III. Служение Христа в Небесном святилище

А. Помазание небесного святилища

Каждодневное служение Ааронова священства в Святом и один раз в году — во Святом святых было прообразом служения Христа в небесном святилище, двух аспектов или этапов заступничества Христа в истории спасения. В Книге Даниила, Послании к Евреям и Откровении можно найти указания на то время, когда Христос начал Свою священническую работу в небесном святилище.

1. Даниил и помазание небесного святилище

Мессианское пророчество, записанное в Дан. 9:24–27, было дано в качестве ответа на молитву Даниила о своем народе и граде Иерусалиме. Пророку было открыто, что (289) Израилю даровано 70 седмин милости и благодати. Этот период времени, разделенный соответственно на семь седмин, 62 и одну седмину, является пророческим, а это значит, что он символически обозначает 490 лет, согласно принципу истолкования пророчеств «день за год» (см. Библейская апокалиптика И. Г; Суд III. Б. 1. а). Важнейшим аспектом этого пророчества является пришествие Мессии, Который должен был принять помазание по истечении 69 седмин и умереть в середине семидесятой седмины. Своей смертью и праведностью Он кладет конец беззакониям. Когда это пророчество исполнится (будет «запечатано»), греху будет положен конец, потому что людям будет доступно Божественное прощение. Беззаконие очищается, и помазывается Святое святых (стих 24).

Фраза «самое святое» никогда не используется в Ветхом Завете в отношении человека. Когда она указывает на Святое святых, то употребляется с артиклем, которого здесь нет. При отсутствии артикля «самое святое» указывает на святилище и/или на то, что с ним связано. Идея помазания «самого святого места» соответствует помазанию земного святилища (например, Исх. 30:26–29; 40:9–11). Даниил указывает на помазание или посвящение небесного святилища, когда Христос начнет Свое священническое служение.

Это беспрецедентное мессианское пророчество предсказывает посвящение небесного святилища, используя при этом термины, употреблявшиеся при посвящении и помазании земного святилища. Кроме того, на это событие указывает хронология самого пророчества. Оно начинается с помазания Мессии. Его смерть, дарующая прощение, кладет конец жертвенной системе (Дан. 9:27). И, наконец, будет помазано небесное святилище, где Мессия исполняет Свою священническую работу. Согласно этому пророчеству, все это будет происходить незадолго до окончания 70 пророческих седмин.

2. Послание к Евреям и помазание небесного святилища

В Послании к Евреям старый исход противопоставляется новому и демонстрируется особый интерес к вводу духовных установлений. Акцент делается на ветхом завете (9:18–20) и земном святилище (стихи 1–10, 21). Автора также интересует начало священнического служения Христа в небесном святилище, которое открыло людям доступ к Богу (10:20). Глагол энкайнизо означает «посвящать, помазывать, начинать, обновлять». Он употребляется в 18–м стихе 9–й главы, где говорится о вступлении в силу первого завета. Еще одно упоминание о начале служения Христа в небесном святилище мы находим в стихах 11,12, где не используется глагол «вводить в действие, учреждать», но употребляются родственные понятия. Та хагия (святилище) указывает в данном случае на все святилище, а не только на Святое святых (см. Приложение А).

Христос описывается как входящий, впервые после Своего вознесения, в небесное святилище после совершения вечного искупления. Греческая конструкция 12–го стиха указывает на то, что Христос сначала совершил искупление, а потом уже вошел в святилище. На кресте Христос добился искупления людей; в небесном святилище Он использует преимущества Своей искупительной работы во благо всех верующих и кающихся в грехах своих. Как и в древности, доступ к святилищу открывается после совершения жертвенного акта искупления. Кровь Христа противопоставляется в 12–м стихе крови «козлов и тельцов», которая использовалась при посвящении земного святилища. Кровь Христа делает возможным начало Его первосвященнического служения.

Поскольку небесное святилище существовало прежде земного, речь идет не столько о посвящении святилища, сколько о начале служения Христа. До этого времени Бог прощал людей на основании будущей смерти и священнического служения Христа (Рим. 3:25; Евр. 9:15). После Его вознесения прощение основывалось на уже принесенной жертве. Это посвящение ознаменовало начало ходатайственного служения Христа, во время которого Он вменяет верующим заслуги Своей теперь уже прошлой жизни и искупительной смерти.

3. Откровение и помазание небесного святилища

В Откровении 4 и 5 описывается то, что происходит на небе (4:1), где расположено небесное святилище. Там находится Божий престол (4:2); семь светильников (4:5); упоминаются также чаши, наполненные фимиамом (5:8), и там присутствует Агнец (5:6). Одна из целей этого видения — пролить свет на воцарение Христа как Царя и Первосвященника в небесном святилище. В первом видении превознесенного Господа (Откр. 1:12–16) Христос представлен как Первосвященник (стих 13; ср. с Исх. 28:4), ходящий посреди семи светильников. Он также описывается как царь, сидящий с Отцом Своим на престоле (3:21).

