I. Закон Божий в Библии

А. Определения

Прежде чем проанализировать значение Божьего «закона», раскрытое в Писании, необходимо рассмотреть слова, которыми он назван, а также разновидности Божественного Закона.

1. Слова, обозначающие Закон

Самое распространенное слово при обозначении закона в Ветхом Завете — это тора, что значит «направление», «наставление» или «закон». Хотя тора имеет это конкретное значение, под ней часто подразумевается вся совокупность тех наставлений, которые Бог дал Своему народу (Быт. 26:5; Исх. 16:4; Ис. 1:10 и 8:20, где это слово иногда переводится как «учение»). В Псалме 118 используется несколько слов для описания Божьего Закона («откровения» [стих 2]; «повеления» [стих 4]; «уставы» [стих 5]; «заповеди» [стих 6]). Все эти термины указывают на одно и то же понятие: тора, совокупность открытой воли Божьей. В слово тора были включены нравственные, обрядовые и гражданские законы Израиля. Поскольку под «законом» Божьим подразумевался также весь план спасения, Исаия смог заявить, что «на закон Его будут уповать острова» (Ис. 42:4). Пятикнижие, главный источник этих наставлений, было названо Торой или Законом Божьим (Неем. 8:18; 9:3).

В Новом Завете для обозначения торы используется греческое слово номос. Смысловые оттенки номос могут быть самыми разными, что отражает глубокий смысл оригинального еврейского слова. Так, оно может указывать на Писание как откровение воли Божьей (Ин. 15:25), Пятикнижие в целом (Мф. 7:12), а иногда и на Десятисловие (Иак. 2:10–12) или обрядовый закон (Деян. 15:1).

2. Разновидности Закона

Обильный правовой материал Библии затрагивает все сферы жизни — вопросы здоровья и питания, сексуальность, работу, общественную деятельность, богослужение, управление и даже отношение к окружающей среде. Некоторые из этих законов имеют универсальное применение, тогда как другие были применимы лишь в определенное время и в конкретном месте. Однако все они в совокупности есть тора: Божественные наставления для Божьего народа.

а. Частные законы. Частные законы были даны народу израильскому и должны были соблюдаться гражданами Израиля и пришельцами, временно проживавшими на его территории. Эти обрядовые и гражданские предписания не были предназначены для тех, кто не принадлежал к Божьему народу.

Обрядовые законы — это предписания, с помощью которых Бог раскрывал план спасения в символах и культовых (богослужебных) установлениях. Ветхий Завет дает ясно понять, что эти законы начали соблюдаться вскоре после грехопадения, как это следует из истории Каина и Авеля (Быт. 4:3–7). После исхода богослужебные постановления были расширены и изложены в Книге Левит, где описана вся обрядовая система, существовавшая в израильском святилище, а впоследствии и в иудейском храме.

Обрядовая система образно предвосхищала совершенное Христом жертвоприношение на кресте. Христос был ее фундаментом, ее вестью, ее надеждой; она также была выражением веры во Христа. Но эта система была несовершенной, потому что она являлась лишь тенью или символом истинной жертвы за грех. Она не могла очистить грешников от греха и служила лишь обетованием о том, что спасение будет совершено через жертву и приношение Агнца Божьего, и выражением веры в это обетование (Евр. 10:1–10).

Гражданские законы были даны Богом через Моисея народу израильскому для упорядочения их общественной жизни. Эти законы в большинстве своем были конкретным проявлением тех всеобщих принципов, которые содержатся во второй скрижали Десяти Заповедей, регламентирующей взаимоотношения между людьми. Основополагающим принципом гражданских законов была справедливость правителей и судей в общественном служении и праведность народа завета во всех поступках (Исх. 23:1–9; Втор. 16:18–20; Лев. 19:9–18).

б. Всеобщие законы. Заинтересованность Бога в людях проявляется в законах, данных всем людям и применимых ко всем, во все времена и в любых ситуациях. Примерами таких всеобщих законов являются законы природы, законы здоровья и питания, сексуальные законы и нравственный закон Десяти Заповедей. Все они важны в общей канве библейских законов, но Десять Заповедей — уникальный закон, управляющий нравственной жизнью всех людей во все времена и во всех местах.

