VI. Комментарии Елены Уайт

А. Место человека в творении

«Тот, Кто сотворил звездные миры в вышине, искусно украсил поля цветами, Кто наполнил небо и землю чудесными знаками Своего могущества, решил увенчать Свои славные деяния и поставить властелина над всей землей, создал существо, достойное руки, дающей ему жизнь. Родословная человеческого рода, как указывает на это Слово Божье, берет начало не с развивающихся зародышей, моллюсков и четвероногих, а с Великого Творца. Адам был „сыном Божьим», несмотря на то, что его сотворили из праха земного.

Как представителю Бога, ему предназначено было властвовать над низшими существами, которые не могли постичь и признать власти Господа, но которые были наделены способностью любить человека и служить ему» (Патриархи и пророки, с. 45).

«Господь сотворил человека из праха земного. Он сделал Адама причастником Своей жизни, Своей природы. Дыхание Всемогущего оживило его, и он стал душой живой. Адам был идеально сложен; он был крепким, красивым и чистым, он носил образ своего Создателя…

Адам был поставлен царем Едема. Ему было даровано владычество над всеми живыми существами, сотворенными Богом. Господь наделил Адама и Еву таким разумом, который Он не дал никакому другому твореник). Он поставил Адама законным властелином над всеми делами рук Своих. Человек, созданный по образу Божьему, мог созерцать и по достоинству оценивать Божьи дела в природе» (Библейский комментарий АСД, т. 1, с. 1082).

Б. Сотворенные по образу Божьему

«Сотворенный Адам по своей физической, умственной и духовной природе был подобен Творцу. „Сотворил Бог человека по образу Своему» (Быт. 1:27), чтобы, живя бесконечно, человек с каждым днем все более полно раскрывал образ и отражал славу своего Создателя. Все его дарования могли гармонично развиваться, все его способности и энергия должны были постоянно возрастать. Всеобъемлющей была сфера их воплощения, великолепна область, открытая ему для исследования. Таинства видимой вселенной, „чудное дело Совершеннейшего в знании» (Иов 37:16) привлекали любознательность человека (173) своими загадками. Близкое общение с Творцом было для него огромным преимуществом. Останься он верным Богу, все было бы так всегда. На протяжении всей своей нескончаемой жизни он приобретал бы новые сокровища знаний, открывал бы свежие источники счастья и получал бы все более ясное понимание мудрости, могущества и любви Бога. Все более и более полно осуществлял бы он цель своего сотворения, все совершеннее отражал бы славу Создателя» (Воспитание, с. 15).

«Каждый человек, сотворенный по образу Божьему, наделен свойствами, схожими со способностями Создателя, — идвидуальностью, способностью думать и действовать. Люди, развивающие эти свои способности, могут нести ответственность, действовать и оказывать влияние на развитие характера других людей. Истинное воспитание и предполагает развитие у человека именно этих качеств, способности думать, а не просто отражать мысли других. Вместо того, чтобы ограничивать свои исследования изучением того, что сказано и написано людьми, они должны отправлять взоры к источникам истины, к обширным просторам, открывающимся для исследований в природе и в Божественном откровении. Пусть они помнят, что они в великом долгу перед своим Искупителем, и знают о своем предназначении, тогда их ум будет постоянно развиваться и укрепляться. Вместо слабовольных студентов учебные заведения будут выпускать творческих людей, умеющих думать и действовать, подчинять себе обстоятельства, а не быть их рабами, людей с широкими взглядами, ясным мышлением и смелыми убеждениями» (Воспитание, с. 17,18).

«Сотворенные, чтобы быть „образом и славой Божией» (1 Кор. 11:7), Адам и Ева получили дарования, достойные их высокого предназначения. Красивые, стройные, с правильными и прекрасными чертами лица, здоровые, светящиеся радостью и надеждой, они внешностью походили на своего Творца, но это сходство проявлялось не только внешне. Все их умственные и душевные дарования отражали славу Создателя. Наделенные незаурядными умственными и духовными дарами, лишь немного уступая ангелам (см. Евр. 2:7), Адам и Ева могли не только распознавать чудеса обозримой вселенной, но также понимали свою нравственную ответственность и обязанности» (там же, с. 20).

«Человек должен уподобляться Богу и внешне, и своим характером. Хотя только один Христос является „образом ипостаси Его» (Евр. 1:3), но человек был сотворен по подобию Бога. Первоначально его природа находилась в гармонии с волей Божьей, разум был способен постигать Божественные истины, его чувства были чисты, а страсти и вожделения подчинялись разуму. Человек был свят и счастлив тем, что носил образ Божий и жил в совершенном послушании Его воле» (Патриархи и пророки, с. 45).