В Откровении 5 Господь восседает на Своем престоле со свитком в правой руке, который никто не может открыть (стихи 1–4). Вокруг Божьего престола находится Его небесный совет и ангельские воинства. Затем появляется «лев от колена Иудина, корень Давидов» (стих 5; ср. с Ис. 11:1). Он описан как закланный Агнец, ибо хотя Он теперь вознесенный Господь, Его жертва сохраняет свою действенность (стих 6). Он достоин принять свиток и открыть его (стихи 9, 10), а также управлять народами и их судьбами (стих 13). Он достоин быть Царем и священником в небесном святилище, потому что заплатил выкуп за наш мир, умерев на кресте (стихи 9, 12). Окруженный славословием небесных существ, Сын восседает на престоле как Царь и Первосвященник. С этого момента в Откровении Агнец ассоциируется с Богом, сидящим на престоле Своем (см. 22:3).

Б. Ходатайственное служение Христа: ежедневное служение

1. Ходатайство и ежедневное служение

В Послании к Евреям тот факт, что Христос сидит одесную Бога (10:12,13), и Его заступническое служение описываются в контексте ежедневного служения в земном святилище (7:27; 10:11). Он вошел в небесное святилище, (290) чтобы совершать служение за Свой народ (6:20; 9:24). После Своего вознесения Он начал выполнять прообразное ежедневное служение земного святилища. Павел понимал это священническое служение Христа как посредническое (Рим. 8:34; 1 Тим. 2:5). Даниил видел, как Мессия, Вождь воинства небесного (ср. с Ис. Нав. 5:13–15), совершает ежедневное служение (тамид) в небесном святилище (Дан. 8:11,12).

В Откровении каждый новый цикл видений вводится сценой в святилище. Три из них заслуживают особого упоминания. Первая вводит вести к семи церквам (1:10–20). Превознесенный Христос является Иоанну как Первосвященник, ходящий посреди семи светильников, символизирующих семь церквей. Посредством Своего служения за церкви Он утешал и ободрял верующих. Упоминание светильников указывает на Святое отделение святилища. Вторая сцена в святилище, которая уже обсуждалась, вводит цикл из семи печатей (главы 4, 5) и описывает воцарение Христа как Царя и Первосвященника. Третья сцена служит введением к семи трубам (8:2–5). Здесь Иоанн видит еще одного ангела, служащего перед жертвенником курения в Святом небесного святилища (стих 3). Этим ангелом, возможно, является Христос, потому что, согласно Исх. 30:7, 8, ответственность за возжигание фимиама на жертвеннике лежала преимущественно на первосвященнике. Перед жертвенником курения ангел возносит молитвы святых, смешивая их с фимиамом, курящимся на раскаленных углях жертвенника (Откр. 8:3). Это описание непрекращающегося служения Христа в небесном святилище, приносящего за кающихся грешников Свою безгрешную жизнь и искупительную смерть, представленную в символе благовонного курения.

2. Конкретные аспекты заступничества Христа

Работа Христа не ограничивается Его служением ради человечества. Своей смертью Он примирил с Богом все: «и земное и небесное» (Кол. 1:20). Это космическое примирение завершится в конце великого противостояния, перед уничтожением злых сил, когда каждое творение на небе и на земле исповедает, «что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2:10,11). А тем временем через Христа Бог сохраняет Вселенную и сплачивает ее (Кол. 1:17; Евр. 1:3).

Бог уникальным образом открылся во Христе (Ин. 1:14). Через Сына Бог говорит (Евр. 1:2) и открывает Свою волю христианской общине (Евр. 12:25). Его речь также принимает форму благословения. Через Христа Бог благословляет верующих «всяким духовным благословением в небесах» (Еф. 1:3; ср. с Гал. 3:14).

Через жертвенную смерть Христа люди приходят к Богу и имеют к Нему постоянный доступ (Еф. 2:18; 1 Петр. 3:18). Христос предстал перед Богом в небесном святилище как наш предтеча; таким образом, мы свободны приближаться через Него к Богу в полной уверенности (Еф. 3:12; Евр. 10:20).

Прощение передается от Бога к людям через Христа (Еф. 4:32). Через Христа покаяние достигает человеческого сердца (Деян. 5:31). Даже после обращения грех досаждает христианам, так что возможность падения остается. В таких случаях имеется Защитник, который может представлять интересы грешника перед Богом и через которого можно получить прощение (1 Ин. 2:1,2).

Нечистота — естественное состояние человеческого сердца. Чтобы восстановить единство между Богом и человечеством, необходимо очищение. Это очищение, требуемое всякий раз, когда верующие согрешают (Евр. 9:14), доступно через Христа (1 Ин. 1:9). Верующие были однажды освящены кровью Христа (Евр. 10:29), но Христос продолжает утверждать их сердца в святости (1 Фес. 3:13). Они призваны, подобно древнему Израилю, быть святыми, потому что свят Бог (1 Петр. 1:15, 16). Но святость достигает христиан через служение Христа в небесном святилище.

