I. Библейский взгляд на воскресение

Оба завета вносят свой вклад в библейское учение о воскресении. В Новом Завете все богословские размышления о воскресении верующих неразрывным образом связаны с воскресением Иисуса Христа (см. Христос III. А. 1–4). Эта очевидная богословская связь настолько сильна в Новом Завете и так ясно акцентирована во всем новозаветном материале, что требует отдельного от Ветхого Завета изучения, поскольку ветхозаветные авторы не могли наглядно представлять себе воскресение Иисуса.

А. Новый Завет

Этот раздел поделен на две части. В первой дается общий обзор учения Нового Завета о воскрешении верующих. Это общий вид «леса», дающий целостное понимание всего новозаветного материала и помогающий сформировать ясное и последовательное представление.

Но важно также понимать, какие деревья растут в густом лесу. Каждый новозаветный автор вносит свой определенный вклад в это последовательное представление. Мы можем составить впечатление обо всем богатстве лесной флоры, только оценив каждую древесную породу в отдельности. Вот почему во втором разделе мы разберем отдельных новозаветных авторов, чтобы понять, каким образом уникальные взгляды каждого вносят вклад в общее целое. (259)

1. Общие положения

Вся новозаветная мысль о воскресении верующего зиждется на воскресении Иисуса Христа. Иисус говорит о Себе, что Он есть «воскресение и жизнь» (Ин. 11:25). Но Он идет гораздо дальше этого заявления и демонстрирует Свою власть над смертью, воскрешая Лазаря из мертвых. Даже это венчающее чудо не является залогом вечной победы над смертью. Только Его воскресение из гроба в третий день гарантирует, что смерть будет поглощена победой.

Воскресение Христа — это первый плод (см. 1 Кор. 15:20, 23), который не только предшествует воскресению верующего, но и служит его гарантией и залогом. В этом смысле воскресение Христа — это уже начало последнего воскресения. Данное эсхатологическое событие есть начало конца.

Всякая надежда христианина основана на воскресении Христа. Люди не имеют естественного бессмертия. Бессмертен один лишь Бог (1 Тим. 6:15, 16). Смерть — это бессознательный сон (Ин. 11:11; 1 Фес. 4:13). Она не только не является переходом к иному бытию, но и суть отрицание всякой жизни. Поскольку Бог есть Господин жизни, смерть — это враг (1 Кор. 15:26), с которым люди сами по себе совладать не могут. Надежда их тщетна (см. Смерть I. А. 6; Е. 6).

Однако Бог обещает, что как Христос воскрес, так и христиане могут иметь надежду на воскресение (1 Фес. 4:14,15; 1 Кор. 15:20–23). Согласно 1 Фес. 4:13–18 и 1 Кор. 15:51–57, это воскресение совпадает со Вторым пришествием Иисуса Христа, которое будет видимо всеми жителями земного шара и будет сопровождаться гласом архангела и звуком последней трубы. В этот момент умершие во Христе воскрешаются, а те верующие, которые будут живы, преобразятся. Им даруется бессмертие, и они восхищаются вместе с воскресшими праведниками навстречу Господу, чтобы быть с Ним всегда.

В этом новом состоянии бессмертия и вечного общения с Богом верующие не теряют свои физические тела, но наслаждаются тем телесным существованием, которое Бог планировал изначально — еще до того, как грех вошел в мир. В 1 Кор. 15:35–46 Павел утверждает, что это новое прославленное или духовное тело не будет нематериальным, но вполне узнаваемым телом, сохраняющим преемственность и сходство с тем телом, которое человек имел в своей земной жизни. Тело названо «духовным» не потому, что оно не будет физическим, но потому, что оно не будет больше подвержено смерти. Как умершие верующие, так и те, которые будут живы в момент возвращения Христа, получат одно и то же нетленное тело. Оно отличается от нынешнего лишь своим совершенством: на нем не останется следов греха, и оно не будет подвержено смерти.

Однако это воскресение праведников при Втором пришествии Христа не является единственным воскресением, о котором говорит Новый Завет. В нем также ясно говорится о воскресении неправедных или нечестивых (Деян. 24:15; Ин. 5:28, 29). Согласно Откр. 20:5, 7–10, это второе воскресение или воскресение нечестивых произойдет не при Втором пришествии Христа, а спустя тысячу лет, во время которых сатана будет томиться в узах, а святые — царствовать с Христом. По окончании тысячелетнего царства нечестивые воскреснут и попытаются овладеть Святым Градом, который незадолго до этого снизойдет на землю. Это продемонстрирует их упорное нежелание принимать правление Христа, несмотря на все имеющиеся факты. Тогда они будут уничтожены вместе с сатаной, земля будет обновлена, чтобы Христос смог вечно обитать на ней со святыми. В Откровении также говорится о специальном воскресении, в которое воскреснут распявшие Христа, чтобы стать свидетелями Его Второго пришествия (Откр. 1:7; см. Великая борьба, с. 637 в V. В).

Если обобщить все вышесказанное, то Новый Завет говорит о следующих воскресениях:

1. Воскресение Иисуса — основание для воскресения верующего, о котором ясно сказано в Евангелиях (Мф. 28:6; Мк. 16:6; Лк. 24:5–7; Ин. 21:14).

2. Воскресение некоторых святых сразу после воскресения Иисуса (Мф. 27:52).

3. Специальное воскресение тех, кто распял Христа, чтобы они увидели Его пришествие (Откр. 1:7).

4. Воскресение праведных во время возвращения Христа в начале тысячелетнего царства (например, 1 Кор. 15; 1 Фес. 4).

5. Воскресение нечестивых в конце тысячелетнего царства (Откр. 20).

На протяжении всего Нового Завета эта благая весть о воскресении — нечто несравненно большее, чем только интересные сведения о будущем. Она преобразует нынешнюю жизнь, придавая ей больше смысла и надежды. Благодаря уверенности в своей судьбе христиане уже живут новой жизнью. Те, кто живет надеждой на участие в славе Божьей, становятся другими людьми. Они могут радоваться даже в страданиях, потому что мотивом их жизни является надежда:

«Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5:1–5).

Более подробный разбор новозаветных материалов позволит установить вклад каждого новозаветного автора в это учение. Мы начинаем с Павла, потому что его письма были первой по времени написания значительной частью Нового Завета и потому что он более подробно писал о теологии воскресения, чем любой другой автор Нового Завета.