Б. Природа нравственного закона

Тора находилась в сердце еврейского мышления и практики. Израильтяне не могли понять жизнь и самих себя без закона. С их точки зрения история достигла кульминации, когда Бог передал отцам закон. Ничто не было столь великим, потому что ничто так не приближало к ним Бога, как Его величественное присутствие на Синае. Более того, этот закон и в последующие времена формировал историю Израиля. Два обстоятельства позволили Израилю стать народом Божьим: первым было незаслуженное избрание Израиля Богом (Втор. 4:37; 7:7; 10:15); вторым — Его беспрецедентное откровение о Себе Самом целому народу (Исх. 20). Содержанием этого откровения был закон. Следовательно, он одновременно был Божественным даром благодати и выражением Божьей воли, показывающей, как должен жить Его народ.

Закон показал, что Бог отдал Себя Израилю, пообещав быть их Богом, и избрал их Своим достоянием (Исх. 19:4–6). Это был нравственный, этический, общественный и культовый памятник. Но этот памятник не был установлен в каком–то особом, видном месте; скорее он был живым памятником. Хотя закон был написан на (336) каменных скрижалях, Бог хотел, чтобы он был написан в сердцах Его детей (Пс. 36:30, 31; Иер. 31:33) и управлял жизнью каждого человека, всей нации и даже всего человечества.

Закон был не только откровением Божьей воли и благодати, но и откровением Его святости. Он мог призвать Свой народ к святой жизни, потому что Сам был свят (Лев. 19:2). Закон представлял характер Бога, Его праведность и совершенство, Его благость и истину (Пс. 18:8,9; 118:142, 172). Павел называл его «духовным» (Рим. 7:14) и утверждал: «Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (стих 12). Любое нарушение закона означало разлуку с Богом (Ис. 59:2), отчуждение от Израиля (Исх. 12:15,19; Лев. 7:20,21,25,27) и от самой жизни (Исх. 28:43; Втор. 18:20), восстание, отступничество и смерть.

Путь жизни, который Бог указал Своим сыновьям и дочерям, как в былые времена, так и в наши дни остается без изменений: истинная нравственная жизнь. Читая все содержание Божьего откровения — Ветхий и Новый Завет — мы начинаем ясно понимать, какой образ жизни Бог требует от «святого народа» и от христианской Церкви. Он хочет, чтобы они вели жизнь, характеризуемую такими словами, как праведность, справедливость, освящение, послушание, святость и вера, — жизнь по Божьим принципам, выраженным в нравственном законе. Его дети должны демонстрировать в своей жизни нравственный характер, похожий на характер Бога.

1. Десятисловие

Для ясности и точности Десять Заповедей были даны в форме запретов. Такая точность была необходима тогда и во все времена потому, что люди склонны уходить от ответственности и обязательств посредством превратного истолкования. Воля Божья в нравственных вопросах должна быть раскрыта ясно и недвусмысленно, ибо Он единственный, Кто определяет нормы и стандарты.

Когда Бог давал Израилю Десять Заповедей, Он указал на две важнейшие мотивации: (1) «Я Господь, Бог твой»; и (2) Я вывел тебя из рабства (Исх. 20:2; Втор. 5:6). Затем Он провозгласил закон в том виде, в каком он записан в Исх. 20:2–17.

Десятисловие (Исх. 20:1–17; Втор. 5:6–21) состоит из двух основных разделов и охватывает пять областей. Эти два раздела затрагивают все взаимоотношения: с Богом (первые четыре заповеди) и с ближними (последние шесть заповедей). Пять сфер закона имеют отношение к Богу, святости, семье, человечеству и ближнему.

Первая, выраженная в первой и второй заповедях (Исх. 20:3–6), утверждает, что есть только один Бог. С Ним необходимо поддерживать исключительные и прямые отношения. Он не терпит неверности, когда человек начинает служить другим, несуществующим богам, и не позволяет использовать какие–либо промежуточные символы в богослужении, в том числе и Свой рукотворный образ.

Вторая сфера затронута в третьей и четвертой заповедях (стихи 7–11) и утверждает, что имя Бога и суббота святы. Перед именем Бога нужно благоговеть, и ему следует поклоняться. Оно не может употребляться всуе, потому что имя Бога означает Его Самого — единственного, Кто заслуживает поклонения. Соблюдая субботу, мы тем самым признаем этот день святостью во времени, которая каждую неделю объединяет Творца Вселенной с теми, кто управляет Его творением. Соблюдение субботы включает в себя покой от обычных повседневных дел, поклонение истинному Богу–Творцу, любование Божьим творением и уважительное к нему отношение, восстановление целостности окружающей среды и защиту прав тех, кто трудится под нашей ответственностью.

