этим явлениям Христа после воскресения свойственны некоторые общие черты. Очевидцами были те, кто к тому времени уже был в числе последователей Христа. «Бог, — как Петр сказал Корнилию, — дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предызбранным от Бога» (Деян. 10:40,41). Эти явления имели целью укрепить в вере тех, которые ранее приняли Его. Все библейские записи свидетельствуют о физическом, телесном воскресении Христа. Евангелисты говорят, что к Иисусу прикасались (Ин. 20:27), что Он ел (Лк. 24:41–43), и с Ним разговаривали (Ин. 21:9–22). Это противоречит склонности греков представлять воскресение в виде абстрактного, не затрагивающего физические тела события. Для иудеев, живших в первом веке, было немыслимо воспринимать воскресение абстрактно; в их сознании оно всегда представлялось физическим воскресением. Бестелесное воскресение воспринималось бы ими как нелепость.

Существует неразрывное единство между Иисусом, каким Его знали ученики на протяжении многих лет, и воскресшим Господом. Он Сам заявил: «Дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24:39), сказав при этом: «Посмотрите… это — Я Сам» (ст. 39). Вместе с тем из описаний следует, что Его тело стало другим. Оно изменилось и уже не было подвержено ограничениям, присущим человеческой природе: запертые двери не были для Него помехой (Лк. 24:31; Ин. 20:10, 26). В то же время оно проявляло себя в прежних рамках и форме. Говоря языком Павла, тленное облеклось в нетление (1 Кор. 15:53). В некоторых случаях ученики не узнавали Иисуса, когда Он представал пред ними (Ин. 20:14; 21:4,12). Представляется существенным тот факт, что на физическом характере явлений Христа (Лк. 24:39–43; Ин. 20:20,27; 21:9–14) настаивают те два евангелиста, которые упоминают, что во время этих явлений Иисус уже вошел «в славу Свою» (Лк. 24:26) и «прославился» (Ин. 13:31; см. 20:22; 7:39). Марк также говорит о том, что Иисус «явился в ином образе» (Мк. 16:12).

Априори исключая любые чудеса, современный человек склонен отрицать, что воскресение Христа было историческим фактом сверхъестественного характера. Некоторые высказывали предположение, что ученики просто выкрали тело и спрятали его; другие же настаивали на том, что Иисус был жив после распятия и погребения, так как никогда в действительности не умирал, а просто потерял сознание. По мнению третьих, поскольку в этом месте захоронения, возможно, было несколько похожих гробниц, женщины, заблудившись в темноте, пришли к другому гробу, который действительно был пуст. Некоторые же убеждены, что ученики на самом деле не (143) видели воскресшего Христа, но в силу своей веры в Него и сильного стремления встретиться с Ним вообразили, что видят Его и слышат Его речь. В последние годы ученые отказались от поверхностных объяснений воскресения Христа. Его демифологизировали и заново истолковали, назвав просто способом благовестия о том, что в Иисусе из Назарета Бог уникальным образом вмешался в человеческую историю и остался в ней. Нас убеждают в том, что факт воскресения не имеет важного значения, поскольку является фактором веры, а не истории.

Ни одну из выдвинутых теорий, объясняющих наличие пустой гробницы и многочисленные явления Христа, или даже сочетание нескольких теорий нельзя признать адекватной или удовлетворительной. Увидев Его, ученики не пытаются объяснить, что произошло. Для них воскресение Христа было Божьим действием (Деян. 2:24, 32; Рим. 6:4; 1 Петр. 2:1), исполнением пророчеств Ветхого Завета (Деян. 2:25–36; 1 Кор. 15:4), частью вечного Божьего замысла по спасению грешников. Тот факт, что ученики, надломленные и обескураженные во время распятия, через несколько недель смело бросили вызов тем, кто осудил Иисуса, и стали проповедовать о Его воскресении и владычестве, наилучшим образом доказывает историчность этого события (Деян. 2:22–24; 3:14, 15; и особенно 4:10). С самого начала они с великой силой свидетельствовали о воскресении своего Господа (Деян. 2:24; 4:33), оставляя на волю Бога то, чего не могли понять.

4. Значение Христова воскресения

Для авторов Нового Завета воскресение Иисуса Христа — это новое действие Бога, историческое событие, имевшее место в истории нашего мира. Его богословское значение невозможно переоценить.

