III. Поддельные дары

Иногда люди говорят об «извращении» духовных даров. Это может вводить в заблуждение. Павел заверяет нас, что Святой Дух выбирает человека, которому дается конкретный дар. «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:11). Маловероятно, что Дух дарует какой–либо дар человеку, злоупотребляющему им или искажающему этот дар, ибо Павел говорит. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2:14). Духовные дары даются для служения, а не для самоублажения.

Если и можно извратить подлинные дары, то, вне всякого сомнения, это будет сделано из эгоистичных соображений. Так, корыстолюбие пробудило желание Симона Волхва купить у Петра власть передавать Святой Дух всякому, кому он пожелает (Деян. 8:19). Жажда наживы заставила пророка Валаама устроиться на службу к Ва лаку, царю моавитскому, который хотел с его помощью проклясть Израиль (Чис. 22–24).

То, что на первый взгляд кажется извращением духовных даров, в действительности оказывается поддельными дарами. Это становится ясно, если иметь в виду природу великой борьбы. Духовные дары даются ради миссии и служения — для созидания и укрепления Царства Божьего, а также для наступления на царство сатаны и его разрушения. Хорошо продуманный шаг со стороны врага заключается в том, чтобы подделать дары, данные Богом для созидания, укрепления Его Церкви и ниспровержения сатанинского царства, а затем использовать подделки для своих личных целей в великой борьбе. Получающие поддельные дары думают, что были крещены Святым Духом, хотя на самом деле в них действует не Дух Божий (см. Великая борьба, I—VI).

А. Пророчество

Как показывает ветхозаветная история, в последнее время мало что изменилось в том, как сатана подделывает духовные дары. Описанные в Ветхом Завете лжепророки не извращают истинный дар пророчества — это чистый подлог, уловка дьявола, чтобы по возможности вводить в заблуждение и смущать.

Израиль рано познакомился с подделкой. Валаам был истинным Божьим пророком, но к тому времени как он появился в истории Израиля, он уже утратил истинный дар из–за того, что впал в грех алчности. Продолжая притворяться Божьим пророком, он стал лжепророком, подделкой (Патриархи и пророки, с. 439).

Израиль также получил предупреждение: «Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его» (Втор. 18:22).

Много веков спустя этот критерий истинного пророка, изложенный во Второзаконии, привел к конфронтации между Иеремией и Аланией. Иеремия пророчествовал, что иудеи, уведенные в вавилонский плен, возвратятся в Палестину после 70 лет (Иер. 25:11, 12; 29:10). Анания пророчествовал во имя Господа, что они вернутся через два года (Иер. 28:3). Иеремия сказал народу, что, если бы исполнилось слово пророка, пророчествующего мир, они бы знали, что Господь говорил через него. Затем Иеремия сделал второе предсказание о том, что Анания умрет в том же году (Иер. 28:9,16). Оба предсказания Иеремии исполнились: Анания умер в седьмом месяце (стих 17), а пленники вернулись после 70 лет рабства.

Но если слово истинного пророка не исполняется, значит ли это, что он стал лжепророком или ложным пророком? Вовсе необязательно, ибо Бог изложил принцип условного пророчества (см. VII).

Б. Чудеса

Иисус не только предупреждал о появлении лжепророков в последнее время (Мф. 7:15–20; 24:24), но также и против ложных чудотворцев: «Многие скажут Мне в тот день: „Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: „Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие»» (Мф. 7:22, 23).

«В тот день» многие, претендующие на то, что творят чудеса во имя Его, попытаются войти в Царство, но не возмогут. Эти чудотворцы, которых Иисус определяет как делателей беззакония, не извратят истинный дар чудотворения, ибо как делатели беззакония они не могли обладать этим даром. Скорее, они играли на руку великому обольстителю, и их чудеса были поддельны.

Павел именно это и предсказал, когда писал к фессалоникийцам: «Того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами (445) ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения» (2 Фес. 2:9, 10).

Иоанн указывает на то, что подготовка к Армагеддону основана на обмане. Три демонических духа, действующие через своих представителей, подделывают дар чудес и обольщают мировых лидеров сыграть активную роль в последней битве между добром и злом (Откр. 16:13,14).

В. Языки

Дар языков может быть подделан, как и дары пророчества и чудотворения. Изначальный дар в день Пятидесятницы заключался в совершенном говорении на человеческих языках. Произнесение звуков, которые нельзя соотнести ни с одним из человеческих языков, есть не извращение подлинного дара, а его подделка.

Акцент на языках в современном пятидесятническом движении можно расценивать как искажение их надлежащего места во всеобъемлющем Божьем плане. Например, пятидесятники говорят, что, поскольку первым проявлением силы Святого Духа было «сверхъестественное говорение на иных языках», языки должны рассматриваться «нормативным доказательством пятидесятнической силы в жизни христиан» (7, с. 40).

Но Павел спрашивает: «Все ли говорят языками?» (1 Кор. 12:30). Употребление наречного отрицания не в греческом варианте его вопроса служит доказательством того, что он подразумевает отрицательный ответ на поставленный вопрос. Тот же апостол говорит: «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (стих 11). Утверждение, будто все должны говорить языками, ибо это якобы знамение крещения Святым Духом, суть искажение учения Павла, изложенного в 1 Кор. 12 и 14, тогда как произнесение звуков, не имеющих отношения ни к одному из человеческих языков, является подделкой.

Связывать обладание даром (дарами) с полномочиями было бы искажением учения Павла о духовных дарах. Энтузиасты из Коринфа могли злоупотреблять даром языков, превознося себя над всеми. В результате духовные полномочия, выраженные в глоссолалии, стали анархией и угрожали самосознанию общины. Шацманн отмечает: «Можно с полным основанием сказать, что харизматические полномочия отдельного верующего становятся значимыми, только когда они подчинены харизматическим полномочиям всей общины» (19, с. 99).