IV. Комментарии Елены уайт

Обсуждая священнодействия, мы сосредоточили внимание на Священном Писании. В данный раздел статьи мы включили ряд ключевых высказываний Елены Уайт для более углубленного исследования данной темы.

А. Крещение

1. Значение священнодействий

«Таинства крещения и Вечери Господней являются двумя монументальными столпами, один из которых внутри и один вне Церкви. В этих таинствах Христос начертал имя истинного Бога» (Евангелизм, с. 273).

«Крещение — это самый священный и важный обряд, и люди должны вполне понимать его значение. Он означает покаяние во грехах и начало новой жизни во Христе Иисусе. Здесь не должно быть неуместной поспешности в принятии таинства. Пусть родители и дети принимают во внимание необходимую цену. Соглашаясь на крещение своих детей, родители дают святой обет самим себе быть верными управителями детей, наставлять их в деле формирования характера. Они обещают с особым интересом оберегать этих овечек стада, чтобы они не бесчестили веру, которую исповедуют» (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 93).

2. Необходимость

«Христос сделал крещение входом в Свое духовное Царство. Он сделал его непременным условием, которое должны выполнить все, кто желает находиться во власти Отца, Сына и Святого Духа. Принимающие священнодействие крещения тем самым публично заявляют о том, что отреклись от мира и стали членами царской семьи, детьми небесного Отца» (Удивительная благодать Божья, с. 143).

3. Шаг к обращению

«Ясно намеченными шагами к обращению являются покаяние, вера во Христа как Искупителя мира, вера в Его смерть, погребение и воскресение, проявленные в крещении, и в Его вознесение на небо, где Он ходатайствует за грешников» (Статья в журнале «Молодежный руководитель, 1 февраля 1874 г.).

4. Требуется покаяние

Обращаясь к молодежи, Елена Уайт заявила: «Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши. Вам нельзя терять времени. Небо и бессмертие — самые ценные сокровища, их нельзя приобрести, не прилагая (435) со своей стороны усилий. Какой бы непорочной ни была ваша жизнь, вам нужно, как грешникам, предпринять ко спасению необходимые шаги. От вас требуется покаяться, уверовать и креститься. Христос был абсолютно праведен, однако Он, будучи Спасителем мира, дал человеку пример, предприняв шаги, которые Он требует и от грешника, чтобы тот стал дитятей Божьим и наследовал вечность» (Свидетельства для Церкви, т. 4 с. 40).

«Иоанн Креститель пришел проповедовать истину, и проповедь его убеждала грешников и приводила их к обращению. Они войдут в Царство Небесное прежде тех, кто, кичась своей праведностью, отверг это важное предупреждение. Мытари и блудницы были невежественными, фарисеи же были образованными людьми и знали путь истины. И тем не менее они отказались следовать по пути, который ведет к Царству Божьему. Истина, которая должна была быть запахом живительным к жизни, стала запахом смертоносным к смерти. Грешники, возненавидевшие самих себя, получили крещение из рук Иоанна» (Наглядные уроки Христа, с. 277).

5. Христос как пример

«Покорно приняв священнодействие крещения, Христос показал грешнику один из важных шагов на пути к истинному обращению. У Христа не было грехов, которые нужно было бы омывать, но, согласившись стать заместителем человека, Он принял на Себя его грехи, которые были Ему вменены. „Ибо не знавшего греха Он сделал для нас грехом, чтобы мы в Нем сделались праведными перед Богом» (ин. пер.). Хотя Бог принимает Христа как заместителя грешника, Он дает грешнику шанс выдержать проверку, которую не выдержал Адам, с помощью поддерживающей его Божественной силы Христа» (статья в журнале «Молодежный руководитель», февраль 1874 г.).

6. Обет

«Все, исповедующие себя последователями Христа, совершая этот шаг [крещение], обязуются жить так, как Он жил. Однако путь, которым идут многие, претендующие на это высокое исповедание, далек от того, чтобы находиться в согласии с великим Эталоном. Они избирают путь по собственным несовершенным меркам и не подражают примеру Христова самоотречения или Его жертвенной жизни во благо других» (Ревью энд Геральд, 16 августа 1881 г.).

