VI. Комментарии Елены Уайт

А. Служение в израильском святилище

«Все обряды, существовавшие у древних евреев, были Евангелием в образах, представлением христианства, которое должно было развиваться так быстро, как люди могли уразуметь духовный свет» (Принципы христианского воспитания, с. 238).

«Евангелие Христа отбрасывает славу на еврейскую эпоху. Оно проливает свет на всю организацию служения в древнем Израиле и придает смысл обрядовому закону. Скиния или храм Божий на земле была образцом небесного оригинала. Все церемонии иудейского закона были пророческими образами тайн плана спасения» (Знамения времени, 29 июля 1886 г.).

«Урок заключался в каждой жертве, был запечатлен в каждом обряде, торжественно проповедан священником, совершавшем святое служение, и внушаем Самим Богом, что только через кровь Христа происходит прощение грехов. Как слабо наш народ чувствует силу этой великой истины! Как редко мы привносим в нашу жизнь посредством живой и действенной веры эту великую истину о том, что есть прощение для малейшего и величайшего греха» (Ревью энд Геральд, 21 сентября 1886 г.).

«Таким образом, служение в скинии, а впоследствии в храме, ежедневно учило людей великим истинам, связанным со смертью Христа и Его служением, и раз в году они мысленно переносились к заключительным событиям великой борьбы между Христом и сатаной и полному очищению Вселенной от греха и грешников» (Патриархи и пророки, с 358).

«Фимиам, возносящийся с молитвами Израиля, символизирует заслуги и заступничество Христа, Его совершенную праведность, которая через веру вменяется Его народу и которая только и может сделать поклонение грешников приемлемым для Бога. Перед завесой Святого святых находился жертвенник вечного ходатайства, а перед Святым — жертвенник непрестанного искупления. К Богу нужно было приближаться с кровью и фимиамом — символами, указывающими на великого Ходатая, через Которого грешники могут приближаться к Иегове и через которого кающейся и верующей душе только и может быть дарована милость и спасение!» (Вера, которой я живу, с. 197).

«Закон Божий, хранящийся в ковчеге, являлся великим мерилом праведности и справедливости. Этот закон объявлял смерть грешнику, но над законом находился престол благодати, выше которого открывалось присутствие Божье и откуда, благодаря примирению, было даровано прощение кающемуся грешнику. Так, в служении Христа ради нашего искупления, символически представленном служением святилища, милость и истина встретились; правда и мир облобызались (см. Пс. 84:11) (Патриархи и пророки, с. 349).

«Ежедневное служение состояло из утреннего и вечернего жертвоприношений, курения благовоний на золотом жертвеннике и специальных приношений за личные грехи. Так же приносились жертвы субботние, новомесячные и по случаю других праздников.

Каждое утро и каждый вечер на жертвеннике сжигался однолетний агнец с соответствующими хлебными приношениями, символизируя ежедневное посвящение народа Господу и их постоянную зависимость от искупительной крови Христа» (там же, с. 352).

Б. Жертва Христа

«Как Тот, Кто понес грех, священник и представитель человека перед Богом, Он вошел в жизнь человечества, восприняв нашу плоть и кровь. Жизнь заключается в кровотоке, обеспечивающем все необходимые процессы, и эта Кровь была отдана за жизнь мира. Христос совершил полное очищение, отдав Свою жизнь в выкуп за нас. Он родился безгрешным, но пришел в мир так же, как и другие представители рода человеческого. Он имел не просто подобие тела, но принял человеческую природу, участвуя в жизни человеческого общества» (Библейский комментарий АСД, т. 7, с. 925).

«Примирение человека с Богом могло произойти только через посредника, равного Богу, обладающего благородными свойствами натуры, которые бы сделали Его достойным предстоять перед лицом вечного Бога, ходатайствуя за людей, а также быть представителем Бога перед павшим миром. Заместитель и Поручитель человека должен был иметь человеческую природу и связь с человеческой семьей, которую Он должен был представлять. А как посол Бога Он должен был быть причастником Божеского естества, иметь связь с Бесконечным, чтобы являть Бога миру, быть посредником между Богом и человеком» (Ревью энд Геральд, 22 декабря 1891 г.).

«Христос, посовещавшись со Своим Отцом, установил систему жертвоприношений: чтобы смерть, которая должна была немедленно постигать преступника, переносилась на жертву, предвосхищавшую великую и совершенную жертву Сына Божьего.