Христиане постоянно нуждаются в милости и благодати (Евр. 4:16). Благодаря священническому служению Христа верующие могут «приступать… к престолу благодати» для получения этих благ. Священники, совершавшие служение, приближались к Богу. Христиане в настоящее время имеют то же преимущество через Христа, Который является проводником Божьей любви и этих благ.

Через Христа Бог очищал уверовавших, чтобы они могли служить Ему (Евр. 9:14). Христос как Первосвященник всегда готов предоставить необходимую помощь искушаемым (Евр. 2:18). Они получают силу для победы через Христа, Который дает им все то, в чем они нуждаются, чтобы исполнять Божью волю, и производит в них и хотение и действие по Своему благоволению (Еф. 2:10; Евр. 13:20, 21). Кровью Агнца они могут победить зло (Откр. 12:11). Через Христа Его последователи получают Духа, Который дает им восторжествовать над греховной природой и жить в послушании Закону Божьему (Рим. 8:2–4, 9, 14).

В Книге Откровение Христос описан как Посредник, возносящий молитвы святых перед Богом (8:2–4). Иисус велел ученикам молиться Богу во имя Его и заверил их, что Бог услышит и ответит (Ин. 16:23, 24). Превознесенный Господь — это единственный канал связи между Богом и верующим. Христианин приобретает многогранный опыт благодаря Христу, Который всегда жив, чтобы ходатайствовать за тех, кто приближается к Богу через Него. Христос будет продолжать это служение до тех пор, пока не оставит небесное святилище при Втором пришествии.

В. Суд Христа: День очищения

1. День очищения в Послании к Евреям

В Послании к Евреям есть несколько ясных ссылок на израильский День очищения. В Евр. 9:25, 26 и 10:1–10 жертва Христа противопоставляется тем, которые приносились в этот день. Жертва Христа описывается как единократная, а Его кровь — как лучшая, чем кровь жертвы, приносимой первосвященником в земном святилище в День очищения. Христу не нужно приносить Себя снова и снова (9:25), поскольку Он сделал это «единократно» (10:10, 11). Сравнение проводится не между служением первосвященника в Святом святых и служением Христа (291) в небесном святилище, но между действенностью крови Христовой и несовершенством крови животного в старой системе. Цель ссылок на День очищения в Послании к Евреям — показать превосходство жертвы нашего Господа.

Евр. 9:23 имеет большое значение при обсуждении образного значения Дня очищения. Богословы были удивлены словами о том, что небесное нуждается в очищении. Однако это место нетрудно понять, если рассматривать его как ссылку на День очищения. Здесь имеется ясное указание на то, что Христос совершает в небесном святилище дело очищения, которое является прообразным эквивалентом служения, совершаемого первосвященником в земном святилище в День очищения. В этом месте не говорится о том, что данное очищение совершается сразу после вознесения Христа, но что небесное святилище также нуждается в очищении. Этот образный язык не разрабатывается; время также не обсуждается. Вместе с тем образная связь важна, поскольку она указывает на то, что посредническое служение Христа включает богословское содержание годичного служения в израильском святилище. Кроме того, из контекста следует, что очищение небесного святилища связывается со смертью Христа на кресте как Того, Кто понес грех (стихи 26, 28), и с Его служением перед Отцом за Свой народ (стих 25).

2. День очищения в Книге Даниила

Акцентируя наше внимание на очищении, суде и оправдании, апокалиптические видения Даниила проецируют образы Дня очищения на самый конец земной истории. Очищение непосредственно связывается с небесным святилищем и служением Мессии как Царя и священника. Видения вводят элемент времени, давая возможность читателю определить конкретный момент в истории спасения, когда Мессия начнет Свое дело последнего очищения, суда и оправдания в небесном жилище Бога.

а. Дан. 8:13,14: День очищения. В Дан. 8:13, 14 — части видения, которая начинается с 8:1, пророк использует язык израильского святилища для описания работы небольшого рога, а также Вождя воинств, Христа, в небесном святилище. Таким образом, устанавливается лингвистическая и богословская связь между данным отрывком и Книгой Левит. Политические власти изображаются в символе овна и козла (стихи 20, 21) — оба чистые животные, которые использовались для жертвоприношений. Слово «рог» имеет обрядовую окраску (ср. с Лев. 4:7), равно как и «истина» (Дан. 8:12; ср. с Мал. 2:6), и «нечестие» (или преступление) (Дан. 8:12; Лев. 16:16). В Библии используется несколько терминов, обозначающих «святилище»: макон (место, Дан. 8:11: обозначает Божье земное [Ис. 4:5] и небесное святилище [3 Цар. 8:39]); микдаш и кодеш (святилище, Дан. 8:11, 13). В контексте скинии слово «воинства» относится к левитскои страже (Чис. 4:3, 23). Глагол «отнята» (Дан. 8:11) также используется в Книге Левит для обозначения сжигаемых частей жертв, которые принадлежали Богу (например, Лев. 4:10). Небесные существа в Дан. 8:13 названы «святыми», что также связано с терминологией святилища. Тамид, «непрерывный», указывает на ежедневную работу священника в Святом. Поскольку «Вождь воинства» — это небесное существо (ср. с Ис. Нав. 5:14), святилище, о котором идет речь в Дан. 8:9–14, должно быть небесным.

