II. Священство Христа в Новом Завете

А. Несовершенство системы образов

Это исследование исполнения образов жертвенной системы во Христе приводит нас к Откровению и Посланию к Евреям. Но, поскольку жертвенное истолкование смерти Христа встречается также и в других местах Нового Завета, мы будем их также исследовать. Система образов имела серьезные ограничения, которые признаются не в одном лишь Новом Завете.

Псалмопевец понимал, что люди не могут искупить себя, заплатить выкуп за свою жизнь (Пс. 48:8). Только Бог мог заплатить выкуп (стих 16). Жертва была лишь плодом раскаявшегося сердца, которое искало прощения у Бога (Пс. 50:18–21). Ветхий Завет указывал на то время, когда эти ограничения будут сняты через совершенную жертву Раба Господня (Ис. 52:3–53:12), Который был изображен совершенным Агнцем, умирающим смертью жертвенного замещения (Ис. 53:11). (287)

В Новом Завете указаны ограничения старой системы с целью возвеличивания новой. Так, в Послании к Евреям завет с Израилем считается ограниченным во времени земным установлением (8:7–13). Израильское святилище было только тенью, образом, копией оригинала — небесного святилища (стихи 2, 5). Левитское священство было недостаточным, потому что оно не способствовало достижению совершенства (Евр. 7:11), то есть не помогало решению проблемы греха. Образное левитское священство могло лишь играть роль иллюстрации истинного священнического служения Христа, Который смог «уничтожить» грех Своей жертвой и ходатайством (Евр. 9:26; 10:4).

Б. Превосходство нового порядка

Пасторская забота в Послании к Евреям выражается в истолковании и назидании. Похоже, что вера людей, к которым было обращено Послание, выродилась настолько, что они были снова привлечены к иудейской вере и обычаям. Автор Послания к Евреям наставляет своих слушателей оставаться преданными той вере, которую они некогда приняли (3:13, 14; 4:1; 12:12, 13). На протяжении всего письма автор утверждает идею превосходства служения Христа над обрядовой, жертвенной системой, подчеркивая ее неспособность очищать грех и сравнивая повторяющийся из года в год круг церемониального служения с жертвой «для уничтожения греха», которая была принесена раз и навсегда (9:26). Автор Послания к Евреям противопоставляет старое и новое, чтобы продемонстрировать, что через Христа совершается новый и превосходный исход. Достижения нового исхода намного превосходят достижения старого исхода, поскольку совершенное искупление является вечным и не требует многократного повторения, так как его преимущества пребывают вовек.

1. Лучший завет

Новая система, установленная Христом, стала осуществлением нового завета, объявленного Иеремией (Иер. 31:31–34; Евр. 8:8–12). Новый завет превосходнее старого, потому что его ходатаем является Сын Божий (Евр. 8:6; 9:15). Тот, Кто одновременно был человеком (Евр. 2:5–18) и Богом (Евр. 1:1–4), способен установить отношения завета между Богом и людьми. Он также является жертвенным агнцем, кровью которого скрепляется завет (Евр. 12:24; 9:15–18). Христос назван «лучшего завета поручителем» (Евр. 7:22), потому что Он гарантирует постоянство нового завета. Противопоставление двух заветов приводит апостола к обсуждению двух святилищ для каждого завета (Евр. 8; 9).

2. Лучшее святилище

а. Небесное святилище в Послании к Евреям. Автор Послания к Евреям придерживается такой последовательности исхода: искупление, завет и святилище. Святилище нового завета превосходнее, потому что оно небесное (Евр. 8:1, 2; 9:24). В данном случае автор Послания к Евреям опирается на Исх. 25:9,40, ибо находит там указание на истинное Божье небесное святилище, которое служит образцом для земного. Вот почему земное святилище названо «образом» истинного (Евр. 9:24, греч. антитипос). Ввиду того, что скиния есть копия оригинала, она во всем ему уступает и названа лишь «тенью» небесного. Будучи копией и тенью, земное святилище указывало на небесное и тем самым свидетельствовало о собственном временном и преходящем предназначении (стих 11).

В Послании к Евреям небесное святилище реально; Христос вошел в него после Своего вознесения (4:14–16; 6:19, 20; 9:24; 10:12) и совершает в нем священническое служение (7:27). Для апостола Христос является Божественной Личностью, принявшей человеческую природу, ставшей одним из нас (2:14), страдавшей под гнетом искушений (5:7, 8), умершей на кресте (12:2), вознесшейся на небо (4:14) и вошедшей в небесное святилище (9:24). У автора Послания к Евреям реальность всех этих событий не вызывает сомнений.

Он, следуя учениям Ветхого Завета, указывает на реальность небесного святилища. Места, которые как будто бы указывают на метафорическое истолкование небесного святилища, при более внимательном рассмотрении говорят в пользу буквального истолкования. Существительное та хагия (святилище) в Послании к Евреям обозначает святилище в целом, а не одно из двух его отделений. Это особенно вытекает из того факта, что та хагия употребляется параллельно слову «шатер» или «скиния» (скене, 8:2), которым в Ветхом Завете называлась скиния собрания. Более того, когда автор Послания к Евреям говорит о Святом, хагия употребляется без артикля, а когда он говорит о Святом святых, то использует фразу хагия хагион. Этот акцент на земном святилище как копии небесного вкупе с обсуждением двух отделений земного святилища (9:1–7) говорит о том, что автор Послания к Евреям понимал небесное святилище как сооружение, состоящее из двух частей. Однако данная мысль не развивается, поскольку главный интерес апостола заключается в объяснении того, что небесное святилище, в котором служит Христос, превосходнее земного (см. Приложение А).