Грехи людей образно переносились на священника, совершавшего обряд, который был посредником между людьми и Богом. Сам священник не мог стать жертвой за грех или искупить грех собственной жизнью, поскольку и сам был грешником. Поэтому, вместо того чтобы самому вкусить смерть, он убивал животное без пятна и порока; наказание за грех переносилось на невинное животное, которое таким образом становилось его (300) непосредственным заместителем и образом совершенной жертвы Иисуса Христа. Через кровь этой жертвы человек с верой смотрел вперед, на кровь Христа, которая искупит грехи мира» (Знамения времени, 14 марта 1878 г.).

«Реки крови, которые текли в день благодарения за урожай, когда приносилось множество жертв, должны были преподать великую истину. Ибо даже произведения земли, которые она в изобилии дарует человеку для пропитания, собирались исключительно благодаря жертве Христа на Голгофском кресте. Бог учит нас, что мы все получаем от Него дар искупительной любви» (Ревью энд Геральд, 10 ноября 1896 г.).

В. Небесное святилище

«На вопрос, что такое святилище, Священное Писание отвечает весьма определенно и ясно. Выражение „святилище», как оно употребляется в Библии, относится, во–первых, к скинии, воздвигнутой Моисеем по небесному образцу, и, во–вторых, к истинной скинии на небе, на которую указывало земное святилище. Со смертью Христа оканчивалось и прообразное служение. „Истинная скиния» на небе является святилищем Нового Завета. И так как пророчество Даниила (8:14) полностью исполнилось уже в новозаветное время, то святилище, о котором говорится в нем, должно быть святилищем Нового Завета» (Великая борьба, с. 417).

«Небесный храм, место пребывания Царя царей, где „тысячи тысяч служили Ему, и тьмы тем предстояли пред Ним»» (Дан. 7:10), наполнен славой вечного престола, где серафимы, его сияющие стражи, в благоговении скрывают свои лица. Простор и великолепие этого храма не может повторить никакое земное строение. Однако важнейшие истины относительно небесного святилища и великой работы, совершаемой там ради искупления человека, должны были преподаваться людям с помощью земного святилища и служения в нем» (Патриархи и пророки, с. 357).

«Несравненный блеск и великолепие земного святилища открывали человеческому взору славу небесного храма, где Христос как наш Посредник совершает служение ради нас перед престолом Божьим. Обитель Царя царей, где тысячи тысяч служат Ему и тьмы тем предстоят перед Ним (см. Дан. 7:10), храм, наполненный славою вечного престола, где серафимы, Его сияющие стражи, в благоговении закрывают свои лица, — все это нашло только слабое отражение в Иерусалимском храме — самом великолепном строении, когда–либо воздвигнутом руками человека. Тем не менее земное святилище и все совершаемое в нем служение сообщает нам важные истины относительно небесного святилища и той великой работы, которая совершается ради искупления человека. Отделения небесного святилища представлены двумя отделениями земного святилища» (Великая борьба, с. 414).

Г. Первосвященническое служение Христа

«Служение в земном святилище состояло из двух частей: ежедневно священники служили в Святом, а раз в году первосвященник совершал особый обряд примирения во Святом святых для очищения святилища. Изо дня в день кающийся грешник приводил свою жертву к дверям скинии и, возлагая руку на голову животного, исповедовал грехи, прообразно перенося их на невинную жертву. После этого животное убивали. „Без пролития крови, — говорит апостол, — не бывает прощения». „Душа тела в крови» (Лев. 17:11). Нарушенный Закон Божий требовал жизни преступника. Кровь, символизировавшая жизнь грешника, вина которого переносилась на жертвенное животное, вносилась священником во Святое, и он окроплял ею завесу, за которой находился ковчег завета, содержащий нарушенный грешником закон. Посредством этого обряда грех символически переносился в святилище через кровь. В некоторых случаях кровь не вносилась во Святое, но тогда священники должны были съедать мясо, как и повелел Моисей сыновьям Аарона, говоря: „Она (жертва) дана вам, чтобы снимать грехи с общества и очищать их пред Господом» (Лев. 10:17). Оба обряда равным образом символизировали перенос греха с кающегося грешника во святилище» (там же, с. 418).

«Подобно тому как служение Христа разделялось на две великие части, каждая из которых охватывала определенный период времени и ей отводилось определенное место в небесном святилище, так и прообразное служение состояло из двух частей — ежедневного и годового служений, которым в скинии предназначались разные отделения» (Патриархи и пророки, с. 357).

«Иисус стоит во Святом святых, чтобы предстоять за нас перед лицом Бога. Там Он непрестанно, ежеминутно представляет Свой народ совершенным в Нем. Но хотя Он именно так представляет нас перед Отцом, мы не должны воображать, будто можно злоупотреблять Его милостью и оставаться беспечными и равнодушными, потакая своим желаниям. Христос не есть служитель греха. Мы совершенны в Нем и приняты в Возлюбленном, только когда пребываем в Нем с верой» (Знамения времени, 4 июля 1892 г.).