Воскресение имеет важное христологическое значение. Для апостолов его главный смысл заключался в том, что оно было Божественным подтверждением притязаний Иисуса, связанных с Его Личностью и работой. Все, что сделали руки нечестивых, было обращено вспять оправдательным действием Бога: «Сего [Иисуса]… вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его» (Деян. 2:23, 24; 10:39, 40). Апостолы не только постоянно подчеркивали, что Иисус воскрес, но и что Бог воскресил Его или что Он был воскрешен Богом (Деян. 2:32,36; 3:15; 4:10; 5:30; Рим. 4:24,25; 6:4; 8:11; 1 Кор. 15:4,15; 2 Кор. 4:14; Гал. 1:1; Евр. 13:20; 1 Петр. 1:21 и т. д.). Благодаря воскресению Иисус «открылся Сыном Божиим в силе» (Рим. 1:4; см. Деян. 13:33). Оно ознаменовало Его возвышение как Господа и Христа (Деян. 2:29–36; Флп. 2:9–11), о чем Сам Иисус сказал после Своего воскресения: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18). Воскресив Его из мертвых, Бог «прославил Сына Своего Иисуса» (Деян. 3:13) и поставил Его Судьей мира (Деян. 10:42; 17:31; ср. с Ин. 5:22,27). Как «живой», Он держит «ключи ада и смерти» (Опер. 1:18).

Помимо христологического значения, воскресение также важно для грешников. Это спасительное событие, ибо, как выразился Павел, Иисус «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25). Спасены будут лишь те, кто будет устами своими «исповедовать Иисуса Господом» и веровать сердцем, «что Бог воскресил Его из мертвых» (Рим. 10:9). Те, кто крестился в смерть Его, «соединены с Ним подобием смерти Его» и будут также «соединены и подобием воскресения» (Рим. 6:3–5; Воскресение I. А. 2). Ожидая этого дня и «сораспявшись Христу» (Гал. 2:19), то есть пережив смерть для греха, они «погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца», и они могли жить обновленной жизнью (Рим. 6:4; см. 8:9–11; Еф. 2:4–7; Кол. 2:12; 3:1–3) и приносить «плод Богу» (Рим. 7:4; см. 1 Петр. 1:3). По мнению Павла, воскресение Христа чрезвычайно важно: «А если Христос не воскрес, — пишет он, — то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша… если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших» (1 Кор. 15:14,17). Наша проповедь, наша вера и наше спасение не совершаются вне связи с Христовым воскресением. В нем мы имеем залог того, что Бог завершит Свой план искупления.

Б. Вознесшийся Господь

Согласно Писанию, Христос не просто воскрес из мертвых, но еще и вознесся на небо как Богочеловек и наш Ходатай. Вознесение — важный фактор в жизни Христа и христиан. Невозможно составить полного представления об Иисусе Христе, если не принимать во внимание вознесение и его последствия. Без него нельзя понять небесное служение нашего Господа и Его второе пришествие.

1. Свидетельство Библии

Единственное подробное описание вознесения Иисуса дано в Деян. 1:2–11. В сжатом виде оно также описано в Лк. 24:51 и в Мк. 16:19. Несколько мест в Евангелиях свидетельствуют о том, что наш Господь предвидел Свое вознесение, совершая служение на земле (Лк. 9:31,51; Ин. 6:62; 7:33; 14:12, 28; 16:5, 10, 28). Оно также упоминается или предполагается в некоторых местах Книги Деяния святых апостолов (2:33–35; 3:21; 7:55,56; 22:6–8; 26:13–15). Кроме того, можно найти дополнительные ссылки и намеки на это событие в Флп. 2:9; 1 Тим. 3:16; Евр. 1:3; 2:9; 12:2; 1 Петр. 3:22; Откр. 1:13; 5:6. Таким образом, мы имеем более чем достаточное количество библейских свидетельств об этом славном событии.

