VI. Распространение греха и его уничтожение

И человеческий опыт, и Писание свидетельствуют нам о распространении греха. Он никого не обошел. От него страдает всякое племя, колено, язык и народ. Его последствия видны в духовно–нравственных изъянах людей, независимо от их местожительства. Нравственные, общественные, социологические и поведенческие проблемы человечества объясняются не психологической неспособностью к адаптации и не экономическими проблемами, а грехом. Распространенность греха вовсе не означает, что он будет существовать постоянно. Божий замысел спасения включает в себя уничтожение греха. В этом разделе мы поговорим о распространении и передаче греха, о наказании за грех, о гневе и правосудии Бога и искоренении греха.

А. Распространение греха

1. Вселенские последствия греха

Какой была наша солнечная система до грехопадения? Каковы были климатические условия на земле? Эти вопросы приходят к нам на ум, когда мы думаем о чудовищности греха и его влиянии на творение. Библия, по сути дела, ничего не говорит об этом.

Однако аргумент Павла о том, что «мы сделались позорищем для мира, для ангелов и человеков» (1 Кор. 4:9), предполагает, что мы выставлены на обозрение всей Вселенной как пример борьбы между праведностью и грехом, Христом и сатаной. Идет нешуточная, реальная битва за потерянный человеческий род. И Бог, и сатана (193) преследуют свои интересы. В качестве библейского примера можно привести Иова, к которому сатана проявлял такой интерес, что бросил Богу вызов и добился того, что Господь позволил ему испытать верность Иова Богу. Сатана утверждал, что Иов падет, если ему позволят причинить Иову физические страдания. Адама и Еву сатана искушал аппетитом. В случае с Иовом сатана выбрал страдания и скорбь. Сатана поразил Иова в самое сердце, отняв у него детей вместе со всем имуществом, а затем и здоровье. «Во всем этом не согрешил Иов» (Иов 1:22; 2:10). Библейское повествование о личности Иова как о зрелище для неба говорит о заинтересованности небожителей в тех событиях, которые происходят на Земле после грехопадения. Грех и его история отмечаются на небе, и ангельское воинство постоянно взирает на его последствия. Из слов Иисуса становится понятно, что «бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15:10). Эта радость выражается в непрестанной хвале и поклонении на небе, где слышен «голос многих Ангелов вокруг престола… которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный» (Откр. 5:11,12).

Только Богу известны все последствия грехопадения Адама. Однако Библия заверяет нас: все, что было потеряно через грех Адама, будет восстановлено через жертву Христа.

2. Универсальность греха

Повсеместное распространение греха — это факт нашей повседневной жизни. Все человечество погрузилось в пучину греховного восстания: восстания против Бога, восстания против ближних и восстания против самого себя. Универсальность этого восстания говорит об универсальности греха.

Жажда людей освободиться от вины и найти внутренний мир и спокойствие — еще одно указание на существование повсеместной озлобленности. Ученые, изучающие поведение человека, могут как угодно называть эту жажду, но христианская антропология должна прямо признать вселенскую реальность греха и назвать его по имени: восстание против Бога и отчуждение от Него. Евангелия признают повсеместную природу этого отчуждения и предлагают такое же универсальное, целебное средство (Ин. 3:16).

В Ветхом Завете прямо говорится, что «нет человека, который не грешил бы» (3 Цар. 8:46). Во времена Ноя грех стал повсеместным, а человеческое мышление настолько развратилось, что Господь даже пожалел о том, что сотворил человека на земле (Быт. 6:6). Псалмопевец признает, что был зачат во грехе и лично виновен во грехе (Пс. 50:6, 7); в то же время он вынужден признать, что «не оправдается» перед Богом «ни один из живущих» (Пс. 142:2). А мудрец бросает исторический вызов всем живущим: «Кто может сказать: „я очистил мое сердце, я чист от греха моего?»» (Притч. 20:9).

И в самом деле: кто это может сказать? «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу» (Ис. 53:6). Грех настолько осквернил человека, что «от подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны» (Ис. 1:6). Все человечество оказывается беспомощным и безнадежным перед тиранической мощью греха: «Все мы сделались как нечистый, и вся праведность наша как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас» (Ис. 64:6).

