I. Творение в Ветхом Завете

А. Бытие 1

Первые изречения на тему сотворения мира можно найти в Бытие 1. Здесь описывается, как Бог создал мир для его обитателей: как животных, так и людей. Поскольку людей не было на земле, когда Бог творил, мы зависим от откровения, которое поможет нам понять, как был устроен мир во время творческой недели. Бог осуществил это творение посредством серии раздельных и предусмотрительных действий. Летопись указывает на то, что на эти действия у Него ушло семь дней. Каждый из этих дней состоял из светлой и темной части, равно как и все последующие дни. Таким образом, при творении Творец заложил основы, а затем открыл нам их. Суббота не только была отделена в то время в качестве особого дня, но и ознаменовала конец особого Божьего творения. Это была изначальная модель единицы измерения времени, известная как семидневная неделя.

1. В начале

Бытие 1:1 начинается с зависимого предложного предложения: «В начале». Бытие 1:1 является частью контекста Быт. 1:2 и остальной главы. Смысл этой фразы заключался просто в кратком описании состояния мира в тот момент, когда Бог начал совершать над ним особые действия. Некоторые переводят эту открытую зависимую фразу так: «Когда Бог начал творить». Хотя, наверно, это более вольная конструкция, нежели та, которая была использована в древнееврейском тексте, она хорошо передает тот факт, что автора интересует не прежнее состояние мира, а последующее творение. В тексте признается, что инертная Земля находилась в водянистом состоянии до событий творческой недели, но автора не очень беспокоит, как долго она пребывала в таком состоянии, и он ничего об этом не говорит.

В первой фразе употребляется глагол бара, который правильно переводится как «сотворил». Этот глагол используется в Библии только для обозначения действий Бога. Люди и Бог могут делать что–либо (асах). Божественная деятельность может обозначаться тем же глаголом, но только Бог может творить в том смысле, который передается глаголом бара. Так, только Бог мог сотворить материю, которую Он затем преобразил в течение семи творческих дней. Однако как Бог, так и люди могут преобразовывать эту материю разными способами.

Субъект или подлежащее, с которым связан глагол бара, — это Бог, названный здесь общепринятым у древних евреев словом для обозначения Бога: Элохим. Он выступает субъектом всех глаголов, обозначающих творение и созидание в Бытие 1. Единый истинный Бог представлен в первом предложении истории творения; Он является действующим Лицом на протяжении всего описания. Никакой другой бог не оспаривает Его творческую работу, как это происходит во внебиблейских политеистических рассказах о творении. Он владычествует над всем творением, которое исполняет Его волю, устремляясь к более высокой организации. Библейская история творения выразительно подчеркивает, что этот суверенный Бог есть единственный истинный Творец.

2. Небо и Земля

Первыми объектами этой творческой деятельности, о которых говорится в тексте, являются небо и земля. Некоторые считают, что слово «небо» указывает на Вселенную. Для оценки такого истолкования необходимо посмотреть, как фраза «небо и землю» используется в остальной части этого повествования. Исследование показывает, что слово «небо» обращает наше внимание не на Вселенную, а на атмосферу, окружающую нашу землю. Именно это «небо» имел в виду Бог, когда разделял твердь во второй день творческой недели. Именно по этому небу полетели птицы после того, как были сотворены в пятый день (Быт. 1:20). Таким образом, фраза «небо и землю» в Бытие 1 обращает наше внимание на нашу землю, а не на Вселенную или звездное небо. Это указывает на геоцентрический акцент в этой истории творения.

Сориентированная на научный метод, современная мысль считает, что это описание с позиции внешнего, стороннего наблюдателя, который смотрит на Землю сверху вниз и оценивает то, что на ней происходит. Однако данное повествование было написано не с этих позиций. Дела творения были открыты и записаны, как если бы они разворачивались перед глазами наблюдателя, находящегося на земле, а не вне ее систем. Такая точка зрения делает некоторые детали повествования более понятными.

3. Творение света в день первый

В Быт. 1:3 говорится, что в первый день творческой недели Бог вызвал к жизни свет, чтобы он пронизал водянистую мглу нашей земли. Возникает вопрос по поводу четвертого дня творения. В этот день Бог сказал: «Да будут светила на тверди небесной». В тексте эти светила названы большим светилом (солнцем), меньшим светилом (луной) и звездами (Быт. 1:14–16). Поскольку сегодня мы знаем о свете исключительно от этих естественных источников, а также от источников, изготовленных людьми, трудно представить себе, как Бог создал свет в день первый без помощи данных астрономических тел.

На этот вопрос было дано два разных ответа. Первый заключался в том, что астрономические тела всегда находились на своем месте, излучая свой свет, но с земли они не были видны, поскольку их заслоняла завеса окутывавшей ее плотной облачности — водянистая твердь вверху. В четвертый день эта облачная пелена или водянистый покров был рассеян, и астрономические тела стали хорошо видны с поверхности Земли. Это вполне возможная и законная теория, хотя в настоящее время ее нельзя обосновать прямыми доказательствами.

Другое объяснение этой загадки заключается в том, что свет, воссиявший в первые три дня творения, исходил непосредственно от Самого Бога. Затем Он делегировал (309) эту функцию астрономическим телам, обнаружившимся в четвертый день. Существует библейская параллель такому пониманию света в Откр. 21:23. Там сказано, что Новый Иерусалим не будет нуждаться в свете солнца или луны, потому что Сам Бог будет источником его света. Возможно, то же самое имело место и во время первых трех дней творения.

Впоследствии люди стали поклоняться астрономическим телам, дававшим им свет. Вероятно, Бог хотел упредить это идолопоклонство, сотворив свет независимо от солнца и луны, которые затем стали объектами поклонения. Нашего поклонения достоин лишь Тот, Кто сотворил природу; сама же природа его не заслуживает.

4. Элемент времени в днях творения

Описание каждого из шести дней творческой недели заканчивается указанием временного отрезка по стандартной формуле: «И был вечер, и было утро: день один [или второй, третий и т. д.]». Высказывалось предположение, что это не буквальные 24–часовые дни, но долгие века, в течение которых земля и ее элементы развивались, приобретая нынешние очертания.

Но слова, которые использованы в формуле времени, исключают такую возможность. Каждое высказывание содержит четыре элемента. Первым является глагол «быть», который фактически употребляется дважды. Затем идут части дня, связанные с тьмой и светом, такие как вечер и утро. В–третьих, дню присваивается номер. Наконец, идет слово, означающее сам «день». Из этой сложной формулы времени следует, что появились элементы времени, составляющие день, и что весь день целиком пронумерован. Если другие свидетельства Ветхого Завета сравнить с этой формулой времени (см. Быт. 33:13; Исх. 12:18; Неем. 5:18), не будет никаких сомнений в том, что автор говорит о 24–часовом периоде света и тьмы, который составлял целый день. Добавляя другие элементы этой формулы к слову «день», мы получаем ту конкретность, которая требует ограниченного и локализованного применения этой фразы во времени.

5. Разделение тверди в день второй

Водянистая твердь или покров вокруг земли уже существовал до второго дня творения. В этот день Бог разделил или рассек эту твердь на две основные части: воду вверху и воду внизу. Акцент здесь делается на воды вверху, которые в данном случае означают атмосферу. Еврейское слово (стих 8) можно перевести как «небо». Это та часть пространства над землей, в которой вода собирается в облака.

6. Разделение суши и морей в день третий

Первозданное состояние земли было описано в Быт. 1:1. Земля была покрыта водой. Первые два дня творения не изменили этого положения. Земля и сегодня на 70 процентов покрыта водой, которая собрана в моря и океаны. В этих морях нашлось место и для суши, которая была сотворена в третий день. Никто не знает, как именно Бог это сделал. Мы не знаем, сотворил ли Бог гигантские острова посреди мирового океана или взгромоздил горы. Мы только знаем, что в это время появилась суша, в результате чего земля стала обитаемым местом для растений, животных и людей. Произведенные растения были разделены на три основные категории: «зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод» (стих 11). Акцент делается на их увековечение, ибо упомянутое здесь семя должно было распространять их «по роду».

