X. Проявления пророческого дара в последнее время

Из Писаний становится ясно, что пророческий дар должен присутствовать среди народа Божьего до конца времени.

А. Свидетельство Иоиля

Иоиль говорит об обильном излитии Божьего Духа на Его народ: молодые люди будут видеть видения, старики вразумляться снами, а сыновья и дочери — пророчествовать (Иоил. 2:28, 29). Он даже устанавливает временные рамки для этого события. Будут происходить космические явления: солнце помрачится, а луна сделается как кровь. Бедствия на земле загадочно описываются как «кровь, и огонь, и столпы дыма». Все это должно непосредственно предшествовать «дню Господнему, великому и страшному» (стихи 30,31).

Как и все первые христиане в целом, Петр расценивал Первое пришествие Христа как наступление последних дней (Евр. 1:2; 9:26; 1 Кор. 10:11; 1 Петр. 1:20) и применял пророчество Иоиля к опыту Пятидесятницы (Деян. 2:16–21), связывая дар пророчества с даром языков.

Пророчество Иоиля о грядущем пророческом даре рассматривается в контексте раннего и позднего дождя (Иоил. 2:23–32). Освежающие, несущие жизнь осенние дожди, которые давали возможность семени прорастать (453) и пускать корни, называются ранним дождем. Весенний дождь, который помогал зерну налиться в колосьях и поспеть к жатве, назван поздним дождем. Это явление в палестинском сельскохозяйственном цикле символизирует духовную отраду, которую Бог дарует Своему народу посредством Своего Духа (Ос. 6:3). Петр, твердо веря в то, что живет в последние дни, пережил ранний дождь. Поздний дождь еще только должен излиться на народ Божий в конце времени (см. Остаток/Три ангела V.Д.).

Б. Свидетельство Иисуса

Иисус сказал, что явятся лжепророки, которые будут пророчествовать во имя Его, а затем попросят о том, чтобы их впустили в Его Царство; в тот день Он скажет им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:15–23). Эти лжепророки будут активно действовать в последнее время, показывая знамения и чудеса и пытаясь прельстить, если возможно, и избранных (Мф. 24:24). Тот факт, что эти пророки последнего времени названы «ложными», означает, что будут присутствовать и истинные.

В. Свидетельство Павла

Павел начинает 1 Кор. с заверения о том, что духовные дары будут оставаться у последователей Христа до дня Его возвращения. Среди этих даров упоминается «свидетельство Христово» (то мартурион тоу Христоу [1 Кор. 1:6–8]). Поскольку Павел говорит о духовных дарах, данных Духом, «свидетельство», о котором здесь идет речь, также необходимо рассматривать как дар. Павел говорит, что, получив «свидетельство Христово», коринфяне теперь не нуждаются в духовных дарах.

Выражение «свидетельство Христово» можно понимать двояко. Во–первых, свидетельство о Христе было возвещено среди коринфян посредством проповеди апостола Павла. С другой стороны, Христос был источником полученного «свидетельства». Toy Христоу можно понимать либо как объективный родительный падеж («Христу» или «о Христе»), либо как субъективный родительный падеж («Христа» или «от Христа»). Если здесь имеет место субъективный родительный падеж, то это перекликается с тем, что Иоанн пишет в Откровении. Имея дар «свидетельства Христова», коринфские христиане не нуждались ни в каких духовных дарах.

Павел еще раз подчеркивает свои наставления коринфянам, в своем обращении к ефесской церкви (Еф. 4:11–13).

Бог даровал Своей Церкви дар духовных служений, которые включают в себя апостолов, пророков, евангелистов, пасторов и учителей. Эти дары даны для того, чтобы вооружить последователей Христа всем необходимым на дело служения. Подобное оснащение будет продолжаться до тех пор, пока все не придут в: (1) единство веры, (2) познание Сына Божьего, (3) совершенство и (4) меру полного возраста Христова. По всей видимости, Павел устремляет свои взоры на день возвращения Христа, когда Его желание в отношении Церкви полностью реализуется.

Г. Свидетельство Иоанна

В Откровении Иоанн подтверждает библейское учение о том, что пророческий дар не только продолжится после его ухода из жизни, но и будет проявляться в Церкви в конце времени. Представляя пророческую картину духовной битвы, которая уже была определена как великая борьба (см. III), Иоанн связывает народ Божий с пророческим символом красивой женщины (Откр. 12:1, 2). Силы зла, представленные в символе большого красного дракона, намереваются погубить ее Младенца при родах, но Он оказывается вознесенным к престолу Божьему (стихи 3–5).

Не в силах погубить Младенца, дракон обращает свою ярость на жену, пытаясь уничтожить ее в течение веков, которые последовали за вознесением Иисуса. Наконец, он пытается погубить Остаток ее семени в конце времени (стихи 13–17). Остаток от семени этой жены имеет свидетельство Иисусово (стих 17). Здесь, как и в 1 Кор. 1:6, родительный падеж является субъективным, то есть свидетельство берет начало в Иисусе. Именно так в Откр. 1:2,9 понимается «свидетельство Иисуса Христа».

В Откр. 19:10 поясняется смысл тен мартуриан Иэсоу. Ангел говорит: «Я — сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово (тен мартуриан Иэсоу); Богу поклонись». Ангел, сопровождающий Иоанна, называет себя его «сослужителем», а также сослужителем его собратьев, держащих или имеющих свидетельство Иисуса, которое есть «дух пророчества». Тот факт, что термины «свидетельство Иисусово» и «дух пророчества» суть синонимы слова «пророк», со всей очевидностью вытекает из Откр. 22:9, где сопровождающий ангел повторяет сделанное ранее высказывание, но заменяет словом «пророк» фразу «свидетельство Иисусово»: «Я — сослужитель тебе и братьям твоим пророкам».

Иоанн ясно дает понять, что Остаток, сохраняющий свидетельство Иисусово, имеет также и пророческий дар.