Третья сфера, пятая и седьмая заповеди (стихи 12,14), утверждает, что семья священна. Необходимо почитать отца и мать. Бог также запрещает неверность в браке и посягательство на чужой брак и семью.

Четвертая сфера, шестая и восьмая заповеди (стихи 13, 15), защищает права самого человека. Никто не может отнять у другого жизнь или имущество. Это также запрет на ложные показания в суде против кого–либо, удерживание платы за труд и задержку в ее выплате (см. Лев. 19:13).

Пятая сфера ограждает людей и общество, ибо злые слова и греховные пожелания могут разрушать и губить их. Бог запрещает лжесвидетельство (Исх. 20:16), клятвопреступление и вероломство, подавление истины или даже молчание в тот момент, когда кто–то выступает с несправедливым свидетельством о человеке. Бог запрещает греховные пожелания чужого дома, жены, слуг, животных или любого другого имущества, принадлежащего ближнему (стихи 16,17).

В нравственном законе, состоящем всего из десяти заповедей, Бог охватывает все пожелания и действия человеческой семьи. Размышляя о Законе Божьем, Давид сказал: «Твоя заповедь безмерно обширна» (Пс. 118:96). Она подобна Божьему «слову», твердому и непоколебимому. Божьи постановления, законы, уставы и откровения вечны. Псалмопевец восторгается ими, посредством них Бог дает ему жизнь (стихи 89–96).

2. Закон как выражение Божьего характера

Закон Божий, и в первую очередь Десять Заповедей, отражают характер Бога. Десятисловие существовало и будет существовать в неизменном виде, поскольку неизменен характер Бога, так же, как Бог не меняется (Пс. 101:25–27), так же и Христос «вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13:8). Библейские писатели видят в Законе Бога Его свойства. Подобно Самому Богу, «Закон Господа совершен», и «заповедь Господа светла» (Пс. 18:8, 9). «Закон, — поясняет Павел, — свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим. 7:12). «Все заповеди Твои праведны», — восторгается псалмопевец (118:172), а Иоанн обобщает: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8).

Определение Иоанна дано в контексте объяснения противоположной духовной деятельности антихриста (1 Ин. 4:1–3). Те, которые «от Бога», всегда отличат «истину» от «заблуждения» (стих 6). Заблуждение антихриста в том, что он отрицает миссию Христа (стих 3). Он «отвергает» Иисуса (1 Ин. 2:22) и тем самым отрекается также и от Отца, потому что Сын и Отец — одно (1 Ин. 1:2, 3). Это отрицание братского общения и знания, включая (337) познание Бога и общение с Сыном Его. Если дух заблуждения — это действующие сатанинские силы, то дух истины (1 Ин. 4:6) — это действие Святого Духа, Который помогает устанавливать тесные отношения с Богом по вере и дает истинное знание о Боге через откровение (стих 13). Любящие Бога творят Его волю (1 Ин. 2:17) и «соблюдают Его заповеди» (1 Ин. 2:3–6).

Чтобы познать, что Бог есть любовь, не нужно много теоретизировать или мудрствовать. Это не онтологическое познание Божеского естества, а познание Его характера, которое возможно только путем установления с Ним тесных отношений. Это могущественное знание предопределяет образ жизни и нравственное поведение человека, любящего Бога, — он «должен поступать так, как Он поступал» (стих 6). Оно приводит жизнь в согласие с Божьими древними заповедями, которые становятся новыми, потому что опираются на реальную любовь (стихи 7,8).

Когда заповедь таким образом укоренена в Божьей любви, она не вызывает в человеке страха, даже страха перед судом, но «дерзновение» или «уверенность» (парресиа). Эта уверенность в «дне суда» (1 Ин. 4:17) включает в себя внутренний мир как следствие ежедневного суда нашей совести (1 Ин. 3:21) и уверенность в окончательном суде при пришествии Христа (1 Ин. 2:28). Нравственный закон определяет образ жизни истинного христианина, поскольку является выражением Божьего любвеобильного характера, и «потому что поступаем в мире сем, как Он» (1 Ин. 4:17).