Фраза «по роду своему» (стих 11) заслуживает внимания, потому что она породила особое понимание природы в девятнадцатом веке, известное как «фиксация видов». Согласно этой теории, существующие на земле виды фиксированы и ограничиваются изначальными видами, которые Бог произвел во время творческой недели. Все известные виды считались прямыми потомками этих изначальных видов. То же самое утверждалось и в отношении тех видов животных, которых Ной взял в свой ковчег.

Эта теория основывалась на ложной лингвистической предпосылке, которая стала следствием особого перевода слова леминеху. Считалось, что оно указывает на известные нам сегодня виды. Поскольку развитие генетики в течение прошлого века доказало, что у потомства могут меняться признаки, это старое истолкование, конечно же, неверно с биологической точки зрения.

Более внимательный анализ этого слова в библейском тексте показывает, что эта теория неверна и с библейской точки зрения. В Бытие 1 этим словом обозначаются растения (стих 12), птицы и рыбы (стих 21) и земные животные, разделяющиеся на три категории (стихи 24, 25). Таким образом, оно используется для классификации или разделения растительного и животного царств. Однако в Лев. 11 то же слово используется для более узкого деления внутри животного мира. Оно употребляется четыре раза в разделе птиц (стихи 14–19), три раза в разделе насекомых (стих 22) и один раз в разделе животных, пресмыкающихся по земле (стих 29). В каждом из этих случаев оно употребляется для обозначения отдельных животных, которые современный зоолог, возможно, охарактеризовал бы как виды. Те же различия можно найти в параллельном отрывке — 14–й главе Книги Второзаконие.

Таким образом, слово, переведенное «по роду своему», употребляется в Бытие 1 для обозначения более крупных категорий растительного и животного мира, а затем в Левите 11 и Второзаконии 14 — для указания на более узкие подвиды. В обоих случаях оно не может относиться к видам. Анализ самого слова леминеху помогает прояснить его значение. Приставка ле — это предлог, означающий «к», «для», «посредством» или «в соответствии с». Средняя часть — это существительное мин, означающее «род», «класс» или «вид». Суффикс — это притяжательное местоимение, показывающее, кому принадлежит та или иная вещь. Перевод «по роду своему» вполне законен. Лучше всего его можно понять как идиоматическое выражение, указывающее на «разные виды» растений и животных. Еще одно истолкование заключается в том, что средняя часть слова — это предлог мин, «от»; в данном случае эта фраза означает «в соответствии с тем, от (310) чего исходит». В любом случае эта фраза может использоваться на разных уровнях и указывать на любой класс растений или животных в зависимости от того, насколько узко или широко эта группа определяется. Если идея растений, приносящих семена каждое «по роду его» (Быт. 1:12), похоже, указывает на генетическую связь, то слово пеминеху просто обозначает «разные виды», разновидность. Таким образом, теория фиксации видов, зародившаяся в девятнадцатом веке, не имеет под собой библейского, лингвистического или биологического основания.

7. Появление астрономических тел в день четвертый

В повествовании о четвертом дне солнце и луна названы светилом большим и светилом меньшим. Вполне вероятно, что их известные нам названия не использованы потому, что, когда Моисей писал Книгу Бытие, солнце и луна (а также и звезды) обожествлялись и были объектом поклонения. Чтобы не потакать этому заблуждению, автор даже не желает упоминать их названия в Быт. 1:16–18. Они представлены просто как астрономические тела, всецело находящиеся в распоряжении Творца и повинующиеся Ему. Они не могли существовать независимо от Него. Он создал их, и они служили Его целям — в частности, для указания времен года и суток.

8. Литературная и историческая связь между первым и третьим, а также четвертым и шестым днями

Существует тематическая связь между первыми тремя днями творческой недели и последующими тремя днями. Тема первого дня, свет, снова всплывает в описании четвертого дня. Тема второго дня, разделение тверди, фигурирует и в описании пятого дня. Птицы и рыбы заполняют две части тверди. Тема третьего дня, суша и ее растения, связана с творением шестого дня: животные и люди должны были заполнить пространство на этой суше и потреблять растения в качестве еды. Таким образом, день первый самым непосредственным образом связан с днем четвертым, день второй напрямую связан с днем пятым, а день третий — с днем шестым.

По своей природе это литературная взаимосвязь, но она точно отражает творческую деятельность Бога. Он создал Свое творение в таком порядке и таким способом. Учитывая Его всемогущество, это могло быть сотворено за один день или даже за одну секунду, но Бог предпочел действовать другим методом, последовательно переходя от одного творческого действия к другому и описывая их таким же образом. Мы узнали об этих событиях из библейского откровения. В этом процессе участвовали и другие существа. Ангелы, вне всякого сомнения, взирали на весь процесс творения, а в Иов. 38:7 делается намек, что и другие миры могли наблюдать за этим новым творением Всемогущего.

Таким образом, упорядоченное развертывание творческих действий в эти дни творения стало демонстрацией любви, заботы и организованности Бога, Которому мы служим. Он создал наш мир упорядоченно, а затем наполнил его прекрасным содержимым. В конце первых трех дней творения мир был прекрасен, но не заселен рыбами, птицами или земными животными. По окончании следующих трех дней он был хорош весьма и полон живых тварей. Он стал еще более чудесным благодаря тому, что наполнился такими интересными существами. Нашлись достойные обитатели для каждой из сред и пространств.

9. Творение птиц и рыб в день пятый

Птицы заселили верхнее пространство тверди — небо. Конечно, они изумительно приспособлены к своей среде обитания. Описанное здесь же творение морских организмов включает даже великих танниним — предположительно, китов. Эти громадные существа были, по сути дела, мгновенно сотворены Всемогущим. По теории эволюции такие крупные животные являются продуктом длительной эволюции, происходившей на протяжении долгих веков.

10. Творение земных животных и людей в день шестой

В первой трети этой части повествования рассказывается о творении земных животных (Быт. 1:24, 25). Затем идет повествование о творении людей, мужчины и женщины — более подробное, чем описание любого другого элемента творческой недели. Наконец, в Быт. 1:29, 30 нам рассказывается о назначении определенного рациона питания как для животных, так и для людей.

В стихе 24 слово «род» (в данном случае леминах) употребляется в обобщающем смысле: все виды животных. В стихе 25 оно употребляется в отношении к трем отдельным группам: животным земли, скоту и пресмыкающимся. В рассказе указывается на широкое разнообразие животных.

11. Поэзия в Бытие 1

Величавая ритмика Бытие 1 заставила некоторых предположить, что это поэтическое повествование. Эти тексты порой напоминают поэзию еще и потому, что в них присутствует параллелизм мыслей, весьма характерный для еврейской поэзии. Но в Бытие 1 нет поэтического размера, и ее можно было бы более точно охарактеризовать как поэтическая проза. Единственное исключение — текст 27. Параллелизм и размер просматриваются как в древнееврейском, так и в английском переводе:

«И сотворил Бог человека по образу Своему,

По образу Божию сотворил его;

Мужчину и женщину сотворил их».

Один и тот же глагол «сотворить» встречается во всех трех строках. Имя Бога появляется дважды и подразумевается в последней строке. Слово, означающее «образ», употребляется дважды и подразумевается в последней строке. В еврейском тексте эти строки очень ровные, с одинаковым числом слов и слогов в каждой строчке. Таким образом, этот небольшой фрагмент в истории творения в (311) полной мере может быть назван поэтическим. Он расширяется дополнительным описанием творения в Бытие 2.

Глагол в начале Быт. 1:26, где впервые говорится о намерении Бога сотворить людей, стоит в первом лице множественного числа: «Сотворим человека по образу Нашему». Он встречается в прозаическом, а не в поэтическом разделе повествования. Следовательно, множественное число в повествовании нельзя считать просто литературным приемом. Оно имеет грамматическое, а значит, и богословско–историческое значение. Как мужская, так и женская половина рода человеческого являла образ Божий в творении. И те, и другие изначально несли в себе ярко выраженный образ своего Творца. Между ними существовало равенство, которое было повреждено и искажено грехопадением (см. Человек I.B).

