VI. Комментарии Елены Уайт

А. Природа и создавший ее Бог

«Природа — это сила, но создавший ее Бог имеет безграничную силу. Его дела раскрывают Его характер. Те, кто судят о Нем по Его делам, а не по гипотезам великих мужей, увидят Его присутствие во всем. Они увидят Его улыбку в радостном солнечном свете, Его любовь и заботу о человеке в налившихся и пожелтевших осенних нивах. Даже украшения земли, такие как ярко–зеленая трава, прекрасные цветы всех оттенков, величественные и разнообразные лесные деревья, свидетельствуют о нежной, отеческой заботе нашего Бога и о Его желании осчастливить Своих детей.

Сила великого Бога облагодетельствует боящихся Его. Прислушайтесь к словам пророка: „Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим. Он дает утомленному силу, (331) и изнемогшему дарует крепость. Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся»» (Знамения времени, 13 марта 1884 г.).

«Бог есть основание всего. Всякая истинная наука согласуется с Его делами; всякое истинное образование ведет к послушанию Его правлению. Наука открывает нашему взору новые чудеса; она взмывает ввысь и исследует новые глубины; но ее открытия никогда не вступают в противоречие с Божественным откровением. Невежество может попытаться обосновать ложные воззрения о Боге ссылками на науку; но книга природы и писаное слово не расходятся, а проливают больше света друг на друга. Правильно понятые, они знакомят нас с Богом и Его характером, уча нас мудрым и благим законам, посредством которых Он действует, внушая нам любовь к Своему святому имени и разумное доверие к Его Слову» (там же, 20 марта 1884 г.).

Б. Наука и Библия

«Правильное понимание научных открытий и жизненных опытов гармонирует со свидетельством Писания о постоянной деятельности Бога в природе. В гимне, записанном Неемией, левиты пели: „Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие» (Неем. 9:6). О земле Писание говорит, что все творение на ней завершено. „Дела Его были совершены еще в начале мира» (Евр. 4:3).

Сегодня мы существуем не потому, что однажды заведенный механизм продолжает действовать с помощью присущей ему энергии, — как бьется пульс и дыхание следует за дыханием. Нет. Сила Божья все еще поддерживает Свое творение. Каждое дыхание, каждая пульсация сердца являются свидетельством заботы Того, Которым мы живем, движемся и существуем. От мельчайшего насекомого до человека, каждое живое существо ежедневно зависит от провидения Божьего…

Кто будет более глубоко вникать в тайны природы, тот осознает свое полное неведение и бессилие. Он почувствует глубины и высоты, которых не может достичь, тайны, в которые не может проникнуть, обширные области, раскинувшиеся перед ним, в которые он не может войти. Он готов будет сказать вместе с Ньютоном: „Я кажусь себе ребенком, находящим камешки и раковины на морском берегу, в то время как огромный океан истины лежит передо мной неоткрытым». Великие ученые вынуждены были признать действие безграничной силы во Вселенной. Но для беспомощного человеческого ума учебник природы кажется иногда противоречивым и разочаровывающим. И только в свете Библии явления природы можно понять правильно. „Верою познаём» (Евр. 11:3)» (Воспитание, с. 130–134).

В. Подлинная история начала нашего мира

«Библия содержит самую поучительную и всеобъемлющую историю, которая когда–либо давалась миру. На ее священных страницах можно найти единственно достоверное описание творения. Здесь мы созерцаем силу, которая „распростерла небеса и заложила основания земли». Здесь же мы находим правдивую историю о роде человеческом, не замутненную человеческими предрассудками или гордыней…

Существует полное согласие между природой и христианством, ибо у них один и тот же Автор. Книга природы и книга откровения указывают на действие некоего Божественного Разума. Природа преподает нам свои уроки, и из Книги Божьей мы можем вынести для себя глубокие, серьезные и чрезвычайно важные истины» (Ревью энд Геральд, 19 августа 1884 г.).

«В Книге Бытие содержится история мира от начала. Там открыто, что все народы, забывающие Бога и отвергающие Его путь, а также данное Им знамение послушания, которое отличает праведных от неправедных, добродетельных от нечестивых, спасенных от неспасенных, будут уничтожены…

Господь всех призывает исследовать Божественную философию священной истории, написанную Моисеем по вдохновению от Духа Святого. Первая семья, помещенная на земле, является образцом всех семей, которые будут существовать до конца времени. Нам предстоит усердно изучать эту историю, чтобы понять Божественный план для рода человеческого. Этот план ясно определен, и молящаяся, посвященная душа станет изучать мысли и намерения Бога от начала до конца истории нашей земли. Она поймет, что Иисус Христос, одно с Отцом, был великим Двигателем всякого прогресса, Источником всякой чистоты и величия рода человеческого» (Изданные рукописи, т. 3, с. 184).