Когда греха не существовало, Вселенная управлялась по принципу любви. Каждое сотворенное существо любило Бога, как Творца, и ближнего, как самого себя. Вот почему, когда законник спросил Иисуса: «Какая наибольшая заповедь в законе?» — Господь ответил: «„Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» — сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: „возлюби ближнего твоего, как самого себя»». В заключение Иисус сказал: «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37–40).

3. Закон как основополагающий принцип

Любовь является основополагающим принципом нравственного закона. Это ясно открыто как в Ветхом, так и в Новом Завете — вполне достаточно процитировать Иисуса и Павла.

После того как Иисус ответил на жизненно важные вопросы об отношениях Израиля с Римской империей, об истине Писания и о том, что Бог силен воскресить умерших, один из книжников, признав, что Христос хорошо отвечал, спросил Его о фундаментальном принципе закона: «Какая первая из всех заповедей?» (Мк. 12:28).

Иисус в ответ процитировал Втор. 6:4 — слова, бывшие паролем и кличем Израиля на протяжении всей его истории. Он подчеркнул отличительную единственность и уникальность истинного Бога в противовес множеству богов других народов. Первой заповедью единого Бога была заповедь о любви. «И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мк. 12:30).

Вторую заповедь, процитированную по Лев. 19:18, Он приравнял к первой: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Главный принцип закона лежит за пределами нашего «я» — в единстве любящего Бога, требующего такой же любви от всех Своих творений. Истинная любовь заключается в том, чтобы любить Бога превыше всего и ближнего, как самого себя. Любовь пронизывает первую и вторую заповеди закона и является фундаментальным принципом обеих скрижалей Десяти Заповедей.

Реакция книжника была одновременно эмоциональной и разумной: «Хорошо, Учитель! — ответил он эмоционально, а затем разумно оценил учение Иисуса: «Истину сказал Ты» (стих 32). Когда человеческий разум и эмоции находятся в согласии с Божьим нравственным принципом, результатом становится мудрость и духовный опыт, созвучный Божьему Царству. Заканчивая описание этого эпизода, Марк пишет: «Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия» (стих 34).

Если у нас есть ясное представление о нравственном законе как заповедях любви, мы можем переходить к его исполнению: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Рим. 13:8). Любить ближнего — значит быть его постоянным моральным должником. Это справедливо в отношении всех Божьих повелений, поскольку они «заключаются в сем слове: „люби ближнего твоего, как самого себя»» (стих 9).

Учение о том, что любящий христианин исполняет закон — «любовь есть исполнение закона» (стих 10) — не устраняет ни одной из Десяти Заповедей. Напротив, оно содержит универсальную истину. Главное Божественное предназначение всех заповедей — это любовь. С этой целью они были даны. Закон как таковой несовместим с себялюбием, поскольку его невозможно в совершенстве исполнить чисто формально и внешне. Истинное послушание должно исходить из сердца и от Духа посредством любви.

В. Духовная природа нравственного закона

Потребность в духовном послушании закону исходит из самой природы Божьего Закона, который «духовен» (Рим. 7:14). Тот, кто не исполняет закон, «плотян» и «продан греху» (стих 14). Такие люди имеют лишь «вид благочестия», внешнюю форму набожности (2 Тим. 3:5). Их послушание не исходит из сердца; оно совершается исключительно ради удовлетворения требований и составляет законничество, которое отличается от духовного послушания духовному закону. Пытаясь исполнить Закон Божий, враги Бога все время пребывают в конфликте с ним, потому что «закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим. 7:12).

Нравственный закон, будучи благим по замыслу Бога, никогда не ведет ни к чему худому, неверному или разрушительному. Смерть несет живущий в нас грех (стихи 13, 21). Зло порабощает людей по «закону греха», сковывая их волю, которая желает делать доброе, и заставляя ее отступать от духовного закона духовного Бога (338) (стихи 21, 23). В результате они становятся «бедными» и жалкими носителями «тела смерти» (стих 24).

Единственное избавление от порабощающей силы греха можно найти во Христе: в Его Личности, жизни, заместительной жертве (Рим. 8:1–4), в Его исполнении закона (Мф. 5:17, 18) и в Его учении о Десяти Заповедях (Мф. 5:1–48). Его Личность и жизнь убеждают нас в нашей греховности; Его жертва освобождает нас от закона греха; Его исполнение закона подтверждает нравственную ценность Десяти Заповедей, а в Его учении подчеркивается духовное измерение закона.