12. Образ Божий

Фраза «образ Божий» вдохновляла теологов христианской эры на важные комментарии (см. Человек I.Б; Грех I). Акцент в этих произведениях делается на силу разума и свободу выбора, которые были дарованы людям при творении. В схоластической теологии также обсуждался вопрос о состоянии нравственной праведности до грехопадения. После Реформации протестантские теологи были склонны делать особое ударение на это качество человека. В другой части дискуссии спор шел о том, до какой степени грехопадение и грех уничтожили или исказили это изначальное состояние. Различие также проводилось между первоначальным состоянием, в котором находились Адам и Ева, и тем состоянием, до которого могут подняться возрожденные христиане, имеющие духовный опыт с Богом. В целом считается, что последнее коренным образом отличается от того, которое люди имели в момент сотворения.

Слово целем, использованное в Быт. 1:27 и переведенное как «образ», было хорошо известно в древнееврейском языке и родственных языках древности. Первоначально им обозначались образы богов, которые ставились в храмах. Считалось, что они символизировали явление и функции богов. Библия уникальна в применении этого слова: в древнем мире боги изготавливались по образу людей, тогда как в Библии люди были созданы по образу Бога.

Современные люди всячески затушевывают буквальный смысл этой фразы. Древние евреи этого не делали. Их представления о мире и благах этого мира были гораздо более осязаемыми и материальными, чем наши. Это наглядно видно из истории творения, где плоды каждого творческого дня назывались «хорошими», а после завершения всего творческого цикла все творение было признано «весьма хорошим». Этот взгляд на материальный мир и его жителей был типичным для евреев.

То, что образ Божий, по которому были сотворены мужчина и женщина, включает в себя физическое подобие, вытекает из самого смысла использованного здесь древнееврейского слова. Это подобие также предполагало наличие сил и способностей разума мыслить так, как мыслит Бог. В своем непавшем состоянии Адам и Ева были чисты и безгрешны и в этом смысле подобны Богу, прежде всего в нравственном отношении. Однако вскоре они утратили это состояние, преступив Божью заповедь. Подобие Богу распространяется также и на эмоциональную сферу. Бог является эмоциональным существом. Мы находим многочисленные тому подтверждения в Библии. Он любит Свои творения. Он не холодное, бесстрастное и отстраненное божество деистов, поскольку постоянно присутствует, действует и поддерживает связь со Своим творением. Библия рассказывает, как после грехопадения Бог отправился искать Своих павших людей. Как в Ветхом, так и в Новом Завете Он выражает Свою любовь к ним. Поэтому естественно, что творения, созданные по Его подобию и образу, должны также проявлять эти качества в своей жизни.

Философы, обращавшие внимание на рациональные аспекты образа Божьего в людях, правильно расставляли акценты. Можно также согласиться, что это предполагает свободу выбора, которой Адам и Ева были наделены в саду Едемском. Однако к этим качествам следует также добавить физические аспекты образа Божьего. Хотя в настоящее время нам может быть непонятно, как в действительности они проявлялись, тем не менее они должны были проглядываться в каких–то чертах. Учитывая целостное представление о людях в Ветхом Завете, необходимо также подчеркнуть эмоциональную жизнь, неотделимую от физиологического естества. Таким образом, быть сотворенным по образу Божьему в конечном итоге означает быть подобным Богу в смысле наличия умственных способностей, свободы выбора, изначальной нравственной чистоты (уничтоженной грехопадением), определенного внешнего облика и эмоций. Быть сотворенным по образу Божьему означает иметь всеобъемлющее сходство со своим Творцом.

13. Пища для людей и животных

На этом этапе обнаруживается очевидная связь между третьим и шестым днем творения. В третий день Бог сотворил зелень, растения и деревья. Они уже существовали, когда Адам и Ева были созданы в шестой день вместе с млекопитающими животными. Все эти творения нуждались прежде всего в питании для поддержания сил и энергии. Их Творец уже позаботился об этом еще до того, как они были сотворены.

Первоначальное питание, назначенное Адаму и Еве во время творческой недели, включало в себя «всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя» (Быт. 1:29). Животным Бог дал «всю зелень травную» (стих 30). Не только Адам и Ева в их первоначально сотворенном состоянии, но также и животные были вегетарианцами. Это исключало хищнический образ жизни животных до грехопадения.

В наши дни ученые убедительно продемонстрировали мудрость этой изначальной диеты. Исследовав достаточно большую группу людей, они доказали, что в среднем американские адвентисты седьмого дня, придерживающиеся вегетарианского питания, живут на семь лет (312) дольше, чем другие американцы, употребляющие в пищу мясные и рыбные продукты. По мере продолжения этих исследований данная средняя цифра все время возрастала. Таким образом, современная наука убедительно продемонстрировала правильность того изначального питания, которое мудрый Творец назначил людям. Конечно, Бог лучше знает, какая пища наилучшим образом подходит Его творениям.

14. Творение субботы в день седьмой

Разделение Библии на главы и, в частности, отделение Быт. 1:31 от 2:1–4 произошло спустя много столетий после первоначального написания книги. Описание седьмого дня дано в том же разделе, что и описание других шести дней. Это явствует из того факта, что в данном отрывке этот день назван «седьмым» три раза. Слово «суббота» здесь не употребляется, но глагол шабат появляется с изначальным корнем, который означает «прекращать». Таким образом, Бог в этот день «прекратил» Свою работу. Становится понятно, как этот день получил свое название. Суббота была первым из всех дней, когда Бог прекратил Свои дела, и, как следствие, она затем стала тем днем, когда люди также прекращали свои дела. В этот день Бог покоился; Он прекратил все Свои созидательные действия. Он не нуждался в физическом отдыхе, поскольку обладает всемогуществом, поэтому Его Божественный отдых служит нам примером. Это тот Божественный покой, который дан людям.

Второе Божественное действие в Быт. 2:1–4 заключается в благословении этого конкретного дня. Бог уже благословил птиц и рыб, которых сотворил в пятый день, равно как Адама и Еву в шестой день (Быт. 1:28). Таким образом, Божественное благословение давалось не дню, а тому, что было сотворено в те дни. В данном случае Бог благословил конкретный отрезок времени, а не созданные в этот день объекты.

Бог благословил седьмой день с определенной целью. Благословения, данные животным и людям, касались в основном их биологического воспроизводства. С другой стороны, благословение субботы было призвано сделать ее духовно плодотворным днем. Животные не могли понять благословений, которыми был наделен этот день, но Адам и Ева уразумели это. Первая чета от Самого Творца узнала об особом благословении, которым Бог удостоил седьмой день.

Еще одно благословение, данное Адаму и Еве в Быт. 1:28, заключалось во владычестве над животным миром. Суббота также выражает идею владычества, но не владычества Адама и Евы над творением. Скорее она говорит о владычестве Бога над Адамом и Евой, а также над всем творением. Таким образом, суббота не только увековечивает память о творении, но и является тем днем, который утверждает владычество Бога над Его творением. Эта ответственность была подробнее раскрыта во второй части четвертой заповеди, где сказано, что даже животные, принадлежащие тем, кто чтит субботу, должны в этот день покоиться (Исх. 20:10). Они не могли духовно соблюдать субботу подобно людям, но все же получали пользу от физического отдыха в этот день.

Бог покоился или «прекратил» труды в седьмой день, а затем благословил этот день. Наконец, Он освятил его или отделил для святого употребления. Глагол кадаш, «быть святым», используется здесь в каузативной форме, а это значит, что Бог объявил или сделал субботу святой. Таким же образом Бог сделал святой скинию, сооруженную израильтянами (Лев. 21:23); вот почему она стала называться «святым местом» (кодеш или микдаш от того же корня). В Исх. 40:9 скиния освящается и становится святой; слова «посвященный» (освященный) и «святой» происходят от корня кадашу «сделать святым», «отделить». Подобно тому как святилище было освященным или святым местом, суббота также была освященным или святым временем, отделенным для Бога и людей как Его творения.

Освящение субботы при творении важно для понимания вопроса о том, является ли она исключительно иудейским установлением или принадлежит всему роду человеческому. Поскольку вся эта деятельность имела место в конце творческой недели, когда на земле появились первые представители рода человеческого, очевидно, что суббота была дана именно им. Она была отделена и освящена для них как представителей всего человечества (см. Суббота I—IV).

