Введение

Ни в одной исторической летописи проблема греха не ставится так серьезно, как в Библии. Первые ее страницы наглядно показывают вторжение греха в историю человечества, а последние страницы торжественно провозглашают о том, что грех будет искоренен из Вселенной, оставшиеся же страницы повествуют о непрерывной борьбе людей с грехом, а также излагают Божьи обетования и условия освобождения от него. Взаимоотношения Бога с человечеством, направленные на искоренение греха и примирение прощенных людей с Небом, — одна из великих тем Священного Писания. Павел говорит об этой теме так же, как и о любой другой: «Ибо не знавшего греха [Христа] Он [Бог] сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21).

Современная культура расценивает грех как предрассудок легковерного меньшинства, воспринимающего Библию слишком серьезно. Грех может рассматриваться как поведенческая проблема, не имеющая никакого отношения ни к Богу, ни к Божественным нормам человеческой жизни. Или же он может признаваться нравственным несовершенством, которое объясняется человеческим невежеством или внезапной вспышкой эмоций и страстей, а также внутренним биологическим импульсом. Однако Библия описывает грех таким, какой он есть: это нечто такое, что привело к разрыву взаимоотношений между Богом–Творцом и родом человеческим. Образовавшаяся пропасть столь огромна и непреодолима человеческими усилиями, что Бог вынужден был послать Своего Сына Иисуса (Ин. 3:16), чтобы Он стал жертвою за наш грех, так что «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их» (2 Кор. 5:21,19).

Какое определение можно дать греху? Почему он приводит к таким серьезным последствиям во взаимоотношениях между Богом и человеком? Каково происхождение греха? В чем его сила? Данная статья, отвечая на эти и другие вопросы, подходит к проблеме греха с точки зрения Библии и христианской истории.