Описание вознесения Иисуса в Книге Деяния часто подвергается сомнению по той причине, что оно произошло вопреки закону всемирного тяготения. Кроме того, создается впечатление, будто небо находится недалеко от земли, что в глазах современной науки совершенно немыслимо. Однако для авторов Нового Завета вознесение не более загадочно, чем воскресение или воплощение Христа. Для них это неотъемлемая часть Божьего плана спасения, такая же чудесная, как и две другие. Кроме того, нет основания полагать, что Лука, который как опытный историк сверяет описываемые факты со свидетельствами очевидцев и оригинальными источниками (Лк. 1:1, 2; ср. с Деян. 1:1, 2), не произвел бы такой же тщательной проверки подробностей происшедшего и в данном конкретном случае. (144)

2. Значение вознесения для Самого Христа

Вознесение засвидетельствовало о возвышении и прославлении воскресшего Христа после завершения Его служения на земле (Флп. 2:9). Для Него оно означало полное подтверждение Его победы (Еф. 4:8) и возобновление Его личного общения с Отцом во славе (Ин. 17:5). В тот момент Бог «превознес (хюперипсосен) Его… выше всякого имени» (Флп. 2:9).

Пытаясь описать жизнь нашего Господа после вознесения, авторы Нового Завета периодически цитируют слова: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс. 109:1). Прямая цитата этого стиха имеется в Мф. 22:44; Мк. 12:36; Деян. 2:34,35; 1 Кор. 15:25; Евр. 1:13; 10:12,13, и косвенная ссылка присутствует в различных отрывках, где говорится о естестве Иисуса (Деян. 2:33; Рим. 8:34); о том, как Он восседает (Еф. 1:20; Кол. 3:1) или стоит (Деян. 7:55,56) по правую руку от Бога, доколе все Его враги не будут покорены. Внимательное прочтение этих стихов приводит к выводу, что многие из них не просто подчеркивают исторический факт вознесения Христа в определенный день, но и говорят о нем как о длящемся событии. Эта точка зрения также раскрывается в Рим. 8:34 и 1 Петр. 3:22, где апостолы заявляют, что Иисус находится «одесную Бога». Это, однако, не означает, что Христос пребывает в праздности. Напротив, смысл этого очень точен. Это говорит о высоком положении и славе вознесшегося Богочеловека. Воскресение положило начало великим переменам; вознесение же ясно показывает, что Христос восшел к Своему Отцу и что в Его руках теперь сосредоточена вся власть.

3. Значение вознесения для верующих

Вознесение Христа также имеет важное значение для верующих христиан. Оно подчеркивает не столько физическую удаленность, сколько духовную близость Христа (Мф. 28:20). Он «жив во веки веков» (Откр. 1:18). По словам Самого Бога, Его «престол… в век века» (Евр. 1:8). С момента вознесения Новый Завет постоянно заверяет нас в том, что Христос жив и что в Его жизни сокрыта жизнь верующих. Вознесение позволило Ему послать Святого Духа (Ин. 16:7; Деян. 2:33), чтобы обличить мир о грехе (Ин. 16:8), наполнить сердца Своих учеников (Ин. 14:17), назидать и наставлять их (Ин. 14:25,26; 16:14,15), дать им силу для благовестил (Деян. 1:8; 4:8,31), создать новую общину верующих (Деян. 2:41–47; 2 Кор. 13:14; Флп. 2:1, 2). Хотя Господь вознесся на небо, Он продолжает наставлять Своих через дар Духа, Который должен научить их всему (Ин. 14:26) и наставить их на всякую истину. При этом Дух будет говорить не от Себя, но, как сказал Иисус, «от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16:14). Это иллюстрируется излитием дара пророчества на Церковь, «ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества» (Откр. 19:10; см. Бог VII. В; Духовные дары X. Г).

В. Первосвященническое служение Христа

1. Свидетельство Библии

Тот, Кто взошел на небеса, теперь является нашим великим Первосвященником (Евр. 4:14; 6:20) в небесном святилище — истинной скинии, по образцу которой была сооружена скиния земная (Евр. 8:1, 2), совершая за нас служение ходатайства (Евр. 7:24, 25; Рим. 8:34). Первосвященство Христа — это одна из самых значимых тем в Послании к Евреям (2:17; 3:1–4:15; 5:10; 6:20 и т. д.). Он «вошел… в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лицо Божие» (Евр. 9:24). Он принес Себя в жертву за грех на кресте только один раз (Евр. 7:27; 9:28; 10:11–14), и ее преимущества доступны всем. В настоящее время Он является одновременно священником и жертвой. Как следует из Писания, служение Христа на небе так же важно для спасения грешников, как и Его смерть на кресте.