Б. Бытие 2

Второе описание творения начинается в Быт. 2:5. Обычно критически настроенные ученые–богословы указывают на то, что эта глава взята из другого литературного источника. Данное утверждение говорит об их непонимании той связи, которая существует между этими двумя главами. Дело в том, что они соединены друг с другом по принципу повторяющегося параллелизма. Во всем Ветхом Завете, и особенно в поэзии, параллелизм является одним из главных литературных приемов. Лучший пример такого рода параллелизма мы находим в Книге Иова, где аргументы излагаются в поэтическом стиле. Друзья Иова проходят через три цикла аргументов, разделенных на девять подразделов. Бог отвечает на все эти аргументы в Своих заключительных трех беседах. У читателя древности повторяющийся параллелизм повышал интерес к рассказу, неизбежно двигавшийся к кульминации. Учитывая важность той темы, которая раскрывается в Бытие 2, можно ожидать употребления параллельных высказываний.

1. Тематическое сходство

Одним из доказательств того, что Бытие 2 является параллельным изложением и дополнением к Бытие 1, является тематическое сходство двух глав. Оба повествования начинаются с указания на сотворение неба и земли (Быт. 1:1; 2:4). Разделение морей во второй день соответствует разделению рек в 2:10. Сотворение животных в день шестой подкрепляется параллельным текстом в 2:19, где также говорится о сотворении животных. Тема питания для человека и животных в третий и шестой (313) день творения, как это описано в Бытие 1, получает дальнейшее развитие в Быт. 2:16, где говорится о том, что Бог дал в пищу Адаму и Еве. Данное человеку владычество над животными, о котором говорится в 1:28, теперь выражается в том, что человек дает названия животным в 2:19. Наконец, во второй главе подробнее описывается творение людей, мужчины и женщины.

Однако параллелизм не означает монотонного и нудного повторения того, о чем ранее уже было сказано. Та же тема излагается в новом свете, под иным углом и отливает новыми красками, снабжается интересными дополнительными подробностями. И в этом смысле первая и вторая главы Книги Бытие могут служить классическим примером. В 1:27 о творении людей говорится коротко и поэтично, но в прозе Бытия 2 эта тема получает интересное развитие. В Бытие 2 более подробно говорится о том, что уже ранее было описано; данное повествование не отрицает ранее изложенные факты и не противоречит им.

2. Употребление Божественных имен

Божественное имя Элохим употребляется исключительно в Бытие 1. В Быт. 2:4–25 используется Божественное имя Яхве. Это различие дало повод критически настроенным ученым–богословам утверждать, будто эти две главы были написаны на основании разных источников. Эта точка зрения порождает ряд вопросов. Прежде всего, нет никакой разницы между употреблением имени Элохим в первой главе и Яхве во второй главе. В Быт. 2:4–25 Бог назван Яхве Элохим. Таким образом, автор не отказывается от имени, использованного в Бытие 1, но добавляет еще одно. Теперь Элохим охарактеризован более детально и развернуто как Яхве Элохим.

Эти имена различаются между собой так же, как общее отличается от частного. Элохим, или более распространенная на Ближнем Востоке форма этого имени «Эл» (Эль), употреблялась всеми народами семитской группы, населявшими местность, прозванную Плодородным полумесяцом. Таким образом, имя Элохим было бы хорошо понято и воспринято во всех этих обществах. С другой стороны, каждое из них имело собственных богов. В Вавилоне это был Мардук, в Ассирии — Ашшур, у аммонитян — Мильком, в Моаве — Хамос, а в Едоме — Каус. Яхве было конкретным и личным именем истинного Бога израильтян; никакому другому богу древнего мира такое имя не присваивалось.

Следовательно, Бытие 1 должно было расцениваться другими жителями древнего мира как общее описание творения, в котором употреблялось всем им известное общее имя Бога. С другой стороны, Бытие 2 — это конкретное описание сотворения мужчины и женщины, которое связано только с Яхве, истинным Богом Израиля. Общий для всех Бог, населивший наш мир согласно Бытию 1, на самом деле есть личностный Бог, о Котором конкретнее говорится во второй главе, служащей дополнением к первой.

Автор движется от общего к частному: к конкретному указанию на Бога, создавшего разумных существ, описанных во втором повествовании, — Адама и Еву. Они были реальными личностями и отвечали своему Творцу и Богу так, как не могло отвечать никакое другое творение: они общались с личностным Богом, сотворившим их. Вот почему вполне уместно и логично описать этого Бога как Личность, стремящуюся установить тесные и близкие отношения со Своим творением. Хотя употребление различных имен Бога в Бытие 1 и 2 теологически важно, это вовсе не означает, что эти повествования взяты из двух разных источников.

3. Литературная структура

Бытие 1 было скомпоновано и написано по принципу параллельного литературного изложения. Имеется прямая аналогия между деятельностью в первые три дня и творческими делами, совершенными в течение следующих трех дней.

Бытие 1 — это макроскопический взгляд на творение; на то, как мир был устроен для его жителей. В Бытие 2 мы движемся к микроскопической параллели. По сути дела, этот микроскоп сфокусирован на второй половине шестого дня творческой недели. Если в Бытие 1 процесс творения рассматривается как бы в телескоп, в Бытие 2 в силу вступает микроскоп. Текст суживается, и все внимание направляется на сотворение мужчины и женщины.

Бытие 2 не построено по принципу строгого параллелизма. В начале главы рассказывается о творении мужчины, а в конце — о творении женщины. Эти два творческих действия располагаются параллельно в начале и в конце повествования. Между ними вставлены другие спаренные элементы — описание сада и рек. Оба повествования о сотворении мужчины и женщины в этой главе предваряются описанием условий, предшествовавших этому творению. Перед тем как рассказать о сотворении мужчины, автор описывает растительный мир и поля; рассказ о творении женщины предваряется рассказом о творении животного мира (стихи 18–20).

Бытие 2 содержит уникальное описание особого Божьего творения. В Бытие 1 рассказывается о том, как Бог словом Своим вызвал к жизни различные объекты. Он говорил: «Да будет (или произведет)…», и упомянутый объект тут же появлялся. В Бытие 2 используется другой метод. Для данной Божественной деятельности используется глагол яцар, «образовывать, формировать». Бог берет нечто уже существующее — прах земли и формует его, лепит из него человека. Но эта вылепленная форма по–прежнему безжизненна, неодушевленна; нужно нечто большее. Бог дает ей дыхание жизни, и она становится живым «существом» (нефеш). Это слово иногда переводится как «душа», но содержание данного отрывка ясно указывает на то, что автор имеет в виду все существо Адама. Таким образом, Адам был создан из двух элементов: праха земли и дыхания жизни. Химический анализ показывает, что человеческое тело действительно состоит из тех же элементов, что и земля. Дыхание жизни можно просто определить как Божественную энергию жизни. Когда наступает смерть, которая впоследствии постигла Адама и Еву, эти два элемента разъединяются. Земной (314) прах возвращается в землю, а дыхание жизни возвращается к Богу, Который дал эту энергию в начале (Еккл. 12:7; см. Человек 1.Д; Смерть I.A.3,4).

Глагол яцар употребляется при описании работы горшечника и самого горшечника (Иер. 18:1–4). Таким образом, в отличие от Бытия 1 здесь изображен Бог, собственноручно вылепливающий человека подобно тому, как горшечник лепит свой сосуд. Но Божественный Горшечник способен на большее, что не под силу человеку: Он может оживить Свое изделие. Когда Бог, склонившись на колени, вдыхает Свое дыхание в ноздри человека, последний оживает. Это явный антропоморфизм или уподобление Бога человеку и его деятельности. Мы точно не знаем, как именно Бог совершал этот акт творения. Но в этих глаголах выражена любовь, забота и тесный контакт между Творцом и Его творениями во время творческого процесса.

4. Насажденный сад

В Быт. 2:8 Бог насаждает сад, специально для Адама и Евы. В большей степени, чем другие места на земле, он был приготовлен Самим Богом для человеческой четы. В нем произрастало три вида деревьев — во–первых, фруктовые (по–видимому, их было великое множество), приятные на глаз, хорошие на вкус и полезные для здоровья. Росли там и два других дерева: дерево жизни и дерево познания добра и зла. Они выходят на первый план по ходу дальнейшего повествования.