«Наш великий Первосвященник принес Себя в жертву, когда пострадал вне врат. Тогда было совершено полное искупление всех человеческих грехов. Иисус — наш Защитник, Первосвященник, Ходатай. Следовательно, мы находимся в таком же положении, как и израильтяне, стоявшие на внешнем дворе, когда ожидаем блаженного упования и славного явления Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа… Образ встретился с реальностью в смерти Христа — Агнца, закланного за грехи мира. Великий Первосвященник принес единственную жертву, которая может иметь ценность…

Совершая ходатайство в качестве нашего Защитника, Христос не нуждается в человеческой добродетели, в человеческом ходатайстве. Христос один несет наши грехи и является единственной истинной Жертвой за грех. Только Ему, однажды вошедшему за всех нас в Святое, следует возносить молитву и исповедание. Христос возвещает: „А если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника». Он до конца спасет всех приходящих к Нему с верой, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за нас. Это полностью обесценивает мессу, одно из ложных установлений католицизма» (Библейский комментарий АСД, т. 7, с. 913).

«Сын Божий… исполнил Свое обещание и взошел на небо, чтобы взять на Себя управление небесным (301) воинством. Он осуществил первую часть Своего первосвященнического служения, приняв смерть на кресте за падший человеческий род. В настоящее время Он осуществляет вторую часть этого служения, ходатайствуя перед Отцом за кающихся, верующих грешников и вознося Богу приношения Своего народа. Поскольку Он стал причастником человеческого естества и, находясь в этом слабом теле, победил искушения врага и поскольку Он имеет Божественное совершенство, Ему было поручено судить мир. Дело каждого будет внимательно рассмотрено Им. Он вынесет приговор, воздав каждому по делам его» (там же, с. 929).

«Чем Христос занят на небе? Он ходатайствует за нас. Благодаря Его служению небесный порог озаряется славой Божьей, освящающей всякую душу, открывающуюся для небесного влияния. Когда к небу возносятся молитвы искренних и раскаявшихся людей, Христос говорит Отцу: „Я беру на Себя их грехи. Да предстанут они пред Тобой невинными». Когда Он снимает с них грехи, их сердца наполняются славным светом истины и любви» (там же, с. 930).

«Ходатайство Христа за человека в небесном святилище — такая же неотъемлемая часть плана спасения, как и Его смерть на кресте. Своей смертью Он начал ту работу, для завершения которой Он вознесся на небо после Своего воскресения. Мы должны верой войти за завесу, „куда предтечею за нас вошел Иисус» (Евр. 6:20). Там отражается свет от Голгофского креста. Там мы можем глубже понять тайны искупления. Небо уплатило бесконечную цену за спасение человека; принесенная жертва удовлетворяет абсолютно все требования нарушенного Закона Божьего. Иисус открыл дорогу к престолу Отца, и путем посреднического служения все, через веру приходящие к Нему, могут доводить до Бога свои заветные желания» (Великая борьба, с. 489).

«Своей непорочной жизнью, Своим послушанием, Своей смертью на кресте Голгофском Христос ходатайствует за заблудший род человеческий. И теперь Вождь нашего спасения ходатайствует за нас не просто как проситель, но как победитель, заявляющий права на Свою победу. Его жертва совершенна, и, будучи нашим Ходатаем, Он исполняет то дело, которое Сам для Себя определил, держа перед Богом кадильницу, наполненную Его заслугами и непорочностью, а также молитвами, исповеданиями и благодарениями Его народа. Благоухающие Его праведностью, они восходят к Богу как приятное благоухание. Приношение полностью принимается, и прощение покрывает все преступления. Для истинно верующего Христос воистину является служителем скинии, совершая для него служение в святилище и говоря через назначенные Богом средства» (Знамения времени, 14 февраля 1900 г.).

«Христос, наш Посредник, и Святой Дух постоянно ходатайствуют за человека; но Дух молит за нас не так, как Христос, Который приносит Свою Кровь, пролитую от основания мира. Дух Святой воздействует на наши сердца, побуждая нас к молитве и покаянию, хвале и благодарению. Благодарность, изливающаяся с наших уст, является результатом того, что Дух прикасается к струнам нашей души, пробуждая в ней святые воспоминания, рождающие музыку сердца.

