IX. Комментарии Елены Уайт

А. Человечество до грехопадения

«В чем заключалась сила искушения Адама, которое привело к его падению? Явно не в живущим в нем грехе, ибо Бог создал Адама по подобию Своего характера — чистым и правым. В первом Адаме не было никакой испорченности, никаких порочных наклонностей или предрасположенности ко злу. Адам был таким же непорочным, как ангелы перед Божьим престолом» (Библейский комментарий АСД, т. 1, с. 1083).

«Конечно же, Бог не желал, чтобы человек стал грешным. Он создал Адама чистым и благородным, без всякой склонности ко злу, и поселил его в Едеме, где у него были все возможности, чтобы оставаться верным и послушным. Он был огражден законом, как щитом» (там же, с. 1084).

Б. Происхождение греха

«Нам нужна подлинная история происхождения земли, падения Люцифера и проникновения греха в мир. Без Библии мы были бы сбиты с толку ложными теориями. Разум оказался бы в рабстве предубеждений и лжи. Но, владея подлинной историей основания мира, нам нет нужды обременять себя человеческими предположениями и недостоверными теориями» (Разум, характер, личность, т. 2, с. 742).

«Невозможно логически обосновать происхождение и существование греха… Писание совершенно ясно учит, что Бог ни в коей мере не несет ответственности за возникновение греха. Не было ни произвольного удаления Божественной благодати, ни изъянов в Божественном управлении, которые могли бы привести к восстанию на небе» (Великая борьба, с. 492, 493).

«Адам уступил искушению. Поскольку вопрос греха и его последствий так ясно раскрыт нам, мы можем, идя от причины к следствию, понять, что грех состоит не в тяжести проступка, а в непослушании ясно выраженной воле Бога, которое, по сути дела, есть отречение от Бога, отказ от законов Его правления» (Библейский комментарий АСД, т. 1, с. 1083).

В. Природа и сущность греха

«Когда человек согрешил, все небо наполнилось печалью; ибо, поддавшись искушению, человек стал врагом Бога, причастником сатанинского естества» (Знамения времени, 13 февраля 1893 г.).

«Небезопасно вступать в полемику с сатаной или долго размышлять о тех преимуществах, которые можно получить, уступив его внушению. Грех ослепляет; он обманчив по своей природе. Непослушание Божьим заповедям слишком ужасно, чтобы хотя бы на миг задуматься о такой возможности. Грех означает бесчестие и катастрофу для любого, кто преступает святой и неизменный Закон Божий» (Ревъю энд Геральд, 9 октября 1894 г.).

«Тлетворную сущность греха против Бога невозможно оценить так же, как невозможно измерить линейкой Вселенную. Бог не только Отец, Он также мерило нравственности. Он — Законодатель. Он издает и исполняет Свои законы. Закон, не подвергающий наказанию, не имеет силы» (События последних дней, с. 241).

«Весь грех заключается в эгоизме. Первым грехом сатаны было проявление эгоизма и себялюбия. Он стремился узурпировать власть, возвысить себя. Своего рода безумие толкало его занять место Бога. А заявление сатаны о том, что человек может достичь большего, чем он уже имеет, и стать равным Самому Богу, было тем искушением, которое привело Адама ко греху. Первым результатом вторжения греха в наш мир стал посев семян себялюбия» (Рукопись 7, с. 232, 233).

«При сотворении человек был наделен благородными свойствами и уравновешенным умом. Он был совершенным существом и жил в согласии с Богом. Его мысли были чисты, намерения — святы. Однако из–за непослушания свойства души стали порочными, и себялюбие вытеснило из сердца любовь. Грех настолько ослабил человека, что ему стало не под силу самостоятельно противостоять (202) злу. Он сделался пленником сатаны и остался бы им навсегда, если бы Бог не вмешался особым образом» (Путь ко Христу, с. 17).

Г. Последствия греха

«Грех не только отдаляет от Бога, но и убивает в человеческой душе желание и способность познать Его. Грех разрушает всего человека, извращает разум, притупляет воображение и отравляет душу. Во всем ощущается отсутствие чистой религии и святости сердца. Дух Божий не преобразует характер, душа слабеет и, бессильная сопротивляться, разлагается под действием греха» (Пророки и цари, с. 233).

«Каждое нарушение Закона Божьего, пренебрежение благодатью Христа сказывается на нас самих, ожесточая сердце, ослабляя волю, притупляя восприятие. Мы становимся не только менее склонными к покорности, но и менее способными внимать нежному зову Святого Духа Божьего» (Путь ко Христу, с. 33).

«[Грех] искажает Божественный образ, срывает Божий замысел в отношении человека, ослабляет его способности, дарованные Богом, суживает его возможности, ведет к нечистым фантазиям и дает волю нечестивым страстям. Грех! Как он ненавистен в глазах Бога! Святые ангелы взирают на него с отвращением» (Ревью энд Геральд, 3 июня 1880 г.).