5. Четыре реки

В Быт. 2:10 говорится, что одна река вытекала из Едема и там разделялась на четыре. Даются названия этих четырех рек, которые вовсе необязательно отождествлять с одноименными послепотопными реками, такими как Тигр и Евфрат. Вполне возможно, что тем географическим образованиям, которые возникли на поверхности земли после Потопа, были присвоены допотопные названия. Нечто подобное происходило с английскими названиями, которые присваивались другим частям и местам Британской империи. Это были совсем другие места, но называли их старыми именами, которые как бы были экспортированы и использованы в новых условиях. Так что эти названия не могут ничего сказать нам о местонахождении сада.

6. Второе описание Едема

В первом описании Едема (Быт. 2:8, 9) говорится о том, как Бог насадил сад и поместил там человека. Второе описание Едема указывает на то, что человек должен был «возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15–17). Адам был помещен в Едеме в качестве садовника, отвечающего за сад. Бог также указал ему, плоды каких деревьев он мог вкушать, и одно дерево, с которого он не мог вкушать, — дерево познания добра и зла.

7. Сотворение женщины

Быт. 2:18–24 содержит четыре основных элемента: вступление, действие, празднование действия и его итог. Во вступлении мы находим рассказ о том, как Адам придумывал названия животным, что соответствует описанию, данному в Бытие 1, где Бог дает названия объектам, созданным в первые три дня: ночь и день, небо, море, земля. Адам придумал названия тому, что было сотворено в пятый и шестой дни: животным. Он не стал переименовывать названия, придуманные Богом в течение первых трех дней; творческая языковая деятельность Адама распространялась лишь на те объекты, которым Бог не дал названия в последующие три дня. Таким образом, эта деятельность по изобретению названий носит взаимодополняющий характер: часть берет на Себя Бог, а часть — Адам. Взаимодополняющий характер этой деятельности со всей очевидностью указывает на то, что два данных повествования принадлежат перу одного и того же автора, что они не были написаны разными авторами или школами писцов, существовавшими в разные эпохи.

Этот процесс присваивания имен создает необходимые предпосылки для сотворения женщины, поскольку до Адама доходит, насколько он в действительности одинок. Каждое из тех животных, которым Адам присваивал имена, имело пару, а Адам был одинок. Бог мог бы сотворить ему супругу в тот самый момент, когда творил его, но Он этого не сделал. Таким образом, Адам еще больше оценил свою подругу, а также любовь и заботу Бога, восполнившего его нужду.

Поскольку Ева была сотворена из ребра, взятого у Адама, а Адам — из элементов праха земного, Ева состояла из тех же элементов, что и Адам, но была сотворена иным способом: плоть от плоти Адамовой. В данном случае Бог не пошел путем простой лепки глины или праха земного, дабы затем придать ему облик другого существа. Он усыпил Адама, взял одно из его ребер и облек его женским естеством, превратив в Еву. Использование ребра указывает на равенство мужчины и женщины. Если бы кость была извлечена из ноги, это указывало бы на приниженное положение женщины, а если из головы — это могло указывать на ее превосходство.

Спонтанной реакцией Адама на появление Евы была песнь радости. Единственным подлинно поэтическим фрагментом Бытия 1 является стих 27, где Божественное намерение сотворить людей выражено в виде триколона — поэтической единицы, состоящей из трех строк. Этот стих можно назвать Песнью о сотворении Человека. В Быт. 2:23 мы находим Песнь о сотворении Женщины. В данном случае она была воспета Адамом, который сам сочинил стихи. Существуют сходства и различия между этими двумя поэмами. Количество слов и слогов почти одинаковое. Однако в 1:27 только одна поэтическая единица, тогда как в 2:23 их две — по две строки в каждой.

В этом поэтическом повествовании, которое мы находим в Быт. 2:23, не только выражена радость Адама по поводу встречи со своей помощницей, но и сказано кое–что об авторстве. Остальная часть Бытия 2 написана в прозе, точно так же, как и конец Бытия 1 после стиха 27. Таким образом, эти два параллельных рассказа о творении построены по одному и тому же принципу, и стиль их поэтических частей также схож. Один и тот же (315) автор следовал аналогичному плану в двух параллельных и взаимодополняющих монологах. Если добавить к этому уже отмеченные нами параллели, то данное сходство убедительно доказывает, что оба повествования написаны одним автором по принципу дополняющего параллелизма, который был так широко распространен в еврейской прозе и поэзии.

Последний элемент рассказа о сотворении женщины имеет отношение к созданной таким образом объединенной паре и к последствиям для будущих поколений рода человеческого. Первая пара, Адам и Ева, была призвана олицетворять тесную связь между мужем и женой. Никакие другие человеческие отношения не должны были им препятствовать (Быт. 2:24). Отсутствие у них одежды в момент сотворения говорит о чистоте и совершенстве, которое им было свойственно, когда они вышли из рук своего Творца (стих 25; см. Брак I.A.1–3).

В. Литература премудрости: Иов

В Иов. 38–41 мы находим величественные слова о творческой деятельности Бога, но эти главы можно понять, только проанализировав предыдущие главы Книги Иова. Бог оценил Иова как праведного и непорочного человека, служащего Ему от всего сердца. Сатана оспорил это утверждение, сказав, что Иов служит Богу исключительно ради собственной выгоды. Тогда Бог согласился испытать Иова. Сатане было позволено отнять у него почти все, за исключением жены, и даже повредить его тело, но сохранить ему жизнь.

Друзья Иова пришли к нему, чтобы поговорить о его бедах. Они настаивали, что Иов страдает за свои грехи. Иов стал возражать и сказал, что не знает, за какие грехи его постигло это бедствие. Одни и те же аргументы повторялись вновь и вновь в разном изложении. Друзья Иова не были убеждены в его невиновности, однако не могли указать хотя бы на один грех Иова. Четвертый друг Иова Елиуй лишь развил эту линию аргументации.

Наконец Бог вмешался и дал о Себе знать. Он не сказал Иову, что испытывает его веру и праведность, но не наказывает за грехи. Лишь потом читателю становится понятным истинное отношение Бога к Иову.

Бог ответил Иову, задав ему риторические вопросы и проверив его понимание природы. Поняв, как мало он знает, Иов вынужден был признать Божью мудрость, явленную в окружающем мире. Глядя на чудеса творения, Иов должен был бы доверять своему Творцу, даже если не понимал причины потрясшего его жизнь несчастья.

Таким образом, Божья мудрость, явленная в Его творении, лежит в основе Книги Иова. В заключительных четырех главах мы находим убедительные слова о том, что Бог Иова есть Творец и что в творении проявлена Его премудрость. Быть может, оно и искажено грехом, но, тем не менее, остается главным свидетельством Божьей премудрости.

Последовательность аргументов в Книге Иова в целом повторяет ту последовательность, которая была характерна для творческой недели. В первых Своих вопросах Бог спрашивает Иова о неодушевленной природе: «Где был ты, когда Я полагал основания земли?» (Иов 38:4). Конечно, Иова тогда еще не было; это чисто риторический вопрос. Порядок вопросов в главе 38 построен таким образом: от основания земли и разделения морей и суши (стихи 8–11) Бог переходит к разделению времени на свет и тьму (стихи 12–15), затем возвращается к морям (стихи 16–18), а потом снова затрагивает проблему света и тьмы (стихи 19–21).

В следующем разделе вопросы касаются атмосферных явлений (стихи 22–30): снега, града, ветра, дождя, грома. Всем этим Бог управляет; все это Он упорядочивает и приводит в движение. Иов не может это творить, равно как и объяснить, каким образом Бог это делает.

Затем настает черед звезд в созвездиях. Где был Иов, когда они упорядочивались? Может ли он выводить их или изменять их траектории? Может ли он изменить тот механизм, посредством которого они регулируют времена года на земле (стихи 31–33)? Никоим образом, ибо это дело премудрости Бога–Творца, к которому Иов совершенно не причастен.