2. Отдельные писатели

а. Павел. Хотя Павел уделяет немного времени описанию событий из жизни Христа, Его смерть и воскресение — это постоянные темы его писем. Когда Павел пишет о вещах первостепенной важности для верующих, то (260) говорит о том, что «Христос умер за грехи наши, по Писанию, и… погребен был, и… воскрес в третий день, по Писанию, и… явился» (1 Кор. 15:3–5). Весьма характерно, что Павел использует пассивный залог, говоря о воскресении: Христос был воскрешен Богом. Приведенный ниже подробный анализ 1 Кор. 15 показывает, что вся надежда на вечную жизнь основана на воскресении Христа.

Первая важная беседа Павла о воскресении верующих записана в первом из его сохранившихся писем, а именно в 1 Фес. 4:13–18. Здесь он поднимает этот вопрос ввиду явного недопонимания со стороны фессалоникийцев, скорбевших о своих умерших. Похоже, они не понимали, какая участь уготована их умершим родным и близким. Обращаясь к ним, Павел подчеркивает, что им не следует скорбеть как прочим, не имеющим надежды, а лучше обратить внимание на надежду Второго пришествия Христа и на воскресение мертвых, которое произойдет в тот день. Он не говорит о том, что их умершие родные живы или находятся в сознательном состоянии, но характеризует их текущее состояние как сон, а также обращает внимание на время возвращения Христа. Тогда Господь сойдет с небес при возвещении, при гласе архангела и трубе Божьей. Оставшиеся в живых не будут иметь преимущества перед умершими. Последние восстанут для новой жизни; находящиеся же в живых вместе с ними будут восхищены навстречу Господу на воздухе и соединятся с Ним навеки. Здесь Павел намечает четкие контуры будущей надежды для умерших, равно как и для тех, кто будет в живых в момент возвращения Христа.

Ведется много споров по поводу смысла фразы: «Умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (стих 14). Некоторые видят в ней доказательство бессмертия души, полагая, что Бог принесет с Собой души из небесного рая, чтобы соединить их с новыми телами при воскресении.

Несколько важных соображений опровергают подобное умозаключение. Прежде всего это контекст, в котором ничего не говорится о душах. Весь отрывок сосредоточивает внимание на воскресении и на призыве ко всем «усопшим» восстать из могил в день воскресения. В нем нет никакого упоминания о воссоединении тела и души.

Во–вторых, это параллелизм самого отрывка. Вот как он звучит в достаточно литературном переводе: «Ибо, поскольку мы веруем, что Иисус умер и воскрес, точно так же, через Иисуса Бог приведет с Ним усопших». Однако вполне возможно, что фраза «через Иисуса» относится к «усопшим», как полагают некоторые. Но где бы ни стояла эта трудная фраза, параллелизм с первой частью предложения говорит о том, что фраза «приведет с Ним» указывает на возвращение этих умерших верующих к жизни через воскресение, как и Сам Иисус в Свое время воскрес из мертвых. Именно таков смысл оборота «то и», который связывает две части предложения. Таким образом, как контекст, так и синтаксис говорит о том, что фраза «Бог приведет с Ним» в стихе 14 означает, что Бог вернет их к жизни с Иисусом, как Он привел к жизни Иисуса» воскресив Его из мертвых.

Последний довод содержится в аналогичном высказывании во 2 Кор. 4:14: «Зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас». Предлог суп («с») употребляется в обоих местах. Таким образом, как в контексте, так и в синтаксисе поддерживается аргумент о том, что приведение усопших с Иисусом указывает на их воскресение вместе с Ним.

Таким образом, в данном отрывке говорится о том, что надежда христианина основана на воскресении Христа. Как Он воскрес из мертвых, так Бог воскресит и умерших в Нем. Это произойдет при Втором пришествии в то же время, когда и живые во Христе встретятся с ними на воздухе, чтобы вечно пребывать с Господом.

В 1 Кор. 15 Павел реагирует не просто на какое–то недоразумение, но на лжеучение, распространявшееся некоторыми людьми, отрицавшими воскресение из мертвых. Это самое полное и исчерпывающее место Нового Завета о воскресении.

И снова Павел основывает надежду на прочном фундаменте смерти и воскресения Иисуса Христа. Апостол начинает с утверждения, что смерть и воскресение Христа — это события первостепенной важности (стихи 3, 4). Затем он напоминает коринфянам, что воскресший Христос явился Кифе, двенадцати ученикам, одновременно более чем 500 братьям, Иакову, всем апостолам и, наконец, самому Павлу, хотя последнее явление явно выбилось из общего порядка (стихи 5–8). Другими словами, Павел утверждает, что на дороге в Дамаск он действительно встретился с воскресшим Иисусом Христом и стал очевидцем воскресения.

В стихах 12–19 Павел доходит до сути дела. Некоторые говорили, что нет воскресения мертвых. Невозможно сказать, что побудило их так считать; однако наличие в Коринфе некоторых элементов мышления, характерного для гностических ересей, дает основание предполагать, что какая–то группа коринфских верующих была заражена одной из ранних разновидностей этой ереси. В своем ответе Павел относится к их взглядам с недоверием. Если Христа проповедуют как воскресшего из мертвых, как они могут говорить, что воскресения не существует? Из этих текстов ясно вытекает, что с точки зрения Павла христианин должен верить в воскресение Христа и воскресение верующих, а также иметь глубокую веру. Если убрать что–то одно, то теряется и все остальное. Без веры в воскресение проповедь тщетна, вера суетна. В этом случае Павел представляет Бога в ложном свете, а верующие все еще находятся в грехах своих и достойны наибольшей жалости из всех живущих на земле.

В стихе 20 Павел отбрасывает все «если» предыдущего параграфа и утверждает, что Христос действительно воскрес из мертвых. Затем он подчеркивает, что это воскресение не является единичным и уникальным явлением, но служит основанием для надежды на воскресение, которой должны жить верующие. Христос есть «начаток», «первенец». Эта аналогия заимствована из ветхозаветных праздников. Его воскресение гарантирует, что будут и последующие воскресения. Павел обращается к аналогии с Адамом и Христом. Смерть от Адама перешла на всех людей. А через Христа все могут получить доступ к жизни. Воскресение Христа открывает Его победу над (261) всяким начальством и властью, в том числе и смертью. В типичном для Нового Завета формате воскресение Христа теологически связывается с воскресением верующих.