2. Два разных служения

Два разных служения, которые священники из колена Левия совершали в земной скинии, были наглядной иллюстрацией плана спасения. Они образно иллюстрировали служение Христа на небесах (см. Святилище Ш. Г). В этом смысл многочисленных упоминаний о священниках и первосвященниках, исполняющих свое служение в земном святилище, которыми изобилует Послание к Евреям (Евр. 4:14,15; 6:20; 7:27; 8:3; 9:7, 12, 24). Ежедневное священническое служение в первом отделении земного святилища, которое называлось «Святое», было преимущественно служением посредничества и примирения, символизировавшим истину о том, что через посредническое служение Христа кающийся грешник может в любое время с уверенностью прийти к Отцу (Евр. 4:14–16; 7:25; 10:19–22; см. Святилище). Один раз в году в День искупления первосвященник, и только он один, совершал служение очищения святилища и народа Божьего, принося за них жертвы очищения (Лев. 16:16–20,30–32). В тот день, как сказал Господь Моисею, «очистит [первосвященник] Святое святых и скинию собрания, и жертвенник очистит, и священников и весь народ общества очистит» (Лев. 16:33). День тот рассматривался как день суда (Лев. 23:29; см. Святилище I. В. 3. а. и б.) и типологически предвосхищал процесс последнего суда, в результате которого греху и грешникам будет вынесен окончательный приговор. Писание говорит нам, что этот суд произойдет до Второго пришествия Христа, ибо Он вернется в славе, чтобы воздать каждому по делам (Мф. 16:27; 25:31–46; Рим. 2:6). Время, когда Христос должен был начать это реальное служение очищения и суда, было определено в Дан. 7–9 и, согласно расчетам, приходится на 1844 год н. э. (см. Суд Ш. Б. 1).

3. Вознесшийся, чтобы владычествовать и исполнить все

Новый Завет добавляет, что Иисус вознесся на небо еще и для того, чтобы владычествовать над всем и исполнить все (Еф. 4:10; Откр. 1:5). Он выше всякого правления, начала и власти как в этом веке, так и в веке грядущем (Бф. 2:21). Он был возвышен, «дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено» во всей Вселенной (Флп. 2:10). По словам Петра, Он «взойдя на небо, пребывает одесную Бога», и Ему «покорились Ангелы и власти и силы» (1 Петр. 3:22). Ему дана всякая власть на небе и на земле. Он есть «глава Церкви» (Еф. 1:20–23; 5:23; Кол. 1:18), Царь и священник, и Его царствование служит гарантией того, что добро восторжествует над злом. (145)

Г. Второе пришествие Христа

1. Свидетельство Библии

Второе пришествие Христа тесно связано с Его вознесением и первосвященническим служением. Хотя Он пришел в наш мир, чтобы основать Божье Царство и наполнить мессианскую надежду истинным духовным смыслом, все же, как Он Сам заявил, Его миссия во время Его первого пришествия была осуществлена не до конца. Ему надлежало на время прервать видимую связь с землей (Мф. 16:21). Он должен был на время удалиться (Ин. 14:19; 16:7), но пообещал прийти опять, завершить начатое дело (Ин. 14:1–3) и привести Божье Царство к состоянию окончательного торжества и славы (Мф. 25:31–46; см. Второе пришествие I. Г. 4).

Библейская концепция Второго пришествия нашего Господа выражается терминами: парусин («присутствие», «прибытие», «пришествие»), который часто применялся для описания прибытия владыки или царя (как в Мф. 24:27, 37, 39; 1 Кор. 15:23; 1 Фес. 2:19; 3:13; Иак. 5:7,8; 2 Петр. 1:16; 3:4) во славе; апокалипсис («раскрытие», «откровение») (Лк. 17:30; 1 Кор. 1:7; 2 Фес. 1:7, 8; 1 Петр. 1:13); эпифания («проявление», «явление») — этим словом обозначается как воплощение Христа (2 Тим. 1:10), так и Второе пришествие (2 Фес. 2:8; 1 Тим. 6:14; 2 Тим. 4:1,8; Тит. 2:13). Все эти термины подчеркивают мысль о том, что Христос, Который в настоящее время находится одесную Отца и совершает Свое первосвященническое служение, придет опять, окруженный видимой славой, явив миру Свою истинную природу. Ветхозаветный «день Господень», который применительно ко Христу звучит как «день» (Деян. 17:31), «тот день» (Мф. 7:22; 2 Фес. 1:10; 2 Тим. 1:18; 4:8), «день нашего Господа Иисуса Христа» (1 Кор. 1:8), «день, когда Сын Человеческий явится» (Лк. 17:30), «день Иисуса Христа» (Флп. 1:6) или «день Христов» (ст. 10; 2:16), а также «последний день» (Ин. 6:39, 40; 12:48), является частью намеченного Богом плана развития событий в конце времени (см. Второе пришествие I. Б).