Начиная с Иов 38:39, Бог обращается к животным и птицам. Перечисление начинается со львов, после чего Бог упоминает других животных, преимущественно тех, которые населяют сушу, время от времени перемежая их птицами. Кульминацией данного перечисления становятся два огромных животных: бегемот в конце 40–й главы (возможно, речь идет о гиппопотаме) и левиафан в 41–й главе (под которым, возможно, имеется в виду крокодил). Иов не принимал никакого участия в их сотворении. Все это — дело рук Бога, продемонстрировавшего Свою премудрость во время творения.

Эта демонстрация Божьей мудрости смирила Иова, заставила покаяться в прахе и пепле и наполнила благоговением перед величием Творца: «Знаю, что Ты все можешь» (Иов 42:2). Иов узнал, что даже в страдании он может доверять Творцу, мудрость Которого явлена в Его творении. После того, как Иов прозрел, Бог вернул ему все, что было у него отнято (42:12, 13).

Г. Псалтирь

1. Псалом 103

План 103–го псалма следует плану дней творения в Бытие 1. Здесь не указаны конкретно дни творения, но соблюдается порядок событий тех дней. В псалме высказывается предположение о том, что стало прямым следствием тех дней, какой потенциал в них заложен, каково их предназначение и какие блага они несут. Использованный автором поэтический язык скрывает в себе колоссальные возможности для прославления Бога, сотворившего все.

В первый день был сотворен свет, распространившийся по земле, но в Пс. 103:2 Сам Бог «одевается светом». От сияния Его славы исходит свет творения. Псалом 103 дает ответ на извечный вопрос об источнике света в первый день творения: свет, которым окружен Бог, осветил и землю (см. I.A.3). Во второй день творения, описанный в Бытие 1, была разделена твердь. В Пс. 103:2 говорится о том же самом. Бог «распростер небеса [атмосферу], как (316) шатер». Под этим «шатром» находят укрытие все Божьи творения на земле. Господь не только создал атмосферу, в которой мы живем, но также привел ее в движение.

О явлении суши на третий день творения в Бытие 1 говорится как бы между прочим. Там Бог просто сказал и стало так. В 103–м псалме Бог «запретил» морям, стоящим на горах над землей. Шестой стих начинается с описания покрытой водами земли, посреди которых Бог затем произвел сушу. Этот раздел заканчивается 9–м стихом, где дается обетование, что Он не покроет землю водами, как это было до сотворения суши или как во времена Ноя. В середине этого раздела описывается вздымание гор и опускание равнин. Так Бог формировал землю.

Хотя Бог не позволяет морям покрыть землю снова, как это происходило до сотворения суши, Он все же утоляет жажду всего живого. В стихах 10–13 описывается вода, в которой так нуждаются растения, животные и земля. Божьи воды поднимаются все выше и выше. Источники долины поят полевых животных. На деревьях сидят птицы, жажду которых Бог также утоляет. Наконец, даже высокие горные вершины получают воду благодаря тому природному циклу, который в свое время был запущен Богом.

Начиная с Пс. 103:14, описывается творение растений и их использование в качестве пищи; и здесь автор прибегает к методу «крещендо». Бог производит из земли пищу для скота, и люди также трудятся на равнинах, выращивая урожай. В этой же местности произрастают виноградники, зерно и маслины, дающие елей. Каждая из этих культур занимает определенное место в жизни мужчин и женщин. Над всем этим возвышаются величественные деревья, в том числе великие деревья на высоких горах — кедры Ливанские (стих 16). Они также выполняют свое предназначение, ибо птицы строят в их ветвях свои гнезда. Жизнь бурлит даже выше лесополосы, ибо серны и горные козлы резво скачут по утесам самых высоких гор. Все это — произведения сотворенной в третий день суши.

Далее в 103–м псалме речь заходит о небесных светилах, но здесь используется другая последовательность — не та, которую мы находим в Быт. 1:14–19. В Бытие 1 сначала говорится о самом крупном небесном теле, затем о меньшем и, наконец, о самых мелких. Автор псалма сначала говорит о луне в 19–м стихе, которая восходит на небе с наступлением вечера и заходом солнца. Далее в нем говорится о ночных животных. После ночной охоты животные заползают обратно в свои норы, и на арену выходит новый обитатель земли: люди встают вместе с солнцем и идут работать на поля. Таким образом, мы видим тот же установленный Богом распорядок, который описан в Бытие 1: вечер и утро, луна и солнце, львы, трудящиеся ночью, и люди, работающие в дневное время, — короче говоря, «и был вечер, и было утро».

На пятый день твердь, разделенная во второй день, заселяется птицами небесными и рыбами морскими. В море кипит жизнь (стих 25). Там живет даже великий левиафан, также упомянутый у Иова. Птицы здесь не упоминаются, ибо о них уже было сказано, когда речь шла о созданных в третий день деревьях. Подобно тому, как жизнь зародилась в морях в пятый день, теперь в этих морях появляется новая ее форма. Это не какая–то новая рыба, но люди, бороздящие просторы морей на своих кораблях.

Согласно Бытию 1, сначала животные, а потом люди были сотворены в шестой день. Люди считаются венцом творения. Как это ни странно, они даже не упоминаются в псалме при описании шестого дня, ибо там говорится о том, что было создано для поддержания жизни на земле. Псалмопевец говорит о том, что Бог кормит созданных Им животных с рук подобно нежному пастуху или животноводу: «Отверзаешь руку Твою — насыщаются благом» (стих 28).

Сотворив человека, Бог вдохнул в него дыхание жизни. Псалом говорит и об этом заключительном действии, но в другой последовательности (стихи 28–30). Здесь мы обнаруживаем, что происходит, когда Бог забирает дыхание: «Скроешь лицо Твое — мятутся, отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются» (стих 29). Лишь после этого в псалме говорится о даровании творческого духа, созидающего жизнь (стих 30). Последний вдох или выдох не означает конец рода человеческого в целом или конец вида. Бог снова вдыхает Свою жизнь, и она возрождается в следующем поколении. Несмотря на проклятие греха и смерти, Божьи благословения и обетования не прекращаются; Его народ победит врага.

В Бытие продолжением рассказа о неделе творения является описание седьмого дня. Нечто подобное мы находим и в псалме. В субботу мы узнаем, что Бог является нашим Творцом, и мы чтим Его в память о творении. Это первое, что упоминается в Пс. 103:31. Завершив дело творения, Бог сказал, что все «хорошо весьма». В 103–м псалме Он радуется Своим делам (стих 31). Но происходит еще нечто: «Призирает на землю, и она трясется», Он «прикасается к горам, и дымятся» (стих 32). Здесь изображается теофания, явление личного Божьего присутствия. Это именно то, что случается в субботу, когда Господь приближается к Своему народу и являет Себя. Преисполненные благоговением и трепетом, они преклоняются перед Ним.

Это поклонение описывается в следующих двух стихах. Люди приносят Богу поклонение, честь, славу и хвалу (стих 33). Это не одноразовое событие: псалмопевец обещает неизменно делать это всю свою жизнь. На устах у него — непрестанная песнь Господу. Но поклоняться Богу можно и молча. В 34–м стихе псалмопевец словно вопрошает, не будет ли благоугодно Небу его размышление о Господе. В конце концов оно пробуждает радость (стих 35).

2. Псалом 18

В первой половине 18–го псалма просматривается явное сходство с четвертым днем творения. В обоих повествованиях главным объектом выступает солнце. В 18–м псалме солнцу дается важная функция: согревать землю каждый день. Эта половина псалма иногда отождествляется с древним ханаанским гимном солнцу. При таком истолковании поэтическая персонификация ошибочно отождествляется с теологическим обожествлением; в данном случае имеет место поэтическая персонификация. (317)

В первых четырех стихах этого псалма говорится о том, кого прославляет дело рук Божьих на небесах — не солнце или звезды, а их Творца (стих 2). Эта очевидная хвала Богу возносится день и ночь, потому что дело рук Божьих всегда явно проступает на небе. Особое внимание уделяется ночному небу. Хотя звезды не издают звуков, они, тем не менее, говорят весьма красноречиво. Их речь следует воспринимать не ушами, а глазами. Они показывают, сколь могуществен и величествен Бог–Творец.