«Все предусмотрено для того, чтобы кающийся человек, предпринимающий необходимые для обращения шаги, получил прощение. Когда он крестится во имя Отца, Сына и Святого Духа, эти три великие силы обязуются всячески помогать ему. Со своей стороны человек, входящий в воду, чтобы быть погребенным в подобие смерти Христа и воскреснуть в подобие Его воскресения, обязуется поклоняться истинному и живому Богу, выйти из мира и отделиться, а также соблюдать закон Иеговы» (Проповеди и беседы, т. 1, с. 321).

7. Подготовка кандидатов

«Перед крещением нужно тщательно расспросить кандидатов об их жизни. Пусть эта беседа будет не холодной и сдержанной, но доброжелательной и нежной; укажите новообращенным на Агнца Божьего, Который берет на Себя грех мира. Доведите до разума кандидатов на крещение требования Евангелия» (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 95, 96).

«Приготовление к крещению — это вопрос, которому необходимо уделять особое внимание. Новообращенных следует тщательно наставить в ясном „так говорит Господь*4. Необходимо читать и пункт за пунктом объяснять им Слово Господа» (Евангелизм, с. 308).

8. Ответственность родителей

«После добросовестного труда, если вы удовлетворены тем, как ваши дети понимают смысл обращения и крещения и что они уже являются поистине обращенными, пусть они будут крещены. Но, я повторяю, прежде всего приготовьте себя к служению верных пастырей, чтобы направлять стопы неопытных детей на узкий путь послушания. Бог должен действовать через родителей, чтобы они могли подавать своим детям правильный пример в любви, обходительности, христианском смирении и в полной отдаче себя Христу. Если вы даете свое согласие на крещение ваших детей и затем позволяете им поступать по их выбору, не сознавая особого долга хранить их стопы на прямой стезе, значит, вы сами будете нести ответственность в том случае, если дети утратят веру, мужество и интерес к истине» (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 94, 95).

Б. Вечеря Господня и священнодействие ногоомовения

1. Соблюдать с благодарением

«Обряд омовения ног и Вечери Господней, в его простоте и духовности, должен соблюдаться с подлинной серьезностью и с благодарностью в сердце. Участвующие в нем не должны расходовать все силы ума и тела на внешние формы и церемонии. Все силы ума и органов тела должны быть свежими и участвовать в деле Евангелия, чтобы вести души от греха по пути восхождения к святости. Это священнодействие учит нас сберегать все силы ума и души, все способности и эмоции для того, чтобы нести иго Христа, устанавливать с Ним партнерские отношения и стремиться спасать души, гибнущие без Бога и без надежды в этом мире» (Ревью энд Геральд, 21 июня 1898 г.).

2. Пасха

«Пасха указывала на прошлое избавление сынов Израилевых и была также прообразом, указывающим на будущего Христа, Агнца Божьего, закланного ради искупления падшего человека. Кровь, которой кропили на косяки дверей, предвосхищала искупительную Кровь Христа, а также указывала на непрерывную зависимость грешного человека от заслуг этой Крови в смысле безопасности от власти сатаны и в смысле окончательного избавления. Христос вкусил пасхальную трапезу с учениками (436) непосредственно перед Своим распятием и в ту же ночь установил священнодействие Вечери Господней, чтобы оно соблюдалось в память о Его смерти. Пасха соблюдалась в ознаменование избавления сынов Израилевых из Египта. Она была одновременно воспоминанием и прообразом будущего. Образ встретился с реальностью, когда Христос, Агнец Божий, умирал на кресте. Он оставил священнодействие для воспоминания о событиях Своего распятия» (Дух пророчества, т. 1, с. 201).

3. Переход

«В четырнадцатый день месяца, вечером, праздновалась Пасха, торжественные впечатляющие церемонии которой служили напоминанием об освобождении народа из египетского рабства и указывали на будущую жертву, которая должна освободить людей от рабства греха. Когда Спаситель отдал жизнь на Голгофе, Пасха утратила свое значение, но была учреждена Вечеря Господня как память о том же событии, прообразом которого являлась Пасха» (Патриархи и пророки, с. 539).

4. Смысл и назначение

«Здесь наш Спаситель установил Вечерю Господню, которая должна была часто праздноваться, чтобы в памяти Его последователей не изглаживались торжественные сцены Его предательства и распятия за грехи мира. Он хотел, чтобы Его последователи сознавали свою непрестанную зависимость от Его Крови в деле спасения» (Знамения времени, 25 марта 1880 г.).