Главный смысл этого видения — отношение маленького рога к святилищу и священнической работе Вождя (стихи 11, 12). Он атакует воинство небесное, одолевает его (стих 10) и переключается на Вождя и святилище. Это духовное нападение описывается посредством военной терминологии. У Вождя отнимается тамид, и основание/ место святилища повергается на землю и попирается. Затем в духе восстания/беззакония (стих 12) маленький рог превозносится, чтобы контролировать тамид. «Истина», связанная со святилищем, искажается этой богоборческой властью (ср. с Дан. 7:25). Обрядовый язык, используемый Даниилом, свидетельствует о том, что маленький рог не может лишить святилище присущей ему чистоты; своим нападением он хулит святилище (ср. с Дан. 11:31)[2]. Власть рога относится к святилищу как к обычному месту и в каком–то смысле затрагивает тамид Вождя или непрерывное посредническое служение в Святом. Вопрос о вмешательстве рога в заступническое служение Вождя в Святом святых затрагивается в Дан. 8:13, 14. Здесь обнаруживаются две трудности: спорное значение слова ницдак и продолжительность периода в 2300 дней.

(1) Значение ницдак в Дан. 8:14.

Глагол ницдак переводится по–разному: святилище «очистится», «восстановится», «будет перепосвящено», «будет восстановлено по правде» или «выйдет победителем». Два фактора затрудняют принятие решения по поводу перевода этого глагола: (а) употребленная Даниилом глагольная форма не используется в других местах Ветхого Завета; (б) только здесь этот глагол связан с физической постройкой. Однако эти проблемы можно решить. Главное значение корня цадак — «юридический, правовой». Он указывает на восстановление в юридических правах человека, ложно обвиненного в преступлении (Пс. 7:9; 9:5; Ис. 50:8, 9). Праведные объявляются невиновными, а обвинители осуждаются (2 Пар. 6:23; Втор. 25:1). Этот юридический смысл включает также и идею спасения. Праведность Бога проявляется в спасении Его народа (см. Пс. 97:2–9; Ис. 1:27, 28). Праведность как спасение подразумевает уничтожение угнетателя, что приводит к восстановлению гармонии и порядка (см. Пс. 70:3–5; 142:11, 12).

Корень цадак тесно связан со служением в святилище. Из Книги Левит мы видим, что для получения доступа в святилище требовалась «чистота», приобретаемая через искупление. В Книге Псалтирь говорится о том, что требовалась «праведность» (цедака), которая есть дар от святилища (23:3–5). Праведными были не только те, кто оставался верен Господу (Пс. 14:2–4), но также и те, чьи грехи были прощены (31:1, 2, 11). Словом «правда» также описываются врата храма (117:19), одежда священника (131:9) и жертвы, возносимые Господу (4:6; 50:21). Корень (292) цадак также используется в качестве синонима понятия «чистота» (Иов 4:17; 17:9; Пс. 17:21). Это значение можно удачно проиллюстрировать на примере Ис. 53:11: «Чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой [Мессия], оправдает [цадак, объявит праведными] многих и грехи их на Себе понесет». Многие были оправданы не потому, что были праведны или чисты, но потому, что Раб снял с них грех, их нечистоту и Сам понес их. Вот почему быть оправданным Богом также означает «очиститься от греха».

Согласно Дан. 8:14, вмешательство маленького рога в ежедневное священническое служение Христа в небесном святилище закончится после очищения/оправдания святилища. Ницдак святилища окажет воздействие на само святилище, на Бога и Его народ, который будет тогда оправдан. Только такой глубокий по смыслу корень, как цадак, мог выразить одновременно очищение и оправдание, объединив юридический и искупительный аспект в контексте святилища и доведя до конца решение проблемы греха.

Согласно Даниилу, в какой–то момент эсхатологического Дня очищения осквернение священнического служения Мессии, совершаемое маленьким рогом, закончится, поскольку рог будет истреблен. В Ветхом Завете осквернение святилища исправлялось путем истребления грешника, а не посредством жертвенного искупления (Иер. 51:11; Иез. 7:22; 25:3). Смертный приговор выносился любому израильтянину, осквернившему святилище (Иез. 23:39, 46–49) или жертвоприношения (Лев. 19:8). Проблема решалась, так сказать, смертью виновного. Даниил применяет тот же самый юридический принцип к нечистой власти маленького рога. Последствия его злых деяний будут исправлены посредством могущественного проявления святости и праведности Бога в конце эсхатологического дня очищения. Это приведет к истреблению рога. Но этот эсхатологический день очищения включает нечто большее, чем только уничтожение нечестивой власти.