В 18–м псалме соблюдается последовательность от меньших тел, звезд в стихах 1–4, к большему телу — солнцу, описанному в стихах 5–7. Солнце также говорит о Творце, но не так, как звезды. Оно лучше видимо, и его влияние лучше ощущается. Солнце согревает своими лучами всех; ничто не скрыто от него (стих 7). В конечном итоге все это — дело рук Бога, Который поставил на небе шатер для солнца. Солнце не исполин или сильный бог; скорее оно «подобно» исполину. Персонификация опирается на сравнение и преследует цель более ярко и наглядно описать предназначение солнца. Звезды с их безмолвной речью и солнце с его лучащимся теплом — это творения истинного Бога, которые также обнаруживают Его премудрость.

Вторая половина этого псалма — стихи 8–14 имеют отношение к совершенно иной теме: Закону Божьему или Торе. Это учение Яхве превозносится за ту помощь и утешение, которые оно дает верующему. Некоторые комментаторы считают эту половину псалма настолько отличной от предыдущей, что считают ее отдельным, независимым псалмом, прославляющим закон подобно псалму 118. Но это не так. Две половины псалма связаны друг с другом очевидной логикой. В первой половине описывается то, что можно назвать общим откровением, откровением Бога в природе. Вторая половина псалма описывает то, что можно назвать специальным откровением, откровением Бога через Его устное и письменное слово.

Употребление имен Бога различается в двух половинах этого псалма. В первой половине употребляется Божественное имя Элохим, как и в Бытие 1. Во второй половине используется Божественное имя Яхве. Таким образом, переход от общего откровения в природе в первой половине псалма к специальному откровению во второй половине псалма означает также переход от общего откровения о Боге к специальному откровению о едином истинном и личностном Боге Яхве.

3. Псалом 8

В этом псалме особый акцент делается на творении людей. Он начинается с Божественного имени Яхве и Его титула «наш господин» (адонену). Господь известен «всей земле» Своими делами, особенно делами творения.

В 18–м псалме звезды произносили безмолвные речи. В данном случае слова произносятся и слышатся, потому что их изрекают сотворенные на земле. Однако эта речь исходит не из уст мудрейших и умнейших из людей, но из уст младенцев (стих 3). Даже малыши понимают мудрость и величие Бога в Его творении. Созерцание Божественной премудрости и славы, открытой на небесах, приводит к размышлению о том, как мало значит человек (стихи 4, 5).

Когда взору псалмопевца предстает ночное небо, он может только размышлять о ничтожности человека в сравнении со звездным великолепием. Псалмопевец дает неожиданный ответ на свой же риторический вопрос. Вместо того чтобы подтвердить, что люди ничтожны в сравнении со всем видимым, псалмопевец заявляет, что человечество занимает важное и почетное место потому, что сотворено Богом: «Не много Ты умалил его пред Богом» (стих 6, ин. пер.; в Синод, переводе Пс.8:6 и в Евр. 2:7 слово «Богом» заменено на «Ангелами»).

В стихах 7–9 говорится обо всем, над чем люди должны были иметь владычество: о птицах, животных и рыбах. Сначала приводится общее высказывание об этом владычестве (стих 7): «Поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его». В следующих двух стихах перечисляются обитатели животного мира земли, которые находятся под владычеством человека. В Пс. 8:6–9 еще раз и с большей силой говорится о сотворении людей, которое было описано в Быт. 1:26, 27. Люди по–прежнему владычествуют над животным миром; к сожалению, они не всегда мудро распоряжаются своей властью.

Д. Пророки

1. Амос

В Ам. 4:13; 5:8,9 и 9:5,6 записаны три известных гимна о Творце. В них Амос добавляет, что Бог–Творец использует элементы природы, чтобы совершать Свои суды над нечестивым и мятежным человечеством и Израилем.

В начале первого гимна о Творце (Ам. 4:13) описывается образование гор. Эта картина совместима с деятельностью Бога в третий день творческой недели. Бог, образовавший род человеческий, также знает мысли людей. Это знание становится важным элементом вестей пророка, ибо суд Божий обусловливается Его знанием мотивов человеческого сердца и разума. Превращение света во мрак не только указывает на смену дня и ночи, но также и на день Господень. Израильтяне полагали, что день Господень будет днем света для них и днем мрака для их врагов. Однако Амос объявил, что все может быть наоборот (Ам. 5:18–20). Таким образом, Бог управляет не только физическими перемещениями солнца и луны, которые отвечают за светлую и темную часть суток, но и конечной участью людей и народов.

Слова о попирании высот земли типичны для ветхозаветных описаний теофании. Здесь Бог–Творец приходит на суд, хотя в данном гимне об этом суде не говорится подробно.

Во втором гимне Творцу (Ам. 5:8, 9) звезды описаны как Божье творение. Удвоенная и измененная последовательность: «претворяет смертную тень в ясное утро, а день делает темным как ночь» — указывает на смену дня и ночи, а также на суд и день Господень.

Слова о водах морских напоминают события второго и третьего дней творческой недели. Однако в данном случае Бог иначе использует эти воды. Они по–прежнему (318) под Его контролем, но теперь используются для уничтожения. Это воды потопа, но не Ноева Потопа, а местного, разрушительного наводнения, через которое совершается суд. Яхве — Господин природных стихий, управляющий ими. Они служили Его цели при сотворении мира и продолжают выполнять Его намерения, даже когда речь идет о суде и разрушении.

Еще сильнее сказано о теофании в третьем гимне Творцу (Ам. 9:5, 6). Аспект суда понятен: Бог в этом случае воздействует на природные стихии и поражает людей, стенающих по причине судов.

Данный отрывок говорит не о том, как Бог управляет водами Нила или водами любой другой реки, но о том, что случается с землей, когда Бог проходит над ней в явлении теофании. Если в первом гимне просто говорилось о том, как Бог попирает горы, в этом третьем гимне Он касается земли, и она тает. А когда она тает, то ведет себя, как воды реки.

2. Исаия

а. Ис. 40:26–28. Первое заявление о творении в Книге Исаии, этом пророческом повествовании, противопоставляет истинного Бога ложным богам. В Ис. 40:18–20 идолы высмеиваются как дело рук человеческих. Описание творческой деятельности Яхве предваряется вопросом: «Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните?» (Стих 25). Ответ заключается в том, что никакой бог не может сравниться с Яхве. Одно из доказательств сводится к тому, что Он сотворил воинство небесное, звезды (стих 26). Подобные знания и действия намного превосходят естественные способности человека и других богов. Бог знает не только общее число звезд, но и их названия. Он не только сотворил звездное воинство, но также управляет им и поддерживает его.

Здесь на первый план выходят два измерения творческой деятельности Бога. Существование вечного Бога восходит во времени к вечности в прошлом. Его творчество также распространяется до краев земли. Даже на концах земли нет ничего такого, что не было бы Им сотворено.

Заключительный аккорд Ис. 40:26–28 становится той тональностью, которую Исаия затем использует для демонстрации других действий Бога–Творца. Эти вводные предложения, открывающие нам Бога как Творца, записаны в Ис. 42:5; 44:24; 45:12, 18 и 48:12. Каждое из этих заявлений о творении вводит новое пророчество. Между вступлением и последующим пророчеством прослеживается теологическая взаимосвязь. Творение имело место в прошлом, и в нем проявилось могущество, сила и премудрость Бога. Пророчество простирается в будущее: сила и мудрость Бога–Творца снова проявятся, когда произойдут предреченные события.

Главное высказывание о Творце в Ис. 40:26–28 предваряет все последующие формулы. Другими словами, все вводные фразы указывают на это главное высказывание и являются производными от него. Бог, дающий пророчества, есть Тот Самый Бог, Который создал наш мир. Два основных отличия возвышают истинного Бога над всеми ложными богами древнего мира: Бог создал мир и знает, что в нем должно произойти.

б. Исаия 65 и 66: воссоздание. В Ис. 65:17 и 66:22 вводится новый аспект Божьей творческой силы. Здесь вдохновенный пророк смотрит вперед на то время, когда земля будет восстановлена: «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю». Изначально это было пророчество о старом Иерусалиме (Ис. 65:18,19). Бог обещал, что такие условия могут возникнуть. Но это пророчество не пробудило соответствующий отклик веры. Вот почему первоначальное обетование было перенесено на обновленную землю и Новый Иерусалим, как явствует из пророчеств Откровения 21 и 22.

