V. Священство Христа в истории

А. Ранняя Церковь

Отцы Церкви не исследовали подробно священническое служение Христа на небе. Главный акцент они делали на священнической работе Христа на кресте, где Он предложил Себя в жертву (Ориген, Комментарий на Евангелие от Иоанна, 1:40 [27, т. 9, с. 318, 319]). Афанасий признавал преемственность между жертвой Христа на кресте и Его священническим служением на небе, где Христос совершает дело умилостивления, искупления, освящения и суда (Беседы против ариан, 1.11.41; 2.14.7 [29,4:330,351]), как, впрочем, и Августин (с. 354–430; Проповедь, 8.1; 87.1; Трактаты по Евангелию от Иоанна, 22.5 [28, 6:284; 7:146]). Однако Церковь ввела дополнительных посредников, через которых верующие могли получить прощение греха. Важнейшими из них считались священники (Ориген, Гомилия по Книге Левит, № 2.4; Наставление по 1 Коринфянам, № 24). К нему добавлялось (297) заступничество святых и апостолов на небесах (Ориген, Призыв к мученичеству, 30; О молитве, 11.2; Гомилия по Книге Чисел, № 10.2).

В патристической литературе практически ни слова не сказано о реальности небесного святилища. Похоже, греческий дуализм не позволял отцам Церкви всерьез поверить в существование небесного святилища. Они были склонны рассуждать о смысле израильского святилища, используя мистический или аллегорический подход. Даже те, кто писал комментарии на Послание к Евреям, одухотворяли небесные реалии (Иоанн Златоуст, Гомилия на Послание к Евреям, 14.3 [28, 14:433]). Ириней отождествлял Божий храм с верующим (Против ересей, 5.6.2 [27, 1:532]), тогда как другие чаще отождествляли его с Церковью (Августин, Энхиридион 56; Мефодий [ум. 311 г.] Пир десяти дев, 5.7 [27, 6:328]).

Б. Средние века и Реформация

Отцы Церкви заложили основание для истолкования израильского святилища и священнического служения Христа в средние века. Жертвенная смерть Христа всегда признавалась, но Его ходатайственное, первосвященническое служение по–прежнему дополнялось работой многих святых. В этот период в Церкви получила распространение идея о заступничестве девы Марии на небесах. Истолкование небесного святилища как христианской Церкви стало преобладающим мнением среди богословов. На заре средневековья Беда Достопочтенный (673–735 гг. н. э.) написал влиятельный труд об израильском святилище — аллегорическое объяснение Исх. 24:12–30:21, в котором он утверждал, следуя традициям патристической литературы, что скиния есть символ Церкви. Точнее, он высказывал мысль о том, что скиния символизирует нынешнюю Церковь, а храм Соломона — будущую Церковь. На протяжении многих веков святилище истолковывалось как символ Церкви.

Сущность искупления стала важной темой дискуссий в средние века. Наиболее влиятельный труд на эту тему Cur deus homo? (Почему Бог вочеловечился?) был написан Ансельмом (1033–1109 гг. н. э.). В нем содержится наиболее убедительное объяснение жертвенной смерти Христа как нашего Заместителя, Который полностью удовлетворил требование Божьего правосудия. Другие объяснения доктрины искупления были разработаны как реакция на Ансельма — среди них нравственная теория искупления Пьера Абеляра (1079–1142 гг. н. э.).

Реформаторы, искренне беспокоясь за судьбу Церкви, призывали христиан вернуться к Библии как единственному источнику веры и жизни. Поэтому Мартин Лютер подчеркивал достаточность Христа как нашей искупительной жертвы и единственного Заступника перед Отцом. Лютер сказал, что Он находится «одесную Бога не для праздного времяпрепровождения, но чтобы спасать нас от греха, смерти и власти дьявола» (Проповедь 37 по Ин. 3:23). Лютер утверждал библейское описание Христа как священника и делал вывод, что мы можем «быть уверены, да, абсолютно уверены, что Христос предстает за нас перед лицо Бога как Священник» (Лекции по Посланию к Евреям, 9:24). Жан Кальвин разработал учение о трех должностях Христа — пророк, царь и священник, которое стало традиционным в протестантской теологии. Священническое служение Христа состоит из двух частей: (1) Его подвиг на кресте и (2) Его ходатайство в небесном святилище перед Отцом. Кальвин определил дело Христова заступничества как «непрестанное использование Своей смерти ради нашего спасения. Благодаря Его служению Бог не вменяет нам наши грехи, потому что взирает на Христа как на нашего Ходатая» (Комментарий Евангелия от Иоанна, 2.1). Кальвин использовал терминологию Послания к Евреям применительно к небесному святилищу, но Лютер, похоже, понимал Святое израильского святилища как символ воинственной Церкви, а Святое святых — как символ победоносной Церкви (Лекции по Посланию к Евреям, 9.2).