В Послании к Римлянам дано уникальное описание власти и универсальности греха. Грех настолько порочен и универсален, что Бог предал человечество в похотях сердец их «нечистоте», «постыдным страстям», «превратному уму — делать непотребства» (Рим. 1:24, 26, 28). Никто не может избежать этой скверны и бремени греха, ибо «все под грехом» (Рим. 3:9). «Нет праведного ни одного» и «нет делающего добро, нет ни одного» (стихи 10,12).

Универсальность греха побудила Павла мучительно воскликнуть: «Все согрешили и лишены славы Божией» (ст. 23). Если кто–либо осмелится сказать, что это не так, Библия осуждает такого человека как лжеца (1 Ин. 1:8–10).

Признавая универсальность греха, Бог позаботился о спасении всего рода человеческого: иудеев и язычников, богатых и бедных, мужчин и женщин: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).

Б. Передача греха

Мы проанализировали происхождение и последствия греха. Похоже, что он одновременно является и действием, и состоянием. Мы изучили его природу и сущность, включая его вселенскую природу и универсальность. Каждый человек, в тот или иной момент, приходит к осознанию своей духовно–нравственной ущербности, которую Библия называет грехом. Но вопрос в том, откуда он взялся? Адам согрешил. Но являюсь ли я грешником вследствие его греха? Или я грешник, потому что грешу сам?

Главный отрывок, в котором разбирается вопрос связи между грехом Адама и грехами его потомства, находится в Рим. 5:12–19. В нем апостол указывает на источник греха и смерть после грехопадения Адама. Главная цель Павла — показать, что, несмотря на тяжелое наследство, у потомков Адама есть повод хвалиться «Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение» (ст. 11).

Возможно ли такое примирение? Ведь подвиг Иисуса Христа — это поступок одного человека. Его смерть может быть Божьей жертвой за грех, но как может этот единичный поступок спасти других от греха? Чтобы читатели не поднимали подобных вопросов, Павел сразу обращает их внимание на Адама и сравнивает его с Христом. «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом — смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (ст. 12). «Так правдою одного — всем человекам оправдание к жизни» (ст. 18). Павел здесь не пытается преподать богословский урок о том, как грех передался от Адама роду человеческому. Он говорит только лишь о реальности положения людей: о том, что Адам согрешил и потому весь мир лежит во грехе. «Смерть царствовала посредством одного» Адама, поэтому и «приемлющие (194) обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа» (ст. 17). Точно так же, «как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (ст. 19). Павел повторяет это сравнение в 1 Кор. 15:21,22: «Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых».

Если читать Рим. 5:12–19, намереваясь выяснить, как грех передается через Адама или праведность — через Иисуса, то мы останемся без ответа. У Павла были иные намерения. Но если читать этот отрывок, желая доказать, что грех в жизни человека, равно как и спасение через Иисуса Христа, реальны, тогда мы радостно открываем, что грех — побежденный враг и что через Иисуса Христа мы сможем избавиться от греха в своей жизни.

Мы все можем сказать на основании Рим. 5:12–19, что грех вошел в мир вместе с Адамом. Грех универсален в том смысле, что все согрешили. Грех вносит разлад между Богом и человечеством. По причине Адамова греха мы унаследовали это разделение с Богом и, что еще хуже: предрасположенность ко греху, греховные наклонности, извращенные вкусы, растленные нравы, а также физическое вырождение. Склонность ко греху или искушение — это не грех. Ни то, ни другое еще не есть восстание против Бога. Подчинение греху, совершение греховного поступка и, следовательно, нарушение Закона Божьего отчуждают нас от Бога и делают нас виновными перед Ним. Мы несем ответственность за свой грех, но, благодарение Богу, нам предлагается прощение за этот грех и принятие нас Богом, поскольку благодать «воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим» (ст. 21).

В. Смерть и наказание за грех

Правосудие и здравый смысл требуют, чтобы личное восстание против Бога и нарушение Его воли были наказаны. Нельзя допустить, чтобы грех существовал безнаказанно; виновных по справедливости необходимо наказать. Бог предупредил Адама и Еву, что такое наказание неминуемо последует за нарушением Его заповеди (Быт. 2:16,17). Цель наказания — не просто исправление нарушителя или средство сдерживания дальнейших правонарушений, хотя оно может и таким образом воздействовать на жизнь грешника. Наказание должно пониматься как проявление Божьего гнева и правосудия.

