VIII. Пророческий дар и закрытый канон

Существуют серьезные опасения, что если пророческий дар продолжил действовать по окончании первого столетия нашей эры, это может поколебать авторитет Слова Божьего Ветхого и Нового Завета. Из–за этих опасений многие из тех, кто верит, что пророческий дар продолжит свое действие до пришествия Христа, полагают, будто этот дар играет второстепенную роль в Церкви. Некоторые понимают слова 1 Кор. 14 следующим образом: весть от «христианского пророка» должна: (1) оцениваться Церковью; (2) она не несет в себе Божественного авторитета, то есть не является повелением от Господа, и (3) ее можно либо принять, либо отвергнуть. Далее они утверждают, будто христианское пророчество не является таким же авторитетным в Церкви, как дар учительства, ибо учительство освещает Слово Божье, тогда как христианское пророчество не имеет канонического авторитета.

Мы должны быть все время на страже и следить за тем, чтобы другие новейшие документы не бросали вызова авторитету Священного Писания. Библия ни в коем случае не должна обесцениваться, и нельзя выдвигать любые доктринальные учения, которые шли бы вразрез с Писанием. Внимательное изучение пророческого дара (450) после закрытия канона должно помочь христианам избежать этих ловушек.

А. Письменное неканоническое пророчество и закрытый канон

Вне всякого сомнения, опыт апостолов уникален в двух отношениях. Во–первых, они были очевидцами воплощенного Бога. Иоанн восхищался той честью, которая была оказана ему и его собратьям апостолам: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась» (1 Ин. 1:1,2).

Во–вторых, апостолам было дано преимущество записать свой опыт, когда они находились под Божественным вдохновением Святого Духа. «И мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, — о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам… И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна» (стихи 2–4).

Опыт апостолов уникален и неповторим, но он записан для нашей пользы. То, что они видели и слышали, было высшим откровением Бога (Евр. 1:1, 2), и через их летопись читатели новозаветного канона могут в какой–то степени впитать в себя их опыт. Труды апостолов, заканчивающиеся Книгой Откровение, являются завершенным каноном.

Хотя предупреждение, содержащееся в Откр. 22:18, 19, запрещает добавлять что–либо к словам пророчества Книги Откровения или отнимать что–либо от них, в этом заключительном отрывке новозаветного канона изложен важный принцип. Отсюда вытекает, что абсолютно недозволительно вносить изменения и в другие книги канона. Однако не следует недооценивать возможность дальнейшего Божественного откровения.

Если учесть, что письменное пророчество существует в двух видах, каноническом и неканоническом, тогда становится понятно: Бог способен властно обращаться к Своему народу посредством пророческого дара и после закрытия канона, не умаляя при этом авторитета и значимости последнего. Елена Уайт, которую адвентисты седьмого дня признают Божьей избранницей, получившей дар пророчества, подчеркивала эту мысль, когда указывала, что Писания выявляют группу людей, получивших пророческий дар, но не имевших ничего общего с написанием Библии:

«И когда работа над составлением канона Писания была завершена, Святой Дух продолжал просвещать, предостерегать и утешать детей Божьих» (Великая борьба, viii).

Б. Предназначение постканонического пророческого дара

Признав, что Бог по–прежнему говорит авторитетно со Своим народом несмотря на закрытие библейского канона, необходимо определить связь между литературным каноническим пророчеством и литературным неканоническим пророчеством, а также назначение последнего в опыте Церкви. Наверно, самый сильный способ представить эту связь и назначение — исследовать отношение к Библии со стороны литературного неканонического пророка.

1. Возвышать Писание

Елена Уайт относилась к Писаниям совершенно иначе — не так, как Джозеф Смит или Мэри Бейкер Эдди. Если они считали свои труды превосходящими Библию, Елена Уайт наделяла высшим авторитетом именно Слово Божье. В следующем высказывании обобщаются ее взгляды на Библию: «В Своем Слове Бог сообщил человечеству все, что необходимо знать для спасения. Священное Писание должно быть принято как авторитетное и безошибочное откровение Его воли. С ним следует соизмерять наши поступки, оно должно служить путеводителем к истине и эталоном нашей жизни» (Великая борьба, vii).