Исполнение закона Христом ясно показывает, что Он пришел уничтожить грех, но не упразднить Закон Божий. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (стих 17). Хотя «закон» в данном случае указывает на Пятикнижие, в стихе 19 и в остальной части пятой главы Иисус ясно имеет в виду духовные аспекты Десятисловия.

Иисус четко понимал духовную природу закона, которую и раскрыл в Нагорной проповеди. Запрет шестой заповеди: «Не убивай» распространяется и на гнев, который возбуждает братьев друг против друга (стихи 22,23), а также на враждебный настрой, порождающий ссоры и тяжбы (стих 25). Седьмая заповедь запрещает не только прелюбодейство, но и похоть в сердце (стих 28). Повеление возлюбить ближних также включает призыв любить врагов, благословлять проклинающих нас, благотворить ненавидящим нас и молиться за наших гонителей (стихи 43, 44). Это духовное расширение нравственного закона отнюдь не упраздняет его. Иисус не только не учил христиан «нарушать» заповеди, но и хотел, чтобы они «творили» их и «научали» им (стих 19). Это намерение прослеживается во всей христианской истории. Книга Откровение, говоря о времени конца и Остатке христианской Церкви, обращает внимание на все те же заповеди и предсказывает, что верные христиане будут соблюдать их(Откр. 12:17; 14:12).

Г. Назначение нравственного закона

Назначение нравственного закона не в том, чтобы разрешить проблему греха. Это может сделать только искупительная жертва Христа, которую каждый христианин должен принять верой. Бог даровал Свой закон, чтобы дать определение и показать, как в действительности обстоит дело в таких вопросах, как жизнь, долг в отношении Бога и грех. Другое предназначение закона — руководить жизнью христианина, показывать тот путь, которым Бог призывает Свой народ следовать. Господь желает, чтобы Его дети жили в вере, послушании и испытывали благодарность в сердце.

1. Дать определение

В Ветхом Завете закон определял условия благоденствия каждого человека и всего народа. Десять Заповедей, будучи обобщением Торы, определяли качество освященной жизни перед Богом. Заповедь о субботе, в свою очередь, является знамением правильного осознания освящения. Святой Бог освящает человека, чего не могут сделать дела закона. «Субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас» (Исх. 31:13; ср. с Иез. 20:12).

Тот же принцип переносится и в Новый Завет. Будучи откровением Бога о Себе Самом, нравственный закон раскрывает Божий характер. В центре этого откровения находится крест Христов. Воля Бога верховенствует. Он есть неизменный Владыка всей Вселенной. Его закон не может быть изменен, потому что Его воля совершенна. Но в то же время это благая и угодная воля (Рим. 12:2), и Он есть любящий Бог. Он так сильно возлюбил нас, что отдал Сына Своего Единородного (Ин. 3:16), вдохнул жизнь в наши смертные тела (Рим. 8:11) и даровал нам Святого Духа, чтобы мы, не способные подчиняться Закону Божьему от природы, силой Духа смогли выполнить его требования (Рим. 8:4–8).

На первый взгляд может показаться, что проще всего было бы искоренить грех, объявив нравственный закон недействительным. В этом случае не была бы нужна жертва Христа на кресте. Однако реальность распятия доказывает, что Бог не упразднил нравственный закон, который по–прежнему дает определение греха. Является ли сам закон греховным? «Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона» (Рим. 7:7). Закон определяет грех как непослушание Богу, как нечто оскорбительное и определяет состояние людей как умышленное восстание против Бога.

Грех существовал в мире и до того, как Бог дал Израилю нравственный закон в письменном виде. Адам и Ева нарушили данную Богом заповедь (Рим. 5:13,14). Грех уже был определен, потому что они знали закон. Грех — это непослушание Богу, «ибо законом познаётся грех» (Рим. 3:20).

Закон сделал грех более греховным — «закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление» (Рим. 5:20). Грех стал сознательным актом непослушания конкретным заповедям, и намерения плоти стали абсолютно явными (Гал. 5:17–19). Даже количественно грех усилился. Пришествие заповеди бросило вызов греху, который отреагировал на это активизацией (Рим. 7:9), умножением злых желаний (стих 8) и обольщением благонамеренных людей (стих 11). Как и в случае с Евой, сатана использует заповедь для того, чтобы искушать людей грехом и как орудие осуждения (Быт. 3:3).