(2) 2300 вечеров и утр: выделенный интервал времени для оправдания святилища определен фразой: «на две тысячи триста вечеров и утр». Словосочетание «вечер и утро» употребляется в первой главе Книги Бытие при описании каждого дня творческой недели. Некоторые действия, связанные со служением в святилище, совершались вечером и утром, то есть каждый день (Исх. 27:20,21; Лев. 24:2,3). 2300 вечеров и утр — это период, состоящий из 2300 пророческих дней, который символизирует 2300 лет по принципу день за год (см. Суд III. Б. 1. а; Остаток/Три ангела V. Б.).

О начале этого пророческого периода сказано в Дан. 8:13. Это место можно перевести следующим образом: «До какого времени это видение, ежедневная/непрестанная и беззаконие, наводящее ужас, будут попирать святилище и воинство?» В этом буквальном переводе существительное «видение» отделено от слова «ежедневная». В большинстве переводов дан вариант «видение о ежедневной жертве». Тем самым вопрос ограничивается периодом, в течение которого будет действовать маленький рог. Но Послание к Евреям не дает для этого никаких оснований. Первое существительное находится в форме абсолюта (имеет артикль и длинные гласные). Это говорит о том, что запятую следует поставить после него. Термин хазон употребляется в стихах 1 и 2, указывая на видение о разных животных. Вопрос в 13–м стихе касается времени окончания видения в стихах 1–12: акцент делается на окончании видения и на том, что последует за ним.

Поскольку период в 2300 дней/лет начинается во время деятельности овна, то есть со времени воцарения Мидо–Персидской империи (стих 20), видение простирается от этого времени до начала очищения небесного святилища. Более конкретную дату начала периода в 2300 лет можно установить, поняв связь между восьмой и девятой главами Книги пророка Даниила. Между этими двумя главами имеется четкая терминологическая связь. В 9:23 Гавриил говорит пророку: «Уразумей видение». Термин марех, который переводится как «видение», был также использован в 8:26, 27, где упоминается «видение… о вечере и утре». Это часть другого видения (хазон), в котором речь идет о периоде времени. Гавриил истолковал Даниилу видение, но не объяснил ту часть, которая касается 2300 лет. В конце восьмой главы Даниил заявил, что не понимает марех. В девятой главе Гавриил пришел помочь Даниилу уразуметь марех — видение о времени. В обеих главах используется глагол «уразуметь» (Дан. 8:23–27; 9:22,23), и в обеих речь идет о святилище. В 9:24 святилище посвящается, и в нем начинается служение, а в 8:14 то же святилище очищается. Та же самая связь существует между временными пророчествами о 70 седминах и 2300 годах. Глагол «определены» в 9:24 также означает «отрезаны», как явствует из еврейского языка Мишны и текстов, найденных в городе Угарит (1300 год до н. э.). Отсюда вывод: 490 лет были «отрезаны» от 2300 лет. 490 лет начались с выхода указа о восстановлении Иерусалима, изданного Артаксерксом в 457 году до н. э.; этот указ также служит отправной точкой для 2300 лет. Окончание этого периода приходится на 1844 год н. э. Тогда святилище очистится или будет оправдано. Именно в это время истории спасения Христос начнет вторую часть Своего ходатайственного служения в небесном святилище, как описано в Евр. 9:23.

б. Даниил 7: суд. В Данииле 7 описана важная сцена суда, которая перекликается с разделом о святилище в 8:13, 14. В этой сцене дается описание начала суда (стихи 9,10), его завершение (стихи 13,14), а также короткое истолкование (стихи 26,27; см. Суд III. Б. 1. а).

Правильное понимание предназначения и цели этого суда требует четкого определения его места в той последовательности событий, которые описаны в видении. Даниил видел четырех зверей: один как лев (стих 4); другой подобен медведю (стих 5); третий подобен барсу (стих 6); и четвертый, не поддающийся описанию, с десятью рогами (стих 7). Даниил видел, как вышел еще один рог, с корнем исторгнувший три из десяти. Этот небольшой рог произносил богохульные слова, преследовал святых в течение трех с половиной времен (360 х 3 +180 = 1260 дней/ лет) и изменял или пытался изменить времена и закон (стих 25). Сцена суда начинается тогда, когда маленький рог начинает произносить высокомерные слова против Бога (стихи 11, 25); он уже преследует святых в течение трех с половиной времен. В результате этого суда маленький рог утрачивает свое господство и истребляется. (293) После этого Сын человеческий и святые принимают вечное Божье Царство (стих 27). Суд, описанный в Дан. 7, происходит вскоре после трех с половиной времен, но до того, как маленький рог истребляется, и Божье Царство утверждается навеки.

Понятно, что суд происходит на небе. Бог восседает там в Своем совете. Кроме того, там присутствуют тысячи Его вестников, чтобы служить Ему и свидетельствовать о суде. Таким образом, подчеркивается космический характер суда.