2. Способ возвращения Христа

Второе пришествие Христа будет личным (Мф. 24:36; Деян. 1:7) и одновременно публичным событием, видимым для всех (Лк. 17:23, 24; Откр. 1:7), слышимым (1 Фес. 4:16), в силе и славе (Мф. 24:30; 2 Фес. 1:7). Он вернется, чтобы взять искупленных (Мф. 24:31; 25:32–34). Умершие праведники воскреснут (1 Кор. 15:23, 52, 53; 1 Фес. 4:16), а живые будут мгновенно преображены, облекутся в нетление и обретут новую жизнь, не вкусив смерти (1 Кор. 15:52, 53; 1 Фес. 4:17; Евр. 11:40; см. Второе пришествие I. Д). Хотя пришествие Господа неотвратимо, время этого события неизвестно. В Новом Завете есть немало мест, где говорится, что оно будет неожиданным и внезапным. Несмотря на то, что Второму пришествию будут предшествовать определенные знамения, указывающие на его приближение (Мф. 24:5, 7, 9, 29), оно подкрадется незаметно, как вор, проникающий в дом (Лк. 12:39, 40). Знаменательное событие произойдет внезапно и неожиданно, «в который час не думаете» (Мф. 24:44). Вместе с тем оно уже «у дверей» (Иак. 5:8, 9; 1 Петр. 4:7; 1 Ин. 2:18). Поскольку «о дне… том и часе никто не знает» (Мф. 24:36), Иисус и авторы Нового Завета призывают верующих быть все время внутренне готовыми и с нетерпением ожидать возвращения Господа (Мф. 24:44; 25:1–12; Иак. 5:9), а также стремиться к чистоте (2 Петр. 3:11, 12; 1 Ин. 3:2, 3).

3. Торжество Царства

Будучи прелюдией к тысячелетнему царству (см. Тысячелетнее царство I. В), славное возвращение Христа ознаменует собой окончательное торжество Его дела и установление Божьего Царства, которое суть также и Царство Христа (Мф. 13:41; 16:28; Лк. 22:30; Ин. 18:36; Кол. 1:13; 2 Петр. 1:11; Еф. 5:5). Как это ни парадоксально, Иисус объявил, что Царство, которое придет во славе в конце века (Мф. 25:31–46), фактически уже наступило и осуществляется в истории в Его лице и благодаря Его миссии: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:15; см. Мф. 12:28).

Хотя сатана будет уничтожен только в конце тысячелетнего царства (Откр. 20:10), Иисус мог сказать, что Его Царство уже присутствует среди людей (Лк. 17:21). Промежуток времени до окончательного празднования победы продлится неопределенное время и имеет сравнительно небольшое значение. Решающим событием была смерть и воскресение нашего Господа. Его второе пришествие, хотя оно чрезвычайно важно, по сути дела, станет завершением дела спасения. Служение Христа, совершенное Им во время Первого пришествия, ознаменовало начало эсхатологической эпохи (Евр. 1:2; 1 Ин. 2:18; 1 Петр. 1:20). Верующий христианин теперь живет «между временем и вечностью», между «уже» и «еще нет», ожидая «явление пришествия» Христа (2 Фес. 2:8) и пребывая в уверенности о Его присутствии, Его первосвященническом служении и Его пришествии как «Царя царей и Господа господствующих» (Откр. 19:16).