«При сотворении человека была проявлена сила личностного Бога. Когда Бог создавал человека по Своему образу, то внешняя форма человека была совершенна во всех отношениях, однако в ней не было жизни. Тогда личностный, самосущий Бог вдохнул в эту форму дыхание жизни, и человек стал живым, дышащим, мыслящим существом. Все части человеческого организма были приведены в действие. Сердце, артерии, вены, язык, руки, ноги, чувства, умственные способности — все начало работать и было подчинено закону. Человек стал душою живою. Через Иисуса Христа личностный Бог сотворил человека и наделил его умом и силой» (Свидетельства для Церкви, т.8, с. 264).

В. Сотворение женщины

«Сам Бог дал Адаму друга жизни, „соответственного ему», друга, достойного его дружбы, любви и симпатии. Еву сотворили из ребра, взятого у Адама. Это означало, что она не будет ни господствовать над ним, ни унижаться им, но как равная ему имеет право на его любовь и защиту. Часть его самого, кость от костей его и плоть от плоти его, она была его вторым „я». Это говорило о том, насколько тесной и нежной должна быть связь между ними. „Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» (Еф. 5:29). „Потому оставит человек отца своего и мать свою , и пилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт. 2:24)» (Патриархи и пророки, с. 46).

Г. Смысл супружества

«Бог праздновал первый брак. Таким образом, семейный очаг также создан Творцом Вселенной. „Брак у всех да будет честен» (Евр. 13:4). Он является одним из первых даров, преподнесенных человеку Богом. Он был одним из тех двух установлений, которые Адам вынес за врата рая после падения. Когда в браке руководствуются Божественными принципами и повинуются им, тогда он служит благословением и помогает беречь нравственную чистоту и счастье человеческого рода. Такой брак удовлетворяет общественные запросы и возвышает человека физически, умственно и нравственно» (Патриархи и пророки, с. 46).

Д. Свободная воля

«Бог подчинил человека власти закона, сделав его соблюдение необходимым условием существования. Человек — подданный Господа, а никакое правление не может существовать без закона. Бог мог бы сотворить человека не способным к нарушению закона, Он мог бы удержать руку Адама от запрещенного плода, но в том и другом случае человек был бы не свободным нравственным существом, а автоматом. Без свободы выбора его повиновение оказывалось бы не добровольным, а вынужденным. В таких условиях не происходит становление личности. Это также противоречило бы плану Божьему в отношениях с жителями других миров. В конце концов, это умалило бы достоинство человека как разумного существа и подтвердило бы обвинение в деспотизме, брошенное Богу сатаной» (Патриархи и пророки, с. 49).

Е. Изначальная праведность

«При сотворении Адама и Евы в них было вложено знание Закона Божьего. Оно было запечатлено в их сердцах, и они понимали те требования, которые к ним предъявляются» (Библейский комментарий АСД, т. 1, с. 1104). (174)

Ж. Грехопадение

«Ева искренно поверила словам сатаны, но эта вера не спасла ее от заслуженного наказания. Она усомнилась в словах Божьих, и это привело ее к падению. На суде люди будут осуждены не за то, что искренно верили лжи, а за то, что не поверили истине и пренебрегли возможностью познать ее. Несмотря на противоречивые доводы сатаны, неповиновение воле Божьей всегда приводит к роковым последствиям. Всем сердцем мы должны стремиться к познанию истины» (Патриархи и пророки, с. 55).

«Сам плод не был отравляющим, и не аппетит был грехом. Грех заключался в недоверии Божьей любви, в неверии Его слову, в отвержении Его авторитета, именно это и открыло дверь лжи и греху всякого рода. Так наши прародители стали грешниками» (Воспитание, с. 25).

«Адам уступил искушению, и поскольку вопрос греха и его последствий так ясно нам изложен, мы можем, идя от причины к следствию, понять, что страшен не столько сам поступок, сколько непослушание открытой Божьей воле. По сути дела, это означает отрицание Бога, отвержение законов Его правления…

Грехопадение наших прародителей разорвало золотую цепочку безусловного послушания человеческой воли Божественной воле. Послушание больше не считалось абсолютной необходимостью. Люди следуют своим помышлениям сердца, о которых Господь сказал, что они зло во всякое время, когда описывал состояние древнего мира» (Библейский комментарий АСД, т. 1, с. 1083,1084).

З. Условное бессмертие

«Для того чтобы жить вечно, человек должен был вкушать плоды с дерева жизни. Лишенный этого преимущества, человек постепенно терял силы, пока наконец его жизнь не угасала… Никто из семьи Адама не мог приблизиться к дереву жизни, чтобы отведать его плодов, а потому все грешники смертны» (Патриархи и пророки, с. 60).