Некоторые детали этого суда указывают на то, что суд этот не исполнительный, а следственный. Упоминание о книгах (стих 10) — сильный аргумент в пользу следственного характера суда. В «книгах» содержится жизнеописание судимых, и хотя они не присутствуют на суде лично, их жизнь подвергается тщательному анализу. В Ветхом Завете имеется несколько ссылок на небесные книги, причем все они связаны с народом Божьим (см. Пс. 68:29; Дан. 12:1). Книги в описанной Даниилом сцене суда (см. Суд III. Б. I. в.) содержат жизнеописания рабов Божьих. Суд выносит решение в их пользу (Дан. 7:22). Они оправдываются перед Вселенной и могут теперь наследовать царство. Такое истолкование подтверждается сравнением этой сцены суда с Дан. 12:1, 2, где Михаил принимает царство после поражения вражеской силы с севера и ее уничтожения (Дан. 11:45). Святые получают избавление, и происходит воскресение. Имена тех, кто воскреснет для вечной жизни, записаны в Книге (Дан. 12:1), а это говорит о том, что на следственном суде будет также исследовано жизнеописание тех, кто умер с верой в Господа. Их имена были исследованы и оставлены в книгах, потому что их грехи изглажены.

Суд Дан. 7 также оправдательный; на нем будут объявлены имена тех, кто достоин наследовать Царство Божье. Перед лицом разумных Божьих творений этот суд оправдывает Божье правление, принципы Его обращения с грехом и спасением, а также Его действия перед необъятной Вселенной. К маленькому рогу судьи не столь благосклонны, как к святым; они осуждают его. Согласно библейскому пониманию юридических процедур, невинные люди, ложно обвиненные в преступлении, приходили во двор храма, чтобы просить у Господа судить их по правде и вынести им оправдательный приговор (Пс. 7:9, 10; 25:1, 2). Оправдание невинных подтвердит злые намерения нечестивого клеветника (Пс. 34:1; Зах. 3:1–4); чтобы восстановить их в правах, нужно обезвредить, осудить и лишить власти того, кто ведет подрывную работу. Положение маленького рога в Дан. 7 перекликается с этой разновидностью юридического процесса.

в. Смысл очищения/оправдания святилища в Книге Даниила. Существует четкая связь между сценой суда в Дан. 7 и разделом, касающимся небесного святилища в Дан. 8:13, 14. В обоих отрывках параллелльно описывается история мира со времен пророка до времени конца. В каждой главе добавляются новые элементы, проливающие свет на природу великого противоборства и на конкретные события в истории спасения. Следственный суд и очищение святилища дополняют друг друга, обогащая наше понимание ходатайственного служения Христа в небесном святилище незадолго до Второго пришествия. В Книге Даниила предвкушается то время, когда завершится спасение Божьего народа. Они уже суть святые Всевышнего, получившие преимущества через жертвенную смерть Мессии (9:24, 27), Который представляет их интересы в небесном суде (7:13,14,18). Оправдание/очищение святилища (8:14) завершает процесс оправдания/ очищения Божьего народа перед Вселенной. Их грехи изглаживаются из жилища Божьего, и они наследуют вечное Божье Царство.

В День очищения Бог судил Свой народ. Оправдание/ очищение святилища в Книге Даниила также включает в себя суд. Глагол, употребленный Даниилом в отношении очищения святилища, — это прежде всего юридический термин. Однако в нем объединены правовые и обрядовые аспекты; таким образом, священническое служение Вождя можно истолковать в юридическо–искупительном плане. Главная цель этого суда — оправдание народа Божьего, как это видно в Дан. 7, где над святыми производится суд и они оправдываются. Дети Божьи сохраняют совершенную зависимость от Бога в самых неблагоприятных обстоятельствах. Летопись их жизни исследуется, и грехи их изглаживаются; в то же время имена лжеверующих удаляются из книг (ср. с Исх. 32:32; Лев. 23:29). Те, имена которых сохраняются в книгах, включая умерших святых, наследуют царство (Дан. 7:22; 12:1, 2). Так очищается святилище.

Священническое служение Вождя (Дан. 8:11) совершается для народа Божьего. Очищение святилища (стих 14) показывает, что задействование святилища — это эффективный способ решения проблемы греха и что перенос греха в святилище ни в коем случае не влияет на Божий характер. Космический суд в Дан. 7 в точности указывает на этот аспект заботы Бога о Своей репутации и о святости Своего места обитания. Окончательное решение проблемы греха происходит перед глазами Божьих творений, которым разрешается открыть книги и исследовать их. В результате орудие спасения, Сын человеческий, признается Царем Вселенной (стих 14). На этом всякие контакты Бога с грехом заканчиваются; святилище очищается/оправдывается.