В стихах 29–34 Павел снова возвращается к теме стихов 12–19 и приводит дополнительные доводы, почему отрицание коринфянами воскресения не имеет смысла. Зачем некоторые люди крестятся для мертвых, если нет воскресения? (К сожалению, мы ничего не знаем об этих людях и их обычаях). И для чего Павел каждый день смотрит в лицо смерти, если нет воскресения?

Далее апостол Павел обращается к возможному возражению своих читателей и поднимает вопрос о том, как воскреснут мертвые и в каком теле они придут. Поскольку этот раздел (стихи 35–50) охватывается ниже, в дискуссии о прославлении, здесь достаточно отметить, что для Павла воскресение гораздо важнее оживления трупа. Оно включает в себя преображение в новое тело, не подверженное смерти. Павел называет его «духовным» телом.

И, наконец, взоры Павла обращаются ко Второму пришествию Христа, которое названо «последней трубой» (стих 52). Почти поэтическим языком он указывает своим читателям на мгновенное преображение, которое произойдет, когда смертное уступит место бессмертному. В то время, когда мертвые воскреснут и вместе с живыми облекутся в бессмертие, смерть будет поглощена победой. По мнению Павла, понимание этой истины вдохновит христиан твердо посвятить себя выполнению Господней работы, ибо они знают, что труд их не напрасен (стих 58).

В данном отрывке Павел показывает, что вера в воскресение — как Христа, так и верующих — абсолютно необходимая часть христианской веры. Без этих перспектив христианская вера тщетна. В богословском смысле он также связывает эти два воскресения воедино, показывая, что демонстрация Богом Своей силы и намерений в воскресении Иисуса дает христианам надежду. И, наконец, он показывает, что воскресшее тело будет новым, прославленным телом, более не подверженным смерти, и что это произойдет при Втором пришествии Христа, когда живые праведники также облекутся в бессмертие.

С темой 1 Кор. 15 тесно связано 2 Кор. 5:1–5; и хотя слово «воскресение» не употребляется, загадочный характер отрывков требует его включения. Павел противопоставляет «земную хижину» нашего нынешнего бытия нерукотворному «жилищу от Бога», которое является нашей будущей надеждой.

Некоторые считают, что Павел здесь поддерживает идею бессмертия души, ссылаясь на то, что тело — это земной шатер, временный сосуд, наполненный вечной душой. Но более внимательное изучение этого отрывка показывает, что это не так. Павел нигде не говорит о душе или какой бы то ни было форме бытия отдельно от тела. Нет никакого намека на то, что человек состоит из двух частей. Скорее Павел говорит о «разрушении» земной хижины, а не ее отделении от души. Павел использует метафору раздетого, обнаженного состояния, говоря о том, что произойдет вне земного шатра. Он не желает этого состояния. Если бы Павел считал, что промежуточным состоянием является сознательное существование души со Христом, то вряд ли можно ожидать, что он будет это отвергать или не будет к этому стремиться. Однако Павел не хочет «совлечься, но облечься». Он пишет, что это произойдет тогда, когда смертное будет поглощено жизнью. Таким образом, Павел со всей очевидностью проводит параллель с надеждой, о которой пишет во второй части 1 Кор. 15, говоря о том, что смертное уступит место бессмертию при звуке трубы, когда Христос вернется.

Поэтому совершенно понятно, что Павел пишет здесь о воскресении, что также вытекает из 15–го стиха, хотя и не употребляет этот термин. Нынешнее смертное бытие подобно земному шатру. Оно ненадежно. Объектом метафоры является не часть человека, а весь человек в целом. Павел не хочет смерти, которую сравнивает с наготой или разоблачением. Скорее, он желает облечься, полностью преобразившись и приняв новое, бессмертное тело, которое сравнивает с жилищем от Бога. Это новое состояние выражает волю Бога в отношении Его народа, и Он дал Духа как гарантию или аванс, с помощью которого заверяет нас, что такая надежда не тщетна. Таким образом, мы видим важную преемственность между мыслью этого отрывка и 1 Коринфянам 15 (см. Смерть I. Д. 2).

Если ограничить исследование взглядов Павла на воскресение несколькими основными отрывками, подробно затрагивающими данную проблему, можно упустить из виду богатство мысли Павла. Его письма пронизаны ссылками на смерть и воскресение Христа. Из этих ссылок вытекает несколько важных богословских тем.

Одна из самых важных — это участие с Христом в смерти и воскресении. Для Павла смерть и воскресение — это больше, чем исторические события, поскольку они слишком много значат для верующего. Иметь веру во Христа — значит отождествлять себя с Ним и Его миссией. Павел говорит о своей готовности все почитать за сор ради Христа: «Чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых» (Флп. 3:10, 11). Далее он поясняет, что не достиг всего этого, но устремляется вперед к поставленной цели.

Эта тема ярко раскрывается в Рим. 6, где Павел обсуждает жизнь христианина. Здесь Павел использует иллюстрацию крещения, говоря о том, могут ли христиане продолжать грешить, если они спасены благодатью Христовой. Для Павла опыт отождествления с Христом в крещении исключает легкомысленное отношение к греху. Павел говорит: «Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху… Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе» (Рим. 6:5–11).

Вторая важная тема тесно связана с темой участия в смерти и воскресении Христа. Вера в Христа означает участие в обновленной жизни, явленной в воскресении. Хотя Павел дает ясно понять, что фактического воскресения тела еще не было, ибо оно произойдет в будущем при Втором пришествии (см. Флп. 3:12; 1 Кор. 15:52; (262) 1 Фес. 4:16; и 2 Тим. 2:18), в воскресении есть также аспект уже. Верующий уже участвует в обновленной жизни, как это видно в Рим. 6:5, 6, 11. Эта тема снова возникает в Еф. 2:3–7, где Павел обращается к язычникам, которые некогда были во грехах своих, но ныне оживотворены «со Христом» и посажены «на небесах во Христе Иисусе» — поразительная метафора нынешнего опыта христианина со Христом. Но даже здесь Павел указывает на будущее — на то, что сделает Христос в веке грядущем (стих 7). Далее он определяет эту новую жизнь во 2 Кор. 5:15, показывая, что обновленная жизнь означает новый центр бытия: «А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего».