б. Небесное святилище в Откровении. Небесное святилище упоминается несколько раз в Откровении. В 14:17 наос (храм) находится «на небе»; в 11:19 используются еще более точные выражения: «И отверзся храм Божий на небе». Термины «храм» и «скиния» (скене) употребляются как синонимы в 15:5, а также в связи с «небом». В этом сооружении из двух отделений имеется Святое со светильниками (4:5) и жертвенник курения (8:3,4); в нем также имеется Святое святых с ковчегом завета (11:19). В святилище находится престол Божий (4:2–8; 7:15). Там совершается спасение (7:10) и заступничество (8:2–4); по этой причине храм является объектом нападок со стороны злых сил (13:6). Хотя небесное святилище описывается с помощью колоритного языка и земных образов, главы 4 и 5 Книги Откровение дают понять, что земное святилище было лишь бледной тенью значительно превосходящего его и более славного небесного святилища. В конце книги нам сообщается, что в Новом Иерусалиме не будет храма (21:22); весь град будет Божьей скинией — местом, где Господь будет обитать со Своим народом (стих 3; ср. с 7:15). (288)

3. Лучшее священство

Главная весть Послания к Евреям заключается в следующем: «Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах» (8:1). С самого начала Послания объявляется о священническом служении Христа (1:3); об этом служении говорится в каждой последующей главе, пока эта тема не раскрывается во всей полноте в 7:1–28.

а. Священство Христа и Аароново священство. В Послании к Евреям показано, что Иисус выполняет требования левитского священства гораздо лучше, чем священники по чину Аарона. Прообразный смысл их священства нашел свое полное осуществление в Нем.

Требования к первосвященнику

Аароново священство

Священство Христа

1. Должен быть из людей (Евр. 5:1)

1. Христос был человеком (Евр. 2:14) и Богом (1:1–3).

2. Должен назначаться Богом (стих 4)

2. Христос был назначен Своим Отцом (5:5,6)

3. Должен снисходить к грешникам, проявляя самообладание (стих 2; метриопатео, «усмирять свои страсти»)

3. Христос сострадает (симпатео, «сочувствовать, сострадать») грешникам (4:15)

4. Должен иметь, что принести: кровь животных (стихи 1,2)

4. Христос предложил Себя в жертву (7:27)

5. Должен служить в земном святилище (Евр. 9:1–7)

5. Христос служит в небесном святилище (8:2)

 

б. Священство Христа и Мелхиседек. Если Аароново священство предвосхищало священническое служение Христа, то Новый Завет не оставляет и тени сомнения в том, что новое священство положило конец старому священству. Ветхий завет заменяется новым, образные жертвы вытесняются истинной, а на смену левитскому священству приходит священство по чину Мелхиседека (Евр. 7:11, 12, 18, 19; 8:13; 10:3–10). Таким образом, священство Христа было не только истинным исполнением образов Ааронова священства, но и исполнением мессианского пророчества, записанного в Пс. 109:4, в свете которого автор Послания к Евреям исследует Быт. 14:17–20. При обсуждении священства по чину Мелхиседека он доказывает превосходство Христова священства (Евр. 7:1–28).

Случай, рассказанный в Бытие 14, показывает, что священство по чину Мелхиседека превосходнее Ааронова священства. Это доказывается, во–первых, тем, что Авраам отдал свою десятину Мелхиседеку (Евр. 7:2, 4–6). Во–вторых, благословив Авраама, Мелхиседек доказал, что он выше Авраама (стихи 6, 7). В–третьих, священство Мелхиседека пребывает вовек (стих 3). В Послании к Евреям Мелхиседек предвосхищает Христа как священника (стих 3).

Предсказание о священстве Иисуса по чину Мелхиседека свидетельствовало о том, что Аароново священство носило временный характер (стихи 11–14) и совершенство — то есть спасение от греха — было невозможно посредством Ааронова священства. Это означало, что Бог намеревался изменить священнический закон, чтобы первосвященником мог стать Тот, Кто не был потомком Аарона. По прибытии нового Первосвященника по чину Мелхиседека образное священство должно было окончиться (стихи 15–19). Христос стал священником не на основании Своей родословной, а по Божественному постановлению. Его священство постоянно и вечно, поскольку Его жизнь не может быть уничтожена.

В действительности Иисус Христос — это единственный истинный священник и посредник между Богом и родом человеческим. Священства по чину Аарона и Мелхиседека служат лишь прообразом действенного служения Христа. «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство» (1 Тим. 2:5,6).

Превосходство священства Христова объясняется тем, что оно основано на Божественной клятве. Оно превосходнее также и потому, что Он, «как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее» (Евр. 7:24). Таким образом, Его священство неизменно. И, наконец, Христос является превосходнейшим священником, потому что Он безгрешен и Ему не приходится приносить жертвы для искупления собственных грехов (стихи 26,27). Он совершает Свое служение исключительно в интересах других (стих 25).

4. Лучшая кровь/жертва

Несовершенство израильского служения становится особенно очевидным, когда речь заходит о действенности жертвенной системы. Ни одна из ежедневных жертв не могла очистить грех и нечистоту; не могли этого сделать и жертвы Дня очищения (Евр. 10:4). Кровь Христа превосходнее, потому что очищает людей от нечистоты и устраняет их отчуждение от Бога, очищая их совесть (Евр. 9:14) и совершенствуя поклоняющегося (Евр. 10:14). Это совершенство следует понимать как устранение всех препятствий, которые затрудняют доступ человека к Богу. Кровь Иисуса очищает от греха (1 Ин. 1:7; Откр. 1:5; 7:14), ибо Он принес жертву однажды и за всех (Евр. 7:27; 10:12).