Библия названа схемой и путеводителем к вечности (Избранные вести, т. 1, с. 15). В проповедях и посредством печатной страницы Елена Уайт то и дело возвышала Слово перед людьми, будучи уверена в том, что это единственное правило веры и жизни. Подчеркивая тот факт, что Слово Божье необходимо ценить и его нужно исполнять, она полностью отвергала мысль о том, что свет, данный ей через пророческий дар, должен занять место Библии (Избранные вести, т. 3, с. 29).

2. Разъяснять Писание

Хотя Елена Уайт претендовала на вдохновение Святого Духа, равное тому, которое испытывали библейские писатели, — «Святой Дух является Автором Писания и Духа пророчества» (Избранные вести, т. 3, с. 30) — она признавала, что является литературным неканоническим пророком. То, что она была вдохновлена написать, несет на себе Божественный авторитет, но: (1) это не должно противоречить Писанию: «Дух дан не для того, чтобы заменить собой Библию, ибо Писание ясно говорит о том, что Слово Божье является мерилом всякого учения и чувства» (Великая борьба, vii), и (2) разъяснять Писание: «Библии уделяется мало внимания, и Господь дает меньший свет, чтобы подвести людей к свету большему» (Избранные вести, т. 3, с. 30).

Иисус сказал Своим ученикам, что, когда придет Святой Дух, Он поведет их к более полному пониманию всей истины (Ин. 16:13). Елена Уайт отмечала: «Тот факт, что Бог открыл Свою волю людям, вовсе не означает, что они больше не нуждаются в указаниях Святого Духа и не имеют потребности в Его постоянном присутствии. Напротив, Спаситель обещал, что Дух откроет Слово Его рабам, освятит и изъяснит его смысл и поможет использовать его в жизни. И поскольку Дух Божий вдохновил авторов Библии, невозможно, чтобы наставления Духа противоречили Слову» (Великая борьба, vii).

3. Применять Писание

Елена Уайт указывала, что Писания изобилуют принципами правильной христианской жизни и что ее свидетельства, как общие, так и личные, написанные под вдохновением Святого Духа, предназначены для того, чтобы привлечь внимание к этим библейским принципам. Ее (451) свидетельства не являются новым откровением, но излагают ясные уроки жизни, как они представлены в Писании для: (1) исправления заблуждений, (2) более ясного понимания правильного пути и (3) чтобы ни у кого не было оправданий (Избранные вести, т. 3, с. 31).

4. Обличать и предостерегать Церковь

Елена Уайт указывала на то, что Бог считал обличения и предупреждения важной частью ее пророческого служения. Она (1) непрерывно обличала Церковь и отдельных людей; (2) предостерегала против заблуждений, в которые они уклонялись как в вере, так и в образе жизни, и (3) призывала всех вернуться к более тесным взаимоотношениям с Богом и более глубокому исследованию Его Слова (Избранные вести, т. 1, с. 46–48).

5. Защищать от доктринальных заблуждений

Вдохновляемая тем же Духом, который вдохновлял библейских писателей, и подчеркивая тот факт, что богодухновенные Писания не могут противоречить друг другу, но находятся в совершенном согласии, Елена Уайт далее отмечала: «Библия должна быть вашим советником. Исследуйте ее вместе со свиедетельствами, данными Богом, потому что они никогда не противоречат Его Слову» (Избранные вести, т. 3, с. 32).

Если «Свидетельства не говорят в соответствии со Словом Божьим, отвергните их. Христос и Велиар не могут находиться в согласии» (там же, 32, 33).

Полностью согласные с Библией, вести Елены Уайт защищали Церковь адвентистов седьмого дня от принятия доктринальных заблуждений и помогали утверждать ее членов в библейской истине.