VII. Литература

1. Andreason, R. S. On Being Human. Grand Rapids: Eerdmans, 1982.

2. Barth, K. Church Dogmatics. 4 vols. Edinburgh: T.&T. Clark, 1936–1962.

3. Brunner, E. The Divine Imperative. Philadelphia: Westminster, 1957.

4. Cullmann, O. Immortality of the Soul or Resurrection of the Dead? New York: Macmillan, 1958.

5. Dussel, E. El Dualismo en la Antropologia de la Cristiandad. Buenos Aires: Guadalupe, 1974.

6. Flick, M. and Z. Alszeghy, Antropologia Teologica. Salamanca, N.Y.: Sigueme, 1985.

7. Froom, L. E. The Conditionalist Faith of Our Fathers, 2 vols. Washington, D.C.: Review and Herald, 1965–1966.

8. Gulley, N. «In Every Way but One.» Adventist Review, Jan. 25,1990.

9. Heppenstall, Edward. The Man Who Is God. Washington, D.C.: Review and Herald, 1977.

10. Johnsen, С Man, the Indivisible. Oslo: Uiversitetsforlazet, 1971.

11. McDonald, H. D. The Christian View of Man. Westchester, I11.: Crossway Boob, 1981.

12. Myers, D. C. The Human Puzzle. San Francisco: Harper and Row, 1978.

13. Niebuhr, R. The Nature and Destiny of Man. New York: Charles Scribners Sons, 1943.

14. Olsen, V. Norskov. Man, the Image of God. Hagerstown, Md.: Review and Herald, 1988.

15. Rice, R. The Reign of God. Berrien Springs, Mich.: Andrews University Press, 1985.

16. Seventh–day Adventists Answer Questions on Doctrine. Washington, D.C.: Review and Herald, 1957.

17. Shea, W. H. «The Unity of the Creation Account.» Origins 5 (1978):9–38.

18. Shea, W. H. «Literary Structural Parallels Between Genesis 1 and 2.» Origins 16 (1989):49–68.

19. Smedes, L. B. Sex for Christians. Grand Rapids: Eerdmans, 1975.

20. Vaucher, A. F. L’histoire du salut. Dammarieles–Lys, France: Vie et Sante, 1951.

21. Wolff, H. W Antropologie des alten Testaments. Munich: Kaiser Verlag, 1973.

22. Zurcher, J. The Nature and Destiny of Man. New Tork: Philosophical Library, 1969.

23. The Nicene and Post–Nicene Fathers. First series. Ed. Philip Schaff. 14 vols. New York: Christian Literature Co., 1886–1889.

Приложение А

Статус женщин в Библии

Там, где господствовал патриархат, женщинам отводилось весьма неблагоприятное положение. Но даже в таком обществе (по крайней мере, так было у евреев) женщины и девушки принимали участие в общественной жизни — как в торжественных, так и в повседневных мероприятиях (Быт. 24:13; Исх. 2:16; Втор. 12:12; Суд. 21:21). Они могли получать наследство при отсутствии братьев (Чис. 28:8), и их мнение принималось во внимание при вступлении в брак (Быт. 24:39, 58). В Притч. 31:10–31 показано, что женщины занимались самой разной деятельностью. Положительные примеры таких людей, как Сарра, Ревекка и Авигея, а также отрицательные примеры в лице Иезавели и Гофолии, открывают силу женского влияния, которое в некоторых случаях (Девора в Суд. 4; 5) было далеко идущим и решающим для судеб нации.

Павел указывает, что муж — глава жены (1 Кор. 11:3) и что Адам сотворен прежде Евы (стихи 7–9; 1 Тим. 2:13), поэтому апостол советует женщинам носить определенную прическу (1 Кор. 11:5–7) и вести себя в собрании определенным образом (1 Кор. 14:34–36; 1 Тим. 2:11, 12). С другой стороны, апостол уравновешивает тот факт, что женщина взята от мужчины, идеей независимости обоих полов (1 Кор. 11:11, 12). Павел также допускает участие прилично одетых женщин в общественной молитве и пророчествовании (ст. 5). Как следует из других мест Нового Завета, женщины были чрезвычайно влиятельны в христианских общинах (Деян. 9:36; 13:50; 17:4; Рим. 16:6, 12), служили наставниками (Деян. 18:26; Рим. 16:3), «диакониссами» (Рим. 16:1) и помогали Павлу в его апостольских трудах (Рим. 16:7; Флп. 4:3).

Сам Христос был более открытым, чем Его современники, в общении с женщинами, борясь за их души (Ин. 4:27), наставляя их в духовных вопросах (Лк. 10:39), исцеляя их в субботу (Лк. 13:10–13), смело защищая их (Мк. 12:40; 14:6), пренебрегая их «нечистотой» (Лк. 8:43–48), окружая Себя ими (ст. 2; Мф. 27:55, 56) и в целом расширяя их возможности и усиливая ценность женщин, как делали Его апостолы (Гал. 3:28).

Приложение Б

Взаимоотношения мужа и жены

Близким вопросом является иерархия внутри самого брака. После грехопадения Бог проклял змея (Быт. 3:14) и землю (ст. 17), предсказав неприятные последствия для мужчины и женщины (стихи 16–19). Она будет страдать во время родов: «В болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (ст. 16). И действительно, поскольку мужчина должен был обрабатывать твердую и неблагодарную землю, главная тяжесть семейных забот ложилась на женщину. Несмотря на эти тяготы, которые могли бы легко убить в женщине всякое желание близости со своим мужем, она будет испытывать это желание, которое поможет им сохранить свой союз. В условиях изменившихся взаимоотношений в мире, пораженном грехом, она утратит часть своей прежней автономии и будет подчиняться мужу. Однако он не должен господствовать над ней как деспот. Термин «господствовать», евр. масал, может означать благожелательное, сострадательное правление, подобное правлению Бога (2 Цар. 23:3) и даже означать защиту и любовь, как в Ис. 40:10, 11. Эти аспекты роли мужа подчеркиваются Павлом в 1 Кор. 11:3 и в Еф. 5:23.

Павел также наставлял жен уважать авторитет своих мужей, особенно в церковной жизни (1 Кор. 11:2–16; 14:34–38; 1 Тим. 2:11–14). Трудно оценивать, насколько универсальными были эти наставления, поскольку нам не хватает точной информации о той ситуации, которая их спровоцировала. Возможно, жены некоторых новообращенных стали камнем преткновения, демонстрируя духовное превосходство над своими мужьями. Если это так, то Павел хотел наставить новообращенных, «новых людей во Христе», следовать образцу, установленному при сотворении первого человека: главой семьи должен быть сотворенный первым (1 Тим. 2:12, 13). Возможно, некоторые жены вмешивались в процесс решения церковью (экклесия) важных деловых вопросов. Тогда Павел подчеркивал, что важно уважать законные власти.