II. Творение в Новом Завете

В Новом Завете повторяются некоторые мысли о творении, высказанные в Ветхом Завете, но также добавляется некоторая новая информация. Иисус Христос предстает в истории творения главным посредником, через Которого действовал Бог. Об этом говорится в разных местах Нового Завета, но Сам Иисус также продемонстрировал это Своими делами на земле. Будучи великим Зиждителем и Целителем, Он тем самым доказал, что также является первоначальным Творцом, Которому теперь под силу исправить Свое творение, изуродованное грехом. Как бы подтверждая эти притязания, Иисус также объявил Себя Господином субботы (Мф. 12:8), которая служит памятником изначального творения.

Новый Завет подтверждает ветхозаветное повествование. Очевидно, что рассказ о творении в Бытие 1 был хорошо известен авторам Нового Завета и принимался ими как авторитетное описание начала мира. Это особенно наглядно вытекает из того, как рассказ о творении дословно цитировался в Новом Завете, где прямо говорится о трех из семи днях творения.

Во 2 Кор. 4:6 мы читаем: «Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа». Подобно тому, как Бог физически повелел свету воссиять и озарить землю в первый день творческой недели, так и духовный свет от Бога и Христа озаряет человеческое сердце. Физический свет первого дня творческой недели принимается как фундамент для этого духовного истолкования.

Коснувшись темы развода, Иисус сослался на Бытие 1 и 2 и процитировал некоторые места из этих глав. Чтобы показать, каким было первоначальное Божественное намерение в отношении брака, Иисус сказал: «Не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью» (Мф. 19:4, 5). Слова о сотворении мужчины и женщины взяты из Быт. 1:27, а слова о союзе мужа и жены взяты из Быт. 2:24. Иисус знал об этом повествовании из свитка Книги Бытие и сослался на тот факт, что Его слушатели могли найти там эти слова. Таким образом, рассказ о шестом дне творения подтверждается в Новом Завете.

Автор Послания к Евреям извлекает урок из того обстоятельства, что Иисус Навин не смог дать своему народу полный покой, поскольку его можно обрести только по вере в Иисуса и через принятие Его спасения. Суббота есть памятник этого воссоздания подобно тому, как она была памятником законченного творения в Быт. 2:1–4. На этот факт указано в Евр. 4:4: «Ибо негде сказано о седьмом дне так: „и почил Бог в день седьмой от всех дел Своих»». Истоком этих слов является Быт. 2:2. Описанные там события автор считает подлинными, буквальными и историческими.

А. Творческая неделя как точка отсчета времени

В десяти текстах Нового Завета используется фраза «создание мира» для обозначения точки отсчета истории нашего мира. В шести из них говорится о событиях, которые происходили «после» или «от» создания мира (Мф. 13:35; 25:34; Лк. 11:50; Евр. 4:3; 9:26; Откр. 17:8). В четырех сказано о событиях, которые произошли «прежде» создания мира (Ин. 17:24; Еф. 1:4; 1 Петр. 1:20; Откр. 13:8, греч. ориг.). Таким образом, писатели Нового Завета воспринимали творческую неделю как своеобразную точку отсчета времени и разделяли все события на те, которые имели место до и после этой точки отсчета. Библейские авторы говорят о творении не как о каком–то смутном или неопределенном событии, но как о конкретном историческом факте.

Как уже отмечалось ранее, высказывания о Боге–Творце предваряют различные пророчества в книгах пророков Исаии и Иеремии. Нечто подобное происходит и в некоторых местах Нового Завета, особенно в Книге Деяния святых Апостолов. В Деян. 4:24 верующие обратились к Богу как к Творцу: «Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и всё, что в них!» Эта фраза перекликается со словами Исх. 20:11, где те же элементы перечисляются в той же последовательности.

Павел, по сути, использовал ту же формулу, когда проповедовал язычникам в Листре: «Чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и всё, что в них» (Деян. 14:15).

Павел прибег к той же формуле и на Марсовом поле. Он начал там свою речь со слов о творении, указав на Бога–Творца. Упомянув о неведомом боге, он обратил внимание своих слушателей на «Бога, сотворившего мир и всё, что в нем», на Того, Кто есть Господь неба и земли (Деян. 17:24).

Таким образом, в Деяниях ссылки на Бога Творца три раза предваряют последующие речи. В сокращенном виде тот же прием используется и в Еф. 3:9, где Павел описывает тайну, от века сокрытую в Боге, «создавшем все».

Еще более удивительно использует эту формулу ангел из Откровения 10, который сходит на землю в великой славе и поднимает правую руку к небу, чтобы произнести клятву. Клятва произносится во имя Бога–Творца, живущего во веки веков, «Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем» (стих 6). Клятва ангела имеет отношение к окончанию пророческого времени; ссылка на творение в клятве заверяет всех жителей земли, что пророческое время, о котором идет речь, окончится.