«Доктрина о естественном бессмертии породила представление о сознательном состоянии после смерти, которое, подобно представлению о вечных муках, противоречит учению Библии, здравому смыслу и нашему чувству гуманности» (Великая борьба, с. 545).

И. Греховные наклонности

«При сотворении человек был наделен благородными свойствами и уравновешенным умом. Он был совершенным существом и жил в согласии с Богом. Его мысли были чисты, намерения святы. Однако из–за непослушания свойства души стали порочными, и себялюбие вытеснило из сердца любовь. Грех настолько ослабил человека, что ему стало не под силу самостоятельно противостоять злу. Он сделался пленником сатаны и остался бы им навсегда, если бы Бог не вмешался особым образом. В расчеты искусителя входило расстроить тот план, который Бог имел при создании человека, и наполнить мир горем и скорбью. Это открыло бы для него возможность указывать на все это зло и обвинять в нем Бога, сотворившего человека…

Мы не можем самостоятельно выбраться из пропасти греха, в которой оказались. Зло живет в нас, и мы не в силах изменить себя. „Кто родится чистым от нечистого? Ни один». „Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» (Иов 14:4; Рим. 8:7). Культура, образование, упражнение воли, человеческие усилия хороши в своей сфере, но здесь они бессильны. С их помощью можно добиться внешне верного поведения, но нельзя изменить сердце или очистить источники жизни. Чтобы грешный человек стал святым, необходима сила, действующая изнутри, новая жизнь свыше. Эта сила — Христос. Только Его благодать может пробудить к жизни омертвевшие способности души и привлечь ее к Богу, к святости» (Путь ко Христу, с. 17, 18).

К. Жизнь только во Христе

«Библия ясно учит, что мертвые не попадают сразу же на небо. О них говорится как о спящих до всеобщего воскресения… В тот день, когда рвется серебряная цепочка и разрывается золотая повязка… исчезают и все помышления человека. Сходящие в могилу сходят в страну молчания. Они более ничего не знают о том, что делается под солнцем… Блаженный отдых для утомленного праведника! Время, длинно ли оно или коротко, равняется для них одному мгновению. Они спят, и труба Господня пробудит их для славного бессмертия. „Ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление… Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: „поглощена смерть победою»… И, пробужденные от глубокого сна, они начнут свое существование с того момента, когда оно было прервано смертью. Последний миг их сознания был омрачен смертной мукой; последняя мысль была о том, что они уходят во власть могилы. Когда же они встанут из могилы, их первая радостная мысль выльется в победоносный возглас: „Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?»» (Великая борьба, с. 550).

Л. Воскресение

«Наши личностные особенности сохранятся при воскресении, хотя наше тело будет состоять не из тех же частиц материи или материальной субстанции, которые сошли в могилу. Дивные Божьи дела для человека тайна. Дух, характер человека возвращается к Богу и там сохраняется. И при воскресении каждому человеку будет возвращена его индивидуальность. Бог в свое время воззовет умерших, вернув им дыхание жизни и повелев сухим костям ожить. Из могилы выйдет тот же самый человек, но без признаков болезни, без пятна или порока. Он оживет со своими индивидуальными чертами, так что друг узнает друга. В природе нет такого закона Божьего, который бы свидетельствовал о том, что Бог вернет телу те же отдельные частицы материи, из которых оно состояло до смерти. Бог даст умершим праведникам то тело, какое пожелает» (Библейский комментарий АСД, т. 6, с. 1093). (175)

М. Новая земля

«Из опасения, что будущее наследие святых покажется слишком материальным и приземленным, многие пытались дать лишь духовное толкование грядущей реальности и, таким образом, свести на нет те истины, которые позволяют нам смотреть на нашу будущую отчизну как на свой дом. Христос обещал Своим ученикам, что Он идет приготовить обители для них в доме Отца. Те, кто принимает учение Слова Божьего, не будут находиться в полном неведении о небесных обителях. И все же: „Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что Бог приготовил любящим Его»… Человеческий язык не способен описать награду праведных. Она станет понятной только тем, кто увидит ее. Ограниченный разум не в состоянии постичь славу Божьего рая.

В Библии наследие спасенных названо „отечеством» (см. Евр. 11:14–16). Там Небесный Пастырь водит Своих овец к источникам живой воды. Там дерево жизни ежемесячно приносит свои плоды, и листья его служат благу народов. Там текут вечные потоки, чистые, как кристалл, и растущие около них деревья бросают свою тень на тропинки, приготовленные для искупленных Господа. Там просторные долины мягко переходят в прекрасные холмы и горы Божьи вздымают свои величественные вершины. И там в мирных долинах, на берегах живых потоков народ Божий — эти усталые скитальцы и путники — наконец обретут свою Родину» (Великая 6орь6а, с. 674, 675).