Отождествление со Христом и причастность к Нему включает в себя участие в Его смерти и воскресении, новую жизнь сейчас, для которой характерен новый центр тяжести, новая цель и готовность участвовать в страдании Христа. В этом смысле христианин уже участвует в силе Христова воскресения. Опыт христианина также включает в себя надежду, которая может быть реализована только в будущем, когда Христос вернется, мертвые воскреснут, а живые верующие преобразятся и наследуют бессмертную жизнь.

б. Синоптические Евангелия и Книга Деяния святых Апостолов. Природа Евангелий такова, что они учат воскресению верующих не так явно, как Павел в своих сочинениях. В Евангелиях главный акцент делается на воскресение Иисуса. Хотя Евангелие от Луки и Книга Деяния святых Апостолов — это единственные синоптические произведения, в которых даются четкие наставления по поводу воскресения верующих, все авторы Евангелий, в той или иной степени, связывают воскресение Иисуса с Его силой дать жизнь верующему.

В Евангелии от Матфея воскресение не только предсказывается заранее (Мф. 16:21; 26:32) и объявляется женщинам как свершившийся факт (Мф. 28:6), но воскресший Иисус также является ученикам в Галилее и дает им евангельское поручение (стихи 16–20).

В одном эпизоде, который можно найти только у Матфея, особенно эмоционально говорится о связи между воскресением Иисуса и воскресением верующих. Матфей сообщает нам: «И гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим» (Мф. 27:52,53). Здесь не упоминается о том, кем были эти святые, но, по всей видимости, они стали живым доказательством того, что Иисус есть первенец из мертвых и что Его воскресение гарантирует верующим выход из могилы вместе с другими «святыми» в последний день.

Разные рукописи дают различные варианты концовки Евангелия от Марка (Мк. 16:9–20). Но к каким бы выводам ни привели нас эти разночтения, воскресение Иисуса является очевидным фактом в любом варианте текста. Ясно и то, что воскресение Христа неразрывно связано с жизнью верующего.

Марк подчеркивает роль Иисуса как страдающего Мессии–Раба. Он также указывает на истинную природу ученичества: оно означает идти по стопам Иисуса и нести свой крест. Богословский центр в Евангелии от Марка — это главы 8–10, где Иисус трижды предсказывает Свою смерть, а затем призывает учеников к служению. В каждом из этих предсказаний содержится также и утверждение о том, что через три дня Иисус воскреснет (Мк. 8:31; 9:31; 10:34). Это предсказание воскресения придает смысл последующему призыву Иисуса к послушанию и данному Им обетованию жизни. В словах «ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8:35) мы видим связь между воскресением Иисуса и надеждой верующего на жизнь.

Та же связь очевидно прослеживается, когда Иисус являет Свою власть воскрешать мертвых в Мк. 5. Когда Иисус говорит, что дочь Иаира не умерла, но спит, люди смеются, потому что все знают, что она мертва. Но Иисус способен вернуть ее к жизни. Таким образом, Иисус здесь представлен не только как Тот, Кто Сам воскресает из мертвых, но как Податель жизни, воскрешающий других. Этот образ усиливается, когда ангел объявляет женщинам, пришедшим ко гробу: «Он воскрес, Его нет здесь» (Мк. 16:6).

В своем Евангелии Лука записал слова ангелов у гроба (Лк. 24:4–7), которые объявили о воскресении Иисуса. Он также отмечает явление воскресшего Иисуса на дороге в Эммаус (стихи 13–32) и ученикам в верхней горнице (стихи 33–43). Кроме того, Лука говорит о воскресении верующих. Конкретная информация о воскресении содержится также и в Книге Деяния святых Апостолов. Лука записал слова Иисуса о том, что награда за то, что сделано в этой жизни, будет получена при воскресении. «Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» (Лк. 14:13,14).

В Деяниях Лука пересказывает одну из речей Павла, в которой тот провозглашает, что воскрешены будут также и неправедные. Павел говорит: «Я действительно служу Богу отцов моих, веруя всему, написанному в законе и пророках, имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных» (Деян. 24:14, 15). Лука также утверждает, что Павел связывал воскресение верующих с Христом, подчеркивая, что Христос — это первенец из мертвых (Деян. 26:23).

в. Иоанновы труды. Главное выражение, с помощью которого Иоанн излагает христианскую надежду в своем Евангелии, — это «жизнь» или «вечная жизнь». Вслед за Ч. Г. Доддом многие обращают внимание на тему «осуществленной эсхатологии» в его Евангелии. Согласно этому представлению, верующий уже испытывает вечную жизнь через Христа. Не может быть никакого сомнения в присутствии этой темы у Иоанна. Для него важна нынешняя действительность или аспект уже в отношении вечной жизни. Но это ни в коей мере не отрицает реальности надежды на воскресение в будущем.

Ин. 5:19–29 — это одно из наиболее поучительных мест для понимания сопоставления осуществленной и будущей эсхатологии и значения этого сравнения для понимания воскресения верующего. В каком–то смысле (263) в этом отрывке упоминается как минимум три разных воскресения.

Первое — это духовное обновление жизни, которое верующий в настоящее время имеет во Христе. Оно определенно является средоточием стихов 24 и 25: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут».

Обратите внимание, что для этого воскресения определен час ныне. Верующие уже имеют жизнь вечную и перешли из смерти в жизнь. Это немного другой акцент, нежели тот, который мы встречаем у Павла, хотя мысль одна и та же. Павел призывал ходить «в обновленной жизни» (Рим. 6:4), тогда как Иоанн говорит об обладании вечной жизнью. Оба указывают на важную действительность новой жизни, которую верующий испытывает во Христе. Это настолько ошеломляющий опыт, что его можно определить только эсхатологическими понятиями.

Иоанн продолжает указывать на грядущий час и говорит: «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин. 5:28,29).

Здесь мы видим еще два воскресения, и оба они — дело будущего. Здесь уже не идет речь о текущем духовном опыте. В будущем мертвые, находящиеся в гробах, выйдут из них. Иоанн не определяет времени этих двух воскресений; он лишь проводит различие между воскресением праведников и воскресением нечестивых.