Эта идея повторяется и расширяется в Ис. 66:22, 23 в качестве параллели первоначальной истории творения. В Ис. 65:17 речь идет о новом небе и новой земле подобно тому, как в Быт. 1:1 говорится о сотворении прежнего неба и прежней земли. В Ис. 66:22 повторяется идея о новом небе и новой земле, которая уже высказывается в Ис. 65:17. Однако в Ис. 66:23 к этому повторению добавляется новая мысль: люди и их деятельность. При этом выделяется один вид деятельности — поклонение, которое связано со временем подобно тому, как в Едемском саду люди также приходили к своему Творцу в определенное время. Адам и Ева были сотворены в шестой день, в пятницу, и их первый полный день на земле был субботой. Та же деятельность будет совершаться и на новой земле. Существует два параллельных высказывания о творении в Бытие 1 и 2 и два параллельных высказывания о воссоздании в Исаии 65 и 66.

3. Иеремия

а. Иер. 10:11–13: истинный Бог и ложные боги. Иеремия продолжает линию Исаии, направленную на отрицание и отвержение ложных богов, которые не могут созидать. Иеремия точно так же экстраполирует дело Творца в свою эпоху.

В данном отрывке Иеремия указывает, что ложные боги бездействуют; они не создали небо и землю. Кроме того, они прекратят свое существование и сгинут с земли и из поднебесья. В стихе 12 о Боге говорится с точки зрения Его дел во время творения: Он создал землю, утвердил Вселенную мудростью Своей, и разумом Своим распростер небеса.

В стихе 13 содержится интересное добавление к ветхозаветным словам о Творце: «По гласу Его шумят воды на небесах, и Он возводит облака от краев земли, творит молнии среди дождя и изводит ветер из хранилищ Своих». Здесь говорится не о прошлом историческом творения, но о настоящем опыте и о деятельности Бога, вселенной и Божьего народа. Дождь, ветер, роса и молния — это часть нынешнего опыта. Бог, изначально сотворивший эти стихии, по–прежнему управляет ими и использует в Своих целях.

б. Иер. 27:5: Бог–Творец и расцвет Вавилона. В Иеремии 27 описывается совещание в Иерусалиме. Различные цари запада, включая Седекию, царя иудейского, собрались в Иерусалим, чтобы составить заговор (319) против своего сюзерена, вавилонского царя Навуходоносора. Иеремия передает им весть от Бога словами творения: «Я сотворил землю, человека и животных, которые на лице земли, великим могуществом Моим и простертою мышцею Моею и отдал ее, кому Мне благоугодно было» (стих 5). Подобно тому, как Бог изначально отдал землю на попечение Адама и Евы, так и ныне Он отдал ее ближневосточную часть Навуходоносору. Бог имел на это полное право как Творец, и люди, подобные этим западным царям, не должны были противиться этому постановлению Бога, равно как и Навуходоносору, который делал то, что ему было позволено свыше.

в. Иер. 51:15, 16. Предыдущие слова о владычестве Бога и передаче прав на землю поднимают вопрос: означало ли это, что Навуходоносору и Вавилону суждено править вечно? В последнем великом пророчестве Книги Иеремии ясно сказано, что этого не случится. И снова слова, сказанные о Творце, просты и понятны: «Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростер небеса» (Иер. 51:15). Этот стих фактически эквивалентен Иер. 10:12. Он снова говорит нам о трехступенчатом творении земли, вселенной и небес. Иер. 51:15 почти в точности повторяет и воспроизводит 27:5. Таким образом, Иеремия 27 и Иеремия 51 перекликаются друг с другом и дополняют друг друга. В 27–й главе говорится о расцвете Вавилона, а в 51–й главе — о его ниспровержении и гибели. Каждое из этих пророчеств предваряется вводными словами о Творце.

г. Иер. 32:17. В Иер. 32:17 мы находим совершенно другие слова о Творце. В 32–й главе говорится о передаче Иерусалима в руки халдеев или вавилонян (стихи 24–29). Город уже находился в осаде, когда Иеремия пророчествовал о его падении.

В качестве пролога или вступления к этому высказыванию Иеремия подробно рассказал о могущественных делах Бога в истории (стихи 16–23). Первым из них было творение: «О, Господи Боже! Ты сотворил небо и землю великою силою Твоею и простертою мышцею; для Тебя ничего нет невозможного» (стих 17).

Е. Другие ветхозаветные высказывания о творении

Мы изучили основные примеры ветхозаветных высказываний о творении в пяти книгах: Бытие, Иов, Псалтирь, Исаия и Иеремия. Этим ветхозаветные материалы, посвященные творению, не исчерпываются, однако другие высказывания мы упомянем лишь вкратце. Псалтирь содержит больше ссылок на творение, чем в вышеупомянутых главах (8; 18; 103). В Пс. 23:1 мы находим основополагающее высказывание о Божьем владычестве. В Пс. 32:6–9 дается расширенный взгляд на творение, который завершается словами: «Ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось» (стих 9). В Пс. 101:26–28 вечная природа Бога противопоставляется преходящей природе Его творения. В Пс. 123:8 лишь коротко упоминается о том, что Господь создал небо и землю. Подобное высказывание мы находим и в Пс. 145:6. Псалом 148 — это гимн хвалы Богу–Творцу; персонифицированная неживая природа славит Его, ибо Он создал все это.

Другие отрывки в книгах премудрости также имеют отношение к теме творения. В Притчах 8 мы находим важное высказывание о творении. Здесь Премудрость персонифицируется и говорится о том, что она была с Богом от начала, при сотворении мира. Более краткое высказывание записано в Притч. 3:19, 20. Еще одно высказывание о творении находится в Зах. 12:1 как вводная часть к пророчеству о том, что Господь сделает в будущем. Неем. 9:6 открывает нам, что представление о Яхве как о Творце сохранялось до самого конца Ветхого Завета.

Ж. Дата творения

В Ветхом Завете не приводится точная дата событий творческой недели, о которой рассказывается в Бытие 1. Однако существуют некоторые данные, по которым можно сугубо приблизительно вычислить дату этих событий. Как это происходит с большинством других исторических произведений, при составлении библейской хронологии приходится двигаться от известного к неизвестному. Хорошо известные даты Ветхого Завета — это время царствования разных царей. Двигаясь в обратном направлении, мы получаем приблизительную дату: 970 год до н. э. как начало царствования Соломона.

Если добавить к 970 году 480 лет, о которых говорится в 3 Цар. 6:1, мы получим примерную дату Исхода: 1450 год до н. э. До этого момента хронологическая картина более или менее ясна; если двигаться от Исхода дальше в глубь веков, указаний на даты становится все меньше. В зависимости от избранной хронологической схемы рождение Авраама приходится либо на 1950 год до н. э. (если использовать 400 лет в Быт. 15:13; ср. с Гал. 3:17), либо на 2110 год до н. э. (430 лет пребывания в Египте [Исх. 12:40] + Иакову было 130 лет, когда он пришел в Египет [Быт. 47:9] + 60 лет до рождения Иакова [Быт. 25:26] + 100 лет до рождения Исаака [Быт. 21:5]). Помимо этих расхождений, единственно доступная хронологическая информация от Авраама и дальше в глубь веков содержится в родословных, приведенных в Бытие 5 и 11. Если ориентироваться на эти списки и при этом исходить из того, что ни одно из поколений не пропущено, можно приблизительно рассчитать дату всемирного потопа и сотворения мира. Однако еврейский текст существенно отличается от Септуагинты в обеих родословных. Согласно еврейскому тексту, Ноев потоп случился где–то между 2300 и 2500 годами до н. э., примерно через 1650 лет после сотворения мира. Если ориентироваться на Септуагинту, тогда потоп произошел в 3400 году до н. э., а сотворение мира — в 5600 году до н. э.

Учитывая трудности установления дат с помощью родословных, проблемы с истолкованием текстов и расхождения между греческим и еврейским вариантами текста, можно лишь утверждать, что творение имело место гораздо позже, чем считают сторонники эволюционной теории. Возможно, история нашего мира началась в пятом тысячелетии до нашей эры. (320)