Религиозные служения, молитвы, хвала, покаянное исповедание греха возносятся от истинных верующих к небесному святилищу, подобно фимиаму; но они столь осквернены порочностью человека, что, если их не очистить кровью, они не будут иметь ценности для Бога. Возносимое не отличается беспорочной чистотой, и если Ходатай, пребывающий одесную Бога, не представит и не очистит все Своей праведностью, оно не может быть приемлемо для Бога. Всякий фимиам, восходящий из земных скиний, должен быть увлажнен очищающими каплями Крови Христовой. Он держит перед Отцом курильницу Своих Собственных добродетелей, в которой нет ни пятна земного растления. Он собирает в эту курильницу молитвы, славословия и исповедания Своего народа и к ним присовокупляет Свою незапятнанную праведность. И тогда, насыщенный благоуханием заслуг умилостивляющей жертвы Христа, этот фимиам, возносимый пред Богом, становится совершенно и полностью приемлемым для Него. Тогда человек получает благодать в ответ на свои молитвы» (Избранные вести, т. 1, с. 344).

«Наш распятый Господь ходатайствует за нас перед лицом Своего Отца у престола благодати. Мы можем ссылаться на Его искупительную жертву для нашего прощения, оправдания и освящения. Закланный Агнец — наша единственная надежда. Мы с верой взираем на Него, понимая, что Он может спасти нас до конца, и Отец принимает благоухание достаточной жертвы. Христу отдана вся власть на небе и на земле, и все возможно верующему. Слава Христа напрямую связана с нашим успехом. Его интересует все человечество. Он наш сострадательный Спаситель» (Библейский комментарий АСД, т. 7, с. 948).

«В сопровождении святых ангелов наш великий Первосвященник входит во Святое святых и там предстает перед Богом, чтобы завершить Свое посредническое служение за людей, то есть произвести следственный суд и искупить всех тех, кто будет достоин этого» (Великая борьба, с. 480).

«В прообразной системе богослужения, являющейся тенью жертвы и священства Христа, очищение святилища было последним действием, совершаемым первосвященником в конце годичного цикла служения. Это был заключительный момент искупления — очищение израильского общества от грехов. Он символизировал собой заключительный этап в служении нашего Небесного Первосвященника, когда Он снимает грехи со Своего народа, внесенные в небесные книги. Это служение включает в себя следствие и суд, после которых сразу явится Христос на облаках небесных с силой и славой великой» (там же, с. 352).

«Хотя кровь Христа и освобождает раскаявшегося грешника от осуждения закона, но она не уничтожает грех; он должен оставаться в небесных книгах в святилище до окончательного очищения. Так и в прообразном служении кровь жертвы за грех снимала грех с кающегося, но грех этот оставался в святилище до Дня примирения. (302)

В великий день последнего суда мертвые будут судимы „по написанному в книгах, сообразно с делами своими» (Откр. 20:12). Затем заслугами искупительной крови Христа грехи всех искренно раскаявшихся грешников будут изглажены из небесных книг. Таким образом святилище очистится или освободится от записей грехов. В прообразном служении эта великая работа очищения или уничтожения грехов была представлена служением, совершавшимся в День примирения, то есть служением очищения земного святилища, которое заключалось в удалении грехов, осквернивших его. Это осуществлялось кровью жертвы за грех.

Как при окончательном очищении грехи искренно раскаявшихся изгладятся из небесных книг, так что больше о них не будет вспомянуто и они не придут на память, так и в прообразном служении их отправляли в пустыню, и народ навсегда освобождался от них» (Патриархи и пророки, с. 357, 358).

«Стало очевидно, что если закланный козел указывал на Христа как на жертву, а первосвященник олицетворял собой Христа как посредника, то козел отпущения символизировал сатану, породившего грех, на которого впоследствии будут возложены грехи всех искренне раскаявшихся людей. Когда первосвященник кровью жертвы, закланной за грех, удалял грехи из святилища, он возлагал их на козла отпущения. Когда Христос Своей Кровью удалит грехи Своего народа из небесного святилища, Он возложит их на сатану, который по приговору небесного суда должен будет понести окончательное наказание. Козла отпущения уводили в необитаемую пустыню, чтобы он никогда больше не возвратился в стан сынов Израилевых. Подобным же образом и сатана будет навеки изгнан от лица Божьего и от Его народа и перестанет существовать после уничтожения греха и грешников» (Великая борьба, с. 422).

«Это великий День примирения, и наш Защитник стоит перед Отцом, умоляя за нас как наш Ходатай. Вместо того чтобы облекаться в одежды самоправедности, нам лучше ежедневно смирять себя перед Богом, исповедуя свои грехи, ища прощения за наши беззакония и сотрудничая с Христом в деле приготовления душ наших для отражения Божественного образа» (Библейский комментарий АСД, т. 7, с. 933).