Та же картина нарисована и в следующей главе, где Иоанн называет Иисуса хлебом жизни. В Ин. 6:54 Иисус говорит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». Здесь снова сопоставляются нынешняя реальность и будущая надежда. Тот, кто отождествляет себя с Христом, уже сейчас имеет жизнь вечную. И, кроме того, он или она воскреснут в последний день. И снова будущая надежда представлена с точки зрения воскресения умерших. Однако здесь Иоанн идет еще на один шаг дальше, чем в пятой главе, указывая время воскресения праведников: оно произойдет в последний день. Но здесь ничего не говорится о воскресении нечестивых.

Воскресение занимает видное место в еще одной беседе Иисуса в Евангелии от Иоанна. В 11–й главе Иисус провозглашает, что Он есть воскресение и жизнь. В характерном для себя стиле Иоанн связывает это слово из уст Иисуса с Его поступком, который служит знамением. В данном случае это воскрешение Лазаря. Иисус возвращает Лазаря к жизни спустя четыре дня, демонстрируя всем, что Он есть воскресение и жизнь.

Здесь Иоанн желает показать своим читателям, что христианская надежда на воскресение есть нечто большее, чем распространенная в то время общая вера в воскресение мертвых. Марфа уже верит в воскресение мертвых. Она выражает уверенность в том, что ее брат Лазарь воскреснет в последний день вместе с другими праведниками (стих 24). Но Иисус открывает ей нечто большее. Чего она еще пока не знает, так это то, что Сам Иисус есть основание ее надежды на воскресение и что Он предлагает нечто большее, чем надежду на будущее событие.

Иисус предлагает ей Свое личное присутствие как воскресение и жизнь. Воскресение — это нечто большее, чем будущая реальность. Это живая надежда, которая становится реальной благодаря присутствию Иисуса. То, что справедливо в отношении Марфы, справедливо и в отношении всех верующих. Эта живая вера делает нынешнюю смерть чем–то малозначительным. Вот почему Иисус мог сказать, что всякий живущий и верующий в Него не умрет вовек (стих 26). И даже если человек умрет, он имеет уверенность в том, что будет возвращен к жизни (стих 25). На самом деле нынешняя реальность надежды имеет смысл только благодаря будущей надежде на воскресение. Нынешняя реальность жизни во Христе освобождает верующего от страха перед смертью, потому что также гарантирует ему будущую надежду.

Таким образом, мы видим у Иоанна сочетание настоящей и будущей реальности. Сам Христос есть воскресение и жизнь. Жизнь тех, кто вступает с Ним в союз, в такой мере обновляется, что ее нельзя охарактеризовать иначе, как вечная жизнь. Они также живут в надежде, зная, что, если даже умрут, будут воскрешены для вечной жизни с Христом в последний день.

Конечно, Иоанн полагает, что читатели не забудут его слова, сказанные в главах 5, 6 и 11 к тому времени, когда дойдут до последнего раздела книги, где повествуется о крестном распятии и воскресении Иисуса. Высшее знамение, доказывающее, что Иисус есть воскресение и жизнь, — это Его собственное воскресение. Вместе с тем для Иоанна прославление и возвеличивание Иисуса ни в коем случае не ограничивается воскресением. Крест также возвышает Иисуса как Спасителя.

Иоанн проводит эту мысль, используя игру слова с двойным значением. Слово «вознесен» может быть техническим термином, означающим распятие. Но оно может также указывать на вознесение в переносном смысле или возвеличивание, о котором говорится в таких местах, как Лк. 18:14. Иоанн намеренно употребляет термин с двояким смыслом, чтобы показать, что распятие возвысило Иисуса (Ин. 12:31–33). Для Иоанна и распятие, и воскресение Иисуса открывают Его спасительную силу.

Рассказывая о воскресении Иисуса, Иоанн стремится в первую очередь показать, что люди, не присутствовавшие при этом событии и не видевшие воочию воскресшего Христа, не находятся в менее выгодном положении, когда речь заходит о вере в Иисуса и принятии Его как воскресение и жизнь. Только в его Евангелии рассказывается о том, как воскресший Иисус явился Фоме. Сначала Иисус встретился с учениками, когда Фомы не было среди них, и вдунул в них Святой Дух (Ин. 20:19–24). Фома не верил рассказу учеников о случившемся целых восемь дней до тех пор, пока Иисус не явился им еще раз. На этот раз Фома находился в горнице вместе со всеми. Когда он выразил свою веру, Иисус отреагировал так: (264) «Ты поверил, потому что увидел Меня, блаженны невидевшие и уверовавшие» (стих 29).

Почему могут уверовать невидевшие? Потому что, как говорит Иоанн, вера приходит не от видения, но от действия Святого Духа, Который обязательно снизойдет на учеников после воскресения и прославления Иисуса. Несколько раз (например, в Ин. 2:22; 12:16) ученики не понимают действий Иисуса. Только после воскресения они «вспоминают» некоторые Его дела и начинают постигать их смысл. Такое воспоминание есть нечто большее, чем особенность памяти. Оно несет с собой новое видение и разумение, делающее жизнь Иисуса реальной для верующего. Такое напоминание осуществляет обещанный Дух (Ин. 14:26). Через это действие Духа каждый верующий может понять значение жизни Иисуса и в этом смысле ничем не уступает тем, кто фактически видел Иисуса и был с Ним.

Следовательно, рассказ о воскресении Иисуса показывает, как читатели Иоанна могут уверовать и испытать вечную жизнь. Иоанн дает ясно понять, что в этом и заключается предназначение его книги: «Дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:31). Как мы уже поняли, эта жизнь включает в себя нынешний опыт жизни со Христом и будущую надежду на воскресение.

В Книге Откровение Иоанн доводит до кульминации новозаветный акцент на надежде воскресения и вечной жизни, которую имеет каждый верующий в свете воскресения Христова. В то же время данная книга вносит свой уникальный вклад. Откровение — это единственная книга, в которой конкретно говорится о разнице во времени между воскресением праведных и воскресением нечестивых.

