IX. Проверка пророческого дара

Человеческая семья оказалась вовлеченной в космическую борьбу между двумя духовными силами (см. III). В рамках этой великой борьбы силы зла используют все средства, находящиеся в их распоряжении, чтобы обманывать людей и неправильно представлять Бога, используя даже лжепророков для достижения своей цели. Иисус предостерегал: «Восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24:24). По этой причине Иоанн говорит Церкви, что необходимо проверять притязания на пророческий дар: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4:1).

Четыре главных критерия применимы к любому, кто претендует на дар пророчества. Необходимо выполнить все четыре, прежде чем пророческий дар может быть принят как истинный.

А. «Обращайтесь к закону и откровению»

Первый критерий сравнивает учение того, кто претендует на Дух Пророчества, с учением священного канона. Этот принцип был изложен Моисеем, когда он сказал Израилю: «Если восстанет среди тебя пророк… и скажет:… „пойдем вслед богов иных…» то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего… А пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего» (Втор. 13:1–5). Много веков спустя Исаия подчеркивал тот же принцип, когда наставлял Израиль не слушать медиумов или колдунов, а обращаться вместо этого «к закону [тора] и откровению [или свидетельству]». Он настаивал на том, что источник информации, который не говорит, как это слово, не имеет в себе света (Ис. 8:20).

Поскольку Библия является источником истины, авторитетным и безошибочным откровением воли Божьей, а также истинного вероучения, мерилом характера и всякого опыта, все то, что претендует на пророческий дар, должно согласовываться со Словом. Елена Уайт писала: «Поскольку Дух Божий вдохновил авторов Библии, невозможно, чтобы наставления Духа противоречили Слову» (Великая борьба, vii).

Любое учение, наставление или пророчество, расходящееся с тем, что говорится в Библии, должно быть отвергнуто, ибо оно не исходят от Духа Божьего.

Б. Пророки познаются по их плодам

Иисус вводит второй критерий: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их» (Мф. 7:15–20). Содержание вести пророка, а также влияние его (ее) личной жизни свидетельствуют о происхождении этой вести. Образ жизни того, кто имеет подлинный пророческий дар, будет согласовываться с библейскими учениями.

Кроме того, все должны принимать во внимание тот плод, который приносят люди, следующие учению человека, претендующего на пророческий дар. Если жизнь того, кто претендует на пророческую миссию, и его учение согласуется с Библией, он соответствует второму критерию.

В. Исполнившиеся предсказания

Хотя предсказание будущего — не главное дело истинного пророка, необходимо уделять внимание предсказаниям. Как уже отмечалось, пророчество может быть либо условным, либо безусловным (см. VII). Бог сказал Израилю, что когда пророк предсказывает что–либо во имя Господа и предсказание не сбывается, то пророк тот говорил по своей самонадеянности (Втор. 18:21, 22). Точно так же Иеремия сказал царю Седекии, что когда пророк делает предсказание и оно исполняется, то это истинный пророк (Иер. 28:9). Однако Бог предусмотрел еще и условное пророчество (18:7–10).

Во многих пророчествах ясно изложены условия их исполнения, а в других никаких условий не существует. На основании Иер. 18:7–10 становится понятно, что Божьи обетования благословений или угрозы наказания основываются на условиях, которые либо ясно изложены, либо подразумеваются. Исполнение пророчества зависит от отклика на пророческую весть.

Следовательно, необходимо тщательно исследовать предсказания, принимая во внимание принцип условности. (452) Кроме того, всякий, кто претендует на пророческий дар, должен удовлетворять трем другим критериям.

Г. Пророк исповедует Христа

Наставляя христиан испытывать духов, которые побуждают людей говорить, и предупреждая их против лжепророков, Иоанн добавляет: «Духа Божия [и духа заблуждения] узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога» (1Ин. 4:2,3).

Этот критерий гораздо шире, чем просто вера в то, что Иисус когда–то жил на земле. В самом полном смысле он охватывает все, чему Библия учит об Иисусе: что Он истинно Бог и истинно человек, что Он существует от вечности и что Он есть Слово Божье, ставшее слышимым. Иисус есть Творец и Создатель неба и земли, Источник жизни и Свет всего человечества. Он был безгрешным и рожденным от девы. Он умер искупительной смертью за грешников, воскрес в теле, вознесся на небо и воссел одесную Отца, служит как Первосвященник в небесном святилище и вскоре вернется на землю, чтобы навеки уничтожить грех и забрать Свой верный народ на небо. Этот критерий тесно связан с первым критерием. Истинный пророк будет говорить в согласии с законом и откровением.

Д. Дополнительное свидетельство о пророческом даре

Помимо четырех главных критериев, перечисленных выше, несколько дополнительных особенностей помогают отличить истинных пророков от ложных.

1. Физические проявления

Писание порой отмечает физические явления, связанные с откровениями, которые дарованы Святым Духом. Есть нечто общее в том, что происходило с Даниилом (Дан. 10) и Валаамом (Чис. 24). Иоанн упоминает некоторые из них в связи с откровениями, полученными на острове Патмос (Откр. 1; см. IV.B.1).

2. Своевременность пророческой вести

Хотя в Библии изложены всеобъемлющие предсказания, охватывающие длительные периоды времени, большая часть вестей, обращенных к детям Божьим и записанных в Библии, связана с непосредственным положением народа Божьего. Они возвещались как раз в то время, когда люди больше всего нуждались в руководстве. То же самое относится и к постканоническому предназначению дара пророчества.

3. Определенность и бесстрашие вестника

Смелость и отвага, с которой истинный пророк говорит во имя Божье, дает уверенность народу, что Бог действительно изрек то или иное слово. Поскольку пророк возвещает обличительные вести, его не может не пугать неудовольствие народа, но Господь укрепляет его. Когда Бог призывал Иеремию на пророческое служение, то сказал: «А ты препояшь чресла твои, и встань, и скажи им все, что Я повелю тебе; не малодушествуй пред ними, чтобы Я не поразил тебя в глазах их. И вот, Я поставил тебя ныне укрепленным городом, и железным столбом, и медною стеною на всей этой земле, против царей Иуды, против князей его, против священников его и против народа земли сей. Они будут ратовать против тебя, но не превозмогут тебя; ибо Я с тобою, говорит Господь, чтобы избавлять тебя» (Иер. 1:17–19).

4. Возвышенная духовная природа вестей

Хотя вести истинного пророка могут касаться общих жизненных вопросов, они всегда будут иметь возвышенную природу и никогда не будут содержать ничего вульгарного ни по форме, ни по содержанию. Даже в обличительных вестях пророки будут привлекать умы людские к возвышенным духовным принципам для созидания и укрепления их взаимоотношений с Богом.

5. Практическая природа вестей

Во Втором послании к Тимофею Павел подчеркивает практический характер вестей, посылаемых Богом и записанных в Писаниях, как «полезных для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16, 17). Точно так же любая истинная пророческая весть не будет содержать нелепые умствования, странные фантазии или бессмысленную, бессвязную речь.