Вступив в этот лукавый век и вторгнувшись во владения сатаны, Христос сотворил духовную реальность в настоящем, и в ней уже ощущаются благословения Божьего правления (Кол. 1:13), в том числе и вечная жизнь (Ин. 3:16). Как говорит Он Сам, «верующий в Сына имеет жизнь вечную» (Ин. 3:36; см. 1 Ин. 5:12). Этой вечной жизнью мы обязаны жизни, смерти и воскресению Христа, которые ознаменовали начало новой фазы Царства Божьего. Это то, чем можно наслаждаться уже сегодня, хотя вся полнота его блаженства относится к будущему времени, когда план спасения будет завершен. Тем временем последователи Христа призываются возлюбить пришествие своего Господа, ожидать и делать все для того, чтобы оно произошло как можно скорее (Лк. 12:35–37; 1 Кор. 1:7, 8; 1 Фес. 1:9, 10; 2 Петр. 3:11, 12). Они должны ожидать парусию не с ужасом и страхом, но с уверенностью и радостным предвкушением, как «блаженное упование» (Тит. 2:13), полагаясь на все то, что грядущий Господь уже сделал для них на кресте и в процессе Своего первосвященнического, ходатайственного служения (Рим. 8:34; Евр. 4:15,16). (146)

Д. Призыв к отклику

Проведенный нами анализ показывает, что библейский Христос — это вечный Сын Божий, Который облекся в человеческую плоть и явил Себя уникальной Личностью. Он показал, что в Нем нет греха и что Он владычествует над всем творением. Библейский Христос осознанно и по Своей доброй воле отдал Себя в выкуп за грешников и умер на кресте, чтобы верующие в Него избавились от чувства вины и наказания за грех. Тот же Христос воскрес из мертвых в физическом теле, на котором остались следы распятия. Он вознесся на небо как наш Первосвященник. Библейский Христос вскоре снова придет в силе и славе, чтобы положить конец нынешнему миру.

Все это было делом Бога. На протяжении всей Библии делается акцент на том, что инициатива в деле нашего спасения принадлежит Богу. В то же время в ней звучит не менее ясный призыв к людям откликнуться на Божью благодать. Библия призывает святых и грешников не довольствоваться восторженным созерцанием добродетелей Христа, но идти по Его стопам и подражать Ему, доколе они не станут похожими на Него. Бог призывает не просто к спасению, но и к тесной и постоянной связи с Ним, к пребыванию во Христе (Ин. 15:4,7). В аллегории с виноградной лозой Иисус выразил идею двойного пребывания: «Пребудьте во Мне, и Я в вас» (Ин. 15:4; ср. со ст. 5). Он утверждает, что ветви не могут плодоносить, если не привиты к Лозе. Это очень хорошо выражает главенствующую роль Христа в жизни верующего. Не менее важно и то, что живущий во Христе поступает так, как Он поступал (1 Ин. 2:6), соблюдает Его заповеди (1 Ин. 3:24) и проявляет любовь, подобную Христовой (1 Ин. 4:12). Удивительная частота, с которой Иоанн обращается к идее «пребывания» в своем Первом послании (1 Ин. 2:6, 24, 27, 28; 3:6, 24; 4:12, 13, 15, 16; ср. с 2:10, 14; 3:9, 14, 17), указывает на его стремление указать на источник силы для новой жизни.

Павел не менее ясно и убедительно объясняет значение в нашей жизни Божьего плана спасения через Иисуса Христа. То, что произошло со Христом, влияет на каждого верующего, пребывающего в Нем, ибо кто «во Христе, тот новая тварь» (2 Кор. 5:17). Новое творение — значит новые принципы жизни, новые интересы, новые нравственные ценности, новый образ мышления. Произошло слияние со Христом, ибо «все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились» (Рим. 6:3). Вся жизнь теперь протекает под знаком пребывания во Христе (см. 1 Кор. 4:17).

Библейская идея тесных взаимоотношений между верующим и Христом настолько неисчерпаема и могущественна, что Павел добавляет к своей концепции «во Христе» понятие «Христос в нас». Вне всякого сомнения, Павел пережил это на личном опыте, который он выразил словами: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Этот опыт должен был стать нормой, ибо апостол молится о том, чтобы обращенные в Ефесе испытали то же самое благословение: «Верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф. 3:17). Это возможно благодаря участию живущего в нас Святого Духа. Данную идею трудно постичь и осмыслить — сам Павел называет ее тайной (Кол. 1:27). Но он глубоко убежден в ее истинности и рассуждает о том, насколько верующие в Коринфе могут понять ее (2 Кор. 13:5).

Истинная проповедь Евангелия жизни и смерти Иисуса Христа включает в себя не только весть о том, что Христос жил и был распят за нас, но и то, что через обращение и крещение мы были распяты с Ним и теперь живем новой жизнью. Согласно Писанию, это не просто пункт нашего вероучения, но и повседневный опыт, который продлится до наступления полноты времен, когда Христос придет опять.