1. Гнев Бога

Гнев Бога проистекает из Его святости и праведности и является Его реакцией отторжения греха. Поскольку грех универсален, Его гнев также универсален. Библейское описание гнева Божьего представляет его не столько эмоцией или злостью, сколько как результат глубокого противостояния между Его святостью и злом. Божественный гнев нельзя истолковывать с человеческой точки зрения как ревность, мстительность или возмездие. Божий гнев — это естественная реакция Божьей святой любви на грех. Это нравственное возмущение Бога, негодующего по поводу восстания людей. Без этого негодования, которое в конечном итоге проявилось в том, что Он позволил Своему Сыну умереть на кресте за грехи мира, Бог не мог бы остаться Богом. Самая сильная и трогательная сцена Божьего гнева против греха — это Агнец Божий, висящий на кресте. Именно Божья любовь привела Иисуса на крест, и именно Его любовь проявляется в гневе против греха.

Согласно Павлу, у Божьего гнева есть настоящий и будущий аспект. В настоящем Бог позволяет последствиям злодеяний и грешников обрушиться на них, и они оказываются во власти греха и смерти (Рим. 1:18–22; 6:23). На этом фоне полной человеческой беспомощности Бог открывает Свою благодать и праведность через Иисуса Христа, «ибо не знавшего греха Он [Бог] сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем [во Христе] сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21). Таким образом, на кресте «отвращение Бога ко греху, Его ужасный гнев на всякое нечестие наполняли скорбью душу Его Сына» (Желание веков, с. 753).

Будущий аспект Божьего гнева — эсхатологический. Он проявится в последнем суде над всем, что связано с грехом (Рим. 2:6–8; Откр. 20:9).

2. Правосудие Бога

Правосудие Бога требует, чтобы Он исполнил смертный приговор, вынесенный всем непокорным (Быт. 2:17). Какой бы смысл ни вкладывался в смерть, она является следствием греха. Люди рождаются в состоянии отчуждения от Бога, Источника жизни. Следовательно, их разум и тело не достигают своих максимальных возможностей, заложенных в них Творцом. Все умирают первой смертью, которая является следствием греха Адама. Но есть еще и вторая смерть, которая раз и навсегда уничтожает грех. Библия говорит о второй смерти (Откр. 20:6) как о возмездии за грех (см. Рим. 6:23). Вторая смерть — это вечная смерть, которая постигнет всех нераскаявшихся, когда нечестивые будут уничтожены навеки (Мф. 10:28; см. Суд III, IV; Человек П.В.; Смерть I.Ж.1).

Эта вторая смерть зависит от выбора человека. В Рим. 6:23 всем предлагается сделать выбор: тот, кто откажется принять Иисуса, того постигнет возмездие за грех, а тот, кто примет Его, получит дар вечной жизни.

Г. Искоренение греха

Искоренение греха стало возможным благодаря искупительной смерти Иисуса, Которого «Отец послал… Спасителем миру» (1 Ин. 4:14). Средоточием Библии является искупительная деятельность Бога, кульминацией которой стала Голгофа, где «Христос… в определенное время умер за нечестивых» (Рим. 5:6). При помощи креста, на котором была принесена высшая жертва (Евр. 9:26), Бог избавился от греха. Там Иисус «изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:5).

Центральная мысль в этих и других отрывках, говорящих об искупительной деятельности Бога, — это замещающая смерть Христа за наши грехи. Павел говорит, (195) что «Христос умер за грехи наши, по Писанию» (1 Кор. 15:3). Иоанн пишет: «Вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши» (1 Ин. 3:5). А Петр добавляет: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды» (1 Петр. 2:24). Смерть Иисуса была кульминацией всей жертвенной системы Ветхого Завета, высшей жертвой за грехи человечества (см. Ин. 1:29, 36; Евр. 9:28; 10:4). Павел добавляет: «Ибо не знавшего греха Он [Бог] сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем [во Христе] сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21).

Таким образом, замещающая смерть Иисуса на кресте — безгрешного за грехи всех — сокрушила силу греха и власть его родоначальника, сделав возможным искупление всего человечества.

Окончательное искоренение греха из Вселенной — это дело будущего. Оно произойдет после тысячелетнего царствования, в день Господень, когда «небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр. 3:10). Окончательное искоренение греха — это эсхатологическое событие, когда Бог вынесет Свой суд сатане и всем его последователям, и их «участь — в озере, горящем огнем и серою. Это — смерть вторая» (Откр. 21:8; см. Христос II. В—Д; Тысячелетнее царство I.B.3).