Иоанн изображает уже воскресшего Иисуса: «Свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных» (Откр. 1:5). Вне всякого сомнения, это описание имело особенное значение для первых читателей книги. Они терпели гонение со стороны императора. По меньшей мере, один христианин — Антипа из Пергама — принял мученическую смерть за свою веру (Откр. 2:13). Теперь же они слышат, что Иисус есть не только главный «верный свидетель», в настоящее время управляющий земными императорами, но также и «первенец» из мертвых. Другими словами, Он не только ожил после смерти, но и является Первенцем, проторившим дорогу и гарантировавшим Своим последователям надежду на воскресение. В Откр. 1:18 Иоанн еще сильнее акцентирует эту мысль, заявляя, что Иисус имеет ключи смерти и ада (могилы или места обитания умерших), как Тот, Кто был мертв, а теперь жив. Он не только победил смерть, но и предлагает Свою победу над смертью другим. Таким образом, им не следует бояться земного императора, который не в силах что–либо противопоставить победе Иисуса.

Эта мысль неоднократно подчеркивается в Откровении. Например, Церкви в Смирне сказано, что она пострадает от гонений и некоторые ее члены будут ввергнуты в темницу. Но ей также обещано, что христиане, которые пребудут верными до смерти, получат венец Христа и станут причастниками Его жизни (Откр. 2:10).

По этой причине Иоанн ободряет верующих и призывает их считать мученическую смерть не поражением, а победой. Дьявол использовал свое страшнейшее оружие — смерть, чтобы победить веру, но потерпел неудачу. Даже смерть не в силах разубедить верных, и, поскольку Христос победил смерть, они также становятся победителями. Так, в Откр. 12:11 Иоанн говорит о верных следующее: «Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти».

Победа Христа над смертью завершается в главах 20 и 21. В главе 20 говорится о том, что смерть и ад брошены в озеро огненное и уничтожены; смерть больше не имеет власти. В главе 21 Христос и Его народ обитают под новым небом и на новой земле. «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (стих 4; см. Новая Земля II. Б. 3).

Время между воскресениями праведных и нечестивых определено в Откр. 20 как тысячелетний период, во время которого сатана будет связан. В начале этого периода воскреснут праведники (стих 4) и будут царствовать с Христом тысячу лет. Первая половина пятого стиха — это вводное предложение, в котором говорится, что «прочие… из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет». Прочими из умерших должны быть нечестивые, поскольку о праведниках уже было сказано в четвертом стихе. После вводной фразы в пятом тексте Иоанн продолжает главную линию мысли, начатую в 4–м стихе, и добавляет: «Это — первое воскресение». То, что слова о «первом воскресении» отсылают нас назад к четвертому стиху и воскресению праведников, становится очевидным из 6–го стиха, где Иоанн называет участников первого воскресения «блаженными» и повторяет, что они будут царствовать с Христом тысячу лет. Участники первого воскресения царствуют с Христом в течение этого тысячелетнего периода (см. Тысячелетнее царство I. В. 1–3).

Воскресение нечестивых происходит через тысячу лет, когда оживают «прочие из умерших». Подробно это воскресение не описывается, но оно подразумевается в стихах 7–10, где сказано, что нечестивые будут живы, когда сатана будет освобожден из темницы своей на некоторое время. Он попытается собрать их на штурм Святого Града. Эта попытка окончится неудачей или «второй смертью», по выражению Иоанна (стих 14), когда дьявол, нечестивые (имена которых не будут найдены в книге жизни, согласно стиху 15) и сама смерть будут уничтожены в озере огненном.

г. Другие книги Нового Завета. В Послании к Евреям принимается идея воскресения и подчеркивается первосвященническое служение Христа, отстаивающего интересы верующих, а также его значение для христианской жизни. Воскресение мертвых включено в «начатки учения Христова» (Евр. 6:1, 2), от которых читатели призываются двигаться дальше, к совершенству. Едва ли из этого следует, однако, что воскресение не столь важно.

Важность этого события особенно ясно высвечивается в 11–й главе, где представлены великие свидетели (265) веры. Важной частью веры здесь становится упование на Божью силу воскрешать мертвых. Автор истолковывает готовность Авраама повиноваться Богу и принести в жертву Исаака как своего рода веру. Он пожелал сохранить верность Богу, потому что «думал, что Бог силен и из мертвых воскресить» (стих 19). Вера в воскресение подтверждается тем фактом, что верные жены древности «получали умерших своих воскресшими» (стих 35; возможно, это ссылка на событие, описанное в 4 Цар. 4:8–37). Таким образом, для автора Послания к Евреям «вера», которая также важна, включает упование на способность Бога воскрешать умерших.

В Первом послании Петра, равно как и в Книге Откровение, речь идет о христианах, которые терпят хотя бы какие–то гонения. Быть может, христианам придется немного скорбеть «от различных искушений» (1 Петр. 1:6), быть «пришельцами и странниками» (1 Петр. 2:11). Апостол воодушевляет своих читателей и побуждает их быть верными, показывая, что воскресение Христа дает им надежду на будущее и помощь в настоящем.

После приветствия и краткого благословения Петр провозглашает, что христиане возрождены «воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» (1 Петр. 1:3). Мы опять видим тесную связь между воскресением Христа и надеждой верующего. Жить в надежде есть не что иное, как родиться для новой жизни. Эта жизнь доверия Богу позволяет подниматься над временными трудностями. Мы можем возложить свою веру и надежду на Бога, Который воскресил Христа из мертвых и «дал Ему славу» (стих 21). Так что для Петра упование надежды на будущее, которое приносит воскресение, также преображает нынешнюю действительность в новую жизнь доверия. Но эта надежда еще больше делает для настоящего. Согласно 1 Петр. 3:21, воскресение также позволяет человеку иметь чистую совесть. Это происходит благодаря крещению, но именно воскресение придает крещению силу. Петр не объясняет это так, как делает Павел в Рим., однако из его рассуждений следует, что победа Христа над смертью и злом и тот факт, что теперь Ему подчиняются все власти, освобождает христианина от всякого осуждения и делает Христово прощение последним словом.

Новый Завет последовательно демонстрирует важность воскресения, связь между воскресением Христа и нашим воскресением, а также твердую реальность упования на будущую жизнь и тот факт, что надежда на будущее обогащает нашу нынешнюю жизнь.

Б. Ветхий Завет

Когда мы понимаем, как неразрывно весь Новый Завет связывает воскресение Иисуса Христа с воскресением верующих, то не удивляемся тому, что Ветхий Завет не так явно говорит о воскресении. В Новом Завете и конкретный образ воскресения верующих, и богословское значение этого воскресения вытекают из Божьего откровения во Христе Иисусе, которое особенно наглядно проявилось в Его воскресении. В Ветхом Завете мы находим преимущественно неявные указания на это событие и лишь несколько явных высказываний о воскресении.