Английские пуританские теологи демонстрировали большую заинтересованность в первосвященническом служении Христа в небесном святилище. В своем Толковании Послания к Евреям [Exposition on Hebrews] пуританский теолог Джон Оуэн подчеркивал важность служения Христа в небесном святилище: «Фактическое заступничество Христа на небесах — это фундаментальный пункт нашей веры и важное основание для утешения Церкви» (на Евр. 7:23–25). Конкретно он отмечал, что «фактическое применение к нам благодати и милости зависит от Его предстояния перед Богом и заступничества, которым оно сопровождается» (на Евр. 9:24).

Пуританские авторы основывали свое понимание священства Христа на Послании к Евреям и образном характере служения в израильском святилище. Само «существование небесного святилища было стандартной теологией среди пуританских теологов» (1, с. 109). Это небесное святилище было образцом, показанным Моисею. Оуэн отмечал, что жертвенная система и священство Израиля указывали на всеобъемлющий характер спасительной работы Христа (21, 8.5).

Священническое служение Христа, помимо всего прочего, давало верующему прощение грехов, доступ к Богу, уверенность в спасении, духовную силу и славную надежду. Его достаточное и полноценное служение устранило необходимость во вмешательстве любого другого посредника между Богом и верующим; тот, кто пытался получить помощь в других местах, отрекался от Христа, по мнению Дэвида Диксона (1, с. 117). Исследование мероприятий, совершаемых в День очищения, привело некоторых к мысли, что обряд совершался после ежедневного служения; иными словами, этот обряд совершался в контексте спасения. Точно так же Христос начал священническое служение после того, как принес Себя в качестве спасительной жертвы. Пуританские авторы верили, что День очищения имел юридическо–правовое значение. В этот день народ не только получал благословения, но и был судим. Пуританские мыслители не проводили хронологического раздела между образным исполнением ежедневного и ежегодного служения Дня очищения (1,с.115). (298)

В. Современная эпоха

Современные богословы отвергают исторический подход к истолкованию пророчеств Даниила и Откровения. Искупительное значение смерти Христа признается консервативными христианами, но Его первосвященническому, посредническому служению по–прежнему уделяется мало внимания. Реальность небесного святилища в Послании к Евреям воспринимается некоторыми богословами как образ, используемый для обозначения Божественного присутствия, а не какого–то места (б, с. 196). Другие воспринимают ее просто как образный, поэтический язык (7, с. 117) или указание на то, что Христос вселяется в каждого верующего в отдельности и обитает в нем (25, с. 996–998).

Г. Адвентистское понимание

В девятнадцатом веке в Северной Америке существовал большой интерес ко Второму пришествию Христа. Одним из наиболее влиятельных предводителей этого возрождения был Уильям Миллер (1782–1849). Его исследования пророчеств Даниила привели его к выводу, что «очищение святилища» в Дан. 8:14 указывает на возвращение Господа (очищение земли от греха) и что 2300 лет закончатся в 1843/1844 гг. Он и его последователи в конце концов установили, что Иисус вернется 22 октября 1844 года. Когда предсказание не исполнилось, это привело к великому разочарованию.