3. День очищения в Откровении

В Книге Откровение показано последовательное развитие служения Христа в небесном святилище. В первой части книги Иисус совершает служение в Святом (8:3–5). Но в Откр. 11:19 Иоанна отводят в Святое святых небесного святилища, где он видит ковчег завета. Это указывает на начало второй части ходатайственного служения Христа — суда. В Откр. 15:8 нам сообщается, что этот суд подошел к концу: «И наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его, и никто не мог войти в храм» (ср. с Плач Иер. 3:44). Явление ковчега не только указывает на переход из одного места в другое, но и напоминает читателю о Законе Божьем, который лежит внутри ковчега. Этот закон является мерилом на Божьем суде (ср. с Иак. 2:8–13). Здесь говорится о реальном дне очищения. (294)

а. Следственный суд. Согласно Откровению, Христос участвует в следственном суде. Он испытует «сердца и внутренности» и воздает каждому по делам его (Откр. 2:23). Вот почему верующим важно твердо держать то, что они имеют, доколе Он придет (2:25; 3:11). Если они выйдут победителями, их имена не будут изглажены из книги жизни, и Христос исповедует их перед Отцом и ангелами (3:5). Из этого следует, что некоторые имена будут изглажены из книги жизни — все будет зависеть от того, насколько конкретный человек предан Божьей власти и полагается на нее.

В Книге Откровение особое внимание обращено на те события, которые будут происходить на земле во время очищения/оправдания небесного святилища. В то время как на небе Бог определяет, чьи имена останутся в книгах, на земле Господь собирает Свой Остаток с помощью вести трех ангелов (Откр. 14:6–11; см. Остаток/Три ангела V. Б—Г). Откровение 14 начинается с описания Остатка (144 000), стоящего перед Богом. Эти люди одержали победу над злыми силами, угрожавшими их жизни (стихи 1–5). Во второй части главы (стихи 6–11) говорится о средствах, которые Бог использует для собирания Остатка из всякого племени, колена, языка и народа (стих 6). Божьи вестники еще раз возвещают Его вечное Евангелие, призывая людей убояться Творца и поклониться Ему, ибо «наступил час суда Его» (стих 7). Безотлагательность этой вести объясняется тем, что Бог в это время принимает юридические решения в небесном святилище. Он отделяет истинных поклонников от ложных. В последней части Откр. 14 описывается Второе пришествие Христа в символе жатвы (стихи 14–20). Это говорит о том, что следственный суд закончится незадолго до пришествия.

Те же идеи обсуждаются в Откр. 7. Здесь Остаток (144000), получающий запечатление до того, как будет излит Божий гнев, стоит перед Господом во время Его пришествия. Запечатление — это юридический процесс, с помощью которого выявляются, оцениваются и сохраняются члены истинного Остатка. Образ взят из Иез. 9:1–4. В отличие от идолопоклонников, подлежащих уничтожению, верный Остаток выявляется и отмечается, чтобы отделить его от нераскаявшихся нарушителей завета. В Откр. 7:9–12 описывается Остаток, собранный перед Божьим престолом.

Еще до описанной выше сцены победы Остаток, который охарактеризован как соблюдающие Заповеди Божьи и хранящие верность Божьему завету (Откр. 12:17; 14:12), провозглашает суд в небесном святилище. Он призывает остальной народ Божий выйти из Вавилона до того, как закончится посредническое служение Христа (Откр. 18:1–4).

б. Начало суда. Согласно Откровению, следственный суд начинается после окончания пророческих периодов Даниила и Откровения. В Откр. 10:6 Иоанн слышит, как могущественный ангел говорит, что «времени уже не будет». В некоторых переводах термин хронос (время) неверно переведен как «задержка, промедление». Откровение 10 отсылает нас обратно к Даниилу 12, где было определено несколько пророческих периодов. Периоды времени очень важны в Книге Даниила (7:25; 8:14; 9:24; 12:11, 12) и Откровении (9:15; 11:3; 12:6). 2300 дней/лет в Дан. 8:14, которые закончились в 1844 году, являются самым длинным из этих периодов. Ангел в Откр. 10:6 говорит, что все эти пророческие периоды исполнились. Лишь завершение спасения пока еще является делом будущего (стих 7). В этом контексте Иоанну как представителю Божьего Остатка сказано: «Тебе надлежит опять пророчествовать о народах, и племенах, и языках, и царях многих» (стих 11). Это та же задача, которая поставлена и перед тремя ангелами в Откр. 14:6–11.

Возвещение трехангельской вести — это дело восстановления и реконструкции, как видно из Откр. 11:1,’ где Иоанну велено измерить «храм Божий, и жертвенник, и поклоняющихся в нем». Символика указывает на День очищения, поскольку лишь в тот день храм, жертвенник и люди подвергались процессу очищения (Лев. 16). Но здесь они скорее измеряются, чем очищаются. Глагол «измерить» означает процесс оценки (ср. с Мф. 7:2) и может выражать идею суда. Таким образом, в Откр. 11:1 говорится о том, что происходит на небесах. Измерение может также выражать идеи сохранения (2 Цар. 8:2) и восстановления или реконструкции (Иез. 41:13, 15; Зах. 2:2–8). Эта вторая возможность указывает на то, что святилище, которое измеряется или очищается на небе, в то же самое время очищается на земле. Таким образом, устанавливается связь между тем, что происходит на небе, и влиянием этих событий на землю. На это дело восстановления указывает повеление «опять пророчествовать» (Откр. 10:11). На земле необходимо восстановить истину о святилище и служении Христа, потому что «зверь» атакует Божью скинию 1260 дней/лет (Откр. 13:5,6; ср. с Дан. 7:25; 8:12). Кроме того, вся земля скоро будет прельщена драконом, который представляет себя законным объектом поклонения в противовес Творцу.