Закон — это «сила греха» (1 Кор. 15:56). Он делает грех актом своевольного восстания против Бога. Поскольку закон дает информацию о грехе, любой грех становится актом противопоставления Богу своей греховной воли, актом восстания. Грех — это формальное восстание, «беззаконие» или нежелание подчиняться закону (1 Ин. 3:4), а также духовное восстание — акт неверности по отношению к Богу и отречение от Него (Рим. 14:23; Тит. 1:15,16).

Поскольку закон дает определение греху, он также может обличать в грехе. Хотя закон не предусматривает оправдание (Рим. 3:20), а только гнев (Рим. 4:15) и осуждение, он играет роль «путеводителя» или наставника и приводит нас к Христу (Гал. 3:22–24). Конечная цель закона — это Иисус Христос, «к праведности всякого верующего» (Рим. 10:4). (339)

Главное предназначение закона — утверждать, что Бог, абсолютный властитель рода человеческого, имеет право на каждого и обладает необходимой властью, чтобы требовать послушание — не просто случайное послушание, но такое, которое ведет к праведной и святой жизни. Верно то, что по причине греха человечество больше не может жить такой жизнью. Но Бог также силен даровать духовную силу, необходимую для оправдания и освящения. Нравственный закон устанавливает мерила поведения, ориентируясь на которые верующий может жить в согласии с Богом и ближними.

2. Дать направление

Закон Божий направляет жизнь детей Божьих. Образ жизни, который Бог предлагает людям, основан на Его намерениях и принципах. Желания или идеи человека, а также набор обычаев и норм, устанавливаемых конкретным обществом, не могут служить основанием, на котором люди должны строить свою жизнь. Бог сформулировал Свои принципы и абсолюты для жизни, ясно и четко изложив их в Десяти Заповедях. Эти заповеди «святы и праведны и добры» (Рим. 7:12) и даны Богом как животворные принципы (стих 10).

Заповедь свята. Поскольку в Законе Бога выражена Его воля, он может быть только истинным, праведным и святым. В Рим. 7:7–13 Павел говорит обо всем законе и конкретно о десятой заповеди: «Не желай» (Исх. 20:17). В этой цитате он утверждает, что принципы и абсолютные истины закона управляют всей жизнью человека, в том числе его поступками и желаниями.

Заповедь праведна. Как выражение Божьей праведности закон есть мерило праведной жизни. Жизнь Христа в послушании закону показывает, что не может быть других путей праведности, кроме послушания Богу. Повинуясь закону, Иисус доказал, что закон справедлив и что его можно соблюдать.

Заповедь добра. Существует лишь одна разновидность добра и нравственности — та, которая исходит от Бога.

Только Он может отличать доброе от худого, и делает Он это посредством Десяти Заповедей. Послушание закону ведет к блаженству и счастью. «Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни — истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота; и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда» (Пс. 18:8–12).

Д. Нравственный закон и заключительный суд

Священное Писание учит, что грядущий заключительный суд — вполне реальное событие (Мф. 12:36, 37; Рим. 14:10–12; 2 Кор. 5:10). Если спасение дается по вере в жертву Христа на кресте, то суд производится на основании закона: «Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы» (Иак. 2:12) (см. Суд).

Суд по закону производится в два этапа. В настоящее время он уличает злых делателей в их беззакониях (стих 9). В будущем он осудит их как грешников (стихи 11,12). Судный день будет временем «наказания» (2 Петр. 2:9) и «погибели» нечестивых (2 Петр. 3:7). С другой стороны, он будет моментом избавления и оправдания для тех, кто пребывает в Боге (1 Ин. 4:17).

Человек может потерять свободу, нарушая закон или считая дела закона праведностью и из–за этого не получить оправдания (Гал. 2:16). Однако рабство не от закона; оно есть следствие подчинения греху (Рим. 6:16–19). Иаков представляет Десятисловие «царским законом», «законом свободы», мерилом на последнем Божьем суде (Иак. 2:8–12). Люди будут оправданы на суде не за свои добрые дела, а по милости, так как «милость превозносится над судом» (стих 13). Вне любви и милости Христа, принятой с верой и благодарностью, никто не может спастись.