Некоторые миллериты пытались как–то объяснить это. Они тщательно исследовали хронологию 2300 дней и пришли к выводу, что она верна, а ошибка кроется в том, какое событие должно было произойти в этот день. Хирам Эдсон предположил, что по окончании 2300 лет Христос вошел во Святое святых, чтобы выполнить там особую работу перед возвращением на землю. Оуэн Р. Л. Крозье развил эту идею, исследовав служение в израильском святилище в связи с Посланием к Евреям. Он пришел к выводу, что существуют два святилища: одно земное, а другое небесное. Он утверждал, что в Дан. 8:14 говорится о небесном святилище и служении Христа в нем. Пытаясь точнее определить священническую работу Христа, он указал, что она включает в себя две стадии: одна началась сразу после вознесения и соответствует служению в Святом; другая, начавшись в 1844 году, соответствует служению в Святом святых. Это реальное исполнение того, на что указывало служение израильского первосвященника в израильском святилище. Реальным днем очищения является период времени с 1844 года до окончания тысячелетнего царства, когда завершится история спасения. Жертва за грех была принесена на кресте; священническое заступничество Христа, указывающего на заслуги Своей крови, совершает очищение грехов кающихся грешников. Израильское святилище осквернялось открытым восстанием и исповеданием греха. Осквернение через исповедь имело место тогда, когда грех переносился на жертву и через ее кровь вносился в святилище. Отсюда вывод, что небесное святилище осквернено исповеданными грехами рабов Божьих.

Исследование Святого святых в земном святилище привело верующих адвентистов к изучению ковчега завета, в который были положены Десять Заповедей. Благодаря Хираму Эдсону, Е. Г. Уайт и О. Р. Л. Крозье была установлена связь между обрядовой системой святилища, Десятью Заповедями и субботой. В результате образовалась группа верующих адвентистов–субботников. Изучение святилища также позволило лучше понять последний суд. Джозеф Бейтс высказал предположение, что сцена суда в Дан. 7 и час Божьего суда в Откр. 14:6 указывали на служение Христа после 1844 года. Эта мысль была развита другими адвентистами, в частности, Джеймсом Уайтом. Был сделан вывод, что очищение небесного святилища включает в себя следственный суд над народом Божьим, после которого состоится суд над нечестивыми и окончательное истребление сатаны, представленного в символе козла отпущения (Азазела) в Левите 16 (3, с. 85–92; 18, с. 119–157). Связь между Дан. 7 и 8 и Откр. 14:6–12 побудила первых адвентистов совершать миссию в мире, пророчески представленную вестями трех ангелов. Но учение о священстве Христа имело также и опытно–практическое измерение. Пока Христос совершает очищение небесного святилища, народ Божий на земле должен очищать свою жизнь от греха силой Духа Святого.

Изучение библейских доказательств привело адвентистов к выводу, что богословское определение очищения должно включать в себя крест как место очищающей смерти Христа, а также Его священническое служение в небесном святилище. Углубление понимания следственного суда, который также назывался судом до пришествия, привело к выводу, что он нужен Богу не для сбора информации, а для демонстрации Своего правосудия. Фактически «Бог снисходит, чтобы показать им Свою справедливость и праведность в обращении с грешниками», и в то же время «следственный суд есть откровение любви и верности Богу в наилучшем варианте» (9, с. 209, 216).

Адвентистское понимание священнического служения Христа в небесном святилище существенно отличается от понимания других христиан. Внутри Церкви также существовали диссиденты в этом вопросе: Альбирн Фокс Беллинджер (1861–1921), У. У. Флетчер (1879–1947), Луис Ричард Конради (1856–1939), Э. Б. Джоунс (годы деятельности 1919–1949), а в восьмидесятые годы прошлого столетия — Дезмонд Форд. Примерно в то же время Генеральная конференция создала Комитет по Даниилу и Откровению, которому было поручено пересмотреть учения этих библейских книг и понимание их адвентистами. Хотя комитет занимался этими самыми вопросами, он также разобрал и те, которые были подняты Фордом. Они продолжают интересовать членов Церкви, как видно из издания и продажи популярных книг на эту тему. Некоторые писатели уделяют большое внимание символическому значению почти всех деталей обряда, тогда как другие сосредотачиваются на образном значении служений.

Учение о священстве Христа вместе с пророческим истолкованием Дан. 8:14 определяют историческое лицо (299) Церкви адвентистов седьмого дня. Адвентисты считают свое движение не исторической случайностью, а следствием особого Божьего вмешательства в дела людей. Исполнение Дан. 8:14 в 1844 году узаконивает присутствие в мире адвентистов седьмого дня — в частности, в христианской среде. Как начало небесного служения Христа совпало с из литием Духа на только что оперившуюся Церковь (Деян. 2:33), так и начало реального дня очищения совпало с рождением Церкви адвентистов седьмого дня.