III. Будущее состояние человека

Хотя заманчиво пуститься в смелые рассуждения о будущем состоянии человечества, тем не менее к этой теме следует подходить с большой осторожностью, «ибо мы отчасти знаем… Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13:9, 12). С другой стороны, библейское откровение позволяет нам изложить некоторые факты.

Дуалистическое мышление приучило христиан представлять будущее состояние или «рай» в нематериальных категориях. Это объясняется, помимо прочих факторов, чрезмерной сосредоточенностью на ценности духа и пренебрежением библейской истиной о том, что все праведники получат свою награду в одно и то же время, при Втором пришествии. Поскольку умершие праведники представляются бесплотными, сознательными существами, получающими свою награду сразу после смерти, значит, они пребывают именно в таком нематериальном «раю». Однако Библия говорит о двух реальных местах обитания спасенных: одно из них временное, другое — постоянное.

А. Временное жилище спасенных

Нам известно, что на небесах обитают Бог и ангелы (3 Цар. 8:30, 39; Пс. 10:4; 52:3; 79:15; 101:20; Мф. 5:16, 45, 48; 6:9), оттуда сошел Христос первый раз (Ин. 3:13, 31; 6:38), и туда Он вознесся после Своего воскресения (Евр. 9:24). Оттуда Он также сойдет при Втором пришествии, когда возьмет к Себе праведных (Ин. 14:1–3; 1 Фес. 4:13–18; 1 Петр. 1:4).

Небеса станут временной обителью для праведных. Там они будут выполнять свои судебные обязанности, о которых Библия говорит как о царских полномочиях (Дан. 7:22, 26; 1 Кор. 6:2, 3; Откр. 3:21; 20:4), связанных с небесной славой. Но этих обязанностей у них не будет после окончательного уничтожения нечестивых; тогда праведные наследуют новую землю (Откр. 21:1–7; см. Суд III. Б. 2; Тысячелетнее царство I. В. 2).

Б. Вечная родина спасенных

Впервые обетование о новой земле встречается в Книге пророка Исаии (65:17,21–23; 66:22,23) в контексте очищения святой земли от скверны идолопоклонства. Хотя (168) некоторые аспекты этих ветхозаветных пророчеств, обусловленные послушанием Израиля, уже потеряли свою значимость, в целом пророчества подтверждаются в Новом Завете (Мф. 5:5; 2 Петр. 3:11–13; Откр. 21:1; см. Библейская апокалптика П. Б. 1).

Это указывает на наличие гармонии между протологией и эсхатологией. Наступит «пакибытие» или новая жизнь (Мф. 19:28), время «совершения всего» или время, когда Бог восстановит все (Деян. 3:21) в соответствии со Своим первоначальным замыслом, после чего все навеки будет сообразовываться с Его волей (Евр. 12:27).

Божий замысел предусматривает земной дом для людей (Пс. 8:7–9). Человек, сотворенный в шестой день вместе с остальными земными созданиями (Быт. 1:24), был образован из праха земли (2:7) и, по сути дела, связан с ней (3:19). Земля всегда была важным элементом в обетованиях завета (Быт. 12:7; 13:14,15; 15:18; 17:8; 26:3,4), которые не ограничивались Палестиной, но включали весь мир, будущее наследие Божьего народа (Рим. 4:13; Евр. 11:13).

«Новое небо и новую землю» не следует воспринимать как другую разновидность Вселенной. Слова, используемые в обетовании Ис. 65:17, восходят к Книге Бытие, где они достаточно ясны. «Небо» — так Господь называет атмосферу (ст. 8), по которой летают птицы (ст. 20); «Земля» — это поверхность земли (ст. 10). Соответственно новое небо и новая земля будут не каким–то новым, межзвездным пространством или новой планетой, но пригодной для жизни средой на нашей земле, обновленной и очищенной огнем (2 Петр. 3:10–13; Пс. 101:26, 27; Евр. 12:27, 28). В Библии изредко упоминается о физических характеристиках вечной жизни, поскольку взаимоотношения гораздо важнее среды обитания.

Взаимоотношения на новой земле будут отличаться праведностью (2 Петр. 3:13). Подобно тому, как восстание против Бога при грехопадении Адама и Евы привело низшие формы жизни к агрессивному поведению, и это было одним из следствий проклятия греха (Быт. 3:14–19), так и вселенский пульс согласия между Божьими творениями будет способствовать миру благодаря Божьему благословению (Ис. 11:5–9; см. И. В. 2).

Поскольку грех будет навеки изгнан с этой земли, спасенные будут утверждены в праведности, им не будут угрожать последствия греха, такие как смерть или боль, и первоначальный замысел Бога наконец–то исполнится (Откр. 21:4). Вся история человеческого греха, страдания и зла покажется тогда всего лишь перипетией в осуществлении Божественного замысла (см. Новая Земля И).

В. Прославленное тело

Описание библейского монизма (или унитарного представления о человеке, см. I. Д. 2 выше) было бы неполным без рассуждения о будущем теле спасенных, хотя бы краткого. Библейская эсхатология решительно связывает награду спасенных с новой землей.