«Человек из–за греха лишился жизни Божьей. Его душа парализована кознями сатаны, родоначальника греха. Сам по себе он не способен осознать грех, не способен по достоинству оценить Божеское естество и стать его причастником. Если бы даже оно стало для него досягаемым, плотское сердце никогда его не возжелает. Он находится во власти завораживающей дьявольской силы. Все изощренные уловки, на которые только способен дьявол, опутывают его, чтобы парализовать всякое доброе побуждение. Все силы и способности, данные ему от Бога, используются в качестве оружия против Божественного Благодетеля. Поэтому, хотя Бог и любит его, Он не может безопасно доверить ему те дары и благословения, которыми хотел бы его наделить» (Библейский комментарий АСД, т. 6, с. 1099).

«Грех человека привел к неизбежным последствиям: обветшанию, уродству и смерти. Сегодня весь мир запятнан, изъеден, поражен смертельной болезнью. Земля стенает под бременем непрерывных беззаконий ее жителей» (Библейский комментарий АСД, т. 1, с. 1085).

«Ангелам казалось, что для беззаконника не будет спасения. Они прекратили свои хвалебные песни, и обитатели небесных чертогов скорбели по поводу разрушения, произведенного грехом. Утратив гармонию с природой Бога, не подчиняясь требованиям Его закона, род человеческий не мог ожидать ничего, кроме погибели. Поскольку Божественный закон так же неизменен, как и характер Бога, у человека не могло быть ни малейшей надежды. Разве только будет найден какой–то путь к прощению его беззакония, обновлению его природы и восстановления его духа, чтобы он снова отражал образ Божий! Божественная любовь разработала такой план» (Знамения времени, 13 февраля 1893 г.).

Д. Распространение греха и его уничтожение

«Правосудие требует, что грех был не просто прощен, но чтобы был приведен в исполнение смертный приговор. Даровав Своего единородного Сына, Бог выполнил оба этих требования. Своей смертью вместо человека Христос принял на Себя наказание и обеспечил прощение» (Удивительная благодать Божья, с. 139).

«Смерть Христа на кресте сделала неизбежным уничтожение имеющего державу смерти и родоначальника греха. Когда сатана будет истреблен, никто не будет искушать ко злу; искупление не нужно будет повторять, и в Божьей Вселенной не будет больше опасности нового восстания. Единственно надежное средство обуздания греха в нашем мире тьмы будет предотвращать грех на небе. Святые и ангелы уразумеют значение смерти Христа. Падшие люди не могли бы иметь свой дом в Божьем раю без Агнца, закланного от создания мира» (Библейский комментарий АСД, т. 5, с. 1132).

«Взирайте на Голгофский крест. Там — Иисус, отдавший Свою жизнь не для того, чтобы люди продолжали грешить и считали себя вправе нарушать Закон Божий, но чтобы посредством этой безграничной жертвы они спаслись от всякого греха» (Свидетельства для проповедников, с. 161, 162).

«Мы должны понять, что через веру в Него мы можем стать причастниками Божеского естества, удаляясь от господствующего в мире растления похотью, и в этом наше преимущество. Тогда мы очистимся от всякого греха, всех изъянов характера. Нам не нужно сохранять предрасположенность ко греху… Когда мы становимся причастниками Божеского естества, наследственные и приобретенные наклонности ко злу удаляются из нашего характера, и мы становимся живой силой к добру» (Библейский комментарий АСД, т. 7, с. 943).

Е. Значение для христианской жизни

«Несмотря на нашу недостойность, мы должны помнить, что есть Тот, Кто может взять наш грех и Кто желает и жаждет спасти грешника. Своей Кровью Он заплатил выкуп за всех грешников. Бог удалит всякий грех, исповеданный перед Ним в раскаянии сердца» (там же, с. 970).

«Верите ли вы в то, что Христос как ваш Заместитель платит долги за ваше беззаконие? Однако не для того, чтобы вы продолжали грешить, но чтобы вы были спасены от своих грехов; чтобы заслугами Его праведности восстановить расположение Бога к вам. Знаете ли вы, что святой и праведный Бог примет ваши усилия, направленные на соблюдение Его закона через заслуги Его возлюбленного Сына, умершего за ваше восстание и грех?» (Ревью энд Геральд, 24 июля 1888 г.).

«Чтобы жить по слову Господа и принять истину, нужно самоотречение и смиренное несение своего креста; однако небезопасно избирать другой путь, кроме несения своего креста. Если вы видите свет, ходите во свете. Пусть вами овладеет торжественная, неизменная цель и решите, что отныне вы будете жить для него силой и благодатью Божьей и что никакие земные соображения не убедят вас (203) отречься от Божественного Закона, Десяти Заповедей, и тем самым отречься от вашего Спасителя и Бога. Ищите совета у Бога, и вы узнаете, что стезя послушания Его заповедям — это стезя праведных, которая „более и более сияет до полного дня»» (Ревью энд Геральд, 9 октября 1984 г.).

«Жизнь христианина — это борьба… В этой борьбе праведности с неправдой мы можем добиться успеха только с помощью Бога. Наша ограниченная воля должна подчиниться воле Безграничного; человеческая воля должна слиться с Божественной. Тогда Святой Дух придет к нам на помощь и каждая победа будет вести к восстановлению искупленного Богом достояния, к восстановлению Его образа в душе» (Вести для молодежи, с. 55).