Б. Откровение и вера в творение

В обоих заветах сказано о том, что природа открывает истинного Бога. В Новом Завете об этом сказано в Рим. 1:20, где апостол доказывает, что существует общее откровение о Боге в природе, которое язычники упорно отвергают. Они предпочли ходить во тьме собственных безнравственных путей. Но если бы они прислушались к гласу Божьему в природе, то могли бы избежать подобного развращения.

Чего–то не хватало язычникам, когда они смотрели на откровение Бога в природе и не желали познавать Его. (321) В Евр. 11:3 говорится о том, в чем заключался этот недостающий элемент: «Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое». Ссылка на «слово», которым Бог все сотворил, возвращает нас к Бытие 1, где каждое событие творческой недели вызывалось Божьим словом, которое создавало природу и живые существа.

В. Христос как Творец

Главное новшество в новозаветных пересказах истории творения — это фигура Христа как Творца. То, что было сокрыто или только предполагалось в Ветхом Завете, явно открыто в Новом. В Ин. 1:1–3 Христос утверждается как Творец: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть».

В Кол. 1:16–19 содержится похожее высказывание: там также говорится о Христе как о Творце, притом весьма эмоционально; в английском переводе 16–го текста каждый раз используются разные предлоги: «Ибо Им создано всё… все Им и для Него создано».

Употребление разных предлогов, как и все другие особенности данного текста, подчеркивает тот факт, что Христос является Творцом. Ничто не осталось за пределами Его творческих действий. Но Его творчество на этом не останавливается. Павел продолжает свою мысль: «И все Им стоит». Он не только Творец, но и Зиждитель. Его творческая деятельность — это постоянно продолжающийся процесс.

О творчестве Христа также говорится в Евр. 1:2, хотя и не так подробно, как в Евангелии от Иоанна или Послании к Колоссянам. Соблюдается та же самая трехступенчатая последовательность. Христос был прежде всего Творцом, ибо именно Сын «веки сотворил» или наш мир. Тот же Сын держит «все словом силы Своей» (стих 3). Продолжая эту логическую цепочку, библейский автор говорит, что «совершив Собою очищение грехов наших», Он «воссел одесную [престола] величия на высоте» (стих 3). Таким образом, из вступления к Посланию к Евреям следует, что Христос есть Творец, Вседержитель и Очиститель.

Подобно тому как суббота и изначальное творение связаны в Ветхом Завете, эти два элемента объединены в Новом. Главный текст мы находим в Мк. 2:27, 28: «И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы». Первое из этих высказываний позитивно, а второе негативно. Первое говорит о том, чем суббота является, а второе — чем она не является. Люди были созданы в шестой день, а суббота — в седьмой. Люди уже существовали, когда была создана суббота, поэтому очевидно, что этот день был создан для их пользы и блага. Однако удивительно, что Адам не был провозглашен господином субботы. Этот титул удерживает за Собой Иисус Христос.

Связь между творением, воссозданием и субботой также просматривается в Евангелии от Иоанна. О двух чудесах Иисуса, сотворенных в субботу, рассказывается в 5–й и 9–й главах, и между двумя этими историями есть много общего. Похоже, Иисус отбирал особых людей, которых исцелял в субботу, чтобы они послужили наглядным уроком и примером тех истин, которые Он хотел преподать о Себе и Своей связи с субботой.

Эти два чуда были совершены по–разному; первое — сказанным словом. Именно так был сотворен и наш мир, согласно Быт. 1. Следующее исцеление произошло путем прикосновения Господа и с помощью глины. Именно так был сотворен человек по Быт. 2. Тело Адама было образовано из праха земного, и Бог вдунул в него дыхание жизни. В Ин. 9 тело функционировало нормально, за исключением одной части — глаз. Чтобы исправить этот изъян, Иисус помазал глаза глиной.

Тем самым Иисус ясно дал понять, что Он был и остается Творцом. Он был Творцом в Быт. 1, 2, и Он воссоздавал людей в Ин. 5,9. Действия были, по сути дела, теми же, ибо Он воссоздавал отдельные органы человеческого тела и всего человека целиком. Тем самым Иисус преподал, что Он есть изначальный Творец и действие Его силы не прекращается.

Г. Творение в вести последнего времени

В Книге Откровение больше эсхатологии, чем в любой другой книге Нового Завета. Как таковая она соединяет то время, когда Иоанн получил видение, с концом времени и теми событиями, которые произойдут после. Тема творения играет определенную роль в этой вести и особым образом связана с последним временем.