5. Совершение священнодействий

«Каждый церковный обряд нужно проводить так, чтобы он возвышал и участников, и зрителей. Следует избегать всего банального и дешевого и не допускать того, чтобы происходящее низводилось до уровня заурядного события. Нужно учить наши церкви с большим уважением и почтением относиться к священному богослужению. Поскольку служители совершают обряды, связанные с богопочитанием, они при этом воспитывают и готовят людей. Маленькие дела, которые воспитывают, обучают и дисциплинируют душу для вечности, имеют огромное значение в деле возвышения и освящения церкви» (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 97).

6. Дары

«Преломляемый хлеб и чистый виноградный сок должны символизировать ломимое Тело и пролитую Кровь Сына Божьего. Квасной хлеб не должен появляться на столе для Вечери; только пресный хлеб правильно изображает Вечерю Господню. Не должно использоваться ничто перебродившее» (Ревью энд Геральд, 7 июня 1898 г.).

«Преломляемый хлеб символизировал ломимое Тело Христово, отданное ради спасения мира. Вино символизировало Его Кровь, пролитую для очищения грехов всех тех, кто будет приходить к Нему за прощением и принимать Его как своего Спасителя» (Знамения времени, 25 марта 1880 г.).

7. Запрет исключительности

«Пример Христа не позволяет нам отстранять кого–либо от участия в Вечере Господней. Да, открытый грех исключает виновного. Этому ясно учит Святой Дух. В остальных же случаях никто не вправе выносить решение о чьей–то неготовности. Бог не позволил людям судить, кому дано участвовать в Вечере, а кто этого недостоин. Ибо кто может читать в сердце? Кто может отличить пшеницу от плевел?» (Евангелизм, с. 277).

8. Неправильное проведение священнодействий

«Коринфяне далеко ушли от простоты веры и согласия в церкви. Они продолжали собираться на богослужения, но их сердца были отчуждены друг от друга. Они извращали истинный смысл Вечери Господней, проводя ее в значительной степени по образу и подобию идолопоклоннических праздников. Они собирались для воспоминания о страданиях и смерти Христа, но превращали это в повод для веселья и эгоистичного наслаждения» (Жизнь апостола Павла, с. 170).

9. Священнодействие омовения ног: его назначение

«Цель этого служения — напомнить о смирении нашего Господа и уроках, которые Он преподал, омыв ноги Своим ученикам. Человек склонен оценивать себя выше, чем брата своего, трудиться для себя, служить себе, искать самого высокого места; и зачастую злые подозрения и душевная горечь возникают по всяким пустякам. Это священнодействие, предшествующее Вечере Господней, призвано удалить эти недоразумения, вывести человека из этого себялюбивого самолюбования и привести его к духовному смирению — тому состоянию, в котором он сможет омыть ноги своему брату. Не в Божьих планах откладывать это служение, потому что кто–то считается недостойным участвовать в нем. Господь омыл ноги Иуды. Он не отказал ему в месте за столом, хотя знал, что он выйдет из–за этого стола, чтобы сыграть свою роль в предательстве Господа. Люди не могут сказать, кто достоин, а кто нет. Они не могут читать тайны души. Им не следует говорить: я не буду присутствовать на этом священнодействии, если в нем будет участвовать тот–то или тот–то. Бог не предоставил людям право решать, кто может приходить для участия в этом служении» (Ревью энд Геральд, 31 мая 1898 г.).

«Христос дал Своим ученикам понять, что не омовение ног очищает их от греха; но это служение смирения проверяет, насколько очищено их сердце. Если сердце чисто, это будет подтверждено в процессе совершения данного действия. Он омыл ноги Иуды, но при этом сказал: „Вы чисты, но не все». Иуда привнес в эту сцену свое сердце предателя, и Христос открыл всем, что знает о его намерении предать своего Господа и что омовение ног не есть то священнодействие, которое может очистить душу от нравственной скверны» (там же, 14 июня 1898 г.).

«„Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам». В этом заключен (437) наглядный урок: „И вы должны умывать ноги друг другу. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете». Нельзя относиться к этому священнодействию формально и механически. Его истинная цель — научить смирению» (там же).

10. Не следует откладывать омовение ног

«Священнодействие омовения ног не должно откладываться из–за того, что некоторые верующие по исповеданию не очистились от своих грехов. Христос знал сердце Иуды и, тем не менее, омыл его ноги» (там же).