«Мы зависим от Библии, которая раскрывает нам древнюю историю нашего мира, историю сотворения человека и его грехопадения. Стоит только устранить Слово Божье, и нам не остается ничего лучше, как только полагаться на басни и догадки и быть обреченными на ослабление умственных способностей как неизбежное следствие вынашивания заблуждений. Нам нужна доподлинная история происхождения земли, грехопадения осеняющего херувима и вторжения греха в наш мир. Без Библии мы запутаемся в ложных теориях. Разум будет порабощен суевериями и ложью. Но поскольку в нашем распоряжении достоверная история зарождения нашего мира, нам нет нужды утруждать себя человеческими домыслами и ненадежными теориями» (Медицинское служение, с. 89).

«Божественный Разум и Рука сохранили через века летопись творения в неповрежденном виде. Только Слово Божье дает нам доподлинное описание творения нашего мира» (Ревью энд Геральд, 11 ноября. 1909 г.).

Г. Бог — не должник предсуществовавшей материи

«Образуя наш мир, Бог не находился в зависимости от предсуществовавшего вещества или материи. „Ибо из невидимого произошло видимое». Напротив, все в нашем мироздании, материальное или духовное, предстало перед Господом Иеговой по гласу Его и было сотворено для Его целей. Небо и все воинство его, земля и все, что в ней, (332) есть не только дело Его рук, но и появились благодаря дыханию Его уст.

Господь неоднократно доказывал, что Своей силой Он может в одночасье изменить весь порядок вещей в природе. Он может изменить законы природы и уничтожить самые прочные и долговечные сооружения, построенные людьми» (Изданные рукописи, т. 3, с. 208).

«Бог позволил потокам света излиться на мир через научные открытия и произведения искусства; но когда „ученые» люди рассуждают об этих вещах лишь с человеческой точки зрения, они непременно впадают в заблуждение. Величайшие умы, если их не направляет Слово Божье, приходят в недоумение, пытаясь выяснить соотношение между наукой и откровением. Творец и Его дела находятся за гранью их понимания; и поскольку Его деяния естественными законами объяснить невозможно, библейская история объявляется недостоверной.

Кто подвергает сомнению достоверность Священного Писания, тот срывается с якоря веры и начинает биться о скалы безбожия. Когда оказывается, что они не в состоянии измерить Творца и Его дела своими несовершенными научными познаниями, эти люди подвергают сомнению существование Бога и приписывают природе безграничную силу.

Истинная наука никоим образом не может противоречить учению Слова Божьего, поскольку и то, и другое имеет одного Автора. При правильном понимании наука и Слово Божье всегда согласуются между собой. Истина, явленная в природе или откровении, не противоречит себе во всех своих проявлениях. Но разум, не просвещенный Духом Божьим, всегда будет пребывать во мраке, не понимая Его силы. Вот почему человеческие научные идеи так часто противоречат учению Слова Божьего» (Свидетельства для Церкви, т. 8, с. 257, 258).

«Теория о том, что Бог якобы не сотворил материю, когда вызвал мир к существованию, лишена всякого основания. Созданием нашего мира Бог не был обязан предсуществующей материи. Напротив, все материальное или духовное восстало перед Господом Иеговой по Его гласу и было сотворено для Его целей» (там же, с. 258, 259).

«Божье правление распространялось не только на жителей неба, но и на все сотворенные Им миры. И Люцифер пришел к заключению, что, поскольку ему удалось увлечь за собой небесных ангелов, он сможет покорить себе и все остальные миры» (Патриархи и пророки, с. 41; см. Великая борьба, с. 497).

Д. Суббота стара, как сама Земля

«Бог дал нам Свои заповеди не для того только, чтобы мы веровали в них, но и чтобы повиновались им. Когда великий Иегова закладывал основания земли, Он одел всю нашу планету в прекрасные одежды и наполнил ее полезными для человека вещами; и когда Он сотворил все чудеса на земле и на море, то учредил субботний день и освятил его» (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 247).

«Когда полагались основания земли, тогда было заложено и основание субботы, и утренние звезды пели, и все сыны Божьи восклицали от радости… Бог дал Свой закон, и в четвертой заповеди Декалога сказано о Его субботе — том самом дне, в который мы отвращаемся от земных дел, чтобы соблюсти его как памятник творения неба и земли» (Ревью энд Геральд, 15 июля 1890 г.).

«Если бы человек всегда соблюдал четвертую заповедь, в мире бы не было ни одного безбожника, потому что она бы неизменно свидетельствовала, что Господь создал небо и землю, море и все, что в них; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Проповеди и беседы, т. 1, с. 233).