в. Результаты следственного суда. Следственный суд, происходящий на небе и возвещаемый в контексте Евангелия, преследует несколько целей, и все они связаны с днем очищения. Этот суд оправдывает народ Божий и открывает без тени сомнения, что они омыты кровью Агнца (Откр. 7:14). Они сохранили взаимоотношения завета со Спасителем. Следовательно, они войдут в Божий храм на небе, чтобы служить Ему (стих 15). В то же самое время оправдание народа Божьего приводит к осуждению Божьих врагов. В Откр. 18:20 сказано: «Совершил Бог суд ваш над ним [Вавилоном]!» Оправдывая Свой народ, Бог фактически осуждает злые силы; в это время Он судит за пролитую кровь мучеников и совершает отмщение (Откр. 6:10).

Самое же главное в том, что на следственном суде происходит оправдание Самого Бога. Там будут проанализированы все благие последствия креста, и Бог будет найден милостивым, праведным и святым. Все Его юридические действия будут признаны праведными (Откр. 15:4), и искупленные восклицают: «Праведны и истинны пути Твои» (стих 3). Жители небес славят Господа, говоря: «Аллилуйя! спасение, и слава, и честь, и сила Господу нашему! ибо истинны и праведны суды Его» (Откр. 19:1, 2; см. 11:16–18). (295)

Наконец, следственный суд приводит к очищению Вселенной. Во время Второго пришествия Божий народ берется от земли и оказывается перед лицом Бога на небесах (Опер. 7:9; 14:1), тогда как их враги истребляются (Откр. 19:19–21). Только дракон оставляется в живых и бродит по нашей опустошенной планете тысячу лет (Откр. 20:1–3; см. Тысячелетнее царство I. В). Истинный Азазел наконец–то разоблачается во всем своем зле; с истинного родоначальника греха перед всей Вселенной срывается маска, и на него возлагается ответственность за грех. Прообразный козел отпущения (Азазел) находит истинное воплощение в драконе, который остается один на опустошенной планете.

После тысячелетнего царства настает исполнительная фаза суда. Сатана и нечестивые, которые оживут в конце тысячелетнего царства, встретятся перед Богом и выслушают свой приговор (стихи 11, 12). Книги открылись еще раз, и их жизнь проанализирована. Тогда грех и грешники, вместе с родоначальником греха, его отцом и подстрекателем, искореняются из Вселенной. Очищение, начавшееся в Божьем святилище, достигает космических масштабов (см. Суд III. Б. 3).

Г. Заключение

Ходатайственное служение Христа в небесном святилище — подробно изложенное библейское учение. После Своего вознесения Он начал священническое служение, чтобы верующие могли воспользоваться Его искупительной/умилостивительной смертью на кресте. Служение Христа состоит из двух частей. Первая предвосхищалась ежедневным служением в земном святилище и началась сразу после вознесения Христа на небо. Во время этой части служения Христос является посредником для передачи Божьей милости, любви и благодати Его народу и представляет перед Богом их интересы. Вторая часть Христова священства символически представлена в служении первосвященника в Святом святых в День очищения. В Послании к Евреям говорится об этом аспекте служения Христа; в Откровении показано, как Иисус совершает Свое служение в двух отделениях небесного святилища, а Даниил отодвигает начало истинного дня очищения на конкретный момент в истории спасения в конце пророческого периода 2300 дней/лет, то есть на 1844 год. Эта часть работы Христа является развитием Его ходатайственного служения и не означает конец Его ежедневного заступнического и посреднического служения. В этой второй фазе вводится юридическо–искупительно–эсхатологический аспект, который также добавляется к Его священству.

Вторая фаза служения Христа знаменует собой завершение Его дела оправдания, суда и очищения Вселенной от греха, грешников и сатаны. Бог во Христе берет на Себя ответственность за грехи Своего народа. Каждый исповеданный грех, найденный в небесных записях, искуплен кровью Божьего Сына и записывается на Его счет. Но этот процесс должен прийти к своему концу, иначе проблема греха никогда не будет разрешена окончательно, раз и навсегда. На каком–то этапе книги должны закрыться. Это предполагает следственные действия и суд, который приводит к оправданию народа Божьего. Имена лжеверующих удаляются из книги жизни. Оправдание истинных верующих снова подтверждается, и их имена сохраняются в небесной Книге жизни, а их грехи изглаживаются из небесных книг. Бог оправдан посредством демонстрации всей Вселенной, что Его юридические действия справедливы, что грех и святость не имеют ничего общего и что Бог есть милостивый, любящий и праведный Господь. Это откровение Божьей святости, силы и благодати возможно только через Агнца, Который доводит поражение дракона до логического конца, истребляя его из Божьей Вселенной.