Уже во дни Павла некоторые дуалисты сводили христианские надежды на окончательную участь спасенных к исключительно бестелесному состоянию (2 Тим. 2:18). Благодаря усилиям Павла исправить это заблуждение и ясному свидетельству Писания о воскресении Христа и о воскрешении праведников в последний день (Рим. 8:11, 23; 1 Кор. 6:14–20; 15:20,23,53; Кол. 1:18; Откр. 1:5), даже в традиционном христианстве сохранилось учение о прославленном теле.

Однако более поздние дуалисты обратились к словам Павла, записанным в 1 Кор. 15:44–49, чтобы на их основании свести на нет «физический аспект» тела воскресших святых. Павел в этом отрывке обсуждает аргумент, распространенный в среде саддукеев и различных еретиков его времени и используемый ими для отрицания воскресения на основании того, что наше нынешнее тело неспособно сохраняться вечно и/или недостойно этого (ст. 35). Он приводит контраргумент, согласно которому необходимая перемена не нарушает преемственности, ведь преемственность между пшеничным семенем и вырастающим растением остается (стихи 36–41). Затем он признает (дистанцируясь от крайних фарисейских точек зрения, согласно которым человек воскреснет в том же теле, в каком он жил до смерти [2 Варуха 50:2]), что тело спасенных изменится (стихи 42, 43): «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе».

Павел продолжает: «Сеется тело душевное, восстает тело духовное» (ст. 44). В других переводах слово «душевное» переводится как «материальное, естественное». В результате противопоставления «духовного» «материальному» эти слова Павла воспринимаются как указание на бесплотность, а некоторые, в результате противопоставления «духовного» «естественному», пришли к выводу, что само тело «сверхъестественное», то есть абсолютно отличается от того, которое было сотворено в начале. Однако греческий оригинал не содержит подобных идей. Противопоставляемые прилагательные «материальный, естественный» и «духовный» в греческом оригинале передаются прилагательными псюхикос и пнеуматикос. Как мы уже раньше видели, и псюхе, и пнеума описывают внутреннюю жизнь человека. Дословно можно перевести так: сеется тело «душевное», восстает тело «духовное». Вот почему мы здесь не обнаруживаем противопоставления материального бесплотному или естественного «сверхъестественному» телу. Наше нынешнее тело описывается в этом стихе в метафизических терминах, которые используются для описания воскресшего тела. Поскольку наше нынешнее «душевное» тело не исключает физического измерения, то почему его не должно быть и у будущего «духовного» тела?

Прилагательные псюхикос и пнеуматикос — это характеристики или описание, но не полные определения. У нас «душевное» тело не потому, что кроме «души» у нас больше ничего нет, а потому, что мы наделены психикой и многими другими функциями, в том числе и физиологическими. Тогда мы должны задаться вопросом: на каком основании можно было бы противопоставить «душевное» тело «духовному»? В Новом Завете псюхе — это жизненно важная основа живого существа, которая часто обозначает всю личность (например, Мф. 2:20; Ин. 10:11; Деян. 2:41–43; Рим. 2:9; 16:4; 2 Кор. 12:5; Флп. 2:30). Но несколько раз это слово противопоставляется слову (169) пнеума. В этих отрывках псюхе — исключительно естественное начало, присутствующее в необращенных людях (отсюда перевод псюхикос как «естественное» в 1 Кор. 15:44 в некоторых англоязычных переводах). Пнеумау напротив, порой ассоциируется с обновлением внутреннего человека (1 Кор. 2:14, 15; Иуда 19), производимого Божьим Духом. Этот процесс завершится прославлением после воскресения, которое иногда описывается как дело Святого Духа (Рим. 1:4; 8:11).

По этой причине настоящее тело человека описывается в 1 Кор. как «душевное», поскольку оно наделено псюхе, но пока еще не «духовное», поскольку для этого необходимо дождаться воскресения. Следовательно, противопоставление «душевного» тела «духовному» в точности соответствует другим противопоставлениям: «тленное» и «нетленное», «немощное» и «сильное», «уничиженное» и «славное» — которые используются в предыдущих стихах. Здесь не добавляется никаких новых понятий относительно составляющих этого тела.

Это понятие вполне можно выразить так: «Сеется тело, наделенное естественной (привычной для нашего понимания) жизнью, восстает тело, наделенное жизнью/ духом сверхъестественной (ым)». Сверхъестественная жизнь для естественного тела человека была доступна в Едеме благодаря доступу к дереву жизни. В этом тексте никак не опровергается физический аспект будущего тела или возврат к изначальным условиям жизни на нашей земле.

На самом деле, поскольку воскресшее тело будет подобно телу Христа (Рим. 8:23; 1 Кор. 15:23; Флп. 3:21; Кол. 3:4), мы должны учитывать тот факт, что оно будет не только наделено жизнью и духом, но также плотью, которую Он показал Своим ученикам после воскресения из мертвых (Лк. 24:39).

Физический аспект нашего тела можно считать одним из самых наших скромных дарований, но, несмотря на это, он свидетельствует о том, что мы «дивно устроены» (Пс. 138:14). Тело во всей целостности и будет восстановлено, как и все прочее, потому что Библия говорит об этом времени как об «искуплении тел наших» (Рим. 8:23; см. Воскресение II).