Первую косвенную ссылку на творение мы находим в Откр. 1:10. Эта весть указывает на интервал времени, в который Иоанн получил это видение: день Господень. Следовательно, нам нужно искать конкретное высказывание, в котором бы этот день соединялся с Господом. Единственный день, который упоминается в таком библейском контексте, — это суббота. Мы видим это как в Ветхом (Ис. 58:13), так и в Новом Завете (Мк. 2:28). Таким образом, день, в который Иоанн получил данное видение, следует отождествлять с субботой. В свою очередь, этот день был памятником творения (см. Суббота П. Б.З).

Первую важную ссылку на творение мы находим в Откр. 4. Там Иоанну был показан великий небесный престол, на котором восседает Бог Отец. Вокруг престола — 24 старца. Там также находятся четыре живых существа. Значительная часть теологии этого повествования содержится в словах хвалебных песен, особенно уместных для субботы.

Первая была воспета четырьмя живыми существами, прославившими Бога за Его святость. В Откр. 4:8 используется термин трисагион, который уже встречался в Ис. 6:3 при описании славословия серафимов. Затем к пению присоединились 24 старца, но слова и содержание изменились. Они воспели хвалу Богу как Творцу (стих 11).

В Откр. 10 можно найти более эсхатологически ориентированное высказывание о творении. Могущественный ангел сходит с неба на землю и, подняв правую руку, клянется, что его весть истинна. Он клянется «Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем» (стих 6). (322)

Проповедь этой пророческой вести сопровождается усиленным акцентом на творческую силу Бога, Который был и остается Творцом Вселенной.

Та же мысль высказывается и в вести первого ангела в Откр. 14 — в первой из трех вестей последнего времени, которые предваряют Второе пришествие и заключительную жатву (14:6–14). Вот три главных элемента этой вести, которой суждено облететь все народы и концы земли: (1) призыв проповедовать «вечное Евангелие», (2) призыв возвещать о том, что на небе начался суд, проходящий до Второго пришествия Христа (он начался в 1844 году н. э.) и (3) призыв поклониться Богу как Творцу в последнее время (см. Суд III.Б.1.).

Откр. 14:7 не только обращает внимание на Бога как на Творца, но и утверждает, что нам следует поклониться Ему как Творцу. Наиболее подобающим способом поклонения Богу как Творцу является поклонение Ему в тот день, который Он отделил как памятник творению, — в субботу. Таким образом, в последнее время нам следует искать особую весть, особую проповедь, особый призыв поклониться Богу как Творцу и почтить установленный Им памятник творения: субботу (см. Остаток/Три ангела V.A, Б; Суббота III.Д.).

Д. Окончательное воссоздание: Новая Земля

В Откровении 21 и 22 описывается величественная кульминация проповеди Евангелия: святые наследуют буквальное Божье Царство. Это описание Новой Земли — лишь тусклое отражение действительности. Одним из аспектов этого обновления будет исполнение различных пророчеств и обетовании Ветхого Завета, которые не исполнились для древнего Израиля, поскольку народ не проявил веры. В Откровении 21 эта связь показана весьма конкретно. В первом тексте сказано, что Иоанн видел «новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет». Это возвращает нас назад к сотворению неба, земли и моря, описанного в Бытие 1. Интересно, что на новой земле не будет больше моря в том виде, в каком оно имеется в этом мире. Если конкретнее, то этот стих построен по образу Ис. 66:22, где впервые было дано обетование нового неба и новой земли. Здесь эти обетования окончательно осуществятся, о чем пророки Ветхого Завета не могли и мечтать.

Первое из двух видений в конце Откровения обращает внимание на людей, обитающих на новой земле и в Новом Иерусалиме. Во втором главное внимание уделяется месту их обитания, и там подробно рассказывается о Новом Иерусалиме. Здесь все события как бы прокручиваются в обратной последовательности, если сравнивать их с Быт. 1 и 2. В Бытие 1 мир был сотворен как место обитания людей. Затем, в Бытие 2, Бог помещает в мир людей, Адама и Еву. Теперь же, в Откровении 21, говорится об обитающих там людях, а затем, в 22–й главе рассказывается о месте их обитания.

Библия начинается и заканчивается на одной и той же ноте: творение. В Бытие 1 и 2 рассказывается об изначальном творении. В Откровении 21 и 22 рассказывается о воссоздании и новом творении. И то, и другое осуществляет Бог–Творец; оба они — дело Его, но не человеческих рук. Все, что описано между Быт. 1, 2 и Откр. 21, 22, суть история плана спасения и его реализации (см. Бог IV.B; Новая Земля Ш.А—В).