1. Общие взгляды на будущую жизнь

Писатели Ветхого Завета не могут указывать на воскресение Христа как на свершившееся событие и основание для упования на жизнь в будущем. Кроме того, ветхозаветное мышление было гораздо больше ориентировано на общество, чем наше, а потому часто связывало надежду на будущее с судьбами какого–либо государства или общества. Некоторым современным читателям порой бывает трудно понять этот аспект. В ветхозаветном мире личность и судьба человека часто были неразрывно связаны с его участием в жизни общества. Для нас базовым элементом человеческой жизни является автономная личность; для жителя времен Ветхого Завета базовым элементом жизни была социальная ячейка, будь то семья, клан или государство (для обзора Божьих обетовании в отношении Израиля см. Остаток/Три Ангела I. А, Б и Библейский комментарий АСД, т. 4, с. 25–38).

Тем не менее несколько сильных акцентов в Ветхом Завете указывают на важную, хотя и неявную его связь с новозаветным учением. Прежде всего это акцент на теле, как на чем–то добром, на целостности человеческой личности и надежде на жизнь в Боге. В противовес всем формам мышления, которые обесценивают тело или уповают на избавление от него, учение о воскресении предлагает жизнеутверждающий взгляд на тело как дар Божий. Ветхий Завет последовательно отстаивает эту точку зрения. Например, в истории творения Бог творит людей, мужчину и женщину, по Своему образу (Быт. 1:27) и утверждает, что сотворенное Им «хорошо весьма» (стих 31). Бестелесное существование никогда не считалось в Ветхом Завете возможным или желанным.

С этим позитивным отношением к человеческому телу тесно связан сильный акцент на целостность человеческой личности. Этот целостный подход открывается также и в рассказе о творении. Когда Бог сотворил людей из праха земного, Он не поместил в них душу, а скорее оживил физическое тело дыханием жизни и сделал человека живой душой или целостным существом (Быт. 2:7). Люди представляют собой тела, оживленные дыханием жизни от Бога (см. Человек I. Д. 1–3; Смерть I. А. 4). Ветхозаветный взгляд на смерть произрастает из этого целостного понимания человека. О смерти говорится как об успении с отцами (Втор. 31:16), нисхождении в преисподнюю страну или в могилу (яму) (Иез. 31:16; 32:24), сведении к персти смертной (Пс. 21:16) или, как в большинстве случаев, о нисхождении в шеол, преисподнюю или могилу.

Третьим важным ветхозаветным акцентом, относящимся к учению о воскресении, является надежда на жизнь в Боге. На протяжении всего Ветхого Завета Яхве выступает источником жизни и надежды. Израиль должен научить своих детей возлагать упование на Бога (Пс. 77:7). Иеремия может говорить о Яхве как о надежде Израиля, Спасителе «его во время скорби» (Иер. 14:8). Это убеждение, что Бог есть источник жизни, исцеления и восстановления, включает в себя уверенность в том, что Он может как прерывать жизнь, так и восстанавливать ее. Это ясно видно из молитвы Анны: «Господь (266) умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит» (1 Цар. 2:6).

Эта способность к врсстановлению жизни иногда относится ко всему народу, поскольку мировоззрение Ветхого Завета во многом ориентировано на общество. Мы видим это, к примеру, в Иез. 37, где пророку показано в видении поле, заполненное сухими костями. Ему задается вопрос, оживут ли кости сии. Сначала он переадресует этот вопрос Богу, но затем ему велено пророчествовать к костям. Когда он это делает, раздается сильный шум, кости начинают соединяться, в них входит жизнь; они оживают и поднимаются на ноги (стихи 1–10).

Почти все комментаторы признают, что это видение не указывает на воскресение людей, ибо, согласно истолкованию видения, данному в стихе 11, оно рассказывает обо всем доме Израилевом. Перед лицом национальной катастрофы (вавилонского плена) люди выражают свое отчаяние и безысходность, прибегая к популярному в то время изречению: кости наши иссохли (см. для примера Притч. 17:22). В ответ на их безысходность Бог посылает видение, в котором наглядно изображаются обетования о восстановлении всего дома Израилева.

Истолкование видения продолжается в Иез. 37:12–14, хотя язык меняется. Бог отверзает могилы и выводит Израиль из гробов. Хотя предлагаемое далее истолкование небезупречно, некоторые богословы усматривают здесь важный текстуальный переход от восстановления государства в целом к воскресению отдельных умерших в народе людей. Эта уверенность в силе Божьей восстановить страну, прекрасно описанная в Иез. 37, которая основана на метафоре возвращения людей из могилы, доказывает, что идея возврата из могилы отдельных людей не была полностью чужда Израилю.

Тот факт, что Бог имеет власть над смертью отдельного человека, доказывается, как минимум, тремя случаями воскресения из мертвых, описанными в Ветхом Завете. Хотя они принципиально отличаются от последнего воскресения, когда смертное тело облечется в бессмертие, это явное свидетельство о том, что авторы Ветхого Завета верят в способность Бога освободить от смерти отдельного человека. Все три случая связаны с деятельностью пророков Илии и Елисея. В первом случае Илия возвращает к жизни сына вдовы в Сарепте (3 Цар. 17:17–24). Во втором Елисей делает то же для сына женщины–сонамитянки (4 Цар. 4:18–37; см. также 8:1–5). И, наконец, человек, случайно погребенный в могиле Елисея, воскресает от соприкосновения с костями пророка (4 Цар. 13:21).

Этот краткий обзор показывает, что не следует ограничивать ветхозаветную картину надежды несколькими явными текстами, в которых непосредственно затрагивается тема воскресения. Однако эти явные отрывки дополняют общую картину.

2. Конкретные места, затрагивающие тему воскресения

Три ветхозаветных текста, затрагивающие тему воскресения, заслуживают особого внимания. Есть известные трудности с пониманием Иов. 19:25–27, однако убеждение в существовании жизни после смерти, выраженное в этом месте Писания, не вызывает сомнений. Другими текстами являются Ис. 26:19 и Дан. 12:2.

