III. Теология и личный опыт

Из исследования библейских текстов, так или иначе связанных с учением о творении, можно извлечь разные уроки. Некоторые могут быть абстрактными или философскими, тогда как другие касаются личного опыта и практической жизни.

А. Мы — Его творение

Извлекать библейские уроки из истории творения можно начать с сотворенной природы. Мы сотворенные существа. Биологические процессы, которые были запущены во время творческой недели, продолжают развиваться; они привели и к нашему появлению в этом мире. Мы можем оглянуться назад, посмотреть на себя и сказать, как это сделал Сам Бог в конце творческой недели: «Хорошо весьма». Это относится к нашему личному опыту, к чудесам нашего слаженно функционирующего организма и внешнему миру одушевленной и неодушевленной природы, которую мы можем исследовать.

Поскольку мы — Его творения и Он нас создал, нам следует именно Ему приписывать все свои достижения. Наши таланты и способности есть в конечном итоге результат Его замысла при сотворении. Не следует умалять музыкальные таланты, достижения в сфере бизнеса, приобретение богатства, научные открытия, отвагу и героизм, сельскохозяйственные и промышленные достижения, архитектуру, дизайн и строительство, равно как и многие другие человеческие свершения. Но при этом нужно адекватно оценивать их как плод деятельности существ, сотворенных по образу Божьему. Эта действительность требует полного смирения перед Господом.

Б. Поклонение нашему Творцу

Понимание нашей сотворенной природы не только помогает нам установить логическую и осмысленную связь с Творцом, другими творениями и окружающим миром, но и ведет нас к благоговейному осознанию величия Бога, сотворившего все. Мы можем выражать наше поклонение коллективно или индивидуально.

В Быт. 1 Бог снова и снова говорит: «Это хорошо», а в заключительном благословении — «хорошо весьма». Это дает нам возможность остановиться и поразмыслить над природой материального мира. Существует такое мнение, будто материя плоха и порочна, а то, что находится в области духа и философской мысли, хорошо. Однако это ложная поляризация; два мира не являются взаимоисключающими. Еврейская мысль, выраженная в Библии, ведет нас к тому, чтобы по достоинству оценить красоту и целесообразность материального мира. (323)

В Книге Бытие сказано, что людям было поручено заботиться о земле и обо всем, что ее наполняет. Им было дано владычество над птицами, рыбами и зверями, населяющими землю. Это не значит, что людям следует господствовать над ними во вред им; напротив, нужно ценить роль животных, которую они играют в своей экологической нише.

Библия эмоционально говорит, особенно в Ветхом Завете, что Бога не следует отождествлять с Его творением, ибо Он существует помимо него. Совершенно иные понятия бытовали в языческом мире, окружавшем древний Израиль, где силы природы обожествлялись. Языческий политеизм основывался на мнении, будто к богам нужно приходить с приношениями, чтобы умиротворять их и заслуживать их благоволения к обитателям земли. В Библии все силы природы обезличены; они не обожествляются и находятся под контролем единого всемогущего Творца.

В. Домостроительство

Домостроительство или управление ресурсами — это еще один путь служения Богу–Творцу (см. III. А, Б). Заботясь о земле, животных и имеющемся богатстве, человек не должен считать его только лишь Божьим даром, но и данью, которую следует возвращать Ему, делясь с обездоленными (см. Доверенное управление, I. Б; Д. 2–4).

Г. Исторический акт творения

Библия рассматривает творческие действия Бога как исторические события. Они были настолько хорошо известны и признаваемы, что представление о Боге как о Творце было сведено к формуле, которая использовалась в качестве вступления к молитвам, пророчествам, обетованиям и историческим повествованиям о могущественных делах Бога. Творческие действия Бога в Быт. 1 считались только началом этих великих дел.

Д. Поклонение Зиждителю

Из рассмотренных библейских текстов становится достаточно ясно и очевидно, что, по мнению древних, Бог не прекратил Свою творческую деятельность по окончании недели творения. Скорее, эта деятельность продолжалась как в библейские времена, так и в наши дни. Как в Ветхом, так и в Новом Заветах мы находим слова о творческих делах Бога, за которыми следует указание на то, что Он не перестает созидать и поддерживать Свое творение. Это относится и ко всем ныне живущим. Если бы не Божья созидающая и поддерживающая сила, наша жизнь не могла бы продолжаться.

Е. Откровение Бога в природе

Ветхозаветные тексты о творении, особенно те, которые мы находим в Псалтире, свидетельствуют о том, что мы можем видеть дело рук Божьих в природе, которая раскрывает нам сотворившего ее Бога. Мы не можем получить о Боге исчерпывающую информацию из природы, поскольку ее свидетельство повреждено и искажено грехом; тем не менее природа по–прежнему свидетельствует о силе и величии Бога. Мы хорошо поступим, если будем внимать этому свидетельству.

Ж. Отвержение теории эволюции

Теория эволюции, постулирующая постепенное развитие жизни от низших форм к высшим на протяжении длительных периодов времени, несовместима с библейскими текстами ни с теистической, ни с естественно–научной точки зрения. В ветхозаветных и новозаветных текстах о творении высказывается одна и та же точка зрения о творческих делах Бога, благодаря которым появился наш мир. Во время изначальной творческой недели было осуществлено творение. Современная наука может это оспаривать, но только не на основе тщательной экзегезы библейского текста, а лишь опираясь на внебиблейские гипотезы.

3. Миссия и весть

Как уже указывалось в разделе II. Г. о Творении в вести последнего времени, миру должна быть возвещена последняя весть. Эта весть включает в себя конкретные слова о Боге небесном как о Творце. Данная весть о Боге–Творце должна быть возвещена в определенный момент истории спасения — в то время, которое в Книге пророка Даниила известно как «время конца». В это время, когда у людей будут особенно туманные представления о Боге, их внимание должно быть обращено на Бога–Творца. Нужно признать Бога как Творца и проповедовать о Нем, чтобы исправить это печальное положение. В последний раз на эту истину обращает внимание могущественный ангел из Откровения 10 и первый ангел из Откровения 14.

На протяжении многих веков святые с нетерпением ожидают грядущее Божье Царство. Ветхозаветные описания этого долгожданного и желанного Царства довольно туманны; однако эсхатологические обетования Нового Завета прояснили картину. Когда Бог в конце концов установит Свое вечное Царство, оно будет сильно отличаться от того мира, который нам ныне известен. Это воссоздание потребует нового проявления Его творческой силы. Вот почему Библия называет это Царство «новым небом и новой землей». Новый Иерусалим будет еще более славным и чудесным, чем все, что когда–либо было известно людям. Господь Бог воссядет на престоле в центре Нового Иерусалима на обновленной земле. Уповающим на Бога–Творца и Искупителя будет оказана честь: принять окончательное исполнение своих долгожданных надежд. Тогда праведники будут пользоваться делами рук своих, равно как и Бог будет наслаждаться Своим творчеством. (324)