«Суббота была сотворена для всего человечества; она была учреждена в Едеме до грехопадения. Творец назвал ее „святой день Мой». Христос объявил Себя „Господином субботы». Начавшись с сотворения мира, она является ровесницей рода человеческого и, будучи сотворена для человека, будет существовать до тех пор, пока существуют люди» (Знамения времени, 12 ноября 1894 г.).

Е. Наука, истинная и ложная, и Откровение

«Для многих научные исследования стали проклятием; их ограниченный разум настолько слаб, что они теряют равновесие. Они не могут согласовать свои взгляды на науку со словами Писания и думают, что Библию необходимо проверять человеческими „мерками лжеименного знания». Таким образом, они уклоняются от веры и обольщаются дьяволом. Люди попытались быть мудрее своего Творца; человеческая философия стремится исследовать и объяснить тайны, которые никогда не будут раскрыты на протяжении всей вечности. Если бы люди исследовали и понимали то, что Бог открыл о Себе и Своих целях, они бы получили такое представление о славе, величии и силе Иеговы, что осознали бы собственное ничтожество и довольствовались тем, что открыто им и их детям» (Дух пророчества, т. 4, с. 345).

«Тот, Кто сотворил мир и величественные горы, отверз источники великой бездны, образовал могущественные скалы и величавые деревья, также наделил человека способностью по достоинству оценивать эти чудеса земли и неба и понимать уроки, извлеченные из них Христом. Но человеческий разум никогда не смог бы стать источником этих уроков, и человек может понять их лишь тогда, когда Бог освящает наблюдение Своим Святым Духом…

Едва ли можно доверять человеческому разуму или полагаться на него. Если бы Христос жил в современном мире, учащиеся школ твердили бы Ему о так называемой науке. Но Христос бы ответил им: „Никто не может служить двум господам»» (Ревью энд Геральд, 3 июля 1900 г.).

Ж. Высказывания 1890 года о потопе

«Потоп сильно изменил внешний облик земли. Вследствие греха третье ужасное проклятие тяготело над ней. По мере того как вода спадала, показывались холмы и горы, окруженные бескрайним мутным морем. Везде были разбросаны мертвые тела людей и животных. Но Бог не допустил, чтобы разлагающиеся трупы отравили воздух, и Он похоронил их всех под землей, превращая ее таким образом в общее огромное кладбище. Разбушевавшийся сильный ветер, которым Господь решил высушить (333) поверхность земли, со страшной силой увлекал за собой трупы, сносил вершины гор, нагромождая деревья, камни и глыбы земли, хороня под ними мертвые тела. Таким же образом были скрыты золото, серебро, ценные породы деревьев, дорогие камни, обогащавшие и украшавшие мир до потопа и обожествленные его жителями. Сильными движениями воды эти сокровища были занесены землей, покрыты скалами, а в некоторых местах даже целые горы оказались нагромождены над ними» (Патриархи и пророки, с. 107, 108).

З. Доказательства изменений, произведенных потопом

«Скалы относятся к числу самых ценных богатств земли, поскольку содержат в себе сокровища премудрости и знания. Скалы и горы несут в себе подтверждение того, что Бог уничтожил нечестивых с земли потопом, и искореженная поверхность земли обнаруживает в гигантских скалах и возвышающихся горах, что сила Господа совершила это по причине беззаконий человека, нарушившего Его закон. Постоянно меняющийся пейзаж, бросающийся в глаза, — это дело Божьей мудрости, чтобы в Его дивных делах люди увидели, что есть живой Бог, обладающий безграничной силой. Изумительные и величественные дела должны очистить и облагородить душу, смягчить суровость человеческой природы, помочь человеку в формировании характера» (Изданные рукописи, т. 3, с. 217).

И. О горах и формировании гор

«Я так сильно утомилась, что легла на сиденье и проспала два часа, из–за чего пропустила некоторые интересные и захватывающие виды. Но мы попытались извлечь как можно больше пользы из оставшейся части пути. Пейзаж был величественным и грандиозным. Мимо проплывали озера, ущелья и каньоны, а некоторые из возвышающихся скал удивляли своим видом. Горные вершины возвышались одна над другой. Некоторые из них были украшены деревьями, другие возделаны людьми до самого верха. Они были изрезаны зигзагообразными тропами, и для нас оставалось загадкой, как люди сумели построить там дома, разбить сады и жить так высоко над уровнем моря. На горных вершинах были построены часовни, и селения были разбиты прямо в горных ущельях…

Мы преисполнены чувством благоговения. Нам нравится взирать на величие Божьих дел, это никогда нас не утомляет. Этот горный кряж простирается во всю длину континента. Одна гора возвышается над другой подобно массивной, неравномерной стене, которая взметнулась к небу выше облаков. Тот Бог, Который удерживает горы на их месте, даровал нам обещания, которые еще более непоколебимы, чем эти величавые древние горы. Божье Слово будет стоять вовеки, из рода в род» (там же, с. 214).