а. Иов 19:25–27. Здесь ясно выражена уверенность Иова в том, что Бог будет его гоэл или родственником–искупителем — даже за пределами могилы. Это выражение надежды мы находим в конце длинного раздела, в котором Иов горько оплакивает свое положение. Он неоднократно указывает на Бога как на Того, Кто обрушил на него катастрофу (см. особенно стихи 8–13). Иов не находит справедливости, и, что еще больше усугубляет дело, его оставляют все его друзья и родные (стихи 13–19). Он желает, чтобы его плач был вписан в книгу или начертан на камне железным резцом, чтобы он не был забыт (стихи 23, 24). Но в стихе 25 настроение меняется, и Иов выражает надежду, что его Искупитель оправдает его и он узрит Бога.

Обычно этот родственник–искупитель в Ветхом Завете выкупал проданное имущество (Лев. 25:25–34), мстил за убийства (Чис. 35:16–28) и восстанавливал семя своему родственнику, умершему без наследников (Втор. 25:5–10; Руфь 4:1–6). На протяжении всего Ветхого Завета Яхве представляется Израилю как родственник–искупитель (например, Исх. 6:6; Пс. 76:16; Ис. 44:24).

Хотя при переводе этого отрывка возникают существенные затруднения и несмотря на то, что его предназначение не в том, чтобы четко изложить библейское учение о воскресении, Иов ясно выражает уверенность, что искупительная и восстановительная сила Бога превыше его текущих проблем и смерти. Наконец–то Иов увидит своего Искупителя собственными глазами, когда его кожа распадется (Иов 19:25–27).

б. Ис. 26:19. Ис. 24–27 содержит раздел, предвосхищающий более апокалиптический стиль, чем тот, который можно в целом найти у пророков до плена. Этот раздел начинается с объявления о том, что Яхве опустошит землю и сделает ее пустынной за преступления народа и за то, что они нарушали завет. Однако между предсказаниями пророка о надвигающейся участи и ответным плачем народа попадаются слова доверия и хвалы. Фактически этот раздел заканчивается обетованием о том, что Бог соберет Свой рассеянный народ в землю Израилеву и пленники из Ассирии и Египта возвратятся к поклонению Яхве на святой горе в Иерусалиме (Ис. 27:12,13).

Надежда выражается в таких текстах, как Ис. 25:8 и 26:19. В первом сказано о том, что смерть будет поглощена навеки и Яхве отрет слезы со всех лиц. Однако ничего не сказано о том, какими средствами, каким путем Яхве одержит эту победу. Во втором речь идет о воскресении умерших праведников.

В Ис. 26:13–15 люди признают, что служили другим богам, но эти боги теперь мертвы и не оживут. Они стали тенями, которые не поднимутся. Аналогия с родами дает повод для продолжения плача в стихах 16–18. Народ подобен женщине в родах, но роды ни к чему не привели. Другими словами, люди не могут себя спасти.

Настроение меняется в стихе 19. Здесь автор использует те же слова, которыми он охарактеризовал ложных господ (267) в 14–м стихе, но на этот раз — чтобы дать Израилю надежду: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя — роса растений и земля извергнет мертвецов».

Некоторые проблемы с переводом в этом стихе выходят за рамки данной статьи. Так, в первой строке древнееврейского текста используется фраза «мое тело», а не «их тела». Из–за смены в местоимениях трудно определить, кто с кем говорит в этом тексте. Кому принадлежат эти слова: Яхве, пророку или народу? Хотя это нельзя определить достоверно, некоторые вещи абсолютно ясны и понятны. «Тени», сошедшие в могилу, оживут, и тела воскреснут, что вызовет пение и радость.

В силу вышеуказанных соображений почти естественно воспринимать этот текст как обращение к Яхве. Однако остается два возможных объяснения. Возможно, к Яхве обращается человек, выражающий уверенность в личном воскресении, что подтверждается противопоставлением «их тел» «моему телу». Первое относится к умершим праведникам, а второе — к тому, кто произносит эти слова. А, может быть, это коллективный глас народа, так что весть аналогична Иез. 37 и касается возрождения и обновления государства? Заключительное обетование в конце Ис. 27 относительно возвращения пленников из Ассирии и Египта подтверждает эту мысль. Имеющиеся свидетельства склоняют нас к первому варианту (11, с. 272–276). Хотя воскресение здесь детально не описывается, данный отрывок явно говорит о воскресении тела.

в. Дан. 12:2. Здесь Ветхий Завет четко и определенно говорит о воскресении людей. «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление». Здесь мы видим два воскресения: одно для праведных, а другое для нечестивых.

Слово «многие» трудно для понимания. Предвидит ли Даниил лишь частичное воскресение, или же слово «многие» употребляется здесь в разговорном ключе для обозначения «всех», что иногда было свойственно семитской мысли? Некоторые полагают, что употребление слова «многие» в таких ветхозаветных отрывках, как Ис. 53:12, и в таких новозаветных текстах, как Мк. 14:24 и Рим. 5:15, — вполне достаточное свидетельство того, что в семитской мысли данный термин слишком широк, чтобы полностью исключить значение «все спящие во прахе» у Даниила, когда он говорит о воскресении мертвых. Другие богословы, такие как доктор Хазел (11, с. 279–281), утверждают, что Даниил говорит здесь о специальном воскресении.

Елена Уайт (Великая борьба, с. 637) цитирует это место, когда пишет о специальном воскресении тех, кто «умер в вере в весть третьего ангела» и кто выйдет из могилы, чтобы стать свидетелями Второго пришествия вместе с распявшими Иисуса (см. I. А. 1 и цитаты из трудов Елены Уайт в конце данной статьи). В любом случае о воскресении в конце времени говорится как об отчетливой реальности.

Этот обзор ветхозаветных текстов обнаруживает, что учение о воскресении выражено в нем менее явно, чем в Новом Завете, хотя между двумя заветами нет никаких противоречий в этом вопросе. Люди могут надеяться не на бессмертие внутренней части человеческого существа, а на целостную, восстанавливающую Божью силу.

Ясно, что воскресение не было чем–то новым для иудеев времен Христа. Иисуса спросили, какой из семи братьев будет законным мужем некоей вдовы «в воскресение» (Мф. 22:23–29). Марфа выразила уверенность в том, что ее брат воскреснет «в воскресение, в последний день» (Ин. 11:24). Хотя идея воскресения муссируется в литературе межзаветного периода (см. IV. Б), очевидно, что Ветхий Завет дает достаточно оснований для веры в воскресение.